Номер нового условного комплекта будет равен:
іѴ» = |
(243 208) • 226 |
j_ 206= 25-f 206= 231. |
250 |
324 |
1 |
1 |
Здесь 206 — номер условного комплекта, подлежаще го сдаче на день изменения, т. е. на 1 сентября.
Переставляем карточку влево на 12 дней (243—231 =
=1 2 ).
При обнаружении на последующих стадиях производ ства деталей, подлежащих браковке, выписывается бра ковочное извещение в двух экземплярах, один из которых направляется в производственно-диспетчерский отдел (ПДО), а другой — в адрес виновника брака, в картоте ке которого, а также в ПДО делается пересчет комплек тации, и карточка забракованной детали переставляется на соответствующее количество ячеек влево от ранее за нимаемого места.
Например, по изделию № 378 годовой план составляет 60 000 шт. фактически цехом выпущено 35 662 шт., что составляет 183 условных комплекта. Размер сутко-ком- плекта — 194 шт. Пусть за последние дни месяца цех вы-
834 пустил брак — 834 изделия или — = 4 комплекта. Кар-
194
точка в картотеке переносится на 4 ячейки влево.
Если очередная деталь не поступила в цех обработки по вине цеха-поставщика, инструментального цеха или какой-либо службы заводоуправления, то на планово учетной карте цеха-изготовителя закрепляется условная метка того цвета, который присвоен цеху виновнику или службе заводоуправления.
Создается настольная картотека (регистрационный журнал), откуда можно получить дополнительные сведе ния о каждом изделии. В них в отличие от карточек на стенной картотеки указывается объем выпуска изделий не только с начала месяца (нарастающим итогом), но и объем производства изделий каждой сменой и всего за сутки.
Картотеки пропорциональности для планирования ма териально-технического снабжения изготовляются в та ком же виде, как и для планирования производства про дукции.
Первоначальный номер условного комплекта по виду сырья определяется, исходя из величины сутко-комплекта на начало планируемого периода по инвентаризации и
Нормативного запаса сырья. Расчет производится по сле
дующей формуле:
N'-. Зя
С
где З и — запас сырья по инвентаризации; З н — нормативный запас сырья.
Планово-учетной единицей является сутко-комплект по видам сырья. Расчет сутко-комплекта определяется следующим образом:
С— ф
к309 ’
где Ф — лимит по сырью или потребность в сырье на го довую программу по деталям, изготовляемым из данного вида сырья.
По мере поступления на предприятие новых партий сырья в соответствующие планово-учетные карты зано сятся данные о количестве поступившего сырья и опреде ляется номер условного комплекта, обеспеченного этим материалом.
Очередной номер сутко-комплекта определяется по формуле
7V' = ./V0-f |
О' |
С |
С I |
|
или |
|
01 |
N ’= N '4- |
С |
С I |
Ск |
где Q" — количество вновь поступившего материала. Таким образом, картотека пропорциональности на
каждые сутки дает полное представление о ходе выполне ния производственной программы, в связи с чем появляет ся возможность внесения коррективов в оперативные за дания цеха, участка, смены.
5. ДИСПЕТЧИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА
Диспетчирование представляет собой заключительный этап оперативно-производственного планирования.
Основная задача диспетчирования заключается в осу ществлении централизованного непрерывного контроля и оперативного руководства ходом производства на всех участках и подразделениях предприятия с целью обеспе чения равномерного и полного выполнения государствен ного задания по выпуску продукции.
Основными функциями Диспетчирования являіотсй: непрерывный учет и текущая информация о фактиче
ском ходе работ по выполнению установленного графика производства и сменно-суточных заданий;
выявление и анализ причин отклонений от установ ленных плановых заданий и календарных графиков и принятие оперативных мер по ликвидации этих причин; координация текущей работы взаимосвязанных звень ев производства в целях обеспечения слаженного, рит мичного хода производства по установленному графику; руководство оперативной подготовкой всего необходи мого для выполнения сменно-суточных заданий и кален
дарных графиков производства; принятие оперативных мер по предупреждению и уст
ранению отклонений от плана и перебоев в ходе произ водства.
При контроле выполнения оперативных заданий учи тывается выполнение всего задания, а также выполнение плана по номенклатуре. Выполнение заданий отражает ся на графиках.
Оперативный учет хода производственного процесса охватывает сдачу готовой продукции заводом, межцехо вые передачи, а также ход производственного процесса по цехам и участкам.
