Файл: Конструирование и расчет нежестких дорожных одежд..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 281
Скачиваний: 1
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
HI . 2 |
|
|
|
|
|
|
Расчетные нагрузки на ось |
|
||||
Нагрузка |
|
10 |
9 |
9,5 |
12 |
8,2 |
10 |
13 |
||
d D |
(Н-Р) |
(Н-13) |
(Н-10) |
(Н-30) |
(AASHO) |
(Франция) |
(Франция) |
|||
|
|
|||||||||
на ось, |
Т |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
Коэффициенты для приведения различных автомобилей к |
расчетной |
||||||
|
|
|
|
|
• |
нагрузке |
|
|
||
4 |
|
100 |
0,02 |
0,04 |
0,03 |
0,01 |
0,05 |
0,028 |
0,0045 |
|
6 |
|
140 |
0,10 |
0,20 |
0,15 |
0,05 |
0,30 |
0,08 |
0,013 |
|
7 |
|
150 |
0,25 |
0,30 |
0,30 |
0,08 |
0,55 |
0,15 |
0,025 |
|
8 |
|
160 |
0,37 |
0,55 |
0,40 |
0,14 |
1,0 |
0,31 |
0,05 |
|
9 |
|
170 |
0,50 |
1,0 |
0,75 |
0,25 |
1,5 |
0,56 |
0,09 |
|
9,5 • |
|
180 |
0,67 |
— |
1,0 |
0,33 |
— |
— |
—. |
|
10 |
|
196 |
1,0 |
2,0 |
1,5 |
0,50 |
2,25 |
1,0 |
0,16 |
|
12* |
|
200 |
— |
.— |
3,0 |
— |
4,0 |
— |
— |
|
12 |
|
215 |
2,0 |
4,0 |
1,0 |
— |
3,4 |
0,55 |
||
13 |
|
206 |
3,0 |
4,5 |
45,0 |
— |
7,0 |
6,2 |
1,0 |
|
33** |
|
310 |
30 |
60 |
15,0 |
|
|
|
*По опытам AASHO.
** Не более 25—30 автомобилей в сутки.
билей. Для сопоставления в таблицу внесен ряд расчетных нагрузок, применяемых в СССР, и некоторые расчетные нагрузки, распростра ненные за рубежом.
Разница в значениях коэффициентов, на которые надо множить фактическое количество проходящих автомобилей, в основном заклю
чается в том, что принимаются |
различные исходные величины для р |
|||
и D. Нами приняты реальные автомобили. В опытах AASHO все ав |
||||
томобили имели р = 5 кПсм2. |
Кроме того, суточное число проходов |
|||
было одинаковым—250—300 по одной полосе. |
||||
Как |
указано |
в |
I I 1.1, при установлении нормативного прогиба |
|
можно |
исходить |
из суточного |
движения на последний год службы |
|
покрытия (наиболее |
распространенный в СССР способ), а также из |
суммарного количества автомобилей, которые должны пройти за пол ный срок службы 2 А/. Если на дороге движение не возрастает или растет незначительно, рекомендуется использовать в расчете величину суммарного движения.
По нашим наблюдениям суммарное движение за 15 лет службы по крытия может быть принято равным (4000—5000) N, где N—наиболь шее суточное движение в расчетный период (весенний). Такие зависи мости имеются и по зарубежным данным.
§ I I 1.3. Основные положения теории расчета
по величине нормативного прогиба
Нормативный прогиб может зависеть от двух факторов: 1) от пре дельного относительного удлинения верхних связанных слоев (покры тия или верхнего слоя основания) и 2) от наступления пластической
196
деформации в грунте земляного полотна, как это видно из рис. II 1.4. Какой из этих факторов окажется преобладающим, зави сит от толщины слоев и соотношения их модулей упругости и грунта земляного полотна.
При преобладающем первом факторе имеется теоретическая формула М. Б. Корсунского [21], при втором — эксперимен тальная формула проф. Н. Н. Иванова [14, 15]. Выше (см. гл. 2) были приведены исследования, проведенные в ГДР и во Франции по второму фактору.
Нормативный |
прогиб |
/ (см. |
формулу |
II 1.3) меняется |
с изменением |
отношения |
|
nID и л = | / Г Ев/Ен |
. По М. Б. Корсунскому |
||
относительный прогиб |
|
|
|
\ = — = |
h |
„ 0 , 9 D |
(III.5) |
D |
|
||
2,95 — arctg2 |
nh |
|
|
|
D |
|
Удельное даЬление на поберхности
Рис. III.4. Общая зависи мость вертикальной дефор мации дорожной одежды или грунта от удельного давления на поверхности:
/ — прочный материал; 2— ме нее прочный материал;
/ — зона упругих дефор маций; / / — зона пласти ческих деформаций
где е п р — предельное относительное удлинение покрытия.
