ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 189
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.Природа и типы мировоззрения
2.Мировоззрение, его структура и функции.
3.Философия как особый тип мировоззрения.
4.Предмет, структура и функции философии.
7.Античная философия, ее сущность, основные черты и этапы развития.
8.Основные школы ранней греческой философии.
10. Философия Платона и Аристотеля.
11. Философские школы эпохи эллинизма: эпикуреизм.
15. Основные принципы средневековой христианской философии.
17. Основные проблемы средневековой философии.
18. Общая характеристика философии Нового времени.
19. Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени.
20. Философия Р. Декарта. (ОК2)
21. Рационалистическая философия Б. Спинозы и Г. В. Лейбница.
22. Британский эмпиризм 17–18 вв. (Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм).
28. Развитие философии в России: общая характеристика и основные этапы становления.
31. Философские идеи русских врачей-естествоиспытателей. (ОК2)
33. Философское понятие материи. Материализм и идеализм.
35. Философские проблемы пространства и времени.
36. Человек как философская проблема. Основные философские концепции человека.
37. Проблема смысла человеческого существования
38. Природа и структура сознания.
40.Природа знания и обоснования.
41. Проблема обоснования и скептицизм.
42. Источники знания и убеждения
45. Эмпирический уровень научного познания, его специфика и методы.
46. Теоретический уровень научного познания, его специфика и методы.
47. Основные модели развития науки.
48. Природа и структура общества.
50. Понятие государства. Основные философские концепции государства.
51. Россия как особая историко-культурная ценность.
Поскольку человек выступает как пересечение объективной, субъективной и исторической реальностей, то смысл бытия, философская проблема бытия раскрывается для человека как ответы на три вопроса, сформулированные И.Кантом: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?»
Вариантов ответов на эти вопросы столько, сколько существует философских систем.
33. Философское понятие материи. Материализм и идеализм.
Основной вопрос философии формировался на протяжении всей истории философии и фундаментальный статус приобрел в рамках немецкой классической философии у Г. Гегеля и Л. Фейербаха. Четко был сформулирован Ф. Энгельсом в 1886 г.
В философии сущность первоначала понимается материальной или идеальной. Еще античная философия обратила внимание, что по способу существования все явления делятся на два принципиально различных вида — материальные и идеальные (духовные).
Проблема соотношения материальных и идеальных явлений и является основным вопросом философии. По утверждению Л. Фейербаха, история философии вращается вокруг вопроса об отношении духовного к материальному. Согласно Ф. Энгельсу, основной вопрос философии есть результат теоретического обобщения интеллектуальной истории человечества.
Решение основного вопроса философии образует основу любого философского учения. Это также вопрос о том, что считать материальным и идеальным. Отсюда возможность многочисленных решений вопроса.
Идеалисты
Что касается идеалистов, то они признают первичным идею, дух, сознание.
Они считают материальное продуктом духовного. Однако соотношение сознания и материи представителями объективного и субъективного идеализма понимается не одинаково. Объективный и субъективный идеализм — это две разновидности идеализма. Представители объективного идеализма (Платон, В. Г. Лейбниц, Г. В. Ф. Гегель и др.), признавая реальность существования мира, полагают, что помимо сознания человеческого существует “мир идей”, “мировой разум”, т. е. нечто такое, что определяет все материальные процессы. В отличие от этого взгляда, представители субъективного идеализма (Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант и др.) полагают, что предметы, которые мы видим, осязаем и обоняем, выступают комбинациями наших ощущений. Последовательное проведение такого взгляда приводит к солипсизму, т. е. к признанию реально существующим лишь познающего субъекта, который как бы примысливает реальность.
Материалисты
Материалисты, напротив, отстаивают мысль о том, что мир представляет собой объективно существующую реальность. Сознание же считается производным, вторичным по отношению к материи.
Материалисты стоят на позициях материалистического монизма (от греческого монос — один). Это означает, что единственным началом, основой всего сущего признается материя. Сознание считается продуктом высокоорганизованной материи — мозга.
Однако существуют и другие философские воззрения на соотношение материи и сознания. Некоторые философы рассматривают материю и сознание как два равнозначных основания всего сущего, независимых друг от друга. Таких воззрений придерживались Р. Декарт, Ф. Вольтер, И. Ньютон и другие. Их называют дуалистами (от латинского dualis — двойственный) за признание в качестве равноправных материю и сознание (дух).
Теперь выясним, как материалисты и идеалисты решают вопрос, относящийся ко второй стороне основного вопроса философии.
Материалисты исходят из того, что мир познаваем, наши знания о нем, проверенные практикой, в состоянии быть достоверными, и служат основой для эффективной, целесообразной деятельности людей.
Идеалисты в решении вопроса о познаваемости мира разделились на две группы. Субъективные идеалисты сомневаются в том, что познание объективного мира возможно, а объективные идеалисты, хотя и признают возможность познания мира, но ставят познавательные способности человека в зависимость от Бога или потусторонних сил.
Философов, отрицающих возможность познания мира, называют агностиками. Уступки агностицизму делают представители субъективного идеализма, которые сомневаются в возможностях познания мира или объявляют некоторые области действительности принципиально непознаваемыми.
