Файл: Шарапов В.И. Охрана труда на судах рыболовного флота.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 142

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ражения .лучами сварочной дуги. Сварочные машины, находящиеся иа открытых палубах, также должны быть защищены от дождя, снега и воды.

РЕМОНТ СОСУДОВ И ЦИСТЕРН ИЗ-ПОД ГОРЮЧИХ ЖИДКОСТЕЙ

Перед заваркой сосудов и цистерн из-под горючих жидкостей необходимо их тщательно промыть моющими

средствами и протереть до полного

удаления

остатков

горючего. Входить в незачищенные цистерны

(содержа­

ние паров углеводородов в воздухе

более 0,3

мг/л) без

шлангового противогаза правилами запрещено. После зачистки и дегазации необходимо произвести лаборатор­ ный анализ воздуха в цистернах. Следует иметь в виду, что без полной очистки цистерны от осадков и ржавчи­ ны благоприятные результаты анализа воздуха не га­ рантируют безопасность работ в них. Для ускорения вытеснения газообразных веществ цистерну нужно пол­ ностью заполнить водой, а затем снова ее удалить. Пос­ ле удаления из цистерны воды ее необходимо тщательно проветрить и высушить.

Для обеспечения безопасности при выполнений ре­ монта внутри цистерны надо соблюдать следующие ме­ ры предосторожности: в цистернах разрешается пользо­ ваться фонарями только во взрывобезопасном исполне­ нии; перед началом работы следует убедиться, нет ли за лереборками других цистерн с нефтепродуктами, жи- ■рами или не скопились ли в смежных цистернах взрыво­ опасные газы.

. В-исключительных случаях, когда цистерну невоз­ можно очистить указанными способами, разрешается делать заварку трещин без предварительной обработки. Но для этого цистерну заполняют насколько возможно, водой,..сокращая объем пространства, в котором может образоваться взрывчатая паровоздушная смесь.

• Отверстие в верхней части сосуда обязательно остав­ ляют открытым для сообщения с атмосферой. При этом следует помнить, чтоправилами по технике безопаснос­ ти запрещается производить заварку трещин сосудов и цистерн, находящихся под давлением.

Рабочие, производящие зачистку и промывку цис­ терн* надевают респираторы или шланговые противога­

21*

331


зы, а также брезентовую или прорезиненную спецодеж­ ду и непромокаемые сапоги. Для подачи свежего возду­ ха применяется переносной вентилятор. Поверх спецодежды надевается предохранительный пояс, к ко­

торому присоединяется

крюк с

пружинной защелкой.

К крюку прикрепляется спасательная

веревка, второй

конец которой выводится наружу

через

люк. Снаружи

у люка должен все время находиться

второй рабочий

для оказания

помощи.

Допустимая

продолжительность

непрерывного

пребывания рабочего

внутри сосуда или

цистерны — 45 мин с последующим отдыхом на свежем воздухе в течение 15 мин. При появлении признаков не­

домогания

(головокружение или рвота)

работающий

в цистерне

обязан немедленно прекратить

работу, по­

дать тревожный сигнал и по возможности выйти из цис­ терны. Возобновление работ допускается только после выявления и устранения причин, вызывающих недомога­ ние. Правилами запрещается задраивать горловины цистерны, не убедившись в отсутствии в ней людей.

ПОДВОДНЫЕ РАБОТЫ

В период эксплуатации судов рыболовного флота приходится производить судоремонтные работы под во­ дой (освобождение гребных винтов от намотавшихся

сетей и тросов, исправление и замена

лопастей,

смена

винтов и ряд других слесарно-корпусных работ).

 

Водолазно-судоремонтные

работы

можно произво­

дить как с водолазного

бота,

так и

с

самого

судна.

В том и в другом случае

необходимо

обеспечить безо­

пасность работы водолазов. Руководит

исправлением

повреждений корпуса или его устройств старшина или бригадир группы водолазов, получая необходимые ука­ зания от капитана или старшего механика судна.

Перед началом спуска водолаза под воду в дневное время в море вахтенный помощник поднимает на судне два четырехцветных .флага (буква 3 по Международно­ му своду сигналов) и ведет наблюдение за проходящи­ ми судами и другими плавсредствами. Ночью вместо флагов зажигают два зеленых огня один над другим задолго до начала работы. Бригадир водолазов прове­ ряет исправность водолазного снаряжения.

