Файл: Конструирование и расчет нежестких дорожных одежд..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 243

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При

этом

[17]

эпюры максимальной

сезонной

влажности

Wmax

будут различными

(рис. IV. 10, схемы / — / / / ) .

 

 

На

форму

эпюр

влажности

и, следовательно,

на прочность

(рис. IV. 10, схема

IV)

основное

влияние

оказывает

граничный

слой,

непосредственно укладываемый на земляное полотно. При глубоком залегании грунтовых вод (3—4 м) пористый граничный слой (песок, гравий, щебень, горелая порода и др.) снижает Е0 на 50—70% по от­ ношению к дорожной одежде с плотным граничным слоем (битумогрунт, цементогрунт).

Инструкция ВСН 46-60 [21] рекомендует располагать слои с воз­ растающей пористостью сверху вниз. При этом неизбежно граничный слой оказывается пористым. Это ухудшает в условиях IV и V дорожноклиматических зон водный режим и режим прочности. Такой принцип конструирования, по нашему мнению, несколько устарел для современ­ ных одежд в указанных выше зонах и оправдывается лишь для одежд с водопроницаемыми покрытиями (мостовая с песчаным основанием, щебеночные и гравийные покрытия).

В современных практически водонепроницаемых для атмосферных осадков усовершенствованных дорожных конструкциях по условиям водно-теплового режима плотные (по степени паропроницаемости) и малотеплопроводные слои целесообразно располагать в нижних слоях на границе с грунтом земляного полотна.

Выше рекомендуется устраивать слои с большей паропроницаемостью и теплопроводностью, которые обычно обладают большей проч­ ностью. При таком расположении слоев (см. рис. IV. 10, схему IV) наи­ больший перепад упругости водяного пара и тепла будет в нижней

Г

Я

Ж

I

I

ж

Рис. IV.10. Эпюры

 

влаж­

 

 

 

 

 

 

 

ности

для

характерных

 

 

 

типов

дорожных

одежд

 

 

 

и эпюры модулей

упруго­

 

 

 

сти

Е,

теплопроводности

 

 

 

К, паропроницаемости Яп ,

 

 

 

влагопроницаемости

Хж:

 

 

 

1 — пористый

граничный

 

 

 

слой;

2

плотный

гранич­

 

 

 

ный

слой;

3

пароизоля-

 

 

 

ция; 4 — уплотненный

грунт

280



части одежды и влагонакопление

в верхней части земляного полотна

окажется минимальным.

 

 

 

В районах IV и V, а иногда и I I I дорожно-климатических зон целе­

сообразно,

чтобы слоистая

дорожная система была замкнута

сверху

и снизу слабопаропроницаемыми

слоями, ограничивающими активную

диффузию

водяного пара,

как

наиболее подвижную форму

влаги

(см. рис. IV. 10, схему / / / ) . Толщины таких ограждающих слоев можно рассчитать по ранее опубликованным методам [17]. При этом в средней

части дорожной одежды можно расположить

слабоводоустойчивые

и слабопрочные местные дорожно-строительные

материалы.

Особо эффективно применять в слое 4 (см. рис. IV. 10) местные связ­ ные грунты, уплотненные до Ку = 1,0— 1,10 при строительной (на­ чальной) влажности W0, меньшей на 10—20%, чем оптимальная влаж­ ность. При этом слой 4 имеет повышенную прочность и не переувлаж­ няется в процессе службы вследствие изоляции пара сверху и снизу.

Такое конструирование с учетом водно-теплового режима повышает прочность одежд и снижает их стоимость [18]. Применяя те или иные слои, толщины которых назначают водно-тепловым расчетом, и рацио­ нально располагая их в одежде, можно в широких интервалах регу­ лировать водно-тепловой режим (W — 0,5—0,8) и режим прочности

0 = 75—400 кГ/см2).

Современные дорожные одежды должны иметь водонепроницаемое для атмосферных осадков покрытие. Расчет трещиноустойчивости (влагонепроницаемости) на вредное воздействие мороза и влаги ранее опуб­ ликован [17].

