Файл: Шарапов В.И. Охрана труда на судах рыболовного флота.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 152

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

После отсоединения траловой доски переходной конец нужно выводить на верхнюю ее кромку только при по­ мощи багра с длинной ручкой, находясь в стороне от траловой дуги, причем стоять при этом на планшире опасно.

Правилами запрещается становиться на траловую доску или на планшир фальшборта для взятия квартропа, а также во всех других случаях. Квартроп разреша­ ется доставать только багром. Выборка квартропов и линей на турачке лебедки производится сначала быст­ ро, а к концу выборки медленнее, чтобы не оборвать креплений. Свободные концы квартропов и линей по ме­ ре их выборки следует разносить в стороны во избежа­ ние образования колышек, представляющих опасность для работающих. За выполнением этого правила обя­ зан следить вахтенный мастер по добыче.

Дель трала разрешается брать, когда она находится на планшире, ни в коем случае нельзя перегибаться за борт, становиться на центральные бобинцы и дель тра­ ла, так как это может вызвать несчастный случай.

Во время подсушки мешка на сушилке и вывалива­ ния его за борт запрещается становиться под сетями трала, а также между сетями и фальшбортом.

Во время подъема кутка с уловом возможен обрыв джильсона или грузового блока, поэтому район палубы от фок-мачты до траловой лебедки является опасной зоной и все люди должны быть оттуда удалены в без­ опасное место.

Не разрешается стоять менаду фальшбортом и кут­ ком трала с рыбой, когда он находится на весу, так как во время качки куток может прижать человека к борту и причинить ему увечье.

Для уменьшения раскачивания кутка при его подъ­ еме необходимо применять оттяжки, которые устанав­ ливают до подъема кутка. Во время вываливания рыбы из кутка надо твердо помнить, что с рыбой могут выва­ ливаться из кутка поднятые со дна моря камни и другие предметы, поэтому стоять под кутком не разрешается. Поднятые тралом со дна моря тяжелые камни до убор­ ки их с палубы должны быть надежно закреплены, а удаление их за борт нужно производить с помощью гру­ зоподъемных устройств, но не руками.

Для ликвидации опасной ситуации при включении

244

м отключении траловых досок Институт механизации рыбной промышленности разработал автомат марки АВВТД для отключения траловых досок на судах типа СРТ и МРТ, однако он не нашел широкого применения из-за высокой амплитуды колебаний, связанной с кач­ кой.

КОРМОВОЕ ТРАЛЕНИЕ ДОННЫМ И ПЕЛАГИЧЕСКИМ ТРАЛАМИ

Траулеры с кормовым тралением завоевали всеоб­ щее признание, так как их промысловая схема значи­ тельно безопаснее, чем траулеров с бортовым тралени­ ем. Определенную роль в снижении уровня опасности сыграло внедрение пелагических (сферических) распор­ ных досок как для донных, так и пелагических тралов. Применение этих досок увеличило срок и надежность их эксплуатации и упростило процесс их зацепки при пере­ ходе с пелагического траления на донное, так как изме­ нение угла движения сферической доски производится на ее дуге.

Однако при работе с донными и пелагическими тра­ лами возникают определенные опасности как в период траления, так и во время их подъема, поскольку дли­ на их достигает 60—100 м. Лов рыбы осуществляется на больших скоростях траления и работы траловой лебедки. При донном тралении трал нередко зацепляет за дно (валуны, кораллы, губки и т. п.), что резко увеличивает нагрузку на ваера трала. Срыв тормоза траловой лебед­ ки приводит к внезапному движению ваера, его обрыву или срыву кормовых роликов, вследствие чего на па­ лубе возникают опасные ситуации, приводящие к трав­ мированию работающих.

