Файл: Административно правовой статус образовательного учреждения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава 1. Особенности правового статуса образовательной организации

Элементы правового статуса образовательного учреждения

1.3 Локальные нормативно-правовые акты образовательной организации и их роль в регулировании гражданских правоотношений.

Глава 2. Административно-правовое регулирование деятельности образовательных учреждений, на примере Отдела образования Администрации Бугурусланского района Оренбургской области.

2.2. Особенности административно-правового статуса Отдела образования Администрации Бугурусланского района Оренбургской области как органа управления в сфере образования.

2.3. Особенности и проблемы административной правосубъектности образовательных организаций Бугурусланского района Оренбургской области

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

выполнения домашних заданий, продолжительности урока, проведения итоговой аттестации и др. Необходимо доработать дистанционное образование в нестандартных условиях, таких как сегодня, когда по-другому в условиях распространения коронавирусной инфекции невозможно обеспечить непрерывность образовательного процесса. При этом законопроект не предполагает введения всеобщего и единственно возможного онлайн-образования. Поправки подготовлены как раз для случаев, когда только с помощью дистанционного обучения возможно обеспечить непрерывность образования — например, в условиях режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Можно сделать вывод, что в современных условиях постоянного развития, образовательная система должна обладать стабильностью, однако ее правовое регулирование должно изменяться с регулярной периодичностью для того, чтобы законодательная база была актуальной на данный период времени. Так же можно отметить, что для образовательной системы мощным правовым регулятором прежде всего является Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Его дальнейшее развитие предполагает использование инновационных технологий в учебных процессах различного уровня образования.

Нормативно-правовую базу управления общеобразовательным учреждением целесообразно рассматривать в контексте ее разделения на федеральные, региональные и местные нормативные акты в данной сфере. На федеральном уровне вопросы управления общеобразовательным учреждением находят свое отражение в Конституции РФ, а также в Федеральном законе от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Данные акты составляют основу правового регулирования управления общеобразовательным учреждением на федеральном уровне. В Конституции РФ не существует конкретной статьи, посвященной управлению образовательным учреждением. Однако в статье 44 находится положение о гарантии свободы преподавания, что накладывает определенные ограничения на управления муниципальным образовательным учреждением.

Основным нормативно-правовым актом Российской Федерации, регулирующим отношения в сфере управления образовательным учреждением, является Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В то же время ФЗ-273 содержит только одну статью, непосредственно посвященную управлению образовательным учреждением. Это статья 26 «Управление образовательной организацией». Согласно п.1. указанной статьи, «управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом».


Нормы данной статьи раскрывают важнейшие основы управления общеобразовательным учреждением. Рассмотрим данные нормы подробнее. В соответствии с рассматриваемой статьей, система управления образовательной организацией не имеет существенных отличий от системы управления других юридических лиц. Структура управления образовательной организацией устанавливается учредительными документами и может меняться только учредителем.

Еще одним важным элементом нормативно-правовой основы деятельности общеобразовательных организаций является санитарно-эпидемиологическое нормирование. Санитарные правила и нормы устанавливаются на общегосударственном уровне и действуют с целью санитарного контроля.

На региональном уровне также существуют нормативные акты, составляющие нормативно-правовую основу управления муниципальным образовательным учреждением.

На уровне конкретного муниципального образовательного учреждения основным документом, регулирующим управление конкретной организацией, является Устав. Устав той или иной образовательной организации содержит такие вопросы как: компетенция учредителя, структура и порядок формирования и организации деятельности органов управления, контроля за их функционированием.

Стоит заметить, что устав образовательной организации не только определяет круг полномочий руководителя, но и закрепляет порядок осуществления управления, взаимодействия с иными органами управления, порядок принятия решений и срок полномочий руководителя. Таким образом, нормативно-правовую основу деятельности общеобразовательных учреждений составляют федеральные региональные и местные нормативные правовые акты в данной сфере.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9

Элементы правового статуса образовательного учреждения



Для любого современного государства система образования является важнейшим аспектом нормальной жизнедеятельности, показателем развития гражданского общества, культурного уровня, обеспеченности экономики и других сфер жизнедеятельности квалифицированными кадрами. Система образования того или иного государства нуждается в постоянной актуализации, изменении с учётом множества внешних и внутренних факторов, развитии. Кроме того, чтобы понимать необходимость изменений, следует осуществлять постоянный мониторинг и контроль системы, насколько качественно и эффективно она работает. В свою очередь, чтобы ответить на вопрос как наиболее эффективно контролировать систему образования, нужно знать, как устроен сектор образования в целом, нормативно-правовые акты, структуры. Рассмотрим подробно систему высшего образования в России, и в первую очередь определим основные понятия.

