Файл: Шарапов В.И. Охрана труда на судах рыболовного флота.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 0
После отсоединения траловой доски переходной конец нужно выводить на верхнюю ее кромку только при по мощи багра с длинной ручкой, находясь в стороне от траловой дуги, причем стоять при этом на планшире опасно.
Правилами запрещается становиться на траловую доску или на планшир фальшборта для взятия квартропа, а также во всех других случаях. Квартроп разреша ется доставать только багром. Выборка квартропов и линей на турачке лебедки производится сначала быст ро, а к концу выборки медленнее, чтобы не оборвать креплений. Свободные концы квартропов и линей по ме ре их выборки следует разносить в стороны во избежа ние образования колышек, представляющих опасность для работающих. За выполнением этого правила обя зан следить вахтенный мастер по добыче.
Дель трала разрешается брать, когда она находится на планшире, ни в коем случае нельзя перегибаться за борт, становиться на центральные бобинцы и дель тра ла, так как это может вызвать несчастный случай.
Во время подсушки мешка на сушилке и вывалива ния его за борт запрещается становиться под сетями трала, а также между сетями и фальшбортом.
Во время подъема кутка с уловом возможен обрыв джильсона или грузового блока, поэтому район палубы от фок-мачты до траловой лебедки является опасной зоной и все люди должны быть оттуда удалены в без опасное место.
Не разрешается стоять менаду фальшбортом и кут ком трала с рыбой, когда он находится на весу, так как во время качки куток может прижать человека к борту и причинить ему увечье.
Для уменьшения раскачивания кутка при его подъ еме необходимо применять оттяжки, которые устанав ливают до подъема кутка. Во время вываливания рыбы из кутка надо твердо помнить, что с рыбой могут выва ливаться из кутка поднятые со дна моря камни и другие предметы, поэтому стоять под кутком не разрешается. Поднятые тралом со дна моря тяжелые камни до убор ки их с палубы должны быть надежно закреплены, а удаление их за борт нужно производить с помощью гру зоподъемных устройств, но не руками.
Для ликвидации опасной ситуации при включении
244
м отключении траловых досок Институт механизации рыбной промышленности разработал автомат марки АВВТД для отключения траловых досок на судах типа СРТ и МРТ, однако он не нашел широкого применения из-за высокой амплитуды колебаний, связанной с кач кой.
КОРМОВОЕ ТРАЛЕНИЕ ДОННЫМ И ПЕЛАГИЧЕСКИМ ТРАЛАМИ
Траулеры с кормовым тралением завоевали всеоб щее признание, так как их промысловая схема значи тельно безопаснее, чем траулеров с бортовым тралени ем. Определенную роль в снижении уровня опасности сыграло внедрение пелагических (сферических) распор ных досок как для донных, так и пелагических тралов. Применение этих досок увеличило срок и надежность их эксплуатации и упростило процесс их зацепки при пере ходе с пелагического траления на донное, так как изме нение угла движения сферической доски производится на ее дуге.
Однако при работе с донными и пелагическими тра лами возникают определенные опасности как в период траления, так и во время их подъема, поскольку дли на их достигает 60—100 м. Лов рыбы осуществляется на больших скоростях траления и работы траловой лебедки. При донном тралении трал нередко зацепляет за дно (валуны, кораллы, губки и т. п.), что резко увеличивает нагрузку на ваера трала. Срыв тормоза траловой лебед ки приводит к внезапному движению ваера, его обрыву или срыву кормовых роликов, вследствие чего на па лубе возникают опасные ситуации, приводящие к трав мированию работающих.
Определенную опасность представляет подъем тра ла на рабочую палубу. На практике применяются раз личные схемы подъема трала в зависимости от типа промысловых судов. Наиболее безопасная схема подъ ема пелагического (донного) трала применяется на су дах ППР типа «Рембрандт». Сущность ее сводится к следующему. Как только трал прошел 'слип, его цепля ют за нижнюю подбору специальной оттяжкой (тро сом с вмонтированными в него через каждые 8 м тач ками), соединенной с барабаном траловой лебедки, ина
245
малой скорости подтягивают к траловой лебедке. Вто рой и последующие зацепы осуществляют крючковым тросом за специальные стропы, взятые на удавку, под тягивая трал до первой его сборы.