Периодическое нагревание и охлаждение, увлажнение и просыхание покрытий, возникающие от атмосферных воздействий, способ­ ствуют нарушению структуры материала и образованию микротрещин. Периодическая повторяемость этих воздействий во времени вызывает возникновение в материалах равнозначных термо- и влажностно упру­ го-пластичных напряжений. Для расчета покрытий на трещиноустойчивость от указанных факторов необходимо определить поля t и №[19] и максимальные значения градиентов At и Д № , вычислить по ним де­ формации и напряжения. Условие трещиноусточивости соблюдается, если s <С е п р (е — максимальное относительное удлинение в растя­ нутой зоне покрытия, вызванное колебанием температуры и влаж­ ности; е П р — предельное относительное удлинение) [19].

На участках дорог в IV и V дорожно-климатических зонах с глубо­ ким залеганием грунтовых вод рекомендуется улучшать водно-теп­ ловой режим земляного полотна и нижних слоев одежды за счет сле­ дующих мероприятий (рис. IV.11).

Тип I . Самый нижний слой одежды целесообразно устраивать из материалов пониженной паропроницаемости (битумогрунт, цементогрунт, грунтощебень). Такой плотный слой способствует снижению диффузии водяных паров в верхней части полотна и ограничивает мак­ симальную относительную влажность грунта величиной 0,70—0,72.

Верхнюю часть земляного полотна желательно устраивать из связ­ ных грунтов и в слое толщиной hx уплотнять при оптимальной влаж-

т


 

 

 

MI

 

 

 

 

 

 

Ml

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а IV . 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У-

 

 

 

 

•^l

Категория

Толщина

слоя А,, л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г-

 

 

 

*

 

 

 

 

 

 

 

 

—t

дороги

 

IV зона

|

 

V зона

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^

I ,

I I

 

0,40

 

 

0,35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

• к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I I I

 

0,35

 

 

0,25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

•С:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ности (рис. IV. 12) до плотности

Рис. IV.11. Расчетные схемы повышения

у

= 1 , 0 — 1,10 от

стандартно­

прочности грунтового

основания

Ерз:

го уплотнения.

 

 

 

 

 

 

1 — дорожная

одежда; 2 — плотный слой ос­

 

 

 

 

 

 

Толщина

слоя /гх

в

зависи­

нования;

3

уплотненный

 

грунт

полотна;

4 — слой

слабопрочных

местных

материалов;

мости от климатических

условий

 

 

 

5 — пароизоляция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

устанавливается

расчетом

и со­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ставляет в среднем от 15—20 о«

 

70

 

 

 

 

700

800

 

 

/ BOO

для

южных

районов

 

рассматри­

 

 

 

 

 

/

 

 

 

 

 

ваемой

территории

до 50 см —

I

ВО

 

 

 

 

/

 

 

 

 

 

/

 

 

для

северных.

Максимальная

 

 

 

 

/

 

 

 

 

/

/

700

относительная влажность

грун­

 

 

 

 

 

/

 

,

 

 

та в этом слое ограничивается

1

 

 

 

 

/

 

 

/

 

/

 

 

 

величиной 0,65—0,68.

 

 

 

k0

 

 

 

/

 

 

/

/

 

 

 

 

 

Толщина

hx

должна

быть

 

 

 

 

 

 

 

 

/

/

 

 

 

не менее значений, приведенных

 

 

 

 

 

 

/ /

 

 

 

 

 

§

W

 

 

/

 

 

 

 

 

 

в табл. IV.3.

 

 

 

 

 

 

 

/

 

/ /

/

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип. I I . Наибольший эффект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

S00

в улучшении водно-теплового ре­

о

го

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

500

жима

достигается,

когда в по­

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лотне устраивают пароизоляцию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

толщиной не менее hn

из - биту-

 

I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

моили цементогрунта.

