части одежды и влагонакопление |
в верхней части земляного полотна |
окажется минимальным. |
|
|
|
В районах IV и V, а иногда и I I I дорожно-климатических зон целе |
сообразно, |
чтобы слоистая |
дорожная система была замкнута |
сверху |
и снизу слабопаропроницаемыми |
слоями, ограничивающими активную |
диффузию |
водяного пара, |
как |
наиболее подвижную форму |
влаги |
(см. рис. IV. 10, схему / / / ) . Толщины таких ограждающих слоев можно рассчитать по ранее опубликованным методам [17]. При этом в средней
части дорожной одежды можно расположить |
слабоводоустойчивые |
и слабопрочные местные дорожно-строительные |
материалы. |
Особо эффективно применять в слое 4 (см. рис. IV. 10) местные связ ные грунты, уплотненные до Ку = 1,0— 1,10 при строительной (на чальной) влажности W0, меньшей на 10—20%, чем оптимальная влаж ность. При этом слой 4 имеет повышенную прочность и не переувлаж няется в процессе службы вследствие изоляции пара сверху и снизу.
Такое конструирование с учетом водно-теплового режима повышает прочность одежд и снижает их стоимость [18]. Применяя те или иные слои, толщины которых назначают водно-тепловым расчетом, и рацио нально располагая их в одежде, можно в широких интервалах регу лировать водно-тепловой режим (W — 0,5—0,8) и режим прочности
(Е0 = 75—400 кГ/см2).
Современные дорожные одежды должны иметь водонепроницаемое для атмосферных осадков покрытие. Расчет трещиноустойчивости (влагонепроницаемости) на вредное воздействие мороза и влаги ранее опуб ликован [17].
Периодическое нагревание и охлаждение, увлажнение и просыхание покрытий, возникающие от атмосферных воздействий, способ ствуют нарушению структуры материала и образованию микротрещин. Периодическая повторяемость этих воздействий во времени вызывает возникновение в материалах равнозначных термо- и влажностно упру го-пластичных напряжений. Для расчета покрытий на трещиноустойчивость от указанных факторов необходимо определить поля t и №[19] и максимальные значения градиентов At и Д № , вычислить по ним де формации и напряжения. Условие трещиноусточивости соблюдается, если s <С е п р (е — максимальное относительное удлинение в растя нутой зоне покрытия, вызванное колебанием температуры и влаж ности; е П р — предельное относительное удлинение) [19].
На участках дорог в IV и V дорожно-климатических зонах с глубо ким залеганием грунтовых вод рекомендуется улучшать водно-теп ловой режим земляного полотна и нижних слоев одежды за счет сле дующих мероприятий (рис. IV.11).
Тип I . Самый нижний слой одежды целесообразно устраивать из материалов пониженной паропроницаемости (битумогрунт, цементогрунт, грунтощебень). Такой плотный слой способствует снижению диффузии водяных паров в верхней части полотна и ограничивает мак симальную относительную влажность грунта величиной 0,70—0,72.
Верхнюю часть земляного полотна желательно устраивать из связ ных грунтов и в слое толщиной hx уплотнять при оптимальной влаж-