Файл: Шарапов В.И. Охрана труда на судах рыболовного флота.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 142
Скачиваний: 0
ражения .лучами сварочной дуги. Сварочные машины, находящиеся иа открытых палубах, также должны быть защищены от дождя, снега и воды.
РЕМОНТ СОСУДОВ И ЦИСТЕРН ИЗ-ПОД ГОРЮЧИХ ЖИДКОСТЕЙ
Перед заваркой сосудов и цистерн из-под горючих жидкостей необходимо их тщательно промыть моющими
средствами и протереть до полного |
удаления |
остатков |
горючего. Входить в незачищенные цистерны |
(содержа |
|
ние паров углеводородов в воздухе |
более 0,3 |
мг/л) без |
шлангового противогаза правилами запрещено. После зачистки и дегазации необходимо произвести лаборатор ный анализ воздуха в цистернах. Следует иметь в виду, что без полной очистки цистерны от осадков и ржавчи ны благоприятные результаты анализа воздуха не га рантируют безопасность работ в них. Для ускорения вытеснения газообразных веществ цистерну нужно пол ностью заполнить водой, а затем снова ее удалить. Пос ле удаления из цистерны воды ее необходимо тщательно проветрить и высушить.
Для обеспечения безопасности при выполнений ре монта внутри цистерны надо соблюдать следующие ме ры предосторожности: в цистернах разрешается пользо ваться фонарями только во взрывобезопасном исполне нии; перед началом работы следует убедиться, нет ли за лереборками других цистерн с нефтепродуктами, жи- ■рами или не скопились ли в смежных цистернах взрыво опасные газы.
. В-исключительных случаях, когда цистерну невоз можно очистить указанными способами, разрешается делать заварку трещин без предварительной обработки. Но для этого цистерну заполняют насколько возможно, водой,..сокращая объем пространства, в котором может образоваться взрывчатая паровоздушная смесь.
• Отверстие в верхней части сосуда обязательно остав ляют открытым для сообщения с атмосферой. При этом следует помнить, чтоправилами по технике безопаснос ти запрещается производить заварку трещин сосудов и цистерн, находящихся под давлением.
Рабочие, производящие зачистку и промывку цис терн* надевают респираторы или шланговые противога
21* |
331 |
зы, а также брезентовую или прорезиненную спецодеж ду и непромокаемые сапоги. Для подачи свежего возду ха применяется переносной вентилятор. Поверх спецодежды надевается предохранительный пояс, к ко
торому присоединяется |
крюк с |
пружинной защелкой. |
|||
К крюку прикрепляется спасательная |
веревка, второй |
||||
конец которой выводится наружу |
через |
люк. Снаружи |
|||
у люка должен все время находиться |
второй рабочий |
||||
для оказания |
помощи. |
Допустимая |
продолжительность |
||
непрерывного |
пребывания рабочего |
внутри сосуда или |
цистерны — 45 мин с последующим отдыхом на свежем воздухе в течение 15 мин. При появлении признаков не
домогания |
(головокружение или рвота) |
работающий |
в цистерне |
обязан немедленно прекратить |
работу, по |
дать тревожный сигнал и по возможности выйти из цис терны. Возобновление работ допускается только после выявления и устранения причин, вызывающих недомога ние. Правилами запрещается задраивать горловины цистерны, не убедившись в отсутствии в ней людей.
ПОДВОДНЫЕ РАБОТЫ
В период эксплуатации судов рыболовного флота приходится производить судоремонтные работы под во дой (освобождение гребных винтов от намотавшихся
сетей и тросов, исправление и замена |
лопастей, |
смена |
|||
винтов и ряд других слесарно-корпусных работ). |
|
||||
Водолазно-судоремонтные |
работы |
можно произво |
|||
дить как с водолазного |
бота, |
так и |
с |
самого |
судна. |
В том и в другом случае |
необходимо |
обеспечить безо |
|||
пасность работы водолазов. Руководит |
исправлением |
повреждений корпуса или его устройств старшина или бригадир группы водолазов, получая необходимые ука зания от капитана или старшего механика судна.
Перед началом спуска водолаза под воду в дневное время в море вахтенный помощник поднимает на судне два четырехцветных .флага (буква 3 по Международно му своду сигналов) и ведет наблюдение за проходящи ми судами и другими плавсредствами. Ночью вместо флагов зажигают два зеленых огня один над другим задолго до начала работы. Бригадир водолазов прове ряет исправность водолазного снаряжения.
