Файл: Вайнштейн Л.А. Лекции по сверхвысокочастотной электронике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 344
Скачиваний: 7
Л е к ц и я 10
ПЕРСПЕКТИВЫ
В предыдущих лекциях мы рассмотрели современное состояние сверхвысокочастотной электроники главным образом с теорети ческой точки зрения. В конце курса естественно поставить вопрос: что же дальше? —• и попробовать ответить на него.
Говоря о научных перспективах, следует соблюдать осторожность. Известно, что экстраполяция всегда ненадежна: экстраполяция, как и аналитическое продолжение, возможна только для аналити ческих функций, причем фактическое вычисление экстраполирован ных значений функции по заданным является «некорректно постав ленной задачей». Это значит, что экстраполированные значения получаются с большой погрешностью (тем большей, чем дальше приходится экстраполировать), причем эта погрешность зависит от погрешности исходных данных и, как правило, сильно ее превы шает.
Друг;,я аналогия — прогнозирование стационарных случайных процессов. Оказывается, что случайные процессы обычного типа можно представить как суперпозицию случайно возникающих им пульсов фиксированной формы, которая определяется спектром случайного процесса. Прогнозирование основывается лишь на тех импульсах, которые в заданный отрезок времени уже появились. Так, если случайный процесс известен при t < t0, то его прогнози рование не может учесть импульса 2 (рис. 10.1), появившегося при
t > |
t0. Вместе |
с тем, прогнозирование в высшей степени уязвимо |
по |
отношению |
к шумам: импульс 1, появившийся при t < t0, но |
не достигший к моменту t0 полного развития, легко может «поте ряться» в шумах и не быть учтенным при прогнозировании, что резко снижает эффективность последнего.
Рис. 10.1. К прогнозированию стаци онарного случайного процесса.
При рассмотрении проблем в перспективном плане, как правило, происходит переоценка ценностей. В будущем, вероятно, будет иной роль теории в сверхвысокочастотной электронике и даже воз никнет возможность подлинного технического расчета приборов. При исследовании известных механизмов фазировки и при поисках новых следует принимать во внимание несинхронные взаимодей ствия, о которых будет идти речь во второй части лекции.
|
а. СТАРЫЕ ПУТИ И НОВЫЕ ИДЕИ |
|
Мы |
будем говорить |
лишь о проблемах, которые обсуждались |
в нашем |
курсе, потому |
что только на основе обсуждения проблемы |
по существу можно прогнозировать ее развитие достаточно убедительно. Несомненно, что в будущем все шире будет развиваться расчет электронных приборов на больших вычислительных машинах, причем все в большей и большей степени к таким расчетам будут применимы термины: «цифровое моделирование» и «численный эксперимент». Базой таких расчетов являются основные уравнения, приведенные в 1-й лекции, причем в расчетах одна «заряженная частица» аппрок симирует группу, состоящую из большого числа электронов с не
сколько различными начальными |
условиями, а электромагнитное |
поле также подвергается тем или |
иным аппроксимациям, поскольку |
прямое численное интегрирование уравнений Максвелла еще долго будет непосильным для вычислительных машин. Наиболее естественная и часто применяемая аппроксимация для поля — это, как уже неод нократно говорилось выше, выделение резонансной части поля и рас смотрение остального поля как поля пространственного заряда с теми или иными упрощениями.
Число заряженных частиц, которое нужно брать при расчетах, определяется как точностью расчета (в математическом смысле этого слова), так и теми явлениями, которые учитываются в данном числен ном эксперименте. Так, например, в наиболее простом варианте двух мерной теории магнетрона с пространственным зарядом (см. 4-ю лекцию) заряженные частицы, испускаемые катодом, различаются только начальной фазой (по отношению к бегущей волне), поэтому достаточно считать, что в каждый момент времени в пространство взаимодействия вводится, скажем, 24 или 36 частиц с различными начальными фазами (в интервале 0—360°) и с нулевой начальной ско ростью. Если же учитывать распределение скоростей при эмиссии (в том числе вторичной) или неоднородность пространства взаимодей ствия по третьему измерению, то число частиц в расчете приходится резко увеличивать.
Нелинейная теория лампы с бегущей волной, изложенная в 7-й лекции, является типичным примером теории, в которой ценой весьма радикальных упрощений получены уравнения, поддающиеся числен ному решению даже на машине средней мощности (Урал-2 и анало гичные). В этой теории рассматривается упрощенная модель, в кото рой на все электроны, лежащие в данном поперечном сечении, дей ствует одна и та же сила, вычисленная путем усреднения, приводящего в линейном режиме к стационарному характеристическому уравнению. Поэтому все электроны данного сечения могут быть при вычислениях заменены одной заряженной частицей, и тогда опять достаточно вести вычисления, предполагая, что в течение периода входного гармони
ческого сигнала в лампу поступает 24 или 36 частиц. Не нужно |
пред |
||
ставлять себе дело |
так, что погрешность уравнений, выведенных в |
||
7-й лекции, порядка |
є2 : с такой точностью |
рассчитывается |
идеа |
лизированная модель, |
о которой говорилось |
выше, а вопрос |
о точ- |
ности, с какой эта модель соответствует реальным лампам, остается открытым. Во всяком случае ясно, что уже поперечное движение электронов, не учитываемое теорией, приводит к поправкам, гораздо большим, чем є2 .
