Файл: Конструирование и расчет нежестких дорожных одежд..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 246

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1,10-1,15 1,18—1,28 1,30—1,35
Категория дороги
I
I I
I I I
Т а б л и ц а
Рис. IV.2. Расчетная схема двухслой­ ной системы
Значения а должны определять­ ся из данных по обследованию прочности дорог в расчетный пе­ риод.
Минимальные значения нормированного отклонения t' быть приняты в зависимости от категории дороги (табл. IV. 1).
о
Величина коэффициента надеж­ ности учитывает возможность от­ клонения прочности от среднего значения и определяется по фор­ муле
(IV.6)

могут

I V , 1

f

2,50

2,25

2,00

Эти значения f установлены на основе анализа результатов иссле­ дований свойств грунтов и дорожных одежд.

Если в процессе проектирования отсутствуют данные о величине среднеквадратичного отклонения а, то величину коэффициента надеж­ ности Кв можно принимать в зависимости от категории дороги я = = 1,10—1,35). Значения Кн подлежат дальнейшему уточнению.

Напряженно-деформированное состояние слоистой системы рассчи­ тано Б. И. Коганом [10].

Для двухслойной системы (рис. IV.2), загруженной равномерно распределенной нагрузкой р по площади радиусом г, максимальное

вертикальное смещение

равно

 

 

 

/ м а к с = | - Г « ( 1 - ^ ) ,

( I V . 7 )

 

fci

 

 

где а — коэффициент

приведения

двухслойной

системы к однород­

ному полупространству.

 

 

На рис. IV.3 приведен график для определения а в зависимости от

значений

 

 

 

 

Ei

г

 

 

т =

и — .

 

 

Е0

Н

 

Для расчета осадок многослойной системы принята экспоненциальвая зависимость уменьшения модулей упругости с глубиной (рис. IV.4, см. кривую Ez).

271


Рис. IV.3. График определения коэффициента а для приведения двухслойной си­ стемы к эквивалентному однородному полупространству

Упругий слой, внутри которого модуль упругости изменяется по экспоненциальному закону, расположен на упругом однородном полу­ пространстве с модулем упругости Е0 и коэффициентом Пуассона |х0. В верхней части упругого слоя модуль упругости Ев, в нижней—Е0 . Ко­ эффициент Пуассона слоя \iv Следует заметить, что величина коэффи­ циента Пуассона сравнительно мало влияет на осадки такой системы.

 

 

На

поверхности

слой

загружен

 

.

равномерной

нагрузкой

р

кГ/см2:

2r

\~Z

распределенной по кругу радиуса г,

 

 

 

Ez

= E0e

 

и

,

 

(IV.8)

 

 

где Е0 — минимальный

модуль в

 

 

нижней части дорожной одежды,

 

 

соответствующий модулю грунта

 

 

земляного

полотна,

 

кГ/см2;

 

 

р — коэффициент,

характери­

 

 

зующий

интенсивность измене­

 

 

ния

модуля;

 

 

Я толщина

 

 

одежды,

 

см;

z

— координата

Рис, IV.4. Расчетная схема для мно­

рассматриваемой

 

точки,

см;

Ев — модуль

упругости

верх­

гослойной системы с переменным мо­

ней части слоя,

кГ1см2,

 

дулем

упругости

 

т


При 2 =

0 Ez

= Е0.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При

2 - - = — Я

Ев — Ед

 

е

 

(IV.9)

Зная Ев

и Е0,

можно определить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

P =

l g

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е0

 

 

 

 

 

Для многослойной

системы максимальное вертикальное смещение

 

 

2рг

а

 

а, — f -

а

2рг- а .

(IV.10)

 

 

Ев

 

2(1—p.)

I Х Я

 

 

 

 

 

 

 

 

Г

 

 

ах в за­

На рис. IV.5 приведен график для определения значений

висимости от

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

т ••

 

 

 

 

При расчете и конструировании дорожных одежд по методу ХАДИ максимально используется возможность повышения прочности грунта земляного полотна, что позволяет достичь экономии на более дорогих материалах дорожной одежды.

В связи с этим особо важное значение приобретает регулирование водно-теплового режима, для чего в первую очередь необходимо знать

значения максимальной сезонной влажности

в

полевых

условиях

м а к с температуры t, расчетной влажности Wv

и

модуля

грунта Е0.

1,4

1,5

1,2

1,1

1,0

0,9

0,8

0,7

0,6

0,5

0,4

0,3

0,2

0,1

0

Отношение-?

Рис. IV.5. График для определения коэффициента cti приведения многослойной си­ стемы к эквивалентному однородному полупространству

273


Эти значения можно рассчитать, используя работы В. М. Сиденко[16, 19].

Расчетная прочность грунта полотна Е0 определяется максимальной сезонной влажностью [191

 

г"

 

 

W0 — mz

4Га, + т Т.

• ^ e r f c f

1 _ .(IV.11)

 

 

2 a J

\2УТха1

где W0 — среднее значение осенней влажности грунта полотна в дан­

ном географическом

пункте в долях

единицы; m

коэффициент,

характеризующий интенсивность осенне-зимнего влагонакопления, равный 1 • 10~5 — 2,5 • Ю - 5 1/ч; z — глубина от низа одежды, м; Тх —• продолжительность холодного периода (от даты с влажностью W0 до весеннего максимума), ч; ах — коэффициент влагопроводности двухфазной влаги, м2/ч; Зная № м а к с , можно определить расчетный модуль упругости Е0

грунта "[151:

F — В А

W p = ^ M a K c ( l + / « i Q .

(IV. 12)

(IV.13)

где А — коэффициент, зависящий от рода грунта, равный 40—60 кГ/см2; В •— коэффициент, учитывающий упругие свойства грунта, равный 2—2,5; Wp — расчетная относительная влажность грунта; WMaKC среднемноголетняя максимальная относительная влажность грунта

(см. формулу IV. 11); mx

коэффицициент,

принимаемый в зависи­

мости от категории дороги: 1,25 — для первой

категории, 1,20 —

второй

и 1,15 — третьей;

Cv—коэффициент

 

вариации,

см. [15].

Путем

различных

мероприятий

можно

регулировать

значение

Wмакс

и № р , следовательно, и значения

Е0

 

 

полотна

В некоторых случаях для повышения прочности грунта

необходимо регулировать тепловой

режим.

 

 

 

 

Температурное поле полотна можно рассчитать по формуле [19]:

 

t

-f- tn

oo

exp ( — xT)

sin

z V1. dx

 

 

 

 

 

 

 

 

X2 +C02

 

 

 

 

+

—exp

 

 

sin

(£>T

 

 

 

 

 

 

со

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

mba.!

T + —

erfc

 

 

 

 

 

 

 

z

 

 

 

2 ] /

Та

 

V

па

\ ~4aT

 

 

 

2a

 

 

 

mbax

T +

erfc (

 

 

 

V — e

 

 

(IV.14)

+a—a 1 L

 

 

 

x i

 

 

2a,

\2Ута1

 

 

 

4ar T

 

 

 

 

 

b =

epn V

лах

 

 

 

 

 

 

 

G '

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

274