Определенную опасность представляет подъем тра­ ла на рабочую палубу. На практике применяются раз­ личные схемы подъема трала в зависимости от типа промысловых судов. Наиболее безопасная схема подъ­ ема пелагического (донного) трала применяется на су­ дах ППР типа «Рембрандт». Сущность ее сводится к следующему. Как только трал прошел 'слип, его цепля­ ют за нижнюю подбору специальной оттяжкой (тро­ сом с вмонтированными в него через каждые 8 м тач­ ками), соединенной с барабаном траловой лебедки, ина

245


малой скорости подтягивают к траловой лебедке. Вто­ рой и последующие зацепы осуществляют крючковым тросом за специальные стропы, взятые на удавку, под­ тягивая трал до первой его сборы.

Однако наиболее сложной и опасной операцией в процессе работы с тралом является перевод ваеров с подвесных роликов на слип, а также работа с траловы­ ми досками. Неправильное выполнение этих операций часто приводит к травмированию работающих, поэтому выключение — отключение траловых досок, заводку ваеров в ролики и выведение их из роликов необходи­ мо выполнять с особой осторожностью. Не допускается отключать траловые доски в момент выборки ваеров. Работу эту следует выполнять только после взятия до­ сок на стопор. Выборка и травление ваеров (кабелей) производится на самой малой скорости без рывков. Опасно крепить и отдавать траловые доски, включать и отключать гак шкентеля доски и гаки стопорных от­ тяжек, заводить и сбрасывать ваера на слип, если тра­ ловая лебедка не остановлена, а ее ленточные тормо­ за не зажаты. Эти операции должны производиться при достаточной слабине ваеров; включение и выключение стопорных цепочек производится только на палубе, но не на слипе.

Матросы, сбрасывающие ваера с роликов на палубу, должны стоять от роликов со стороны бортов судна и сбрасывать ваера на слип в положении «от себя».

Для безопасного ведения работ с траловыми доска­ ми и ваерами для судов кормового траления разработа­ ны схемы с раздельными лебедками. Они предназначе­ ны для лова донными пелагическими тралами на трау­ лерах типа «Север» и СРТ-М.

Схема состоит из двух ваерных лебедок, установ­ ленных в кормовой части по каждому борту, вытяжной лебедки, установленной в носовой части промысловой

палубы,

и кормового устройства для приема траловых

досок. Управление

ваерными лебедками — дистанцион­

ное

и

местное,

а вытяжными лебедками — местное

(рис.

50).

 

При работе по этим промысловым схемам обеспечи­ вается прием и удержание траловых досок без приме­ нения ручного труда; исключается операция сбрасыва­ ния ваеров из подвесных блоков на слип и обратная

246


Рис. 50. Промысловая схема спуска — подъема трала на траулере «Север»:

оерная лебедка; 2 — вытяжная лебедка; 3 — грузовая лебедка; 4 — стрела; 5 — траловая доска; 5 — ваер; 7 ~ переходной ко- 8 — кабель; 9 — вытяжной конец.

247

закладка их. Направляющие блоки предусматриваются закрытого типа; перевод кабелей иа слип и обратно осу­ ществляется вручную; в результате приближения ваерных лебедок к корме улучшается контроль за подходом траловых досок; сокращается время спуска-подъема трала.

Для уменьшении усилий на джильсоне при подъеме кутка с рыбой на палубу на колоннах предусматривают­ ся специальные блоки.

Разработаны также схемы кормового траления для малых судов-ловцов и малых рыболовных траулеровсейнеров. Промысловая схема МРС обеспечивает рабо­ ту с минимальным применением ручного труда; процес­ сы приема— отключения досок автоматизированы. Выливку улова можно производить с кормы — при малых уловах — и с борта с помощью стрелы (как на борто­ вых траулерах) — при средних и больших уловах.

Для судов типа БМРТ разработано несколько схем, обеспечивающих автоматический спуск трала от момен­ та сбрасывания кутка в воду до момента стопорения ваеров. Автоматическая выборка обеспечивается от мо­ мента включения ваериых лебедок до момента подхода клячовок к основанию вытяжной лебедки.

Ниже приводится краткое описание процессов подъ­ ема и спуска трала по схеме, показанной па рис. 51.

