Файл: Административно правовой статус образовательного учреждения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава 1. Особенности правового статуса образовательной организации

Элементы правового статуса образовательного учреждения

1.3 Локальные нормативно-правовые акты образовательной организации и их роль в регулировании гражданских правоотношений.

Глава 2. Административно-правовое регулирование деятельности образовательных учреждений, на примере Отдела образования Администрации Бугурусланского района Оренбургской области.

2.2. Особенности административно-правового статуса Отдела образования Администрации Бугурусланского района Оренбургской области как органа управления в сфере образования.

2.3. Особенности и проблемы административной правосубъектности образовательных организаций Бугурусланского района Оренбургской области

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2




Важным фактом так же является то, что согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», образование представляет систему последовательных уровней, на каждом из которых действуют разные варианты собственности выделяют при этом: государственные, муниципальные и частные образовательные организации в зависимости от того, каким органом они созданы Таблица 2.

Формы образовательных организаций

Формы

Учредитель

Государственные

Создаются Российской Федерацией и субъектом РФ

Муниципальные

Создаются муниципальным образование (муниципальным районом или городским округом)

Частные

Создаются физическим лицом, юридическим лицом или их объединениями

Любая образовательная система со временем подвергается изменениям и обладает некоторыми особенностями. Особенностями системы образования в целом является то, что она обеспечивает не только внешние познания об окружающей реальности, но проявляет воздействие на формирование и развитие личности. Поэтому основой системы образования является установка общения, взаимодействия всех субъектов просветительного процесса на создание индивидуальных свойств, создающихся для самореализации любой личности на конкретном этапе культурно-исторического становления социума в целом.

Особенностями образования в наше время является:

    • Ориентированность на развитие и формирование личности обучающегося;

    • Дистанционное взаимодействие в образовательных сетях, мобильное образование;

    • Сетевая управленческая культура;

    • Модульное построение сетевых образовательных программ;

    • Проектная, учебно-исследовательская деятельность;

    • Гибкость, адаптивность и постоянное обновление сетевых образовательных программ;

    • Широкое использование и применение информационных технологий в образовательном процессе;

    • Сетевая социализация.

Таким образом можно сделать вывод, что образование в Российской Федерации является единым целенаправленным процессом воспитания, обучения, а также является социально- значимым благом, который реализуется в интересах гражданина для удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.


В целом именно оценка эффективности реализуемых образовательных программ, как и всей системы в целом, представляет наибольшую сложность, т.к. показатели и критерии оценки должны быть максимально направлены на качество, а не выражаться в количественных показателях.

В данном случае, государство, внедряя систему образовательного стандарта, должно разработать совместно с образовательными организациями такую систему критериев, которая наиболее полно выражала бы текущую ситуацию в системе образования, позволяла бы быстро анализировать образовательные процессы и также быстро модернизировать их в случае необходимости.

Таким образом, отметим, что система образования, в том числе и высшего профессионального, в полной мере регламентирована нормативно-правовыми актами и государственными образовательными стандартами, кроме того, разработанный комплекс критериев позволяет проводить оценку эффективности образовательных организаций как внутри самого учреждения, так и внешнюю.

В установленных рамках, высшим учебным заведениям приходится реализовывать образовательные программы в условиях жёсткой конкуренции на образовательном рынке, постоянных экономических и демографических изменениях, что выявляет необходимость в гибком построении образовательной системы для оперативного изменения учебных программ, быстрой адаптации к новым требованиям экономики в кадровом обеспечении, ведь именно в этом заключается главная роль учреждений высшего образования. Для выявления конкурентных преимуществ организаций необходимо регулярно проводить оценку деятельности, налаживать обратную связь внутри учреждения и искать пути повышения эффективности деятельности, анализируя многие аспекты образовательного процесса в современных условиях.


1.3 Локальные нормативно-правовые акты образовательной организации и их роль в регулировании гражданских правоотношений.



Любая отрасль в государстве нуждается в нормативно-правовом регулировании с целью определения общих основ функционирования той или иной системы; определения порядка разрешения спорных ситуаций, построения функциональной и наиболее эффективной структуры системы, в нашем случае системы образования. Нормы в сфере образования учитывают и регулируют интересы всех сторон, то есть обучающихся, профессорско-преподавательского состава, государства, образовательных учреждений, но в первую очередь определяют структуру системы, наделяют государственные и муниципальные органы полномочиями в сфере образования, определяют общие принципы контроля эффективности образовательной деятельности.

Базу нормативно-правового регулирования системы образования в России рассмотрим с позиций образовательного права, где основополагающим элементом является норма, группы норм выражаются в нормативно-правовых актах.

