Файл: Шарапов В.И. Охрана труда на судах рыболовного флота.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

колец к блокам лебедку следует остановить и зажать ленточные тормоза на барабане. При выборке стяжного троса турачками сейнерной лебедки во время подхода колец к блокам лебедку останавливают, включают хра­ повое устройство, а свободные концы стяжного троса закрепляют за утки или кнехты. В процессе кошелькования нельзя стоять вблизи роликов и стяжного троса, переходить через него или пролезать под ним, а также прикасаться к нему во время выборки. Опасно находить­ ся также между бежным урезом и рабочим бортом во время выборки уреза, между фальшбортом и перевод­ ным тросом во время перевода пятного кляча и носовой траловой дуги.

Стяжные кольца после отдачи их с переходного тро­ са необходимо забрасывать в дель невода, чтобы после выхода из силового блока они не падали на работа­ ющих.

Нельзя поднимать стяжные кольца вручную, эту опе­ рацию следует выполнять только при помощи грузовых стрел. Опасно также направлять и распутывать во вре­ мя работы тяговых барабанов дель, подборы, уздечки и другие части невода.

При выборке кошелькового невода силовым блоком надо следить за прохождением через блок стяжных ко­ лец; матросы, работающие на укладке невода, должны находиться в стороне от линии их падения. Матросы, укладывающие невод на кошельковой площадке, долж­ ны надевать каски.

Во время выборки и укладки невода опасно нахо­ диться на набегающей его части и подборах, а также удерживать невод руками при его стравливании с рабо­ чих органов неводовыборочной машины (силового бло­ ка и т. п.).

Во время укладки невода на правом борту в районе кошельковой площадки устанавливают леерное ограж­ дение.

Во время выливки рыбы работающий с замком кап­ лера обязан находиться в безопасном месте, опасно также становиться на подсушенную дель. Если каплер с

рыбой завязывается гайтаном, то для

развязывания

его надо опустить на палубу. -

 

Следует помнить, что распутывание

навернутого на

барабан иеводовыборочной машины жгута невода про-

261

изводится только при полной остановке машины. После распутывания жгута можно продолжить выборку.

ЛОВ НА КРЮЧКОВЫЕ СНАСТИ

При подготовке крючковых снастей следует соблю­ дать следующие меры безопасности. При наборе яруса сначала надо разобрать каждую секцию хребтины (рас­ путать поводцы, крючки, хребтину). Хребтины навеши­ вают в строгой последовательности на проволоки или тросики, натянутые на высоте примерно 2 м. Перед на­ бором яруса иа вьюшку предварительно наматывают капроновый сердечник диаметром 6 мм, длиной 25 м, ко­ торый служит для более удобного соединения между со­ бой вьюшек на ходу судна во время выметки яруса.

Стол, с которого производится выметка яруса, на­ делено прикрепляют к палубе, чтобы он не перемещал­ ся. Между столом и фальшбортом не должно быть щелей.

Перед выметкой яруса рыбакам выдают острозато­ ченные кусачки, с помощью которых они освобождают­ ся от крючков, зацепившихся за одежду. Обычно на выметке яруса бывает занято четыре человека. Матросы, работающие по наживлению крючков, должны надеть перчатки, крючок следует держать только за цевье.

Наживленные крючки яруса до выбрасывания их за борт укладывают с наружной стороны бухты крючко­ вого поводца.

Для удобной и безопасной выметки яруса при ветре более 3 баллов судно следует поставить носом на волну. Выметку яруса необходимо производить на самом ма­ лом ходу судна, при постоянной готовности дать задний ход. При 'выметке на волну надо следить за тем, чтобы хребтина не была сильно натянута, так как от натяже­ ния она может лопнуть и травмировать людей.

Для безопасной и слаженной работы при выметке первый номер (бригадир) присоединяет буйреп к пере­ ходному 25-метровому концу вехи, расставляет людей по местам, докладывает на мостик о готовности коман­ ды и яруса к выметке.

В процессе выметки первый номер отдает промежу­ точные вехи, присоединяет буйреп грузом к ярусу, руко­ водит работой остальных членов команды на палубе.

