Файл: Конструирование и расчет нежестких дорожных одежд..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 276

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Союздорнии, МАДИ ['9,36], ряд экспериментов за рубежом показали, что при слоях, не обладающих сопротивлением изгибу (дискретных),- величину у EJEn правильнее принимать равной 1,т. е. руководство­ ваться при распределении давлений теорией Буссинеска для однород­ ного полупространства.

 

Использование

ранее принимаемого коэффициента

а =

1 приводит

к

повышенному

требуемому

модулю

упругости,

хотя

соотношение

Еобщ к Ев мало отличается от точных

решений. Действительно, в ре­

зультате интегрирования выражения для деформации

 

 

 

 

оо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/ = —

\

 

 

ги—\«"

получается [14]:

 

 

 

 

 

 

 

D

 

 

 

 

 

 

 

l =

+

==

 

 

 

dz

 

 

 

 

 

 

 

0,66

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

dz

 

 

 

(III.10)

 

 

F

I

 

a

 

 

 

/ £ в \ о , з з 2 '

 

 

 

 

z — hs + hj

 

 

 

 

 

0

l + D 2

Uh)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/ в

— деформация

верхнего

слоя;

/ н

— деформация

нижележащего

 

полупространства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вводим обозначения

\ ~ \

 

—пн

а, — w-~= х'.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

D 2

 

 

 

 

Тогда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л/anEi

J 1 + * 3

VaElfi

D

r

 

 

 

Аналогично

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т / а

£ H

\ 2

 

 

 

 

 

 

 

откуда

 

 

 

 

 

•-^Л arctg/a ^ «

 

 

 

PD

 

 

1

(Ш.11)

 

VaDK

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если принять, что среда однородна, но имеет ту же деформацию с двух

слойной системой, то можно принять Ев

= Ея = Ео6щ. Отсюда

 

 

pD

п

(111.12)

 

Л/а £ 0 б щ

2 '

 

 

,

г-

я

pD

(III.13)

 

 

 

 

п р и а = 1

£ о б щ = _ . ^ - ;

(III. 14)

 

 

 

 

при а = 2,5

£ о б щ

= ^

201

 

 

 

 


Подставляя

/ из формулы

I I I . 11 в формулу

( I I I . 13), получим

 

 

'общ "

 

 

.—

hB

(III.15)

 

 

 

 

1 —

 

 

 

 

 

arctg \/ а

п —

 

 

 

 

 

 

 

D

 

По формуле

I I 1.15

можно

построить

график зависимости

Еобща,

Еобщв

от hJD

и EJEB

при разных значениях а и п. Значения по это­

му графику для Еобщ при а =

2,5 и п =

|/EJE2

несколько выше, чем

по более точным решениям Б. И. Когана, Бурмистера и других за счет

неучтенного коэффициента

Пуассона [х, и требуют введения коэффи­

циента 1 — и2 в формулы

I I I . 13 и I I I . 14. Поэтому в дальнейшем при­

няты выводы по более точным формулам теории упругости.

Если взять а = 2,5 и л

= 1, т. е. принять, что верхний слой не об­

ладает сопротивлением изгибу, то по формуле III.15 получим диаграм­

му для двухслойного полупространства, в которой распределение дав­ лений осуществляется по закону Буссинеска. Соотношения общих модулей упругости -С^щ при распределении давлений по Буссинеску

(т.

е.

при отсутствии сопротивления изгибу в верхнем слое)

и по

Б.

И.

Когану

(наличие

сопротивления изгибу в верхнем

слое,

 

 

 

 

h

Е

 

рис.

11.11 ) при

различных

^ и

видны из табл. III . 4 . Разница тем

заметнее, чем больше толщина слоя и соотношение модулей упругости

верхнего и нижнего слоев

полупространства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

I I I . 4

h

3,5

4

5

6

 

7.5

10

15

D

 

 

общих

модулей

упругости

-Еддщ

по Буссинеску и Б. И. Когану

Соотношение

0,25

I

1

1

1

 

0,89

0,87

0,85

0,50

1

0,92

0,88

0,87

0,80

0,75

0,72

1

1

0,91

0,84

0,84

0,75

0,69

0,64

2

• 1

0,88

0,83

0,8

 

0,75

0,68

0,62

Неучет

указанного явления

дважды

(на

разделе

грунт — песок

и песок — щебень) при некоторых средних значениях и обычных кон­ струкциях приводит при расчете по старому методу Союздорнии к уве­ личению требуемого модуля деформации в 1,5 раза (я/2) за счет полу­ ченного эмпирическим путем коэффициента а — 1 вместо 2,5.

При пользовании как приближенными, так и точными формулами интегрирование деформаций выполняют в пределах всего полупро­ странства, тогда как, согласно опытам, деформирование ниже так на­ зываемой активной зоны (4,5—5) D фактически не происходит в ре­ зультате влияния собственного веса нижележащего грунта и дефор­ мации отстают в некоторой степени от напряжения (на 10—15%). Это должно ввести определенные коррективы в выражение для прогиба

202


и общего модуля упругости. Поэтому величины соотношений общих модулей упругости E0(jm по Буссинеску и Б. И. Когану, взятые в рам­ ку (см. табл. III.4), мы предлагаем не учитывать, принимая их рав­ ными единице.