В сфере образования России действует главный системообразующий нормативно-правовой акт: Федеральный Закон «Об образовании», который устанавливает исходные, первичные нормы правового регулирования в сфере образования. Другие федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации конкретизируют и дополняют его нормативные положения, и, соответственно, не противоречат вышестоящим законам. В частности, статьи 24 и 25 Закона посвящены высшему и послевузовскому профессиональному образованию. Многочисленные «непрофильные» законы можно систематизировать по вопросам ведения на 5 групп:

1. федеральные законы, в которых регламентируются общие вопросы организации образования в Российской Федерации (например, Закон РФ от 25 октября 1991 г. №1807-1 «О языках народов РФ»);

2. федеральные законы, в которых содержатся нормы о специальных видах (направлениях) образования: военное образование, экологическое образование, спортивная подготовка, религиозное образование, профессиональное образование осужденных к лишению свободы, подготовка кадров для таможенных органов;

3. федеральные законы, в которых устанавливаются различные льготы участникам образовательных отношений;


4. федеральные законы, регулирующие трудовые отношения и определяющие порядок социального обеспечения участников образовательных правоотношений;

5. федеральные законы, регулирующие отношения в сфере экономики и финансов высшего и послевузовского образования.

Также разработана система федеральных государственных образовательных стандартов, в том числе и для высшего профессионального образования. Базой организации образовательного процесса служат также указы Президента, постановления Правительства России, приказы и распоряжения Министерства образования и науки Российской Федерации. До 2020 года действовала федеральная программа «Развитие образования», некоторые положения которой были продлены.

На уровне субъектов региональными органами в сфере образования также издаются нормативно-правовые акты регламентирующие деятельность учреждений образования.

Итоговым уровнем законодательного обеспечения образования становятся локальные акты, например, уставы образовательных организаций. В соответствии с политикой повышения эффективности образовательной деятельности, профильным министерством разработаны методики по оцениванию образовательных организаций высшего образования с целью выявления неэффективных учебных заведений и принятия решений относительно их дальнейшей деятельности.

Образовательную деятельность трудно оценить только количественными факторами, очевидно, что необходимо применение качественных показателей при оценке.

Важно проводить мониторинг не только числа обучающихся по тем или иным специальностям, на бюджетной или платной основе, контрольные цифры приёма, но и качество подготовки выпускников вузов, их способности адаптироваться к изменениям системы, решать профессиональные задачи, желание работать по полученной специальности или повышать свой уровень образования.

Важно принимать во внимание объёмы научно-исследовательской деятельности институтов, получение грантов, проектную деятельность. Всегда будет актуальна материально-техническая обеспеченность образовательных процессов, условия их реализации
, то есть соответствие установленным государством нормам и требованиям к организации процесса обучения.

Функционирование вуза напрямую связано с его кадровым составом, удовлетворенностью работой, заинтересованностью молодых специалистов в сотрудничестве с учебным заведением. Научная активность профессорско-преподавательского состава напрямую влияет на авторитет образовательной организации.

В свою очередь сотрудники институтов должны быть заинтересованы в реализации собственных ресурсов именно в стенах этого вуза. Весь комплекс перечисленных аспектов образовательной деятельности находит своё отражение в перечнях показателей оценки эффективности образовательной деятельности организаций высшего профессионального образования, что стало ещё одним нормативно-правовым актом в сфере образования обязательным к реализации.

Действительно, подобная система должна выявлять сильные и слабые стороны в процессах образования, выводить институты на новые уровни подготовки специалистов, через анализ и выявление проблем, а, следовательно, поиск путей решения и разработка планов развития образовательной организации становятся способом выхода из кризисных ситуаций.

Считаем, что при такой системе оценки качества образования, мониторинг должен быть регулярным, применяющим только актуальные данные. Более того, реализация подобного проекта в полной мере, на наш взгляд, возможна только при активном участии всех сторон образовательного процесса, в который обязательно должны быть вовлечены и государственные организации и потенциальные работодатели, выпускаемых специалистов, в частности представители бизнеса.

При таком подходе, возможно значительно повысить качество образования. Совместная разработка компетенций и критериев оценки выпускников вузов позволит ликвидировать несоответствия образовательных программ и реальных требований работодателей; применение независимой оценки качества образования обеспечит объективность мониторинга; взаимодействие органов власти, образовательных структур и бизнеса позволит установить баланс между количеством выпускников по определенной специальности и количеством рабочих мест в регионе, принимая во внимание тенденцию к подвижности студентов в вопросе выбора образовательного учреждения.

В целом отметим достаточно подробную разработку нормативно-правовой базы в системе образования, что создает прочную базу её функционирования, но в настоящее время, особенно с усилением тенденции перехода к форме дистанционного образования, необходимо консолидировать усилия всех сторон образовательного процесса к реализации положений нормативно-правовых актов в направлении повышения эффективности образовательной деятельности. Ведь система образования неразрывно связана с экономикой региона, без благополучия которой не может быть благополучия жителей.