По Н. Н. Иванову |
А |
arctg п —, |
(Ш.6) |
||
|
|||||
|
|
|
|||
где А — коэффициент, |
зависящий от типа |
покрытия |
и интенсивности |
||
движения. |
|
|
|
|
|
В табл. I I 1.3 приведены значения Я при Л = 0,11.- |
|
||||
|
|
|
|
Т а б л и ц а I I I . 3 |
|
|
|
|
h/D |
|
|
£ н |
1 |
|
1.5 |
|
2 |
|
|
Я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
0,8 |
|
0,9 |
|
0,95 |
10 |
0,9 |
|
1,0 |
|
1,05 |
15 |
1,0 |
|
1,05 |
|
1,10 |
Зависимости II 1.5 и II 1.6 справедливы при двухслойных конструк циях. При этом формула I I I . 5 предназначена для слоев, обладающих сопротивлением растяжению. Однако обе формулы могут быть приме нены и для обычных многослойных конструкций при их приведении к двухслойным.
Для проверки на изгиб покрытия или покрытия и верхнего слоя основания в данный момент удобнее пользоваться не предельно до пустимыми прогибами и относительными удлинениями, а изгибающими напряжениями внизу слоев, обладающих сопротивлением изгибу,
197
для которых в настоящее время даны графики Б. И. Когана и М. Б. Корсунского [21,22], приведенные на рис. III . 5 . Из этого рисунка видно, насколько важно для понижения напряжений в покрытии обеспечить при любых отношениях Ев/Ея хорошее сцепление его с основанием, особенно при толщине покрытия до 0,25 D, т. е. 8—9 см. Если речь идет о напряжении в верхнем слое основания на границе с нижележа щими слоями при условии, что верхний слой сопротивляется изгибу (обработан вяжущим), то необходимо или присоединить к слою осно вания эквивалентную ему по жесткости толщину покрытия (см. гл. 13), или воспользоваться методом расчета М. Б. Корсунского [21].
Предельно допустимый прогиб под колесом расчетного автомобиля, обусловленный вторым фактором—возникновением пластической де формации в грунте земляного полотна, как видно из приведенных выше данных ГДР и Франции, а также из формул (III.3) и (III.4), зависит от жесткости и толщины слоя основания. Поэтому можно назначать конструкцию исходя из прочности грунта земляного полотна, нара щивая на него слои таким образом, чтобы напряжения на грунт и на промежуточные слои не превосходили каких-либо предельно допускае
мых с учетом перегрузок, условий работы, неоднородности материалов. При этом верх ние, более жесткие, слои проверяют и на из гиб с учетом усталости.
|
0,125 0,25 |
0J0 |
1,0 |
2,0 |
||
|
Относительна) тещина |
|||||
|
|
покрытия! |
|
|||
Рис. |
111.5. |
Растягиваю |
||||
щие напряжения |
на |
ниж |
||||
ней |
поверхности |
слоев, |
||||
работающих |
на |
|
изгиб |
|||
при р = 1 |
кГ/см2. |
На |
кри |
|||
вых |
показано |
отношение |
||||
модуля |
упругости |
верх |
него слоя Ев к общему
модулю |
упругости |
ниже |
||||
лежащих слоев Еп. |
Пунк |
|||||
тиром |
показаны |
растя |
||||
гивающие |
напряжения |
|||||
при |
частичном |
проскаль |
||||
зывании |
|
слоев |
|
(по |
||
М. |
Б. |
|
Корсунскому). |
|||
Сплошными |
линиями |
по |
||||
казаны |
растягивающие |
|||||
напряжения |
при совмест |
|||||
ной |
работе |
слоев |
(по |
|||
|
Б. |
И. |
Когану) |
|
|
На рис. I I 1.4 наглядно показано, как с уменьшением жесткости грунта меняется де
формация, |
при которой нарушается прямо |
|
линейная |
зависимость между |
напряжениями |
и деформацией, т. е. возникают |
пластические |
сдвиги. Это подтверждает положение, что предельные упругие деформации должны быть в известной степени различны при разных грунтах и нижних слоях основания. Из опы тов, проведенных в СССР, а также за рубе жом, известно, что относительно жесткие ос нования (песок, гравий, грунты, обработанные цементом, и т. п.) могут понижать предель ный прогиб на поверхности одежды на 15— 20%. Невысокие насыпи на слабых нижеле жащих слоях, например на болотах, способ ствуют повышению нормативного прогиба в 1,5—2 раза (работы В. М. Сегеркранца и дру гих в Таллинском политехническом институте).
Графики, приведенные на рис. III.3, по лучены по результатам многочисленных ис пытаний для средних условий при общей тол щине дорожной одежды Я, равной (1—2) D для суглинистых и супесчаных грунтов зем ляного полотна. Введение в них поправок целесообразно только в отдельных случаях после специальных исследований.
198
Опыт показывает, что разные.значения предельных деформаций даются в основном не для разных грунтов, а для различных покрытий и верхних слоев основания. Объясняется это тем, что ограничение об щей деформации диктуется не одним переходом деформации грунтов из упругой стадии в пластическую, а также и излишним прогибом верх них слоев, вызывающим разрушение от изгиба.
