Файл: Вычислительные методы в физике плазмы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 272

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

82 Гл. 2. Решение уравнения Власова методами преобразований

такой, что только волна п = 1 оказывалась неустойчивой. Число N выбиралось таким, чтобы включить несколько устойчивых гармоник для обеспечения сходимости рядов Фурье. Результаты численных расчетов показали, что из-за нелинейных эффектов на­ растание прекращается после того, как малая доля энергии пучка перейдет в энергию электрического поля, и что система длитель­ ное время приближается к неоднородному равновесному состоя­ нию. Эта проблема изучалась Армстронгом [12, 13], Грантом и Фиксом [19, 20], а также Армстронгом и Монтгомери [14].

в. Одномерный плазменный диод

Эта задача упоминается нами, поскольку в ней используется метод решения уравнения Власова при менее строгих периодиче­ ских граничных условиях. Метод, использованный Ломэксом [44], включает в себя разложение функции распределения по полиномам Лагерра. Этим методом были получены характеристики диода.

г. Воздействие внешнего электрического поля на электронную плазму

Эта проблема будет обсуждаться в § 4.

д. Эхо плазменных волн

Кроунфилд и Броддас [34] применили метод разложений Фурье — Эрмита для случаев, когда в устойчивую плазму дваж­ ды вносят возмущения в разные моменты времени. В соответ­ ствии с аналитической теорией [23] в более позднее время появляет­ ся «волна-эхо». Форма огибающей волны-эхо, зависимость ее амплитуды от возмущений и величина запаздывания согласуются с предсказаниями аналитической теории. Волна-эхо появляется несмотря на то, что электрическое поле обоих приложенных возмущений убывает из-за затухания Ландау. Возмущения дают незатухающие вклады в функцию распределения, которые могут стать когерентными по фазе и вызвать волну-эхо. Введение сла­ бых «столкновений», которые воздействуют на незатухающую часть функции распределения, сильно уменьшает амплитуду эхо [45, 46]. Предварительные численные результаты при учете столкновений согласуются с предсказаниями аналитической тео­ рии. В дальнейшем планируется исследование режима с больвіими амплитудами.

е. Нелинейные ионно-акустические волны

Эта проблема будет рассмотрена в § 4, п. 3.

§ 4. Обобщение метода разложения Фурье Эрмита

83

ж. Слабая неустойчивость типа «горб на хвосте»

Изложенные в п. 1 методы были недавно применены [16] для начальных условий вида (43). Этот случай соответствует двум редким пучкам электронов (со скоростями ± Vdr), которые про­ ходят через более плотную основную плазму. Конкретной целью такого выбора начальных условий явилось стремление выяснить область применимости квазилинейной теории [47, 29, 31], кото­ рая, по-видимому, применима к слабым неустойчивостям такого типа. Были проделаны вычисления для восьми волн, четыре из

которых были линейно

неустойчивыми (п = 2,

3,

4, 5); волна

п = 1 была устойчивой

и незатухающей, тогда

как

волны п =

— 6, 7, 8 сильно затухали. Как и ожидалось, нелинейные процессы приводили к тому, что «впадина» функции распределения между основной плазмой и пучком заполнялась; результатом, неожи­ данным с точки зрения квазилинейной теории, явилось преобла­ дание в состоянии с большими амплитудами волны с наибольшим инкрементом нарастания. Более 4/5 энергии электрического поля при максимальной амплитуде было сконцентрировано в наиболее неустойчивой волне. Преобладание одной волны было приписано тому факту, что в начальный момент волны возбуждались с ампли­ тудами, примерно в 20 раз меньшими предельной амплитуды, и наиболее быстро нарастающая волна обгоняла другие. Ширина захвата наибольшей волны перекрывала фазовые скорости других неустойчивых волн; следовательно, наибольшая волна была спо­ собна нелинейно «погасить» другие волны. На основе результатов этого исследования можно предположить, что для применимости обычной квазилинейной теории необходимо, чтобы амплитуды начального возбуждения не были слишком малыми по сравнению с предельной амплитудой.

§ 4. О бобщ ен и е м ет ода р а з л о ж е н и я Ф урье Э р м и т а

Основное разложение Фурье — Эрмита, описанное в § 3, можно использовать с соответствующими модификациями для решения более общих вариантов в нелинейной системе уравнений Власо­ ва — Пуассона. Обобщения на случай двух измерений обсужда­ ются в гл. 5, а в этом параграфе мы обсудим только дополнения

кодномерной модели.

