Файл: Шарапов В.И. Охрана труда на судах рыболовного флота.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 154

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

волами по технике безопасности установлена норма на­ полнения жидким аммиаком аппаратов п трубопроводов (табл. 11).

На практике известны случаи, когда засорение регу­ лирующего вентиля или жидкостного аммиачного тру­ бопровода между регулирующим вентилем и конденса­ тором приводило к повышению давления конденсации. При этом в месте засорения отпотевает жидкостный трубопровод, иногда он даже покрывается инеем. Что­ бы устранить это явление, надо отсосать испаритель на вакуум, а затем несколько раз быстро закрыть и от­ крыть регулирующий вентиль. Если это не помогает, необходимо разобрать и прочистить регулирующий вен­ тиль и трубопровод, предварительно создав в них ва­ куум и отключив их от остальной системы.

Причинами пониженного давления в испарительной системе могут быть недостаточное количество хладаген­ та и подключенных батарей или их загрязнение.

Загрязнение внутренней поверхности охлаждающих батарей маслом или другими отложениями п наличие на них снеговой шубы также приводит к понижению давления в испарительной системе. Во избежание этих явлений надо строго соблюдать график периодической продувки батарей, снимать с них снеговую шубу.

РАБОТА НА ФРЕОНОВЫХ ХОЛОДИЛЬНЫХ УСТАНОВКАХ

К обслуживанию фреоновой холодильной установки, так же как и аммиачной, допускаются только лица, име­ ющие соответствующие удостоверения, выданные ква­ лификационной комиссией, или диплом механика рефри­ жераторных установок, хорошо знающие особенности безопасной эксплуатации и правила оказания первой помощи пострадавшим.

В помещении, где установлена холодильная установ­ ка, должна быть вывешена на видном месте инструкция по безопасным методам работы и принципиальная схе­ ма холодильной установки, цветовые обозначения на ко­ торой должны соответствовать цветам, в которые выкра­ шены трубопроводные системы.

На каждую холодильную установку заводят вахтен­ ный журнал, куда записывают показатели ее работы и все производственные операции по устранению неисправ­

228

ностей, замене отдельных частей, а также проверке и изменению настройки автоматических приборов регули­ рования и безопасности. В этот журнал следует зано­ сить результаты проверок и испытаний предохранитель­ ных клапанов. В вахтенный журнал заносят и резуль­ таты ежемесячного контроля манометров.

Обслуживающий персонал обязан не реже одного раза в год подвергать испытанию предохранительные клапаны на установленное для них давление, после этого они вместе с ограждающими колпаками должны быть опломбированы механиком .рефрижераторной ус­ тановки. Предохранительные клапаны необходимо отре­

гулировать так,

чтобы

у

аппаратов . сторон

высокого

давления

они

начинали

открываться

при

давлении

1,3 МПа

(13

кгс/см2) и полностью открывались при дав­

лении

1,5 МПа

(15 кгс/см2), а у аппаратов сторон низ­

кого

давления

начинали

открываться

при

давлении

0,9

МПа

(9

кгс/см2)

и

полностью открывались при

1,0

МПа

(10

кгс/см2).

 

 

 

 

 

Опломбированию должны подвергаться и все запор­

ные вентили на нагнетательной системе в открытом по­ ложении. Снимать пломбы может только механик холо­ дильной установки. Обслуживающий персонал имеет право срывать пломбу и закрывать вентиль только во время ликвидации аварийной ситуации.

Н'а практике очень часто после остановки компрес­ сора закрывают нагнетательный вентиль, что является грубым нарушением правил техники безопасности. Если по каким-либо причинам его все-таки необходимо за­ крыть, то на маховичок вентиля нужно повесить плакат «Вентиль закрыт».

Правилами по технике безопасности предусматрива­ ется, что на всех аппаратах, работающих под давлением фреона, которые можно отделить от остальных систем холодильной установки запорными вентилями, должны быть установлены предохранительные клапаны. К ним относятся аппараты, состоящие из труб с внутренним диаметром более 100 мм, все фреоновые трубопроводы и аппараты емкостью выше 100 л; аппараты емкостью до 100. л, установленные на стороне высокого давления, вместо предохранительного клапана могут быть снабже­ ны легкоплавкой пробкой, которая должна плавиться при температуре 65° С.