В практике подводного судоремонта и аварийно-спа­

332


сательных работ нормальными для водолаза считаются следующие производственные условия: скорость течения воды не выше 2 м/с; волнение не более 2 баллов; радиус

видимости на месте

выполняемых

работ — не менее

5 м. Спуск водолазов

не допускается:

при температуре

воздуха ниже —10° С, ветре 7 баллов и скорости его бо­ лее 14 м/с; при температуре воздуха ниже — 15° С, ветре 5 баллов и скорости более 8,5 м/с; при температуре ниже —20° С, волнении 3 балла и выше.

Если высота от борта судна до уровня воды превы­ шает 2 м, у места работ должна быть дежурная шлюпка или катер для обеспечения безопасной работы водола­ зов и оказания им необходимой помощи.

Для руководства водолазными работами на судне капитан приказом назначает ответственное лицо из ко­ мандного состава, которое несет полную ответственность за безопасность судовых водолазов во бремя выполне­ ния ими водолазных работ.

При осмотре и очистке гребных винтов от намотан­ ных сетей, стальных и растительных тросов, снятии и постановке винтов, ремонте рулей и т. д. нередко воз­ никают опасные ситуации вследствие проворачивания винта главным двигателем, что приводит к несчастным случаям.

Чтобы не допускать травмирования водолазов во время выполнения указанных работ, вахтенный помощ­ ник капитана обязан оповестить личный состав судна о проведении работ, назначить нужное количество мат­ росов для заводки и переноски рабочих концов на все время работы водолазов.

Вахтенный помощник капитана вместе с вахтенным механиком и старшиной водолазов станции или поста закрывает и запирает на ключ пусковое устройство главного двигателя. Ключ хранится у вахтенного по­ мощника капитана и передается по вахте с обязатель­ ной записью в вахтенном журнале. При отсутствии за­ пора на пусковом устройстве выставляется вахтенный моторист на все время работы водолазов. Вахтенный механик обязан застопорить вал гребного винта от про­ ворачивания. После выполнения этих работ вахтенный помощник докладывает капитану о готовности к прове­ дению водолазных работ. Капитан выдает письменный допуск старшине водолазной станции или поста, в кото­

333


ром излагает мероприятия по обеспечению безопаснос­ ти водолазов, после этого они приступают к работе под водой.

В случае необходимости разрешение на проворачива­ ние винта дает капитан судна, а в его отсутствие — вах­ тенный помощник капитана, получивший подтверждение

от

старшины водолазной станции о выходе

водолазов

из

воды. Подводные судоремонтные работы

у борта

и под днищем плавающего судна, как правило, выпол­

няются во время его стоянки у пирса

или на якоре при

о т с у т с т в и и сильного течения и волнения.

При водолазном осмотре корпуса

(замене гребного

винта, лопастей и т. п.) судна, находящегося в открытом море и по каким-либо обстоятельствам не стоящего на якоре, оно должно удерживаться от перемещения по ветру или течению буксиром-спасателем.

Под днище судна водолаза спускают на подкильном конце или в беседке, закрепленной оттяжками с обоих бортов. Связь с водолазом поддерживается по телефону или по сигнальному концу. Коренной конец должен быть закреплен за рым. Сигнальный конец умеренно натяги­ вается, чтобы чрезмерное натяжение не мешало водола­ зу работать.

Во избежание несчастных случаев при выполнении водолазных работ правилами по технике безопасности запрещено проворачивать главные двигатели, перекла­ дывать руль, продувать кингстоны и производить другие работы, которые могут помешать водолазу, поэтому пе­ ред выполнением подводных судоремонтных работ у борта судна старший механик обязан отдать соответ­ ствующие распоряжения вахтенной службе. Вахтенный помощник обязан следить за тем, чтобы во время рабо­ ты водолаза у борта не производилось никаких погру­ зочно-разгрузочных работ, не выбрасывался шлак, му­ сор и другие отходы, а проходящие мимо суда не при­ ближались на расстояние менее 50 м.

Заводка беседок производится при всех подводных судоремонтных работах, требующих устойчивого поло­ жения водолаза у корпуса сѵдна, когда он не имеет воз­ можности стоять на грунте. Рабочую беседку изготовля­ ют из толстых деревянных досок толщиной не менее 50 мм и подвешивают у борта на растительных канатах с оттяжками. Для погашения плавучести снизу крепят

334