П о д ъ е м трала . При подходе траловых досок к корме бобышки ваеров 12 приводят в движение каретки 6 по направляющим 7. Каретка 6, подойдя с траловыми досками 9 в крайнее носовое положение, при помощи конечных выключателей 11 отключает ваерные лебедки 1 и включает вытяжную лебедку 2. Звездочки вытяж­ ной лебедки 2, вращаясь, приводят в движение бесконеч­ ные цепи 4, в которые включены блоки-ползуны 5. По­

следние при движении захватывают своим зевом кабели 10 и, обойдя направляющие ролы 8, вытягивают кабели

по палубе до подхода блоков-ползунов к вытяжной ле­ бедке. При этом клячовки трала также будут на палубе вблизи вытяжной лебедки. Дальнейший подъем трала на палубу производится при помощи барабанов вытяж­ ной лебедки. При подъеме кутка трала опасно нахо­ диться на кормовой палубе. Рыбодобытчики должны сто­ ять в безопасном месте (рис. 52).

248


249


С п у с к трала . Эту операцию производят в обрат­ ном порядке. На вытяжной лебедке предусмотрены че­ тыре грузовых барабана для вытаскивания кутка на па­ лубу и система автоматизированного управления лебед­ ками.

Рис. 52. Безопасное расположение рыбодобытчиков при подъеме трала.

Траловая линия обеспечивает автоматизированную работу с кабелем длиной 45—50 м. В случае применения более длинных кабелей их необходимо вручную перево­ дить на кабельные барабаны вытяжной лебедки. При работе по этой схеме наиболее опасные операции (от­ дача и прием траловых досок, работа с кабелем) ис­ ключаются.

Во время спуска и подъема трала, а также при тра­ лении между стойками ворот слипа должно быть уста­ новлено леерное ограждение или ограждение из сетки. После подъема мешка трала с уловом на палубу, а также на переходах судна, ворота слипа должны быть закрыты.

250

В случае задева трала вахтенный мастер по добыче обязан доложить вахтенному помощнику капитана и вызвать старшего мастера по добыче, одновременно оповещаются все работающие на палубе, чтобы они уш­ ли в безопасные места.

Когда судно идет с тралом, запрещается переходить через ваера, пролезать под ними или использовать их в качестве опоры. Нельзя также находиться в опасных зонах под подвесными роликами и около роликов со стороны слипа, между ваерами и слипом. Опасно про­ изводить какую-либо работу в районе схода ваеров в во­ ду или во время спуска и подъема трала. В исключи­ тельных случаях правилами разрешается производить эту работу только при волнении моря не более 4 баллов при соблюдении следующих требований: судно должно идти самым малым ходом носом на волну; руководить работой должен старший мастер по добыче; люди, ра­ ботающие на слипе, должны иметь предохранительные пояса со страховыми концами.

При подъеме трала на палубу

заводку

стропов и

подсоединение

вытяжных концов

(джильсонов)

произ­

водят только

при остановленной

лебедке.

В

свежую

погоду грунтроп после подхода к траловой лебедке бе­ рется на стопор.

Подъем мешка с уловом для выливки должен про­ изводиться плавно, без. рывков, Мешок поднимается над палубой на высоту не более 10 см, причем производить

эту операцию следует

только

после того, как человек,

развязывающий гайтан

мешка,

отойдет

в

безопасное

место'.

подъема трала

и выливки из

него улова

Во время

необходимо

соблюдать

следующие правила. Нельзя

становиться на сетные части и

оснастку трала, ваера,

кабели, переходные

концы и т. п.

Опасно

находиться

между стопорными

концами

и

кабелями,

а также

между стопорными концами

и слипом во время включе­

ния и отключения стопорных концов и травления кабе­ лей и.другой оснастки трала.

Во время подъема сетной части трала и мешка с уло­ вом все посторонние люди с палубы удаляются. Работа­ ющие, находящиеся в рыбных ящиках, перед выливом улова из мешка должны из него выйти. Правилами за­ прещается находиться на мешке с рыбой в момент его подъема и разворачивания грузовыми стрелами.

251