Для осуществления оперативного учета во всех звень ях производства разрабатывается первичная документа ция. Для учета поступлений полуфабрикатов и сдачи продукции используются накладные. Первичный учет вы работки и заработной платы осуществляется иногда при помощи нарядов.
Для наблюдения за ходом выполнения особо ответст венных заданий используются календарные графики, на которых делаются текущие отметки о количестве сданной продукции.
Оперативная информация о состоянии производства позволяет быстро преодолевать отклонения от нормаль ного хода производства. Причинами таких отклонений являются нарушение сроков поставок полуфабрикатов, необеспеченность технологической оснасткой, брак про дукции вследствие недоброкачественной работы внеш них и внутризаводских поставщиков, простои оборудова ния в результате плохо организованного ремонта и не доброкачественной эксплуатации, невыхода на работу отдельных исполнителей.
Анализ причин нарушений нормального хода произ водства и быстрое выравнивание его является одной из основных функций диспетчирования. Однако основная за дача диспетчерской службы предприятия заключается в предупреждении нарушений хода производства.
На предприятии пластмассовых изделий для выпол нения работ по контролю и оперативному руководству производством создается диспетчерская служба.
Диспетчерская служба предприятия возглавляется главным диспетчером, которому подчинены центральный диспетчерский пункт, обслуживаемый дежурными дис петчерами и оператором, и бюро оперативно-календарно го планирования.
Организационное построение диспетчерской службы зависит от размера предприятия, количества и состава его основных цехов.
На диспетчерском пункте организуется круглосуточ ное дежурство диспетчеров. Дежурный диспетчер в про цессе дежурства получает срочную оперативную инфор мацию о ходе производства и. его обеспечений. Пользу ясь этими сведениями, он регулирует текущую работу, отдавая соответствующие распоряжения по обеспечению выполнения суточных графиков производства. В конце де журства дежурный диспетчер составляет краткий отчет о выполнении заданий.
Централизованный непрерывный контроль и оператив ное руководство производством требуют применения спе циальной аппаратуры. Наиболее широко распростране ны: диспетчерская телефонная связь, поисковая и вызыв ная сигнализация, производственная сигнализация. Дис петчерские коммутаторы позволяют подключать целый ряд абонентных точек и вести одновременно переговоры с ними. Поисковая сигнализация служит для быстрей шего отыскания и вызова требуемого лица на территории завода. Вызывная сигнализация применяется для опера тивного обслуживания рабочих мест и производственных участков. Условные сигналы, подаваемые с рабочих мест и участков, отражаются на специальных табло в диспет черском пункте и показывают, в каком виде обслужива ния нуждается данный участок.
Производственная сигнализация осуществляется при помощи различных счетных регистрирующих приборов, автоматически передающих соответствующие показания на диспетчерский пункт.
Г Л А В А XV
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРИЗАВОДСКОГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО РАСЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПО ПЕРЕРАБОТКЕ ПЛАСТМАСС
1. ВНУТРИЗАВОДСКОЙ ХОЗРАСЧЕТ, ЕГО РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ
В соответствии с решениями сентябрьского (1965 г.) Пле нума ЦК КПСС и XXIII съезда партии в промышленно сти СССР, в том числе и в промышленности переработки пластмасс в изделия, внедряется полный хозрасчет, ко торый предусматривает бережливое, рациональное и эко номное ведение хозяйства предприятия на основе эконо мической заинтересованности и материального поощре
ния.
Опыт работы предприятий и объединений в новых ус ловиях планирования и экономического стимулирования со всей очевидностью подтвердил правильность взятого партией курса на дальнейшее совершенствование управ ления народным хозяйством и вместе с тем позволил оп ределить пути дальнейшего совершенствования принци пов и методов осуществления хозяйственной реформы.
Всвязи с этим на XXIV съезде КПСС А. Н. Косыгин
вдокладе о Директивах съезда по плану развития народ
ного хозяйства СССР на 1971—1975 гг., отмечая положи тельные результаты хозяйственной реформы, в то же время подчеркнул, что «хозяйственная реформа — не единовременный акт. Это процесс совершенствования уп равления хозяйством в целях максимального использова ния всех преимуществ социалистического способа произ водства» ’.
А это значит, что методы планирования и экономиче ского стимулирования, критерии оценки деятельности предприятий и объединений и другие аспекты хозяйствен ного расчета должны постоянно совершенствоваться.
Экономическая реформа, осуществляемая в СССР,
представляет собой систему мер по улучшению планиро-
1 Материалы XXIV съезда КПСС, стр. 167.