Вп. 1 и 2 мы обобщим нашу модель на случай электрических

полей, изменяющихся во времени или стационарных, которые, по предположению, поддерживаются силами, внешними по отноше­ нию к электронной плазме. Обобщение на плазму с подвижными ионами и электронами обсуждается в п. 3. Большая величина отношения массы иона к массе электрона приводит к тому, что явления, связанные в основном с движением ионов, развиваются

6*


84 Гл. 2. Решение уравнения Власова методами преобразований

за гораздо большие времена, чем явления, связанные в основном с движением электронов. Но этой причине движение электронов рассматривается отдельно, а упомянутая модель названа гибрид­ ной моделью.

1. Обобщение на случай внешних полей

Основные электростатические явления в электронной плазме имеют характерные длины порядка электронного дебаевского ради­ уса экранирования и частоты порядка электронной плазменной частоты. Однако в экспериментах встречаются случаи, когда явления не связаны непосредственно с этими масштабами. Такие случаи можно исследовать с помощью представления Фурье — Эрмита при наличии электрического поля или потенциала, кото­ рые сохраняются независимыми от процессов в плазме. Такие независимые поля мы будем называть «внешними полями», чтобы отличать их от полей, которые вычисляются самосогласованно по функции распределения электронов, и будем считать их извест­ ными функциями координат и времени.

а. Включение внешних полей

Распределение электрического заряда в системе определяет электрическое поле Е (или, что эквивалентно, потенциал ф) через уравнение Пуассона

СО

<5б>

— оо

где правая часть дает полную плотность заряда. Как уже исполь­ зовалось в этой главе, «1» в правой части есть нормированная однородная плотность неподвижного ионного фона, а интеграл по скоростям от функции распределения электронов дает плот­ ность заряда электронной плазмы.

Для моделирования эффекта внешнего поля (или потенциала) в нашей системе мы просто добавим в правую часть уравнения (56) «плотность заряда эквивалентного источника», которая в ваку­ уме могла бы дать нужное внешнее поле (потенциал). Обозначим эту дополнительную плотность заряда через р Вн е ш н и будем считать ее известной функцией х и t. Решение связанных уравнений Вла­ сова и Пуассона проводится, как и раньше, но теперь мы решаем скорее смешанную задачу, чем чистую задачу с начальными условиями.

Если разложить новый член в уравнении Пуассона по компо­ нентам Фурье pn (t) и подставить его в преобразованное по Фурье уравнение Пуассона, то вместо соотношения (31) получим следу-

§ 4. Обобщение метода разложения Фурье Эрмита

85

ющеѳ:

 

ПфО.

 

Таким образом, плотность заряда внешнего источника опреде­ ляется коэффициентами Фурье pn (t), являющимися заданными функциями времени для любого частного случая, который мы хотим рассчитать.

В экспериментах с плазмой обычно не контролируют непо­ средственно плотности заряда или электрические поля, а вместо этого измеряют электрический потенциал на разных поверхно­ стях внутри или вокруг плазмы. В частности, мы намереваемся смоделировать эксперимент [48], в котором ряд кольцевых дисков равномерно размещался вдоль и поперек плазменного столба. На диски подавался потенциал, который изменялся синусоидально во времени с высокой частотой, причем потенциалы соседних дисков были сдвинуты по фазе на 180°.

Плотность заряда эквивалентного источника для такого потен­ циала представляет собой ряд б-функций Дирака, знаки которых чередуются и которые зависят от времени как sinco0£. Коэффициен­ ты Фурье рп для такой плотности заряда в виде б-функций отличны от нуля только для нечетных п и одинаковы для всех нечетных п.

Из-за ограниченности машинного времени и памяти большинст­ во наших расчетов нужно было ограничивать только тремя компо­ нентами Фурье функции /, а именно п = 0, 1 и 2. Следовательно, для распределения в виде б-функции можно было использовать только компоненту pj (t) плотности р ВНе ш н - Это не является серь­ езным ограничением, поскольку большая часть физической инфор­ мации связана с эволюцией первых двух компонент Фурье функ­ ции распределения электронов, / 0 (ѵ, t) и /4(ѵ, t).

Это показывает, что вычисление функции распределения может быть более дорогим, чем прямое моделирование частиц, если необ­ ходимо одновременно изучать развитие большого числа мод. С другой стороны, расчеты по методу разложений могут быть полностью бесстолкновительными и могут дать точную возмущен­

ную функцию распределения при очень

малых уровнях сигнала.

Сравнимое

уменьшение столкновителыгого

и статистического

шумов при прямом

моделировании частиц потребовало бы очень

большого

числа частиц.