Однако наиболее сложной и опасной операцией в процессе работы с тралом является перевод ваеров с подвесных роликов на слип, а также работа с траловы ми досками. Неправильное выполнение этих операций часто приводит к травмированию работающих, поэтому выключение — отключение траловых досок, заводку ваеров в ролики и выведение их из роликов необходи мо выполнять с особой осторожностью. Не допускается отключать траловые доски в момент выборки ваеров. Работу эту следует выполнять только после взятия до сок на стопор. Выборка и травление ваеров (кабелей) производится на самой малой скорости без рывков. Опасно крепить и отдавать траловые доски, включать и отключать гак шкентеля доски и гаки стопорных от тяжек, заводить и сбрасывать ваера на слип, если тра ловая лебедка не остановлена, а ее ленточные тормо за не зажаты. Эти операции должны производиться при достаточной слабине ваеров; включение и выключение стопорных цепочек производится только на палубе, но не на слипе.
Матросы, сбрасывающие ваера с роликов на палубу, должны стоять от роликов со стороны бортов судна и сбрасывать ваера на слип в положении «от себя».
Для безопасного ведения работ с траловыми доска ми и ваерами для судов кормового траления разработа ны схемы с раздельными лебедками. Они предназначе ны для лова донными пелагическими тралами на трау лерах типа «Север» и СРТ-М.
Схема состоит из двух ваерных лебедок, установ ленных в кормовой части по каждому борту, вытяжной лебедки, установленной в носовой части промысловой
палубы, |
и кормового устройства для приема траловых |
||
досок. Управление |
ваерными лебедками — дистанцион |
||
ное |
и |
местное, |
а вытяжными лебедками — местное |
(рис. |
50). |
|
При работе по этим промысловым схемам обеспечи вается прием и удержание траловых досок без приме нения ручного труда; исключается операция сбрасыва ния ваеров из подвесных блоков на слип и обратная
246
Рис. 50. Промысловая схема спуска — подъема трала на траулере «Север»:
оерная лебедка; 2 — вытяжная лебедка; 3 — грузовая лебедка; 4 — стрела; 5 — траловая доска; 5 — ваер; 7 ~ переходной ко- 8 — кабель; 9 — вытяжной конец.
247
закладка их. Направляющие блоки предусматриваются закрытого типа; перевод кабелей иа слип и обратно осу ществляется вручную; в результате приближения ваерных лебедок к корме улучшается контроль за подходом траловых досок; сокращается время спуска-подъема трала.
Для уменьшении усилий на джильсоне при подъеме кутка с рыбой на палубу на колоннах предусматривают ся специальные блоки.
Разработаны также схемы кормового траления для малых судов-ловцов и малых рыболовных траулеровсейнеров. Промысловая схема МРС обеспечивает рабо ту с минимальным применением ручного труда; процес сы приема— отключения досок автоматизированы. Выливку улова можно производить с кормы — при малых уловах — и с борта с помощью стрелы (как на борто вых траулерах) — при средних и больших уловах.
Для судов типа БМРТ разработано несколько схем, обеспечивающих автоматический спуск трала от момен та сбрасывания кутка в воду до момента стопорения ваеров. Автоматическая выборка обеспечивается от мо мента включения ваериых лебедок до момента подхода клячовок к основанию вытяжной лебедки.
Ниже приводится краткое описание процессов подъ ема и спуска трала по схеме, показанной па рис. 51.
