Файл: Шарапов В.И. Охрана труда на судах рыболовного флота.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 148

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

руки с мылом и тщательно высушивать их, внимательно относиться к спецодежде, пользоваться только вымыты­ ми и просушенными рукавицами и перчатками. Кроме того, следует периодически обрабатывать кожу рук жи­ ровыми защитными мазями.

При заполнении бочек рыбой соль засыпается не­ большими порциями. Разравнивая ее, надо проявлять осторожность, избегая проколов плавниками резиновых перчаток и ранения рук. Разрыхление спекшейся соли надо выполнять в защитных очках, чтобы зерна соли не попали в глаза.

В процессе посола рыбы вахтенный помощник или рыбмастер организуют очистку палубы от рыбных отхо­ дов и промывку ее забортной водой.

Заполненные рыбой и солью бочки закупоривают и по мере накопления небольшой партией спускают в трюм. Загромождение рабочего места пустыми и за­ полненными бочками допускать нельзя, так как даже не­ большая качка может вызвать их движение по палубе и несчастный случай.

Работы по уборке рыбы в бочки следует поручать только матросам-бондарям, прошедшим специальное

обучение и инструктаж по безопасным приемам

труда.

Матрос-бондарь должен

иметь

комплект

исправного

инструмента, который

переносится в

специальной

сумке.

 

при вскрытии

бочек,

Чтобы не травмировать руки

бондарь должен металлической осадкой поднять пуско­ вой обруч, затем снять.уторный обруч и легкими удара­ ми молотка вынуть дно из утора бочки. После снятия донышка пусковой обруч надо осадить иа прежнее ме­ сто и надеть на бочку уторный обруч.

Нельзя сбивать и осаживать обручи вместо металли­ ческой осадки топором, молотком или другими инстру­ ментами, а также извлекать купорочное дно без подъе­ ма пуковых обручей и снятия уторных обручей, так как это может привести к травмированию.

Иногда охлажденную рыбу убирают в ящики. При укупорке ящиков необходимо соблюдать осторожность во избежание ранения рук гвоздями или проволокой. Тара с изолирующим материалом должна находиться близко к месту упаковки рыбы, но не загромождать ра­ бочее место.

280



При упаковке ящиков из них не должны торчать концы гвоздей и проволоки, так как ими можно пора­ нить руки при погрузке или выгрузке ящиков.

При укладке ящиков или бочек в штабеля необходи­ мо соблюдать правила их крепления. Разборку штабе­ лей надо производить, начиная с верхних рядов. Укла­ дывая бочки или ящики в трюмах, следует обращать внимание на пригодность прокладочного материала (сепарации). Укладывать сепарацию нужно равномерно по всей длине ряда. В целях безопасности при укладке тары в трюмах не допускается применение для сепара­ ции досок толщиной менее 20 мм и длиной менее 2,5 м.

РАЗДЕЛКА КИТОВ

В период подготовки к разделке китов мастер разде­ лочной палубы обязан проверить исправность шкенте­ лей, гаков и других приспособлений, а также сигналь­ ных устройств, тормозов лебедок, шпилей и аварийных выключателей котлов. Все раздельщики должны быть обуты в кожаные сапоги со стальными шипами на каб­ луках, разделочные ножи должны быть заточены.

Разделочные палубы перед началом разделки китов следует смачивать водой из шланга, так как сухая палу­ ба после разделки плохо отмывается от крови и слизи. Особую осторожность при движении по кормовой палу­ бе китобазы над проявлять, когда храпцы находятся в слипе или на хвосте кита. В целях безопасности запре­ щается проходить под ваером и через него, так как от качки может произойти рывок кита с храпцами, что при­ ведет к натяжению троса, а следовательно, к травмиро­ ванию раздельщиков, находящихся в опасной зоне.