 

 

 

 

б. Внешние поля, зависящие от времени

Отклик электронной плазмы на осциллирующее внешнее поле

измерялся

в двух

диапазонах частот:

о>0 ^

соре и (Оо'С ©ре> гДе

Юре — плазменная

частота электронов.

 

 

а)

«о

Юре. В этих расчетах нужно было определять ампли­

туду,

частоту и фазу отклика электронов на внешнее (возбуждаю­


86 Гл. 2. Решение уравнения Власова методами преобразований

щее) поле и наблюдать получающееся изменение функции распре­ деления. Мы хотели количественно сравнить эти величины в слу­ чае, когда амплитуда возбуждения становится выше уровня, при котором проявляются нелинейные эффекты. Эти нелинейные эффекты по природе аналогичны тем, которые описаны в § 3 (физи­ чески они связаны с захватом частиц электрическим полем), но

Ф и г .

15.

Отклик электронной плазмы на возбуждаемое извне электриче­

 

 

ское поле.

Кривые

п =

1 и п = 2 дают абсолютные значения первого и второго коэффициентов

Фурье электрического поля частиц. Кривая К. Э. показывает увеличение (в %) полной

кинетической энергии электронов. Синусоидальное возбуждающее поле имело волновое

число fto =

0,916, частоту то = 1,923 и амплитуду р, = 0,0458. Полное электрическое

 

поле равно сумме электрического поля частиц и возбуждающего поля.

их было

гораздо труднее изучать в предшествующем случае без

внешнего возбуждения, поскольку возмущенное поле быстро

затухало и захваченные частицы быстро освобождались.

Кривые

На фиг. 15 приведены

результаты одного

расчета.

с индексами п = 1 и п ~

2 дают абсолютные

значения

первого

и второго коэффициентов Фурье той части полного электрического поля, которая связана только с электронами плазмы (т. е. из полного поля было вычтено внешнее поле). Кривая с надписью К. Э. показывает увеличение полной кинетической энергии элек­ тронов в процентах. На протяжении первых 17 временных перио­ дов захваченные электроны отбирают энергию от возбуждающего поля; на протяжении следующих 15 временных периодов они



§ 4. Обобщение метода разложения Фурье Эрмита

87

отдают большую часть этой энергии. В отличие от ситуации в § 3 полная энергия здесь не сохраняется, поскольку внешнее поле не считалось самосогласованным.

б) (öo^ с°ре- В этих расчетах внешнее поле выбиралось таким, чтобы оно возмущало плотность заряда ионного фона, который осциллирует гораздо медленнее, чем электронная плазма. Стави­ лась задача: выяснить, могут ли электроны изменять свои скорости и распределение в пространстве таким образом, чтобы сохранять

постоянным

отношение давления

 

Р =

00I

V2f (х, V , t) dv к плотности п ==

ооj /X ,(V, t ) d v .

 

*- оо

 

—ОО

Это отношение менялось не более чем на 2%, когда осциллирую­ щие возмущения фона составляли 15%.

2. Вычисления для случая неоднородного равновесного состояния

За исключением случаев неустойчивых начальных условий в § 3, равновесное состояние в описанных расчетах было простран­ ственно однородным. Известно [49, 50], что уравнения (1) и (2) имеют не зависящие от времени решения, которые соответствуют неоднородным электрическим полям. Аналитические исследова­ ния устойчивости разных состояний неоднородного равновесия были проведены Монтгомери [51], Лоу [52], Пирлстейном [53], Фридбергом [54] и Кнорром [55]. Здесь мы изложим результаты численного исследования [17, 18] затухания Ландау возмущений одного конкретного неоднородного равновесного состояния.

Интегралом движения для электрона является его полная энер­ гия, которая равна сумме его кинетической и потенциальной энергий и в безразмерной форме записывается в виде £ = ѵ2/2

— ф (х). Любая функция / от этого интеграла движения является решением уравнения Власова. Если функции / [г>2/2—ф (ж)] и ф (х) найдены самосогласованно из уравнения Пуассона, то мы получаем неоднородное равновесное состояние. Давайте построим

такое равновесное

состояние.

 

=

Выберем плотность заряда неоднородного фона в виде рВНешн =

8 cos к0х

(не зависит

от времени), а функцию распределения

в

виде

 

 

 

 

 

 

/ ( X,

V) =

-(2я”1/Г ехр [ — -J- + ф (х)] .

(57)

 

Теперь

нужно

подставить / и рвнешн в уравнение

Пуассона

и

определить ф (х).