П о д ъ е м трала . При подходе траловых досок к корме бобышки ваеров 12 приводят в движение каретки 6 по направляющим 7. Каретка 6, подойдя с траловыми досками 9 в крайнее носовое положение, при помощи конечных выключателей 11 отключает ваерные лебедки 1 и включает вытяжную лебедку 2. Звездочки вытяж ной лебедки 2, вращаясь, приводят в движение бесконеч ные цепи 4, в которые включены блоки-ползуны 5. По
следние при движении захватывают своим зевом кабели 10 и, обойдя направляющие ролы 8, вытягивают кабели
по палубе до подхода блоков-ползунов к вытяжной ле бедке. При этом клячовки трала также будут на палубе вблизи вытяжной лебедки. Дальнейший подъем трала на палубу производится при помощи барабанов вытяж ной лебедки. При подъеме кутка трала опасно нахо диться на кормовой палубе. Рыбодобытчики должны сто ять в безопасном месте (рис. 52).
248
249
С п у с к трала . Эту операцию производят в обрат ном порядке. На вытяжной лебедке предусмотрены че тыре грузовых барабана для вытаскивания кутка на па лубу и система автоматизированного управления лебед ками.
Рис. 52. Безопасное расположение рыбодобытчиков при подъеме трала.
Траловая линия обеспечивает автоматизированную работу с кабелем длиной 45—50 м. В случае применения более длинных кабелей их необходимо вручную перево дить на кабельные барабаны вытяжной лебедки. При работе по этой схеме наиболее опасные операции (от дача и прием траловых досок, работа с кабелем) ис ключаются.
Во время спуска и подъема трала, а также при тра лении между стойками ворот слипа должно быть уста новлено леерное ограждение или ограждение из сетки. После подъема мешка трала с уловом на палубу, а также на переходах судна, ворота слипа должны быть закрыты.
250
В случае задева трала вахтенный мастер по добыче обязан доложить вахтенному помощнику капитана и вызвать старшего мастера по добыче, одновременно оповещаются все работающие на палубе, чтобы они уш ли в безопасные места.
Когда судно идет с тралом, запрещается переходить через ваера, пролезать под ними или использовать их в качестве опоры. Нельзя также находиться в опасных зонах под подвесными роликами и около роликов со стороны слипа, между ваерами и слипом. Опасно про изводить какую-либо работу в районе схода ваеров в во ду или во время спуска и подъема трала. В исключи тельных случаях правилами разрешается производить эту работу только при волнении моря не более 4 баллов при соблюдении следующих требований: судно должно идти самым малым ходом носом на волну; руководить работой должен старший мастер по добыче; люди, ра ботающие на слипе, должны иметь предохранительные пояса со страховыми концами.
При подъеме трала на палубу |
заводку |
стропов и |
||
подсоединение |
вытяжных концов |
(джильсонов) |
произ |
|
водят только |
при остановленной |
лебедке. |
В |
свежую |
погоду грунтроп после подхода к траловой лебедке бе рется на стопор.
Подъем мешка с уловом для выливки должен про изводиться плавно, без. рывков, Мешок поднимается над палубой на высоту не более 10 см, причем производить
эту операцию следует |
только |
после того, как человек, |
||||||
развязывающий гайтан |
мешка, |
отойдет |
в |
безопасное |
||||
место'. |
подъема трала |
и выливки из |
него улова |
|||||
Во время |
||||||||
необходимо |
соблюдать |
следующие правила. Нельзя |
||||||
становиться на сетные части и |
оснастку трала, ваера, |
|||||||
кабели, переходные |
концы и т. п. |
Опасно |
находиться |
|||||
между стопорными |
концами |
и |
кабелями, |
а также |
||||
между стопорными концами |
и слипом во время включе |
ния и отключения стопорных концов и травления кабе лей и.другой оснастки трала.
Во время подъема сетной части трала и мешка с уло вом все посторонние люди с палубы удаляются. Работа ющие, находящиеся в рыбных ящиках, перед выливом улова из мешка должны из него выйти. Правилами за прещается находиться на мешке с рыбой в момент его подъема и разворачивания грузовыми стрелами.
251