Файл: Шарапов В.И. Охрана труда на судах рыболовного флота.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 153

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

водить их испытание. Такой порядок осмотра и испыта­ ния промысловых машин обычно предусматривается в специальных инструкциях заводом-изготовителем.

Перед работой лицо, ответственное за безопасную работу палубных механизмов, машин, грузоподъемных устройств II орудий лова проверяет их состояние и за­

носит результаты осмотра в специальный журнал. О всех неисправностях ставятся в известность капитан или его .старшие помощники. В свою очередь команд­ ный состав судна принимает организационные меры по обеспечению безопасности работ.

При осмотре промысловых механизмов следует об­ ращать особое внимание на состояние ограждений, креплений блоков, тросов и т. п. Грузовые и траловые лебедки, имеющие неисправные тормозные устройства, блоки, их крепление, а также тросы с разорванными прядями и имеющие сильные вмятины (изломы), к экс­ плуатации не допускаются.

В целях обеспечения безопасности работ и во избе­ жание травмирования не разрешается допускать на пло­ щадки управления промысловыми механизмами посто­ ронних лиц. В районе площадок управления нельзя так­ же хранить посторонние предметы и загромождать рабо­ чие места, так как при аварийной ситуации лебедчик не сможет быстро принять решение по ликвидации аварии.

Перед каждым пуском промысловых механизмов ле­ бедчику надо предварительно их осмотреть и убедить­ ся, что пуску механизма не препятствует какой-либо по­ сторонний предмет.

Во время работы лебедки иногда происходит заеда­ ние троса на турачке, поправлять его на ходу опасно. Чтобы устранить заедание, лебедчик обязан остановить лебедку и медленно пустить, на обратный ход. Только после этого можно пустить лебедку в заданном направ­ лении.

Во время выбирания тросов опасно накладывать до­ полнительные шлаги тяговых канатов на барабаны про­ мысловых шпилей и лебедок во время их вращения. В случае необходимости накладывания дополнительных шлагов троса лебедку останавливают и выполняют ра­ боту с соблюдением всех мер предосторожности. Выби­ рание тросов с помощью турачек производится на ма­ лом ходу. Пока не будет выбрана слабина троса и он

236

не ляжет правильно на турачку, скорость лебедки нель­ зя увеличивать.

Во время работы с орудиями лова вахтенный по­ мощник капитана следит за тем, чтобы трал не завер­ нулся и чтобы в это время в районе движения тросов не находились люди. Расправлять орудия лова во время замета или вытравливания на ходу судна правилами по технике безопасности не разрешается. Эту работу нуж­ но производить только после прекращения работы ма­ шины.

Вахтенный помощник капитана обязан своевременно уменьшить ход судна, учитывая его инерцию, силу и направление ветра к моменту окончания вытравливания тяговых тросов, иначе трос может оборваться из-за силь­ ного рывка, так как барабаны лебедки будут поставле­ ны на тормоз. В период траления мастер по добыче дол­ жен следить за тормозным устройством траловой лебед­ ки. Если лебедка самопроизвольно стравливает трос с барабана, необходимо доложить об этом вахтенному помощнику капитана и принять меры по устранению неисправностей тормозного устройства.

Во время выборки тяговых тросов тралмастер на­ блюдает за натяжением и скоростью вращения бараба­ на лебедки, одновременно регулируя тяговую нагрузку во избежание их обрыва.

Плавсоставу следует твердо помнить, что в момент вытравливания за борт линей, вожаков и других тросов, а также сетей и тралов нельзя находиться рядом с бух­ тами тросов и становиться на сети или шлаги линей.

Вытравливая или выбирая тяговые тросы (ваера, урезы и пр.), находящиеся на палубе рыбаки не долж­ ны стоять вблизи роликов со стороны внутреннего уг­ ла натяжения троса, а также между тяговыми тросами, так как обрыв троса или соскакивание его с роли­ ков может привести к травмированию. По'этой же при­ чине не допускается открывать и закрывать откидные щеки канифас-блоков и других направляющих устройств во время выборки тросов, находящихся под нагрузкой.

Особую осторожность, необходимо проявлять в мо­ мент выборки тросов. Лебедка или шпиль вводится в

действие лишь после того, как на ее турачку будет по­ ложено не менее пяти-восьми шлагов троса, причем об­ разующиеся на тросе в период его выбирания колышки

237


надо расправлять после остановки лебедки. Нельзя од­ ному человеку при выборке троса управлять лебедкой и одновременно выбирать трос с турачки. Такая орга­ низация работ может привести к травмированию рабо­ тающего. Работа в этих случаях выполняется двумя магросами. При выборке троса по мере накопления его у лебедки второй матрос должен растаскивать его в сто­ рону, чтобы он не мешал под ногами. В момент, когда выборка тяговых тросов заканчивается и к борту при­ ближается соединительный трос с орудием лова, ско­ рость выборки резко снижают для безопасного их при­ ема и крепления.

Лебедчик, снимающий трос с турачки, должен нахо­ диться в стороне от лебедки на расстоянии не менее 0,5 м, иначе его может затянуть во вращающиеся части лебедки. Такие же требования следует соблюдать и при выборке джильсонов.

