Файл: 1. Природа и типы мировоззрения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 192

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Природа и типы мировоззрения

2.Мировоззрение, его структура и функции.

3.Философия как особый тип мировоззрения.

4.Предмет, структура и функции философии.

5.Философия и наука.

6.Философия и медицина.

7.Античная философия, ее сущность, основные черты и этапы развития.

8.Основные школы ранней греческой философии.

9.Софисты и Сократ.

10. Философия Платона и Аристотеля.

11. Философские школы эпохи эллинизма: эпикуреизм.

15. Основные принципы средневековой христианской философии.

16. Патристика и схоластика.

17. Основные проблемы средневековой философии.

18. Общая характеристика философии Нового времени.

19. Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени.

Эмпиризм – философское направление, признающее чувственный опыт (совокупность ощущений) достоверным источником человеческого познания. Ф. Бэкон; Дж. Локк; Дж. Берлик; Д. Юм.

Рационализм – философское направление, признающее разум достоверным источником познания человека.Р. Декарт; Б. Спиноза; Г. Лейбниц.

20. Философия Р. Декарта. (ОК2)

21. Рационалистическая философия Б. Спинозы и Г. В. Лейбница.

22. Британский эмпиризм 17–18 вв. (Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм).

23. Философия И. Канта.

25. Марксизм. (ОК2)

26. Иррационалистическая философия XIX–XX вв. (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). Шопенгауер – «Воля к жизни»Ницше – «Воля к власти»

28. Развитие философии в России: общая характеристика и основные этапы становления.

31. Философские идеи русских врачей-естествоиспытателей. (ОК2)

32. Категория бытия.

33. Философское понятие материи. Материализм и идеализм.

35. Философские проблемы пространства и времени.

36. Человек как философская проблема. Основные философские концепции человека.

37. Проблема смысла человеческого существования

38. Природа и структура сознания.

39. Психофизическая проблема.

40.Природа знания и обоснования.

41. Проблема обоснования и скептицизм.

42. Источники знания и убеждения

43. Основные теории истины: корреспондентская теория истины, когерентная теория истины и прагматическая теория истины.

44.Научное познание, его сущность и специфика. Отличие научного знания от других форм познавательной деятельности.

45. Эмпирический уровень научного познания, его специфика и методы.

46. Теоретический уровень научного познания, его специфика и методы.

47. Основные модели развития науки.

48. Природа и структура общества.

50. Понятие государства. Основные философские концепции государства.

51. Россия как особая историко-культурная ценность.

52. Понятие личности в философии и культуре.

53. Проблема свободы воли.

55. Социально-политическое понятие свободы. Права и свободы человека. Свобода и ответственность в деятельности врача.



Илья Ильич Мечников (1845-1916) считал науку ведущей силой общественного прогресса. Сам себя он называл «рационалистом». Помимо значительного вклада в развитие биологии и физиологии излагал свои взгляды и но ряду философских вопросов (в частности, по вопросам эволюции). Он выступал против идеализма, религиозных взглядов на мир: критиковал несовершенство общественных отношений в России.

Материализм на русской почве принимал многие формы, но из них наибольшее распространение получил марксизм.

Марксизм в русской философии

Русский марксизм сыграл важную роль в развитии философии, а также в общественном развитии как России, так и многих стран мира.

Одним из первых и наиболее последовательных теоретиков марксизма в России был русский философ, социолог, искусствовед Георгий Валентинович Плеханов (1857-1918). Он стоял у истоков русской социал-демократии — революционно-политического движения, ставшего впоследствии ведущей политической силой страны. В 1883 г. Г.В. Плеханов в Женеве создал первую русскую марксистскую организацию — группу «Освобождение труда». Однако Октябрьскую революцию 1917 г. в России он осуждал, хотя сами по себе социальные революции считал закономерными и неотвратимыми. В российском социал-демократическом движении Г.В. Плеханов занимал меньшевистские позиции.

Наиболее известные философские сочинения Г.В. Плеханова: «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «Очерк по истории материализма», «К вопросу о роли личности в истории» и др.

Г.В. Плеханов считал, что философия представляет собой совокупность идей, в которых отражается достигнутый человечеством опыт освоения окружающей действительности на данном этапе исторического развития. То есть философия — это концентрированное выражение уровня культуры человечества. Он был последовательным сторонником и пропагандистом диалектического материализма, критиковал, в частности, идеализм и агностицизм И. Канта и его последователей.

Большое значение имели социально-философские исследования Г.В. Плеханова. Он доказывал, что Россия в своем историческом развитии идет тем же путем, что и европейские страны. Также он внес существенный вклад в развитие истории философии, эстетики, экономики, социологии.