262


Второй помер стоит с правой стороны вьюшки, цеп­ ляет последовательно основные и дополнительные поводцы с грузами и кухтылями к переходным концам хребтины при помощи карабинов.

Третий номер стоит с левой стороны вьюшки и сле­ дит за нормальным ходом хребтины яруса с вьюшки на лоток и за борт, при зацепах крючков на вьюшке от­ цепляет их или обрезает ножом поводцы (в этих слу­ чаях вьюшку тормозят), помогает прицеплять промежу­ точные вехи первому номеру и выбрасывает 10-кило­ граммовый груз за борт.

Четвертый номер стоит на тормозе вьюшки, следит за нормальным ходом хребтины яруса, при появлении цветных переходных концов хребтины яруса и при за­ цепах крюков тормозит вьюшку, во время выметки яруса наблюдает за тем, чтобы шлаги хребтины не сви­ сали со стола и не попадали под ноги. Опасно выбра­ сывать хребтину за борт руками, переходить через нее или подлезать под ней в период, когда она вытравлива­ ется из ящика.

Правилами запрещается становиться на поводцы и в ящик с хребтиной, а также садиться или стоять на план­ шире и столе для выметки, так как при периодических рывках снастями может выбросить за борт судна.

В процессе выметки один матрос цепляет карабина­ ми поводцы к кухтылям и грузикам за переходные кон­ цы хребтины. Крепление должно производиться только после того, как крючок наживлен. При подходе переход­ ного конца к лотку вьюшку стопорят при помощи тор­ моза на 1—3 с, за это время поводец карабином крепят к переходному концу и выбрасывают за борт.

При выборке яруса вылавливать концевой буй необ­ ходимо только при помощи кошки или багра. В это вре­ мя палубная команда занимает места по расписанию и каждый выполняет свои обязанности.

Первый номер стоит у мальгогера с крюком, при по­ мощи которого цепляет рыбу багром и приводит ее на палубу, при подходе поводцов с буйрепами и грузами отцепляет их от хребтины и укладывает в отведенное место, цепляет карабин на натянутую проволоку, подтя­ гивает и поднимает на борт промежуточные вехи.

Второй номер выбирает хребтину яруса при помощи одной или двух головок сетевыборочной машины.

263

Третий и четвертый номер разматывают поводки с крючками с хребтины, вешают крючки на проволоку или заменяют непригодные поводки- с крючками.

Пятый номер наживляет пустые крючки заранее на­ резанными кусочками сельди и подвигает по проволоке крючки к шестому номеру.

Шестой номер снимает с проволоки наживленные крючки и укладывает их вместе с хребтиной на враща­ ющуюся вьюшку. На эту работу ставят наиболее опыт­ ного матроса, обладающего хорошей сноровкой.

Седьмой номер вращает руками вьюшку, а восьмой ловит сорвавшуюся с крючков яруса рыбу за бортом или снимает ее с яруса на палубу при помощи специ­ ального приспособления. Если крючок трудно извлечь из рта рыбы, его вырезают специальным ножом с длин­ ным лезвием, при этом рыба должна быть оглушена.

При подъеме крупных рыб или акул на борт багре­ ние их должно производиться только за рот. Во время перемещения крупной рыбы по палубе опасно находить­ ся возле хвоста, прикасаться к ее телу голыми руками.

В период выборки яруса опасно распутывать и от­ вязывать крючковые поводцы перед мальгогером, если хребтина яруса заложена на шкивы ярусоподъемника, не допускается также пропускать через рабочие шкивы ярусоподъемника спутанные части яруса. При задеве во время выборки крючковых орудий лова надо немедлен­ но переключить ярусоподъемный механизм на холостой ход или остановить его и только после устранения задева вновь включить механизм на рабочий ход.

Во время подтягивания улова очень опасно нахо­ диться между хребтиной и крючковым поводцом со сто­ роны невыбранной части яруса или на выбранной части крючкового поводца. Правилами запрещено подтягивать улов голыми руками, а также наматывать крючковый поводец на руку или вокруг тела.