В момент подъема орудий лова или кутка с уловом стоять под блоком подъемного устройства опасно, так как блок от перегрузки может оборваться и причинить тяжелое увечье людям, находящимся в опасной зоне. Чтобы этого не произошло, вахтенный помощник капи­ тана обязан перед подъемом орудий лова удалить всех людей из запретной зоны.

При обслуживании сетевыборочной машины матросы должны находиться от нее на расстоянии не менее 0,5 м. Заправляя подбору сети в сетевыборочную машину, мат­ рос должен удерживать ее руками на расстоянии не ближе 1 м от вращающегося рола (рис. 48). В это время не разрешается поправлять руками дель сети, намотавщуюся на приводной вращающийся рол, так как на не­ го вместе с сетью может затянуть руки. Эту работу не­ обходимо выполнять только после остановки сетевыбо­ рочной машины. Смазка подшипников производится только тогда, когда машина остановлена и обесточена. В тех случаях, когда приходится заправлять подбору сети под зажимные кулачки головки машины, следует до предела уменьшить скорость вращения рола, заправ­ лять подбору сети на большой скорости опасно.

Во время установки рола сетевыборочной машины необходимо следить за тем, чтобы расстояние между ролом и машиной, а также между ролом и планширем борта было не менее 200 мм. Во время работы машины

238

становиться между ролом и сетевыборочной машиной нельзя, так как вращающиеся части могут причинить травму.

Во избежание несчастных случаев во время обслу­ живания центробежных рыбонасосов для выливки ры­ бы из кошельковых неводов следует соблюдать следу-

Рис. 48. Безопасное нахождение работающих у сетевыборочной машины.

ющие меры предосторожности. Нельзя становиться при подъеме и спуске бортовой ловушки в опасной зоне, так как во время спуска шланга за борт часто происходит перекос троса с изменением его направления, что может привести к несчастному случаю. Во время работы ле­ бедки нельзя поправлять трос рукой; чтобы поправить трос на турачке, необходимо остановить лебедку.

При включенном рыбонасосе кран для спуска возду­ ха из его внутренней полости нужно открывать осторож­ но, причем, открывая его рукой, следует стоять сбоку, на расстоянии 0,8 м. При перекачивании рыбонасосом рыбы из кошельковых неводов надо следить за тем, чтобы сет­ ная часть невода не попала в отверстие обратного кла­

239



пана всасывающего шланга. Последний . должен быть снабжен наконечником в виде оградительного кольца.

При работе рыбонасосом на электросвет следует об­ ращать внимание на обеспечение электробезопасности. Необходимо, чтобы кабель и патрон электролампы под­ водного освещения были водонепроницаемыми. Поль­ зоваться сращенным кабелем из отдельных концов пра­ вилами по технике безопасности не допускается, так как может произойти поражение электротоком. Все под­ водное электрооборудование перед спуском под воду должно тщательно осматриваться и в установленные сроки испытываться ответственным лицом, имеющим специальный допуск.

БОРТОВОЕ ТРАЛЕНИЕ

Для подготовки трала к лову тралмастер и вахтен­ ные матросы получают команду от капитана «Пригото­ вить трал с такого-то борта!». Такая команда поступает за 2 ч до прихода судна на место промысла.

При спуске трала вахтенный помощник находится на крыле мостика и обеспечивает соблюдение правил техники безопасности всеми членами своей вахты. В свя­ зи с тем что вывод распорных (траловых) досок из-за траловых дут за борт является наиболее опасной опера­ цией, вахтенный помощник перед выводом обязан дать самый малый ход судну.

Во время вываливания за борт центральных бобннцев находиться в зоне действия стрелы опасно. Осо­ бенно нужно быть внимательным в тот момент, когда вытравливаются за борт квартропы, лини удавного и дележного стопоров. Работающие в это время обязаны на­ ходиться в стороне от бухт.

При вытравливании и выборке ваеров, а также при выполнении других работ, когда ролики траловых дуг находятся под нагрузкой, опасно стоять вблизи них. Подвесные ролики траловых дуг должны кроме скоб иметь дополнительное надежное крепление гибким стальным тросом.

Правилами не разрешается забрасывать переходные концы за распорные доски вручную и стоять на план­ шире фальшборта. Конец надо забрасывать только баг­ ром длиной не менее 3 м.

240

Перед вытравливанием кабелей и ваеров с лебедки необходимо дать им достаточную слабину для того, что­ бы матросы, соединяющие ваеры с распорными доска­ ми, могли легко натянуть ваеры через направляющие ролики и быстро соединить их с гаком распорной доски или гаком шкентеля. После соединения ваеров с рас­ порной доской слабина ваера должна быть оттянута в обратную сторону матросами, работающими у трало­ вых дуг.