В момент втаскивания кита на кормовую разделоч­ ную палубу китобазы все члены судоэкипажа, непосред­ ственно не участвующие в этой работе, должны покинуть кормовую палубу, так как при набрасывании храпцов на хвостовой стебель кита происходят сильные рывки, что вызывает подбрасывание ваера вверх. Когда туша кита появится из слипа, работающие на палубе должны проявлять особую осторожность, так как при небольшом крене туша кита, удерживаемая только храпцами за хвост, может соскользнуть к одному из бортов и разда­ вить человека.

281

Если в китовой туше осталась неразорвавшаяся гра­ ната, удаление ее во время разделки производится толь­ ко специально обученными лицами под непосредствен­ ным руководством старшего или сменного мастера цеха разделки. При этом необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности: все работы на разделоч­ ной палубе прекращаются, а люди, не занятые удалени­ ем гарпуна, должны уйти в укрытие. Гарпун следует вы-

Рис 68. Схема отделения сала от китовой туши.

резать и вытаскивать из туши только вручную, осторож­ но, избегая ударов и резких толчков. После извлечения гарпун с гранатой выбрасывают за борт.

Разделка китовой туши начинается с кормовой раз­ делочной палубы, где ножами начинают подрез сала (рис. 68). Для снятия покровного сала с туши кита приме­ няют специальные клеванты или цепи. При выполнении этой операции они вылетают с большой силой в момент натяжения шкентеля 8-тонной лебедкой, за свободный конец которого с помощью гака цепляется клевант. Во время натяжения шкентеля может прорваться слой са­ ла, разорваться трос или переломиться клевант, поэто­ му находиться в это время в зоне нахождения шкентеля опасно. Работающим по снятию жирового слоя надо соб­ людать осторожность в момент, когда пласт сала со­ дран более чем на половине длины.

282


В момент переворачивания туши кита опасно нахо­ диться в зоне его переворота и натяжения шкентелей, так как может произойти обрыв шкентеля или срыв кошки с туши кита, а при возникновении крена перево­ рачиваемая туша может соскользнуть или да-

Рис. 69. Схема переворачивания кита на палубе.

же перевалиться через упоры, что может при­ вести к увечью работающих. На рис. 69 пред­ ставлена схема правильной зацепки туши кита с указа­ нием опасной зоны. После снятия покровных пластов сала тушу кита с помощью храпцов подтаскивают к транспортному коридору. Освобождают храпцы и с помощью 5-тонной лебедки левого борта кормы и шкен­ теля затаскивают ваер 20-тонной лебедки, как показано на рис. 70. Во время транспортировки кита лебедками опасно находиться в районе натяжения тросов, так как при остановке Т-образный гак падает вниз и может на­ нести травму. В этот момент может также разорваться затаскивающий шкентель, если на лебедке ваера ока­ жется застопоренным тормоз.

Особую осторожность следует проявлять и при сня­ тии храпцов с хвостового стебля кита. Все работающие в районе движения храпцов на это время удаляются в безопасные места.

283

При втаскивании кита в транспортный коридор все люди из него должны быть удалены, так как при крене судна тушей кита человека может прижать к переборке коридора.

Во время вытаскивания китовой туши на носовую разделочную палубу возникают опасные зоны в случае

сдвига туши в сторону борта, к пилам или тумбе роуль­ са. Чтобы избежать несчастного случая, в это время на палубе не должно быть людей. Опасно находиться на туше кита и приступать к его разделке, так как при ма­ лейшем крене судна человек может упасть с туши и по­ пасть под нее или получить травмы от падения.

При поворотах китобойной базы или перемене курса во время разделки вахтенный штурман обязан заблаго­ временно предупредить работающих на разделке и смен-

.ного технолога о предстоящем повороте для закрепления туш и принятия мер предосторожности при работе на разделочных площадках и в жировом заводе.