§ Ш.4. Сопоставление решений для двухслойной и трехслойной систем

До сих пор все расчеты и рассуждения ограничивались в основном двухслойной конструкцией. На самом же деле дорожная одежда пред­ ставляет собой совокупность четырех и более слоев. В настоящее время вопрос о многослойных системах принципиально решен, но тре­ бует сложных вычислений, доступных только счетным машинам. Рас­ четы для трехслойной системы сделаны в СССР. М. Б. Корсунским и А. Г. Булавко, в Англии — Джонсом и Питти, в США — Бурмистером и его последователями.

Нужно установить, насколько необходимы подобные сложные вы­ числения и нельзя ли ту же задачу решить более простыми путями. Как было указано выше, строгое решение с применением фактических модулей упругости отдельных слоев имеет смысл только в том случае, если все слои одежды обладают способностью сопротивляться изгибу или если соотношения модулей любого верхнего слоя и всего нижнего полупространства не превосходит 3,5. В противном случае нужно вво­ дить коррективы, понижающие общий модуль упругости конструк­ ции, что было показано в табл. I I I . 4. С этой точки зрения очень заман­ чиво применение определения общего модуля упругости по двум слоям аналогично тому, как это сделано в методе Союздорнии. Однако воз­ никает предположение, что такой способ расчета вносит большую ошиб­ ку, так как по мере перехода от слоя к слою теоретически неправильно оставлять один и тот же диаметр передающей давление площадки. В действительности ее размеры все время возрастают по мере рас­ пространения напряжений по глубине. В то же время это возрастание неопределенно, так как на поверхности нагрузка распределяется до­ статочно равномерно, а с глубиной эпюра распределения напряжений меняется.

Чтобы раскрыть влияние на результаты расчета изменения пло­ щади распределения давлений по глубине, были проведены соответ­ ствующие вычисления и сопоставления. С этой целью сопоставлены

результаты

расчетов для трехслойной

конструкции по М. Б. Корсун-

скому и Джонсу

с последовательными

расчетами

по парным

слоям

по Б. И. Когану

или Бурмистеру. При

широком

диапазоне

толщин

и модулей упругости отдельных слоев

{ E J E 2 от 1,8 до 15; Е23

от 2 до

21; Е^щ/Ех

от 0,14 до 0,8, где Elt Е2,

Е3

— модули упругости соответ­

ствующих слоев сверху вниз) разница между расчетами по трехслой­ ной системе и по дважды повторенным двухслойным системам не пре­ вышает 9—10 %, а в среднем колеблется от 5 до 6%. При этом разница может быть положительная и отрицательная. В случае последователь­ ных расчетов по двухслойной системе общий модуль упругости в боль-

»шинстве случаев получается ниже, чем при расчете по трехслойной

203


системе (табл.'III.5). Такие же результаты получаются при сопостав­ лении многослойной системы, построенной по принципу изменения мо­ дуля упругости по экспоненциальному закону (гл. 17), для которого имеется точное решение Когана, с последовательным расчетом по сло­ ям. При расчетах для получения данных для-табл. III.5 величина D принята 34 см.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

I I I . 5

 

 

Ei

Ег

E o 6 m / £ l п р и

Р а с ч е т а х

 

hi

h2

трехслойной

двухслойной

Разница,%

Ег

Ег

 

 

системы

системы

 

 

 

 

 

 

15

30 *

1,8

7

3050*

2680*

—9,2

16

16

2

5

3540*

3200*

•-9,6

20

40

5

10

3800*

3500*

—8,0

"id

24 -

2

2

0,48

0,44

—8,3

10

24

2

5

0,305

0,277

—9,2

10

42

3

5

0,285

0,26

—8,8

7

27

5

5

0,14

0,13

—7,2

10

24

5

5

0,248

0,14

—5,4

10

24

5

10

0,102

0,10

- 1 , 5

10

24

15

21

0,17

0,17

0

10

24

15

5

0,77

0,85.

+ 9,1

20

48

5

5

0,243

0,266

+ 9 , 5

10,5

40

2

20

0,178

0,17

—4,5

8

68

2

10

0,34

0,33

—3,0

* Приведены значения ^общ без деления на

Ег.

Из приведенных данных становится очевидным, что стремление

получить точное решение для многослойной

дорожной одежды не мо­

жет являться первоочередной задачей исследований, так как численные значения модулей упругости грунтов и конструктивных слоев дорож­ ных одежд приняты в ряде случаев с большей неточностью, чем воз­ можная ошибка от применения приближенного метода расчета [21]. Как известно, на величины модулей упругости грунтов и материалов существенное влияние оказывают влажность, плотность, вес выше­ лежащих слоев, а для материалов, содержащих органическое вяжущее, большую роль играют температура и длительность действия нагрузки. Все эти факторы не всегда удается учесть с достаточной точностью.

Применение послойного расчета удобно также и тем, что облегчает введение поправочных коэффициентов, согласно табл. III . 4, необхо­ димых в случаях, когда верхний слой в данной паре слоев с учетом повторного действия нагрузки не обладает сопротивлением изгибу (щебень, гравий, песок и т. п.). При расчете по многослойной системе отдельные авторы рекомендуют понижать модуль верхнего слоя до (3,5—4,5) Ен, что в случае толстых слоев дает для общего модуля зна­ чения более низкие, чем при распределении давлений по Буссинеску. Объясняется это тем, что, понижая модуль по условиям изгиба, не учитывают влияние сжатия слоев,

204