ДОБЫЧА КИТОВ

Перед началом промысла, а на промысле не реже одного раза в неделю капитан, гарпунер и старший ме­ ханик тщательно осматривают и проверяют исправность всех блоков такележа, амортизационного устройства, лебедки и гарпунной пушки. Во время проверки аморти-

264


зацнонного устройства необходимо обращать внимание на исправность и целостность всех пружин, тяг и троса. Лебедки и блоки до выхода на промысел испытываются на соответствующую нагрузку, ■результаты испытаний оформляются актами.

От нижнего ходового блока на высоте 2 м, по линии переходного мостика требуется устанавливать ограни­ чительные тросы, чтобы блок, опускаясь под натяже­ нием кита, не ударил человека, находящегося на па­ лубе.

При подготовке гарпунной пушки и боеприпасов к стрельбе гарпунер обязан строго следить за выполнени­ ем всех требований безопасности. Погрузка и выгрузка боеприпасов производятся, когда выставлены матросы пожарной вахты. Личный состав, не занятый грузовыми операциями, должен находиться на безопасном расстоя­ нии от места погрузки. Вахтенный помощник капитана обязан наблюдать за соблюдением личным составом судна инструкции по погрузке и хранению боепри­ пасов.

Боезапас, полученный на китобойное судно, хранится в крюйт-камере и надежно закрепляется от перемеще­ ния при качке. Гарпунные и пушечные капсулы тща­ тельно перекладывают ватой и хранят в особых ящиках. Крюйт-камера должна быть постоянно закрыта на за­ мок и опломбирована. Открывать ее и брать боезапас могут только гарпунер и его помощник. При снаряже­ нии гильз дверь, ведущая в помещение, где хранится боезапас, закрывается. Опасно пользоваться металличе­ скими колотушками при сборке вышибиого заряда. Опасно также вывертывать капсульную втулку и гильзу во время сборки вышибного порохового заряда, хранить и переносить в карманах капсульные'втулки и взрыва­ тели.

Перед заряжением пушки гарпунные лини, хра­ нящиеся в носовой части палубы, необходимо надеж­ но закрепить, чтобы не допустить перемещения их при качке.

Правилами техники безопасности ввертывание кап­ сульной втулки в гильзу и сборка взрывателя разреша­ ется только на баке судна, непосредственно перед за­ ряжением гильзы в пушку. Чтобы порох не воспламе­ нился от трения во-время навинчивания гранаты на гар­

265

пун, резьбу гранаты смазывают солидолом. При заря­ жении и разряжении следует следить за тем, чтобы люлька гарпунной пушки была застопорена, затвор при­ открыт, а спусковое устройство поставлено на предо­ хранитель.

Заряженную пушку надо развернуть и застопорить в таком положении, чтобы гранатой она была обращена за борт. Во время охоты находиться у гарпунной пушки имеет право только гарпунер, причем он обязан осво­ бождать пушку со стопора только перед началом охоты.

Во время стрельбы иногда происходит осечка. В этом случае необходимо сделать повторный спуск и если вы­ стрела не произойдет, то не ранее чем через 3 мин от­ крыть затвор и немедленно выбросить гильзу за борт. При промахе поднимать на борт гарпун с перазорвавшейся гранатой опасно. В этих случаях нужно обрезать линь. Подготовку гарпунной пушки к следующему выст­ релу, если кит только ранен, производит помощник гар­ пунера. Гарпунер в это время сосредоточивает все вни­ мание на раненом ките. Разрыв гранаты после выстрела следует фиксировать на слух.

Во время охоты надо периодически проверять на­ дежность крепления захватов установочной вилки в тумбе. В случае ослабления болтов их надо обжимать до отказа. Поперечный паз в захвате должен быть без люфта и ложиться на соответствующие выступы устано­ вочной вилки.

Во время охоты одни из членов экипажа, находящий­ ся на верхней палубе, обязан следить за выстрелом и полетом гарпуна. В случае рикошета граната разрыва­ ется в воздухе, а ее осколки могут поранить людей, на­ ходящихся на палубе. Чтобы этого не произошло, на­ блюдающий подает команду «Берегись!». В это время все члены судоэкипажа, находящиеся на палубе, обяза­ ны лечь на палубу или укрыться в безопасное место.