229



Особую осторожность необходимо соблюдать при ремонте фреоновых установок, так как хладагенты фре­ он-12 II фреон-22 обладают высокой текучестью и про­ ходят даже через мелкие поры металла в таких местах, где менее текучие газы (воздух или аммиак) при рав­ ных условиях пройти не могут. Вредное воздействие фреонов на металлы и человеческий организм увеличи­ вается с возрастанием в их молекуле числа атомов фто­ ра. Все фреоны без атомов водорода негорючи, а содер­ жащие их легко воспламеняются. Фреоны растворяются в масле, при этом вязкость масел понижается. Фреон — бесцветный тяжелый газ, плотность его в 4,3 раза пре­ вышает плотность атмосферного воздуха. При малых концентрациях запах фреона не чувствуется и только при концентрациях свыше 20% начинает слабо ощу­ щаться. Фреон считается неядовитым газом, но при со­ держании его в воздухе свыше 30% (по объему) появ­ ляются признаки отравления огранизма вследствие недостатка кислорода, поэтому перед разборкой ком­ прессорного агрегата или аппаратов следует закрыть жидкостный вентиль на ресивере, включить компрессор и отсосать фреон из испарителя. Убедившись, что хлад­ агент в системе отсутствует, отключают трубопровод, идущий к прессостату-мановакуумметру, и ставят на них заглушки. После этого закрывают всасывающий вен­ тиль, останавливают компрессор н закрывают нагнета­ тельный вентиль.

Следует иметь в виду, что жидкий фреон, попадая на кожу, может вызвать обморожение, а попадая в гла­ з а — повредить их, поэтому вскрывать компрессоры, ап­ параты или трубопроводы следует только в спецодеж­ де, защитных очках и перчатках. Если фреон попал в глаза, следует промыть их водой комнатной температу­ ры, после чего залить стерильное вазелиновое масло. Если раздражение не пройдет, глаза промывают слабым раствором борной кислоты, либо стерильным раство­ ром поваренной соли с содержанием хлористого натрия не выше 2%.

Правилами по технике безопасности запрещено вскрывать любой аппарат холодильной установки и тру­ бопроводы до тех пор, пока давление фреона не будет понижено до атмосферного и останется постоянным в течение 30 мин. Опасно вскрывать аппараты, темпе­

230

ратура стенок которых во время вскрытия ниже —35и С.

Если течь аппаратов и трубопроводов обнаружена тогда, когда в них уже имеется фреон, перед сваркой или пайкой сначала следует удалить из них хладагент и соединить их с атмосферой, так как при температуре свыше 400° С (при соприкосновении с горячими поверх­ ностями или открытым пламенем) происходит разложе­ ние фреона с образованием хлористого и фтористого водорода и небольших количеств (следов) ядовитого газа фосгена. Хлористый и фтористый водород вызыва­ ют сильное раздражение слизистых оболочек, и присут­ ствие этих соединений надо обнаруживать до того, как они начнут оказывать вредное воздействие на организм. Чтобы избежать вредного влияния газа при ремонте действующих холодильных установок, необходимо вклю­ чить вытяжную вентиляцию. Ремонтные работы долж­ ны проходить под руководством старшего механика на судах типа БМРТ, PP, РТМ, СРТР, ПР и старшего ме­ ханика рефрижераторной установки на производствен­ ных рефрижераторах и плавбазах.

При утечке (прорыве) хладагента в машинном отде­ лении необходимо принять следующие меры: надеть не­ медленно изолирующий или кислородный прибор; вклю­ чить аварийную вентиляцию (если она бездействовала); остановить компрессоры; перекрыть клапаны в системе хладагента; найти места прорыва фреона и ликвидиро­ вать его утечку.