Учет расслоения, всегда имеющего место, увеличивает число частиц (в М раз для М слоев) и, разумеется, усложняет уравнения; особенно усложняется вычисление поля пространственного заряда (см. приложение X).
При численных расчетах электронных приборов очень часто выводятся и анализируются лишь величины, которые могут быть со поставлены с опытом; как правило, это — интегральные величины: мощность, к. п. д., ток и т. д. Однако большое преимущество числен ных расчетов заключается в возможности воссоздания детальной кар тины электронных процессов в приборах в тех случаях (а их подав ляющее большинство), когда аналитическим путем этого достичь не удается. Поэтому интересны не только интегральные характеристики прибора, но и дифференциальные, в особенности движение электронов, образование сгустков, короче, весь механизм фазировки, вскрывае мый в ходе численного эксперимента. Только разобравшись в деталях фазировки, можно понять, как работает прибор.
Отметим, что термин «понимание» является довольно субъектив ным. Понимание в объективном смысле наступает, когда на его основе возникает приближенная теория, охватывающая с помощью более простых соотношений характерные особенности процессов в данном приборе, или оценки, позволяющие предвидеть роль различных фак торов, или качественные соображения, позволяющие выявить новые возможности.
Сказанное относится к анализу конкретных приборов (магнет рона, ЛБВ и т. д.), причем следует еще сказать, что в ряде случаев чисто динамическое рассмотрение электронных процессов нужно до полнять статистическим. В качестве наиболее яркого примера здесь можно указать магнетрон, электронное облако в котором часто напо минает поток жидкости с сильно развитой турбулентностью и поэтому нуждается в статистическом описании (см. также конец 4-й лекции).
Что касается синтеза электронных приборов, то он находится пока в зачаточном состоянии, как, впрочем, синтез большинства других технических устройств. Сильно продвинулась в последнее время лишь оптимизация приборов типа О, о которой говорилось в конце 7-й лекции и которую можно считать частичным решением проблемы синтеза, показывающим возможности приборов данного класса.
Если рассматривать мощные электронные лампы как машины, перерабатывающие подводимую к ним энергию постоянного тока в энер гию сверхвысокочастотных полей, то естественно возникает (как не когда в теории тепловых машин) вопрос о предельном коэффициенте полезного действия этих машин. При рассмотрении этой проблемы следует принимать во внимание, что электронные потоки в лампах весьма далеки от состояния статистического равновесия и в процессе взаимодействия с полями практически не приближаются к равновесию
(из-за большой длины свободного пробега, см. 1-ю лекцию). Поэтому какие-либо термодинамические ограничения, как для тепловых машин, здесь отсутствуют. Вместе с тем, в результате оптимизации можно по лучить (теоретически) коэффициенты полезного действия, близкие к 100%. Это показывает, что каких-либо принципиальных ограничений при достижении высоких к. п. д. нет, и дело лишь в том, чтобы иметь возможность оптимизировать приборы данного класса, управляя их наиболее действенными параметрами.
Перейдем к практическим вопросам. Как известно, существенным элементом любого сверхвысокочастотного электронного прибора яв ляется электродинамическая система — резонатор (объемный или иной) для одних приборов, волновод (в том числе с замедляющей структурой) для других. Последние 10—15 лет ознаменовались появ лением новых электродинамических систем, в том числе объемных резонаторов для мощных приборов магнетронного типа и замедляю щих систем для мощных ламп с бегущей волной. Не преуменьшая значения этих результатов, хотелось бы еще раз отметить перспектив ность применения нового класса электродинамических систем — открытых резонаторов и открытых волноводов.
Открытые системы могут применяться как для весьма коротких волн (миллиметровых и субмиллиметровых, вплоть до световых; открытые резонаторы наиболее широко применяются в оптических квантовых генераторах), так и для больших мощностей (в более длин новолновых диапазонах). Открытые системы избавляют нас от необ ходимости применять в миллиметровом и субмиллиметровом диапа зонах сверхминиатюрные резонаторы и волноводы, они позволяют также увеличивать размеры мощных приборов без появления конку ренции колебаний и волн.
Эти два направления — электроника больших мощностей и элек троника весьма коротких волн — по нашему мнению, наиболее инте ресны с научной точки зрения, и здесь от вакуумной электроники сверхвысоких частот еще следует ожидать новых и важных результа тов. Разумеется, в сверхвысокочастотной электронике есть много других направлений и проблем, которые в нашем курсе не рассмат ривались; от их обсуждения здесь воздержимся.
Об открытых резонаторах мы говорили уже во 2-й лекции в связи с оротроном (рис. 2.1). Применяя последовательно два оротрона, связанных только электронным пучком, можно получить усилитель, аналогичный двухрезонаторному клистрону с распределенным взаимо действием. Если вместо открытого резонатора взять открытый волно вод, согласованный на входном и выходном концах, то можно в прин ципе получить усилитель — лампу с бегущей волной (см. рис. 10.2) или же генератор — лампу с обратной волной. Таким образом, все приборы типа О можно осуществить также в открытом варианте, причем роль медленной (синхронной) волны берет на себя медленная пространственная гармоника (обычно ±1 - я) квазиплоской волны в открытой системе.
Особенно выгодно применение открытых резонаторов и открытых волноводов в приборах с криволинейными пучками, работающих