Файл: Административно правовой статус образовательного учреждения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На региональном, муниципальном и локальном уровнях также издаются нормативно-правовые акты, касающиеся организации образовательного процесса, установления структуры, функциональных особенностей на управляемой территории, в рамках определённых компетенций органа государственной или муниципальной власти. Кроме того на территории Нижегородской области издаются нормативно-правовые акты в сфере образования – Министерством образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области.
Также, необходимо помнить, что образовательные организации, в частности высшие учебные заведения, осуществляют свою деятельность на основании локальных нормативно-правовых актов, например Нижегородский институт управления – филиал РАНХиГС действует на основании Устава образовательной организации – Устава РАНХиГС.
На уровне субъектов Российской Федерации на каждой территории должны быть разработаны и утверждены следующие документы:
законы субъектов Российской Федерации об образовании;
нормативно-правовые акты исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, конкретизирующие региональный закон об образовании и устанавливающие отдельные аспекты образовательной деятельности на региональном уровне согласно требованиям федерального законодательства.
Так, например, в Нижегородской области действует закон от 30 декабря 2005 года № 212-3 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в целях реализации их права на образование» (с изменениями на 22 декабря 2018 года) [18, эл.ресурс]. Настоящий Закон устанавливает меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, обучающихся в государственных образовательных организациях, находящихся в ведении органов исполнительной власти Нижегородской области, и муниципальных образовательных организациях Нижегородской области, и иных образовательных организациях, в целях реализации их права на образование. Важно отметить, что согласно проекту Стратегии Нижегородской области до 2035 года [38, эл.ресурс] продолжена практика по созданию инновационных ресурсных центров, оснащенных высокотехнологичным учебно-производственным и учебно-лабораторным оборудованием.
А также стоит учесть, что поставлено ряд задач, таких как:
создание условий для обеспечения доступности и высокого качества дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования;
развитие системы общего образования как современного института социализации и формирования личности;
повышение эффективности использования потенциала системы среднего профессионального и высшего образования региона и другие. Следовательно, можно сделать вывод о том, что задачи в сфере образования реализуются на всех уровнях власти, что необходимо в первую очередь для устранения глобальных проблем в сфере образования, а также для повышения эффективности работы всех отраслей данной сферы [38, эл.ресурс].
Глава 2. Административно-правовое регулирование деятельности образовательных учреждений, на примере Отдела образования Администрации Бугурусланского района Оренбургской области.
-
Общая характеристика Отдела образования Администрации Бугурусланского района Оренбургской области.
Министерство образования НО осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральными документами по контролю и надзору в сфере образования, такими как, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ, Постановлении Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» и др. На региональном уровне в соответствии с Приказом министерства образования Нижегородской области от 27.11.2014 № 2737 «Об утверждении Положения по аккредитации экспертов и экспертных организаций», Постановлением Правительства Нижегородской области от 06.10.2010 № 669 «Об утверждении Положения о министерстве образования Нижегородской области» и др.
Деятельность Министерства образования НО включает в себя:
-
подготовку всех нормативно-правовых актов, связанных с образовательной деятельностью; -
предоставление бесплатного дошкольного, среднего и профессионального образование; -
определение содержания, сроков проведения итоговой аттестации учащихся, ее организация и проверка; -
определение стимулирующих выплат работникам сферы образования, а также разработка мер, направленных на улучшение их материального благосостояния; -
проведение мероприятий, направленных на осуществление национальных и общегосударственных образовательных проектов. -
сотрудничество с аналогичными государственными органами, расположенными в субъектах Российской Федерации, а также в других странах.
Министерство образования Нижегородской области на 2020 год возглавляет Злобин С. В.
В соответствии с осуществляемой деятельностью в структуру Министерства входят следующие отделы: управление дошкольным, общим и дополнительным образованием детей; управление гражданско-патриотического воспитанием и социально-правовой защитой детей; управление экономической политикой, исполнением бюджета, учетной политики и развитием материальной базы системы образования и др. (см. Приложение 1).
В данной работе будет рассмотрена работа сектора программ высшего и среднего профессионального образования, подготовки научно-педагогических кадров.
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области реализуют деятельность в соответствии с Планами работы на год, месяц с соответствующим указанием на проекты и реализации программ, Постановления и Распоряжения Правительства Нижегородской области. Также осуществляется контроль за деятельностью Министерства посредством ведения отчетов.
План работы Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области на 2020 год включает в себя: решение вопросов о подготовке образовательных организаций к новому учебному году, подготовку нормативно-правовых актов в соответствии с Постановлениями Правительства Нижегородской области, реализацию проектов и программ, например, государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» [9] и др.
Контроль за деятельностью Министерства образования НО осуществляется посредством отчетов по следующим критериям: уровень удовлетворенности граждан качеством образования в Нижегородской области, реализация мероприятий и проектов в рамках государственной программы РФ «Развитие образования», анализ состояния и перспектив развития системы образования и т.д.
Так, показатель удовлетворенности населения системой образования Нижегородской области в целом по сравнению с 2018 годом снизился на 2,66% в 2019 году, при этом по уточняющим вопросам количество удовлетворенных различными уровнями образования, а также условиями предоставления образовательных услуг процент удовлетворенных возрос. По уровням образования, наиболее высокую оценку (сумма оценок "да" и "скорее да") на сегодняшний день имеет дошкольное образование и составляет 70,29% (60,44% в 2018 г., в 2017 г. – 66,61%). Высоким также остается показатель удовлетворенности дополнительным образованием – 63,46% (в 2018 г. – 54,48%, в 2017 г. – 62,5%). Показатель удовлетворенности средним профессиональным образованием составляет 61,37% (в 2018 году – 51,03%, в 2017 году этот показатель составлял – 61,98%). Удовлетворены общим образованием 52,16% опрошенных (45,44% в 2018 г., 51,71% в 2017 г.). Показатель удовлетворенности высшим образованием составляет 47,14% (41,13% в 2018 г., 50,17% в 2017 г.)
[16].
Интересно отметить результаты по вопросу критериев успешного образования. Так, наиболее приоритетным для респондентов является получение профессии, ремесла, практико-ориентированное образование с участием промышленного предприятия (64,85% респондентов так считают, в 2018 году – 64,55%). 42,54% опрошенных считают, что интересная учеба, увлекательные занятия, воодушевленные преподаватели – это критерий успешного образования (42,91% в 2018 г.). Вместе с тем респонденты также считают, что образование, соответствующее международным стандартам, позволяющее работать на зарубежных предприятиях, с зарубежными партнерами, является критерием успешности полученного образования (41,98%; 36,38% в 2018 г.). В открытом блоке этого вопроса респонденты чаще всего указывали критерий "Помощь в дальнейшем трудоустройстве".
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» и с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Нижегородской области и предупреждения распространения инфекции на территории Нижегородской области с 6 апреля 2020 г. было рекомендовано обеспечить реализацию основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [8].
Реализация положений указанного документа проанализирована в п.п. 2.2.