Файл: Конструирование и расчет нежестких дорожных одежд..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 281

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

HI . 2

 

 

 

 

 

Расчетные нагрузки на ось

 

Нагрузка

 

10

9

9,5

12

8,2

10

13

d D

(Н-Р)

(Н-13)

(Н-10)

(Н-30)

(AASHO)

(Франция)

(Франция)

 

 

на ось,

Т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коэффициенты для приведения различных автомобилей к

расчетной

 

 

 

 

 

нагрузке

 

 

4

 

100

0,02

0,04

0,03

0,01

0,05

0,028

0,0045

6

 

140

0,10

0,20

0,15

0,05

0,30

0,08

0,013

7

 

150

0,25

0,30

0,30

0,08

0,55

0,15

0,025

8

 

160

0,37

0,55

0,40

0,14

1,0

0,31

0,05

9

 

170

0,50

1,0

0,75

0,25

1,5

0,56

0,09

9,5 •

 

180

0,67

1,0

0,33

—.

10

 

196

1,0

2,0

1,5

0,50

2,25

1,0

0,16

12*

 

200

.—

3,0

4,0

12

 

215

2,0

4,0

1,0

3,4

0,55

13

 

206

3,0

4,5

45,0

7,0

6,2

1,0

33**

 

310

30

60

15,0

 

 

 

*По опытам AASHO.

** Не более 25—30 автомобилей в сутки.

билей. Для сопоставления в таблицу внесен ряд расчетных нагрузок, применяемых в СССР, и некоторые расчетные нагрузки, распростра­ ненные за рубежом.

Разница в значениях коэффициентов, на которые надо множить фактическое количество проходящих автомобилей, в основном заклю­

чается в том, что принимаются

различные исходные величины для р

и D. Нами приняты реальные автомобили. В опытах AASHO все ав­

томобили имели р = 5 кПсм2.

Кроме того, суточное число проходов

было одинаковым250—300 по одной полосе.

Как

указано

в

I I 1.1, при установлении нормативного прогиба

можно

исходить

из суточного

движения на последний год службы

покрытия (наиболее

распространенный в СССР способ), а также из

суммарного количества автомобилей, которые должны пройти за пол­ ный срок службы 2 А/. Если на дороге движение не возрастает или растет незначительно, рекомендуется использовать в расчете величину суммарного движения.

По нашим наблюдениям суммарное движение за 15 лет службы по­ крытия может быть принято равным (4000—5000) N, где N—наиболь­ шее суточное движение в расчетный период (весенний). Такие зависи­ мости имеются и по зарубежным данным.

§ I I 1.3. Основные положения теории расчета

по величине нормативного прогиба

Нормативный прогиб может зависеть от двух факторов: 1) от пре­ дельного относительного удлинения верхних связанных слоев (покры­ тия или верхнего слоя основания) и 2) от наступления пластической

196


деформации в грунте земляного полотна, как это видно из рис. II 1.4. Какой из этих факторов окажется преобладающим, зави­ сит от толщины слоев и соотношения их модулей упругости и грунта земляного полотна.

При преобладающем первом факторе имеется теоретическая формула М. Б. Корсунского [21], при втором — эксперимен­ тальная формула проф. Н. Н. Иванова [14, 15]. Выше (см. гл. 2) были приведены исследования, проведенные в ГДР и во Франции по второму фактору.

Нормативный

прогиб

/ (см.

формулу

II 1.3) меняется

с изменением

отношения

nID и л = | / Г Евн

. По М. Б. Корсунскому

относительный прогиб

 

 

\ = — =

h

„ 0 , 9 D

(III.5)

D

 

2,95 — arctg2

nh

 

 

D

 

Удельное даЬление на поберхности

Рис. III.4. Общая зависи­ мость вертикальной дефор­ мации дорожной одежды или грунта от удельного давления на поверхности:

/ — прочный материал; 2— ме ­ нее прочный материал;

/ — зона упругих дефор­ маций; / / — зона пласти­ ческих деформаций

где е п р — предельное относительное удлинение покрытия.

По Н. Н. Иванову

А

arctg п —,

(Ш.6)

 

 

 

 

где А — коэффициент,

зависящий от типа

покрытия

и интенсивности

движения.

 

 

 

 

 

В табл. I I 1.3 приведены значения Я при Л = 0,11.-

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а I I I . 3

 

 

 

h/D

 

 

£ н

1

 

1.5

 

2

 

 

Я

 

 

 

 

 

 

 

5

0,8

 

0,9

 

0,95

10

0,9

 

1,0

 

1,05

15

1,0

 

1,05

 

1,10

Зависимости II 1.5 и II 1.6 справедливы при двухслойных конструк­ циях. При этом формула I I I . 5 предназначена для слоев, обладающих сопротивлением растяжению. Однако обе формулы могут быть приме­ нены и для обычных многослойных конструкций при их приведении к двухслойным.