Образовательная деятельность должна контролироваться непосредственно самой образовательной организацией, исполнительными органами в сфере образования на различных уровнях, кроме того, в настоящее время разрабатывается система внешней, независимой оценки эффективности образовательной деятельности со стороны потенциальных работодателей, профессионального или научного сообщества. Комплекс мер по оценке образовательной деятельности необходим как раз для контроля и постоянного развития всей системы образования, для соответствия структуры подготовки квалифицированных специалистов и потребностей экономики. Реализуется оценка эффективности через разработку системы показателей оценки деятельности, их учёт. Помимо системы оценки эффективности, применяются рейтинги образовательных организаций высшего профессионального образования.

Эффективность деятельности системы образования зависит от содержания образования. Содержание образования – вся совокупность процессов, составляющих образование и реализуемых образовательными учреждениями и государственными органами управления образованием.


На сегодняшний день, наиболее актуальным направлением развития функционирования образовательных учреждений высшего образования является налаживание процесса регулярного мониторинга качества процессов обучения и функционирования вуза в целом. Мониторинг качества образования должен охватывать все уровни управления: локальный (образовательные организации), региональный, федеральный. Только в таком случае будет реализован комплексный подход к оценке эффективности образовательной системы. Под мониторингом качества высшего образования понимается комплексная система наблюдений состояния и изменений, оценки и прогноза по отношению к качеству высшего образования (как результата, как процесса, как образовательной системы, ее актуальных внутренних и внешних связей). Такая государственная политика в сфере образования, как применение мер оценки эффективности, предполагает достаточно жёсткую регламентацию со стороны государства. Устанавливаются перечни показателей эффективности для различных уровней образования, разрабатывается и совершенствуется нормативно-правовая база; формируются обособленные исследовательские структуры по сбору и учёту статистической информации образовательных учреждений, анализу и подсчёту результатов образовательной деятельности, то есть ведётся постоянный мониторинг системы образования.

В настоящее время для любого государства развитие системы образования становится решающим условием обеспечения конкурентоспособности, особенно в продолжительной перспективе. Необходимо для начала разобраться, что подразумевается под определением «образование». Образование — это прежде всего система, для которой характерен трансфер знаний. Организованная система образования должна основываться на социальных нормах, которые соответствуют определённому обществу, его потребностям и условиям. Так же система образования является важной составляющей для гармоничного и всестороннего становления личности человека в обществе. Для более точного понимания понятия «образование» необходимо выяснить, что подразумевается в данном термине в узком и широком смысле. В узком смысле — это процесс получения и усвоения знаний, которые должны подвергаться контролю. В более широком смысле образование является социальной средой жизни человека. Так же образование – это процесс воспитания и совершенствования личности, в котором имеет важное значение не только получение знаний и умений, а так же грамотное сочетание их с качествами личности, умением самостоятельно использовать собственные познания, устремляя их деятельность на постоянное саморазвитие и совершенствование [37, с.121- 123].


Процесс образования в России подразумевает совокупность определённых компонентов:

1. организованность

2. целенаправленность

3. управляемость,

4. завершенность

5. соответствие требованиям качества, устанавливаемых государством.

Эти компоненты образуют взаимосвязанную целостную концепцию. Структура системы образования представляет собой совокупность взаимодействующих составляющих (рис. 1) Они перечислены в Федеральном закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации" статья 10 [2].

Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.



Рис. 1. Структура системы образования

Образовательная система предоставляет возможность на непрерывное обучение, в России для каждого гражданина есть разные уровни образования. Ниже в таблице 1 представлены уровни образования в РФ и разъяснения их профессиональной деятельности.

Таблица 1. Уровни образования в РФ

Уровни образования

Разъяснения

Дошкольное

основная цель ее деятельности по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми

Общее

деятельность по образовательным программам:

  • начального общего,

  • основного общего

  • среднего общего образования

Профессиональное

деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и по программам профессионального обучения

Высшее

основная цель ее деятельности по образовательным программам:

  • высшее (бакалавриат);

  • высшее (специалитет и магистратура);

  • высшее (подготовка кадров высшей квалификации).