Поскольку загарпунивание кита является очень опасной и сложной операцией, у лебедки на стопорах должен находиться старший механик или первый элект­ ромеханик, четко выполняющий команду гарпунера при выстреле. В это время лебедка должна быть вклю­ чена.

Подтаскивать загарпуненного кита к китобойному

266


судну необходимо осторожно, не допуская снижения блока амортизационной системы ниже контрольной от­ метки. Если в процессе выборки трос необходимо потра­ вить, то из канатного ящика предварительно удаляются все укладчики, так как стоять в это время в канатном ящике опасно.

Во время подтаскивания кита к борту китобойца надо быть очень внимательным и осторожным, так как кит может находиться в шоковом состоянии и во время агонии способен на сильные и резкие рывки, которые могут привести к травмированию работающих.

Рис. 58. Приспособление для ликвидации амортизации пики: -

/•—пика; 2 — штуцер для присоединения воздушного шланга; 3 — стальной трос; 4 — капроновый жгут; 5 — огоны.

Особую осторожность следует проявлять при вытас­ кивании из туши кита пики после его надувания, так как капроновый конец сильно натягивается, когда суд­ но поднимается на волне. В этот момент линь, вытяги­ вающий пику из туши кита, амортизирует и вместе с пи­ кой с большой скоростью летит на палубу, что можег привести к несчастному случаю. Во избежание опасных ситуаций при выполнении этой операции калининград­ ские китобои применили приспособление, позволяющее избежать амортизации линя. Вместо капронового линя к пике крепится стальной трос. К нему присоединяется несколько огонов (рис. 58), с помощью которых линь крепится на утке фальшборта. При вытаскивании пики огоны погашают силу натяжения и пика плавно подни­ мается матросом на палубу.

Для буксировки кита к плавбазе его швартуют цепью к борту китобойного судна. При подъеме и 'про­ пускании хвостовика через носовой клюз и креплении его за кнехт следует проявлять особую осторожность. Швартовку кита производят при застопоренной машине.

237

Два матроса, подняв ваер вверх на вытянутых руках, бросают его от себя за борт таким образом, чтобы он удал в воду плашмя (рис. 59). Петля ваера, опускаясь в воду, охватывает стебель хвоста. Конец ваера через ро­ лик кнехта заводят на барабаны лебедки и начинают его выбирать. Как только выбрана слабина ваера, через клюз протаскивают китошвартовую цепь, на которую крепят тушу кита за хвост (рис. 60).

О п а с н а я

зона

Рис. 59. Схема строповки кита за хвост.

Рис. 60. Опасная зона при креплении кнтошвартовой цепью.

268


Во время подтягивания, швартовки и подъема кита на цепь опасно находиться вблизи рабочего борта и пе­ регибаться через него Правилами запрещается перехо­ дить через натянутые тросы или цепи, стоять во внутрен­ нем углу, образованном у ролика тросом или цепью, находящейся под натяжением (рис. 61).

Обработка и маркировка хвостовой части кита про­ изводятся только после закрепления китошвартовой це-

Опаснап

Рис. 61. Опасная зона на палубе судна во время швартовки кита у борта китобойца:

1 — ролик; 2 — проводник; 3 — линь; 4 — шпиль.

Г

пи и на малом ходу. При работе за бортом китобойца рукоятку ножа для вырезания отверстий надо держать сбоку от себя.

Если в туше кита осталась неразорвавшаяся грана­ та, на хвосте кита делают условный знак.

При возвращении с промысла или подходе к судам гарпунную пушку стопорят, разряжают, а гарпунные гранаты и заряды складывают в трюм, закрывают и оп­ ломбируют.

Г л а в а Х

I МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАБОТКЕ РЫБЫ И КИТОВ

Основные мероприятия, обеспечивающие безопас­ ность труда при обработке рыбы, делятся на организа­ ционные и технические.

К организационным мероприятиям относятся четкая организация и надзор за процессом производства, пра­ вильная расстановка рыбообработчиков, обучение их

269