Материализм и идеализм представляют собой два течения в мировой философии. Они выражаются в двух различающихся типах философствования. Каждый из этих типов философствования имеет подтипы. Например, материализм выступает в форме стихийного материализма древних (Гераклит, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар), механического материализма (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж. О. Ламетри, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах) и диалектического материализма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов и др.). Идеализм также заключает в себе два подтипа философствования в форме объективного идеализма (Платон, Аристотель, В. Г. Лейбниц, Г. В. Ф. Гегель) и субъективного идеализма (Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант). Кроме того, в рамках названных подтипов философствования можно выделить особые школы с присущими им особенностями философствования. Материализм и идеализм в философии находятся в непрерывном развитии. Между представителями того и другого идет полемика, способствующая развитию философствования и философского знания.
Рационализм
В качестве широко распространенной разновидности философствования выступает рационализм.
Рационализм означает признание ценности и авторитета разума в познании и в организации практики.
Рационализм может быть присущ как материализму, так и идеализму. В рамках материализма рационализм допускает возможность разумного объяснения всех процессов в мире. Философы, стоящие на позициях материалистического рационализма (К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и другие), полагают, что люди, опираясь на сознание, сформированное в них в ходе взаимодействия с природой, способны осуществлять познавательную деятельность, благодаря которой можно достичь адекватной осведомленности об объектах окружающего их мира и на этой основе рационально, т. е. разумно, оптимально, экономно организовать практику. Идеалистический рационализм, типичными представителями которого являются Ф. Аквинский, В. Г. Лейбниц и Г. В. Ф. Гегель, придерживаются того взгляда, что основу всего сущего составляет разум, который правит всем. При этом считается, что человеческое сознание, являющееся порождением высшего божественного разума, способно постигать мир и предоставлять возможность человеку действовать успешно.
Иррационализм
Противоположностью рационализма является иррационализм, который, принижая значение разума, отрицает правомерность опоры на него как в познании, так и в практике. Основанием взаимодействия человека с миром иррационалисты называют откровение, инстинкт, веру, бессознательное.
Помимо названных оснований, характер философствования может опосредоваться такими принципами, как монизм, дуализм и плюрализм. Монизм может быть как идеалистическим, так и материалистическим. Те, кто придерживаются идеалистического монизма, в качестве единого первоначала рассматривают Бога, или мировой разум, мировую волю. Согласно же материалистическому монизму в качестве первоначала всего сущего выступает материя. Монизму противостоит дуализм, признающий равноправие двух начал сознания (духа) и материи.
Философы, считающие равноправными самые разные точки зрения, называются плюралистами (от латинского pluralis — множественный). Допущение плюрализма при наличии высокой философской культуры в условиях неопределенности общественных целей и задач порождает возможность открытого обсуждения проблем, закладывает почву для полемики между теми, кто отстаивает разные, но правомерные на данный момент общественной жизни идеи, гипотезы и построения. В то же время формальное и жесткое использование этого принципа может создавать почву для уравнивания в правах истинных, подлинно-научных и ложных мнений и тем самым затруднять философствование как процесс поиска истины.
Многообразие типов и форм философствования, складывающихся на основе сочетания разных подходов к осмыслению явлений и процессов окружающего мира, помогает отыскивать ответы на многочисленные вопросы мировоззренческого, методологического и практического характера. Это превращает философию в систему знаний, полезных для решения как общественных, так и индивидуально-личностных задач. Обретение философией такого статуса делает необходимым ее изучение каждым образованным человеком. Ибо его жизненный успех интеллектуала проблематичен без приобщения к ней.
34. Проблема изменения. Разновидности изменений.
ИЗМЕНЕНИЕ– категория философского дискурса, которая характеризует состояние, альтернативное стабильности, переход из одного состояния в другое, смену содержания во времени. В соответствии с локализацией изменений в пространстве и времени выделяют изменения в пространстве (механическое движение) и изменения во времени. Различия в трактовке времени определяют понимание характера изменений – обратимых и необратимых, направленных и ненаправленных, спонтанных, самоорганизованных и организуемых. Любые изменения коррелятивно связаны с чем-то инвариантным, устойчивым, и, наоборот, инвариантные структуры предполагают вариативное, изменчивое.
Уже в античной философии наряду с линией Парменида, делавшего акцент на устойчивости и неизменности бытия, существовала линия Гераклита, настаивающего на универсальности изменений и текучести вещей. Согласно Гераклиту, все находится в непрерывном изменении и движении, поскольку все определяется борьбой противоположностей, в ходе которой вещь переходит в свою противоположность: «Одно и то же в нас – живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое, ибо эти противоположности, переменившись, суть те, а те, вновь переменившись, суть эти»Изменения, по Гераклиту, подчиняются всеобщему закону – Логосу.
Аристотель строит различные классификации изменений – привходящих и непривходящих, осуществляющихся вследствие чего-нибудь и становящихся чем-то
. Связывая изменение с существованием противоположностей и с противопоставлением, он выделяет такие виды изменений:
1) изменение по противоречию, или возникновение (genesis);
2) уничтожение, или изменение из субстрата в не-субстрат (phthora). При этом Аристотель отмечает, что видов изменений столько, сколько видов сущего. Однако он отделяет движение от изменения, т.к. изменение связано с противопоставлением сущего и не-сущего, а не-сущее не предполагает движения.