Для проверки на изгиб покрытия или покрытия и верхнего слоя основания в данный момент удобнее пользоваться не предельно до­ пустимыми прогибами и относительными удлинениями, а изгибающими напряжениями внизу слоев, обладающих сопротивлением изгибу,

197


для которых в настоящее время даны графики Б. И. Когана и М. Б. Корсунского [21,22], приведенные на рис. III . 5 . Из этого рисунка видно, насколько важно для понижения напряжений в покрытии обеспечить при любых отношениях Евя хорошее сцепление его с основанием, особенно при толщине покрытия до 0,25 D, т. е. 8—9 см. Если речь идет о напряжении в верхнем слое основания на границе с нижележа­ щими слоями при условии, что верхний слой сопротивляется изгибу (обработан вяжущим), то необходимо или присоединить к слою осно­ вания эквивалентную ему по жесткости толщину покрытия (см. гл. 13), или воспользоваться методом расчета М. Б. Корсунского [21].

Предельно допустимый прогиб под колесом расчетного автомобиля, обусловленный вторым фактором—возникновением пластической де­ формации в грунте земляного полотна, как видно из приведенных выше данных ГДР и Франции, а также из формул (III.3) и (III.4), зависит от жесткости и толщины слоя основания. Поэтому можно назначать конструкцию исходя из прочности грунта земляного полотна, нара­ щивая на него слои таким образом, чтобы напряжения на грунт и на промежуточные слои не превосходили каких-либо предельно допускае­

мых с учетом перегрузок, условий работы, неоднородности материалов. При этом верх­ ние, более жесткие, слои проверяют и на из­ гиб с учетом усталости.

 

0,125 0,25

0J0

1,0

2,0

 

Относительна) тещина

 

 

покрытия!

 

Рис.

111.5.

Растягиваю­

щие напряжения

на

ниж­

ней

поверхности

слоев,

работающих

на

 

изгиб

при р = 1

кГ/см2.

На

кри­

вых

показано

отношение

модуля

упругости

верх­

него слоя Ев к общему

модулю

упругости

ниже­

лежащих слоев Еп.

Пунк­

тиром

показаны

растя­

гивающие

напряжения

при

частичном

проскаль­

зывании

 

слоев

 

(по

М.

Б.

 

Корсунскому).

Сплошными

линиями

по­

казаны

растягивающие

напряжения

при совмест­

ной

работе

слоев

(по

 

Б.

И.

Когану)

 

 

На рис. I I 1.4 наглядно показано, как с уменьшением жесткости грунта меняется де­

формация,

при которой нарушается прямо­

линейная

зависимость между

напряжениями

и деформацией, т. е. возникают

пластические

сдвиги. Это подтверждает положение, что предельные упругие деформации должны быть в известной степени различны при разных грунтах и нижних слоях основания. Из опы­ тов, проведенных в СССР, а также за рубе­ жом, известно, что относительно жесткие ос­ нования (песок, гравий, грунты, обработанные цементом, и т. п.) могут понижать предель­ ный прогиб на поверхности одежды на 15— 20%. Невысокие насыпи на слабых нижеле­ жащих слоях, например на болотах, способ­ ствуют повышению нормативного прогиба в 1,5—2 раза (работы В. М. Сегеркранца и дру­ гих в Таллинском политехническом институте).

Графики, приведенные на рис. III.3, по­ лучены по результатам многочисленных ис­ пытаний для средних условий при общей тол­ щине дорожной одежды Я, равной (1—2) D для суглинистых и супесчаных грунтов зем­ ляного полотна. Введение в них поправок целесообразно только в отдельных случаях после специальных исследований.

198


Опыт показывает, что разные.значения предельных деформаций даются в основном не для разных грунтов, а для различных покрытий и верхних слоев основания. Объясняется это тем, что ограничение об­ щей деформации диктуется не одним переходом деформации грунтов из упругой стадии в пластическую, а также и излишним прогибом верх­ них слоев, вызывающим разрушение от изгиба.

Дело не только в самой пластической деформации, а в том, что при ее накоплении под воздействием повторных нагрузок неминуемо раз­ рушение покрытия. При более жестких-грунтах и материалах нижних слоев (пески, гравелистые материалы, грунты, укрепленные мине­ ральным вяжущим) верхние более жесткие слои при сравнительно низ­

ком соотношении

Евн имеют пониженные

прогибы и напряжения,

как это видно из рис. III.4 и формул

III.5 и

III.6. При менее жестких

грунтах земляного

полотна (см. рис.