Дело не только в самой пластической деформации, а в том, что при ее накоплении под воздействием повторных нагрузок неминуемо раз рушение покрытия. При более жестких-грунтах и материалах нижних слоев (пески, гравелистые материалы, грунты, укрепленные мине ральным вяжущим) верхние более жесткие слои при сравнительно низ
ком соотношении |
Ев/Ен имеют пониженные |
прогибы и напряжения, |
|
как это видно из рис. III.4 и формул |
III.5 и |
III.6. При менее жестких |
|
грунтах земляного |
полотна (см. рис. |
III.4), |
а следовательно, и более |
высоком соотношении Ев/Ен упругий прогиб и напряжения от изгиба возрастают и могут превзойти допускаемые значения. Поэтому при та ких грунтах нельзя допускать деформации исходя только из отсут ствия сдвигов, вызывающих пластические деформации, а нужно учи тывать также прочность верхних слоев на изгиб. Это позволяет осно вываться в расчете на величинах прогибов, полученных эксперимен тально, в то время как сопротивления сдвигу в полевых условиях из мерить трудно.
На рис. 1.1 показаны схемы напряжений, которые возникают в мно гослойной конструкции любого типа, т. е. жесткого и нежесткого до предельного ее равновесия.
На нижней поверхности слоев возникают наибольшие растягиваю щие усилия, а вверху максимальные сдвигающие. Если, например, второй слой состоит из дискретных (несвязных) материалов, облада ющих лишь зацеплением, то он практически не способен воспринимать растягивающие напряжения и распределение напряжений происходит аналогично таковому в однородном полупространстве и, следовательно, деформации возрастут. С другой стороны, если грунт земляного полот на очень податлив по сравнению с нижним слоем основания (соотно шение их модулей составляет 8—10), а толщина слоя основания не значительна, возможно нарушение устойчивости нижнего слоя осно вания и еще большие концентрации напряжений и повышение дефор маций. Оба случая приводят к уменьшению общего модуля упругости системы.
Расчет конструкций всех типов, казалось |
бы, можно |
выполнять |
по одной схеме, т. е. определять напряжения |
в слоях, |
обладающих |
сопротивлением изгибу; однако практически это применимо без всяких оговорок только к цементобетонным покрытиям и основаниям, у ко торых сопротивление изгибу почти не изменяется от изменения тем пературы и характера приложения нагрузок. Применительно к мате риалам, обработанным органическими вяжущими, у которых сопро тивление изгибу в значительной степени зависит от температуры, продолжительности приложения нагрузки, а также от возрастающих с повышением пластичности усталостных свойств, это положение тре бует большой осторожности. Сейчас уже можно считать доказанным,
199
что коэффициент уменьшения длительной прочности пропорционален mlgiV, где т — коэффициент пластичности, а N — суточная интен сивность движения автомобилей, приведенных к расчетным. Для ос нований, укрепленных минеральными вяжущими, температура и про должительность воздействия практического влияния не оказывают, но усталостные явления и прочность сильно зависят от морозоустой чивости и водонасыщения.
В настоящее время в теории упругости нет удобных решений для определения напряжений и деформаций в четырехслойной системе. Приходится приводить ее к трехслойной системе или последовательно пользоваться каждыми двумя слоями. Необходимо выяснить, какой метод для этого более удобен и точен и как учесть, что некоторые слои практически не сопротивляются изгибу.
Сопоставим различные возможные решения. Рассмотрим методы Союздорнии применительно к упругому двухслойному полупростран ству. В этом методе сделано предположение, что с точки зрения рас пределения напряжений двухслойную систему можно заменить одно слойной, но с заменой толщины верхнего слоя hB на некоторую экви
валентную haKB: |
|
А8Кв = А в | / § ^ |
(Ш.7) |
где £ в —- модуль верхнего слоя; Ев — общий модуль |
нижележащих |
слоев. |
|
Если система работает в упругой стадии, то Ъ = 3. Тогда распре деление напряжений в двухслойной системе подчиняется закону Буссинеска для однородного массива.
Более сложная |
формула Буссинеска для распределения напряже |
||
ний была заменена упрощенной зависимостью М. И. Якунина: |
|||
|
|
|
(Ш.8) |
|
1 + а |
|
|
|
|
D |
|
где р — удельное |
давление под |
круглой площадкой |
диаметром D; |
а — коэффициент, связанный |
с закономерностью |
распределения |
напряжений.
В формуле (III.8)
A8KB = z - A B + A B | / g , |
(Ш.9) |
где z — глубина от поверхности покрытия.
Дальнейший анализ показывает, что в пределах упругих деформаций надо принимать а = 2,5. В этом случае формула ( I I 1.8) в большей степе ни совпадает с более поздними и более точными решениями для двух слойной упругой системы, полученными Б. И. Коганом, М. Б. Кор сунский, Бурмистером и др. Многочисленные опыты в Ленфилиале
200