Прежде чем приступить к полному разрыву китовой туши, начинают отделять голову от туловища. При от­ делении головы от туловища кита нельзя находиться

284

в опасной зоне. Голова кита, отделяемая от туловища, находится под натяжением троса 8-тонной лебедки и при подрезке последних волокон мяса она с определенным усилием отрывается от туловища. При незначительном

Рис. 71. Схема отделения голов кашалота (а) и усатого кита (б).

крене она может уйти на правый борт и придавить лю­ дей, занятых загрузкой котлов. Следует также прояв­ лять особую осторожность при подтягивании головы под распиловку. Правилами по технике безопасности запре­ щено вовремя зацепления гачка шкентеля находиться на голове кита. После зацепки (застропки) надо немед­ ленно уходить из опасной зоны, так как может произой­ ти срыв гачка или обрыв шкентеля (рис. 71).

При распиливании головы пилу надо опускать плав­ но на волокна мяса головы для предотвращения вибра­ ции полотна пилы. В противном случае может произойти ее поломка, и осколки могут намести травмы работаю­ щим на палубе.

Во время разделки китовой туши одновременно идет загрузка сырца в жиротопные котлы. Эта работа пред­ ставляет особую опасность. Руководителю работ следу­ ет перед началом загрузки сырца проверить исправность

285


гачка шкентеля. Гачок должен надежно цепляться за пласт сала или кусок, сырца. При плохом зацепе гачок может сорваться и под действием силы натяжения поле­ теть в направлении натяжения шкентеля, поэтому в зо­ не натяжения шкентеля не должно быть людей. Опасно

Рис. 72. Схема загрузки сырца в котел:

1 — фальшборт; 2 — ролик; 3 — шпиль; 4 — горловина котла.

также находиться в зоне движения кусков сырца, так как человека может зацепить сырцом и сбросить в ко­ тел (рис. 72). Правилами по технике безопасности за­ прещается во время загрузки подходить к горловине и сталкивать куски сырца в котел ногами, так как па­

луба скользкая и человек может

поскользнуться и

упасть в котел. Эту работу следует

выполнять

только

крючками при остановленном шпиле.

Правила

также

запрещают становиться на движущиеся пласты

сырца,

так как это может привести к падению

работа­

ющего.

 

 

Во время отделения ребер от позвоночника гакооб­ разным ножом следует удалить из рабочей зоны всех работающих. Когда гакообразный нож заведен между

286

ребрами и хребтом, надо включить сирену, которая опо­ вещает об опасности нахождения людей в зоне натяже­ ния шкентеля.

Особую осторожность следует проявлять при работе с фленшерными ножами. Ни в коем случае нельзя ос­ тавлять их на палубе или в туше кита. Ножи должны храниться в специальных пирамидах.

Обрезка мяса и ребер производится, когда туша под­ вешена на грузовой стреле. При выполнении этой опе­ рации следует обращать внимание на то, чтобы ребра не отрывались от палубы, так как они будут вращаться иа подвешенном шкентеле и могут сбить с ног рабочего иа скользкой палубе. Опасная ситуация возникает, когда отделение ребер производят два работника, стоящие с противоположных сторон, так как они не видят друг друга и-могут нанести один другому травму фленшерны­ ми ножами. При выполнении этой работы надо следить и за надежностью крепления ребер на подвеске; были случаи, когда клевант прорывался и тяжелый груз па­ дал на работающих, поэтому при обработке несвежих китов грудину надо острапливать без клеванта при по­ мощи ластового стропа. При подъеме следует острапли­ вать брюшину, отступая от кромки не менее чем иа 60 см, сало и грудину свежих китов — не менее чем на 100 см.

По окончании разделки китов рабочие палубы и ко­ ридор следует промыть из шланга горячей водой. Кроме того, не реже одного раза в десять дней палубу надо мыть раствором кальцинированной соды, а затем смы­ вать горячей водой.

Глава XI

. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Применение машин и аппаратов технологического назначения создает на судах определенную опасность, поэтому все технологическое оборудование подвергается испытаниям не реже одного раза в год с оформлением актов. При обнаружении неисправностей и неполадок

287