При наличии в воздухе паров фреона не рекоменду­ ется курить и пользоваться открытым огнем. Во время устранения утечек или сборки трубопроводов и оборудо­ вания, находящегося под фреоном, нельзя в качестве про­ кладок применять резину, так как фреон растворяет обычную резину. Материалом для прокладок могут слу­ жить красная медь или паранит. Перед установкой та­ кую прокладку рекомендуется окунуть в глицерин и под­ сушить на воздухе. После ремонта системы и сосудов,

работающих под давлением, необходимо их

испытать

на герметичность. При воздушном испытании

создают

давление

1,6 МПа

(16 кгс/см2) для конденсаторов и ре­

сиверов

и 1,0 МПа

(10 кгс/см2) для испарителей. Если

давление на манометре не падает в течение 6 ч, значит, герметичность обеспечена. После этого вся система, под­

231


лежащая заполнению, испытывается на герметичность инертным газом (азотом, углекислотой) при следующих

давлениях: сторона нагнетания

1,2 МПа (12

кгс/см2),

сторона всасывания — 0,8 МПа

(8 кгс/см2).

Система

должна оставаться под давлением в течение 18 ч. Пос­ ле 6 ч давление должно быть постоянным.

Перед заполнением системы фреоном механик дол­ жен удостовериться, что в каждом баллоне содержится фреон. Обслуживающему персоналу надо знать также, что фреон подается на сторону низкого давления. Для подсоединения баллонов к системе разрешается пользо­ ваться только отожженными медными трубами. Пере­ грев пара, засасываемого компрессором во время запол­ нения, должен быть не меньше, чем при нормальной ра­ боте (не менее 5°С). Он определяется как разность температуры пара, измеряемой_ перед всасывающим штуцером компрессора, и температуры, соответствую­ щей давлению всасывания. В это время баллоны нельзя подвергать нагреву, а также оставлять их присоединен­ ными к системе после заполнения фреоном. Для хране­ ния фреона разрешается использовать баллоны, про­ шедшие своевременную проверку. Норма заполнения баллона не должна превышать 1,1 кг/л. После заполне­ ния системы фреоном включают компрессор и в рабочем состоянии галоидной лампой проверяют герметичность системы. Герметичность системы проверяется также ма­ шинистом рефрижераторной установки в период приема и сдачи вахты.

Глава IX

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ДОБЫЧЕ РЫБЫ И КИТОВ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Труд рыбаков имеет ряд особенностей, а процесс до­ бычи рыбы и китов проходит в особых условиях. Зна­ ние этих условий, умелое пользование орудиями лова, инструментом и приспособлениями во время работы обеспечивают безопасность труда. Многочисленные на­ блюдения показывают, что несчастные случаи чаще все­ го происходят с рыбаками, имеющими низкую квали­

232

фикацию и небольшой стаж работы. Опытные рыбаки, хорошо освоившие свою специальность, выполняющие все правила и инструкции по обращению с орудиями лова и механизмами, редко получают травмы.

Безопасная организация труда при добыче рыбы и китов обеспечивается прежде всего четкой расстановкой матросов на палубе и выполнением ими своих обязан­ ностей. Администрация судна составляет в зависимости от характера промысла промысловое расписание, в ко­ тором каждому матросу присваивается рабочий номер, определяющий порядок работ и рабочее место. Поря­ док выполнения работ должны знать все члены палуб­ ной команды.

Как правило, до начала промысла старший помощ­ ник капитана совместно со старшим мастером добычи расписывает людей по вахтам и. сообщает им их рабо­ чие номера. Если в составе палубной команды есть но­ вички, старший помощник капитана должен организовать практические занятия по ознакомлению их с рабо­ чими местами, безопасными методами работы и обязан­ ностями. Перед началом промысловых работ весь судо­ экипаж извещается о том, что при спуске и подъеме орудий лова посторонним лицам нельзя находиться на палубе, разговаривать, курить, так как от этого зависит безопасность людей, обслуживающих орудия лова.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ ПРОМЫСЛОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Обеспечение безопасности на палубах промысловых судов во многом зависит от расположения судовых уст­ ройств и промыслового оборудования. Размещая рабо­ чие места на палубах судов, руководитель работ дол­ жен следить за тем, чтобы им не мешали судовые уст­ ройства, нельзя располагать их в непосредственной бли­ зости от выходов из помещений и машинного отделения.

Рабочие места для обслуживания механизмов на па­ лубе должны быть размещены таким образом, чтобы был обеспечен необходимый обзор промыслового обо­ рудования в процессе работы.

Посты управления промысловыми механизмами раз­ мещают в легкодоступных", безопасных местах, на высо­ те, удобной для обслуживания.