Толщи­

 

 

 

 

 

0,50

 

 

0,55

 

 

ОМ

ну пп

устанавливают

расчетом,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

она составляет

от 5—6

см для

 

Относительная бпюкнвсть гйинта:

 

 

 

до 10—12 см —

 

 

 

 

 

слоя

 

 

 

г

з

 

 

 

южных районов,

Рис.

IV.12.

Графики

для

определения

для

северных.

Пароизоляцию

 

толщины

уплотненного

грунта:

 

 

В,

устраивают

на

глубине

60—

сплошные

 

линии

— для

грунтов

группы

 

65 см от поверхности

покрытия.

 

 

 

пунктирные — группы Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Она полностью

исключает

про­

никание

жидкой

фазы влаги

 

в одежду

со

стороны

полотна

и до­

пускает

 

лишь частичное

 

проникание водяных

паров. Выше

паро-

изоляции

можно

 

укладывать

 

слой

из

местных

слабопрочных

ма­

териалов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наиболее

эффективно

поверх пароизоляции

устраивать

слой

из

связного грунта, уплотненного до 1,0— 1,10 стандартной плотности при влажности, меньшей, чем оптимальная (относительная влажность 0,50—0,55). При этом прочность грунта возрастает в 1,5—2 раза по сравнению с расчетной прочностью, рекомендуемой ВСН 46-60.

Более подробно вопрос о проектировании

различных мероприятий

по регулированию водно-теплового режима

опубликован в печати

[15-17].

 

282


§IV.3. Расчетные модули упругости грунта

иместных дорожно-строительных материалов

Величины модулей упругости грунтов рекомендуется определять расчетно-вероятностным методом [15].

Установив с помощью зависимости IV. 13 значения Wv по формуле (IV. 12), можно определить Е0. Этот способ позволяет получить наиболее надежные результаты.

При отсутствии полевых или лабораторных данных значения Е0 рекомендуется принимать по табличным данным.

Классификация грунтов, принятая для назначения их модулей уп­ ругости, приведена в табл. IV.4. Численные значения модулей упру­ гости грунтов ХАДИ рекомендует принимать в увязке с мерами по улучшению водно-теплового режима земляного полотна и нижних сло­ ев дорожной одежды. Это влечет за собой определенные различия с мо­

дулями

упругости,

приведенными выше (см. табл. II.7).

В связи

с этим

рекомендации

ХАДИ [15, 16, 19] выделены и даны

не вместе

с табл.

II.7, а в настоящей главе (табл. IV.5). То же относится к моду­

лям упругости ряда местных материалов, применяемых в нижних сло­ ях одежды и не вошедших в табл. 11.10, которые исследованы в ХАДИ (табл. IX.6). Модули упругости остальных материалов приведены в ча­

сти I I (см. табл. II.8 и табл.

11.10).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а I V . 4

Группа

 

Наименование

 

Предел теку­

Число пла­

грунта

 

 

чести, %

стичности, %

А

 

Супеси

и оптимальные смеси

Менее 23

Менее 5

Б

 

Пылеватые пески,

супеси

тяжелые, су­

23—22

5—8

В

-

песи пылеватые, легкие суглинки

 

8—17

Суглинки тяжелые,

тяжелые пылеватые

32—44

 

 

супеси

 

 

 

 

 

17

Г

 

Глины,

тяжелые

пылеватые

суглинки

44

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а I V . 5

Тип

местности по

 

 

 

Дорожно-климатические

зоны

Группа

грунтов

IV

 

V

 

характеру

 

увлажнения

 

 

 

Модули упругости грунтов,

кГ/смг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

л

 

 

650—700

750—850

 

 

 

А

 

 

350—415

415—480

 

 

 

 

 

 

 

 

 

D

 

 

625—675

725—800

 

 

 

 

 

300—360

360—420

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

525—575

625—675

 

 

 

В

 

 

 

 

 

 

 

240—300

300—350

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г

 

 

375—425

450—475

 

 

 

 

 

170—210

210—250

 

 

 

 

 

 

283