III.4),

а следовательно, и более

высоком соотношении Евн упругий прогиб и напряжения от изгиба возрастают и могут превзойти допускаемые значения. Поэтому при та­ ких грунтах нельзя допускать деформации исходя только из отсут­ ствия сдвигов, вызывающих пластические деформации, а нужно учи­ тывать также прочность верхних слоев на изгиб. Это позволяет осно­ вываться в расчете на величинах прогибов, полученных эксперимен­ тально, в то время как сопротивления сдвигу в полевых условиях из­ мерить трудно.

На рис. 1.1 показаны схемы напряжений, которые возникают в мно­ гослойной конструкции любого типа, т. е. жесткого и нежесткого до предельного ее равновесия.

На нижней поверхности слоев возникают наибольшие растягиваю­ щие усилия, а вверху максимальные сдвигающие. Если, например, второй слой состоит из дискретных (несвязных) материалов, облада­ ющих лишь зацеплением, то он практически не способен воспринимать растягивающие напряжения и распределение напряжений происходит аналогично таковому в однородном полупространстве и, следовательно, деформации возрастут. С другой стороны, если грунт земляного полот­ на очень податлив по сравнению с нижним слоем основания (соотно­ шение их модулей составляет 8—10), а толщина слоя основания не­ значительна, возможно нарушение устойчивости нижнего слоя осно­ вания и еще большие концентрации напряжений и повышение дефор­ маций. Оба случая приводят к уменьшению общего модуля упругости системы.

Расчет конструкций всех типов, казалось

бы, можно

выполнять

по одной схеме, т. е. определять напряжения

в слоях,

обладающих

сопротивлением изгибу; однако практически это применимо без всяких оговорок только к цементобетонным покрытиям и основаниям, у ко­ торых сопротивление изгибу почти не изменяется от изменения тем­ пературы и характера приложения нагрузок. Применительно к мате­ риалам, обработанным органическими вяжущими, у которых сопро­ тивление изгибу в значительной степени зависит от температуры, продолжительности приложения нагрузки, а также от возрастающих с повышением пластичности усталостных свойств, это положение тре­ бует большой осторожности. Сейчас уже можно считать доказанным,

199


что коэффициент уменьшения длительной прочности пропорционален mlgiV, где т — коэффициент пластичности, а N — суточная интен­ сивность движения автомобилей, приведенных к расчетным. Для ос­ нований, укрепленных минеральными вяжущими, температура и про­ должительность воздействия практического влияния не оказывают, но усталостные явления и прочность сильно зависят от морозоустой­ чивости и водонасыщения.

В настоящее время в теории упругости нет удобных решений для определения напряжений и деформаций в четырехслойной системе. Приходится приводить ее к трехслойной системе или последовательно пользоваться каждыми двумя слоями. Необходимо выяснить, какой метод для этого более удобен и точен и как учесть, что некоторые слои практически не сопротивляются изгибу.

Сопоставим различные возможные решения. Рассмотрим методы Союздорнии применительно к упругому двухслойному полупростран­ ству. В этом методе сделано предположение, что с точки зрения рас­ пределения напряжений двухслойную систему можно заменить одно­ слойной, но с заменой толщины верхнего слоя hB на некоторую экви­

валентную haKB:

 

Ав = А в | / § ^

(Ш.7)

где £ в —- модуль верхнего слоя; Ев — общий модуль

нижележащих

слоев.

 

Если система работает в упругой стадии, то Ъ = 3. Тогда распре­ деление напряжений в двухслойной системе подчиняется закону Буссинеска для однородного массива.

Более сложная

формула Буссинеска для распределения напряже­

ний была заменена упрощенной зависимостью М. И. Якунина:

 

 

 

.8)

 

1 + а

 

 

 

D

 

где р — удельное

давление под

круглой площадкой

диаметром D;

а — коэффициент, связанный

с закономерностью

распределения

напряжений.

В формуле (III.8)

A8KB = z - A B + A B | / g ,

(Ш.9)

где z — глубина от поверхности покрытия.

Дальнейший анализ показывает, что в пределах упругих деформаций надо принимать а = 2,5. В этом случае формула ( I I 1.8) в большей степе­ ни совпадает с более поздними и более точными решениями для двух­ слойной упругой системы, полученными Б. И. Коганом, М. Б. Кор­ сунский, Бурмистером и др. Многочисленные опыты в Ленфилиале

200