В практике подводного судоремонта и аварийно-спа
332
сательных работ нормальными для водолаза считаются следующие производственные условия: скорость течения воды не выше 2 м/с; волнение не более 2 баллов; радиус
видимости на месте |
выполняемых |
работ — не менее |
5 м. Спуск водолазов |
не допускается: |
при температуре |
воздуха ниже —10° С, ветре 7 баллов и скорости его бо лее 14 м/с; при температуре воздуха ниже — 15° С, ветре 5 баллов и скорости более 8,5 м/с; при температуре ниже —20° С, волнении 3 балла и выше.
Если высота от борта судна до уровня воды превы шает 2 м, у места работ должна быть дежурная шлюпка или катер для обеспечения безопасной работы водола зов и оказания им необходимой помощи.
Для руководства водолазными работами на судне капитан приказом назначает ответственное лицо из ко мандного состава, которое несет полную ответственность за безопасность судовых водолазов во бремя выполне ния ими водолазных работ.
При осмотре и очистке гребных винтов от намотан ных сетей, стальных и растительных тросов, снятии и постановке винтов, ремонте рулей и т. д. нередко воз никают опасные ситуации вследствие проворачивания винта главным двигателем, что приводит к несчастным случаям.
Чтобы не допускать травмирования водолазов во время выполнения указанных работ, вахтенный помощ ник капитана обязан оповестить личный состав судна о проведении работ, назначить нужное количество мат росов для заводки и переноски рабочих концов на все время работы водолазов.
Вахтенный помощник капитана вместе с вахтенным механиком и старшиной водолазов станции или поста закрывает и запирает на ключ пусковое устройство главного двигателя. Ключ хранится у вахтенного по мощника капитана и передается по вахте с обязатель ной записью в вахтенном журнале. При отсутствии за пора на пусковом устройстве выставляется вахтенный моторист на все время работы водолазов. Вахтенный механик обязан застопорить вал гребного винта от про ворачивания. После выполнения этих работ вахтенный помощник докладывает капитану о готовности к прове дению водолазных работ. Капитан выдает письменный допуск старшине водолазной станции или поста, в кото
333
ром излагает мероприятия по обеспечению безопаснос ти водолазов, после этого они приступают к работе под водой.
В случае необходимости разрешение на проворачива ние винта дает капитан судна, а в его отсутствие — вах тенный помощник капитана, получивший подтверждение
от |
старшины водолазной станции о выходе |
водолазов |
из |
воды. Подводные судоремонтные работы |
у борта |
и под днищем плавающего судна, как правило, выпол
няются во время его стоянки у пирса |
или на якоре при |
о т с у т с т в и и сильного течения и волнения. |
|
При водолазном осмотре корпуса |
(замене гребного |
винта, лопастей и т. п.) судна, находящегося в открытом море и по каким-либо обстоятельствам не стоящего на якоре, оно должно удерживаться от перемещения по ветру или течению буксиром-спасателем.
Под днище судна водолаза спускают на подкильном конце или в беседке, закрепленной оттяжками с обоих бортов. Связь с водолазом поддерживается по телефону или по сигнальному концу. Коренной конец должен быть закреплен за рым. Сигнальный конец умеренно натяги вается, чтобы чрезмерное натяжение не мешало водола зу работать.
Во избежание несчастных случаев при выполнении водолазных работ правилами по технике безопасности запрещено проворачивать главные двигатели, перекла дывать руль, продувать кингстоны и производить другие работы, которые могут помешать водолазу, поэтому пе ред выполнением подводных судоремонтных работ у борта судна старший механик обязан отдать соответ ствующие распоряжения вахтенной службе. Вахтенный помощник обязан следить за тем, чтобы во время рабо ты водолаза у борта не производилось никаких погру зочно-разгрузочных работ, не выбрасывался шлак, му сор и другие отходы, а проходящие мимо суда не при ближались на расстояние менее 50 м.
Заводка беседок производится при всех подводных судоремонтных работах, требующих устойчивого поло жения водолаза у корпуса сѵдна, когда он не имеет воз можности стоять на грунте. Рабочую беседку изготовля ют из толстых деревянных досок толщиной не менее 50 мм и подвешивают у борта на растительных канатах с оттяжками. Для погашения плавучести снизу крепят
334