При сильном волнении закидывать гак мессенджера на носовой ваер следует только после того, как трав­ ление или выборка ваеров будут приостановлены, бара­ баны лебедки застопорены, а ход судна уменьшен до самого малого. Матрос, выполняющий эту операцию, должен иметь предохранительный пояс, закрепленный концом за конструкции палубных устройств. За соблю­ дением этих требований обязан наблюдать вахгеннвій помощник.

Во время выборки мессенджера на турачку лебедки и крепления ваеров на стопорблок возникают опасные зоны на палубе от района траловой лебедки до стопорблока, а также между мессенджером и бортом судна. В этой зоне нахождение людей должно быть запрещено. Скорость хода судна при выполнении этих работ долж­ на быть минимальной. После того как гак мессенджера подойдет к фальшборту и лебедка будет остановлена, матрос обязан снизу завести стопорблок, а мастер по добыче надежно прикрепить кольцо к нему. Стопорблок и его крепление должны быть надежными, их необходи­ мо периодически осматривать. Цепь стопорблока следу­ ет 2 раза в год испытывать на прочность. Чека должна легко входить в свое отверстие и легко выходить из него.

При подъеме трала вахтенный помощник также обя­ зан находиться на крыле мостика и контролировать правильные и безопасные действия всех членов своей вахты, особенно работающих у распорных досок, а так­ же малоопытных матросов.

Отдача ваеров со стопора должна производиться с соблюдением всех мер предосторожности, так как не­ правильные действия могут привести к тяжелым увечь­ ям работающих на палубе. Матрос, отдающий ваер со стопора, обязан находиться от него на расстоянии вы­ тянутой руки и иметь при себе легкий ломик (не короче

16-224

241


75 см). По команде «Отдать стопор!» матрос, держа ло­ мик правой рукой, если он находится на правом борту (левой — на левом борту), натягивает стропик чеки и наносит короткий, четкий удар по концу стопора, пос­ ле чего чека легко высвобождается. При выполнении этих операций необходимо сбавить ход судна до преде­ ла. При отдаче ваера со стопора необходимо остерегать­ ся удара освободившегося стопорблока.

При выборке ваеров в свежую погоду, когда судно испытывает значительную качку, во избежание обрыва ваера или подвесного ролика мастер по добыче обязан регулировать скорость выборки. В момент, когда судно кренится на борт, свободный от трала, скорость выбор­ ки нужно снизить. Когда распорная доска подходит к борту, скорость выборки ваеров должна быть уменьше­ на для плавного подхода доски к траловой дуге и без­ опасного приема ее на стопорную цепь. При появлении из воды траловой доски матросы, обслуживающие тра­ ловые дуги, не должны находиться вблизи них, чтобы избежать травмирования в случае обрыва ваера или кабеля.

Кормовую распорную доску разрешается брать на стопорцепь только тогда, когда она правильно подойдет к борту. Если доска верхней кромкой упрется в фальш­ борт или ляжет на планшир, ее нужно стравить в во­ ду и вновь выбрать. Если таким путем не удается при­ дать доске правильное положение, то маневрированием судна необходимо придать ей правильное положение.

Когда распорная доска приходит на место, и матро­ сы, обслуживающие доску, берут ее на стопорную цепь, вахтенный мастер по добыче обязан находиться у ле­ бедки и следить за тем, чтобы были закреплены ее лен­ точные тормоза, так как движение распорной доски может вызвать несчастный случай. Матрос, забрасываю­ щий стопорцепь, обязан стоять с цепью в руках в сто­ роне от дуги (рис. 49). В тот момент, когда распорная доска станет на место, он по команде вахтенного масте­ ра по добыче «Бери цепь» быстро забрасывает цепь за обе дужки распорной доски, и закрепляет за гак. В це­ лях безопасности цепь всегда следует забрасывать в сто­ рону трала, т. е. находясь на правом борту у носовой дуги — от левой лапы дуги к правой, а у кормовой ду­ ги — от правой лапы дуги к левой; по левому борту —

242

наоборот. Не разрешается брать распорную доску на стопорную цепь до прихода ее плашмя на борт. Рымы для крепления стопорных цепей должны быть на доступ­ ной высоте и надежно закреплены у лап траловой дуги. После приема распорной доски на стопорцепь матрос, выполняющий эту операцию, обязан отойти от трало­ вой дуги, если дан ход судну или ваерам.

Рис. 49. Правильное расположение рабочего мес­ та у траловой дуги.

При подъеме трала, когда распорные доски взяты на стопорцепь, травление ваеров должно быть плавным, чтобы не допустить обрыва цепей. Отсоединение шкен­ телей производится с соблюдением правил безопасно­ сти, руки в этом случае следует держать дальше от роликов. Матросы, работающие у траловых досок, обяза­ ны знать, что может произойти обрыв подвесных роли­ ков и случайное стравливание ваеров и кабелей, поэто­ му перед взятием траловых досок на стопорцепь мат­ росы должны браться за ваер и, набрав необходимую слабину, приступать к их отсоединению от гака доски. При этом опасно находиться возле подвесных роликов траловой дуги, стоять между траловой дугой и фальш­ бортом или между лапами траловых дуг, прикасаться руками к ваерам (использовать их в качестве опоры).

16*

243