233


\

Расстояние по высоте от тягового органа до палубы или площадки не должно превышать 1,1 м, а в верти­ кальном положении высота верхнего торца—1,5 м. В тех случаях, когда турачки траловых и китошвартовых ле­ бедок используют для выполнения швартовки и вспомо­ гательных грузовых операций, указанная высота рабо­ чего места обеспечивается путем устройства настилов и площадок, причем к площадкам должен быть удобный доступ.

Все элементы промыслового устройства, испытываю­ щие нагрузку от канатов (ваеров, стяжных тросов), маркируют с указанием допустимой нагрузки и даты проведения испытаний. Необходимо следить и за тем, чтобы на всех органах управления были нанесены чет­ кие надписи или знаки, определяющие их назначение и указывающие направление включения или выключения, а также пуска, остановки, изменения направления дви­ жения элементов промыслового оборудования. Стопоры, фиксирующие рабочие и крайние положения органов управления (рукояток, маховичков, штурвалов) меха­ низма, должны быть в исправном состоянии.

Во время проверки исправности механизмов следует обращать внимание на наличие и работу дублирующих выключателей, установленных в ходовой или кормовой рубке, на судах с кормовым тралением. В ряде случаев на отдельных механизмах устанавливают пусковые уст­ ройства, сблокированные с звуковой сигнализацией. Не­ обходимо также следить за тем, чтобы все палубные механизмы и устройства, имеющие в своем составе электрооборудование, были заземлены. Все поворотные, заваливающиеся, подвешиваемые детали промысловых устройств должны быть надежно закреплены.

Во время модернизации, ремонта промысловых ме­ ханизмов надо следить за тем, чтобы электрооборудо­ вание, устанавливаемое на палубах, было в водозащи­ щенном исполнении. После ремонта оборудования надо проверить стопорение пальцев, штырей, болтовых соеди­ нений, расположенных на вращающихся частях уст­ ройств.

На случай замены турачки или ручьевых шкивов не­ обходимо помнить, что они должны изготавливаться только из стали. Чугун и другие хрупкие материалы для их изготовления техническими требованиями не допус*

234

каются. Конструкция ступицы турачкп должна предот­ вращать попадание воды на шейку вала во избежание появления коррозии, что может привести к его излому во время работы. Корпус механизма в месте установки турачки должен иметь защитный кожух, исключающий попадание петли каната на вал. Зазор между кожухом и турачкой не должен превышать 0,5 диаметра каната.

Большую роль в обеспечении безопасности при об­ служивании и ремонте промыслового оборудования иг­ рают удерживающие тормозные устройства на грузоподъемных лебедках, а также устройства фиксационно­ го типа на приводах промысловых механизмов, которые стопорят их под нагрузкой при отключении привода.

Тормозные устройства предназначены для относи­ тельно кратковременного удержания движущихся час­ тей, поднятого груза, для ограничения скорости движе­ ния лебедки, механизмов или скорости спуска груза, а также для поглощения кинетической энергии поступа­ тельно движущихся или вращающихся масс машин, ме­ ханизмов и груза. Например, спускные тормоза, пред­ назначенные для длительного травления канатов-ваеров при траловом лове, китобойного линя при китобойном промысле, а также для удержания полного тормозного момента. Тормоза траловых лебедок выполняют и функ­ ции тормоза предельных усилий, поэтому -во избежа­ ние аварии и создания опасной ситуации на палубе не­ обходимо обеспечить их датчиками тяговых усилий, ко­ торые регистрируют возникающие в ваере чрезмерные усилия и передают их на тормозное устройство.

На палубных механизмах чаще всего применяются постоянно замкнутые тормоза автоматического типа, снабженные пружинами, а иногда и тормоза ленточного типа. Эти тормоза должны быть снабжены смотровыми окнами, позволяющими осматривать и открывать их без применения инструмента.

Приводы промысловых механизмов должны иметь защиту от перегрузок, которая срабатывает, когда кру­ тящий момент превысит в 1,25 раза номинальный. Сра­ батывание защиты должно сопровождаться звуковым или световым сигналом.

Для создания безопасных условий в период эксплу­ атации промысловых машин и механизмов старший механик судна обязан не реже одного раза в год произ­

235