Владимир Ильич Ленин (Ульянов) (1870-1924) известен прежде всего как профессиональный революционер, а после 1917 г. — как государственный деятель. Как и Г.В. Плеханов, он был социал- демократом, но не сторонником, а противником меньшевизма. В.И. Ленин был лидером большевистского крыла российской социал-демократии. Он сыграл важную роль в развитии марксистской философии, однако основной целью и результатом его деятельности было пс столько решение теоретических вопросов, сколько практика революционной борьбы, а после 1917 г. — социальное строительство в Советской России. Он стал руководителем Октябрьской социалистической революции 1917 г., а после ее победы возглавил правительство РСФСР (а затем и СССР) — Совет Народных Комиссаров.


Философские исследования В.И. Ленина носили, скорее, прикладной характер, были направлены на обоснование идеологической позиции большевизма. Основной философский труд В.И. Ленина — «Материализм и эмпириокритицизм», в котором он, исходя из критики эмпириокритицизма (махизма, или второго позитивизма), развивает диалектико-материалистические взгляды на окружающую действительность, утверждает тезис о неисчерпаемости материи, с материалистических позиций трактует вопрос познаваемости мира, проблему истины и некоторые другие онтологические и гносеологические вопросы.

Кроме того, в своей теоретической работе он большое внимание уделял проблемам исторического развития, демократии, классовой борьбы в обществе, исследованию роли народных масс и личности в истории, разрабатывал теорию государства, социальной революции, диктатуры пролетариата.

Марксистская философия получила развитие в трудах целого ряда советских ученых. Видное место среди них занимал соратник В.И. Ленина А.А. Богданов.

Александр Александрович Богданов (Малиновский) (1873- 1928) — русский и советский философ, создавший оригинальную теорию системного подхода к анализу и осмыслению окружающей действительности. Основная его работа, посвященная этому вопросу, называется «Всеобщая организационная наука (тектология)» (1922).

А.А. Богданов был одним из создателей партии большевиков, а также талантливым ученым-естествоиспытателем, писателем- фантастом.

Стремление к активной научной работе, патриотизм, литературные способности были присущи и представителям русского идеализма рассматриваемого периода.

Идеалистическая русская философия

Сущность и характер развития идеалистического направления обусловлены сложностями становления самосознания российского общества, его христианскими традициями, сложными процессами развития российской философской мысли (одним из первых проявлений которых стала полемика славянофилов и западников). На формирование идеалистического направления отечественной философии оказали влияние зарубежные идеалистические и иррационалистические философские течения. Наконец, появление и утверждение радикальных материалистических взглядов в философии повлекло противодействие этой тенденции со стороны представителей идеализма.

Одной из основных причин развития идеализма в России было осознание невозможности постижения и объяснения бытия исключительное позиций научного знания, сложности и многомерности восприятия мира человеком, противоречивости человеческой сущности. Поэтому русский идеализм в значительной степени носил религиозный характер, ему присущ ярко выраженный гуманизм и этический компонент. Нередко он находил свое отражение в искусстве, в художественной литературе.


Среди наиболее ярких представителей русской философии важное место занимает русский писатель, мыслитель-гуманист Федор Михайлович Достоевский (1821 -1881). В центре внимания писателя — Человек (одновременно и все человечество, и отдельный индивид). которого нельзя делить на отдельные творческие личности, творящие историю и толпу. Источник и цель его развития находится внутри него — это Бог. Свобода выбора человека обусловлена его личной ответственностью за свои помыслы, устремления, поступки, и это свобода всецело отдавать себя людям. Идеалом, к которому стремится человек, является Христос.

Критерий бытия человека — счастье, содержанием которого является жертвенность, сострадание, служение людям, преобразование зла в добро, осознанное стремление к идеалу.

С идеями Ф.М. Достоевского в определенном смысле сходны философские взгляды, которые выдвигал другой великий русский писатель и мыслитель Лев Николаевич Толстой (1828-1910).

Но его мнению, цель человека, ориентир социального развития — установление царства Божьего на Земле, отречение от собственных интересов ради служения Богу и ближнему. Сам Л.Н. Толстой старался следовать принципам, которые способствовали достижению этой цели.

Л.Н. Толстой, в частности, выдвинул свой вариант концепции ненасилия. Он считал, что с помощью насилия невозможно устраивать жизнь людей, решать возникающие в обществе проблемы. Напротив, насилие только усугубляет проблемы. Поэтому главный принцип человеческих взаимоотношений, способный заменить закон насилия законом любви, — «непротивление злу насилием».

Существенный вклад в развитие отечественной и мировой философии внес русский философ Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885). Несомненной заслугой Н.Я. Данилевского исследователи признают разработанную им концепцию социального развития, основные идеи которой в наиболее завершенном виде изложены в книге «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому» (1869).

Согласно этой концепции история человечества представляет собой взаимодействие, борьбу и смену одних крупных социальных систем — культурно-исторических типов — другими. Сущность и неповторимость культурно-исторического типа проявляется в его религиозных, культурных, политических и социально-экономических особенностях. В своем развитии каждый тип проходит стадии рождения, расцвета, упадка и исчезновения; развивается от своего «этнографического» состояния к государственному, а затем — к цивилизации.


Н.Я. Данилевский выделял египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский. халдейский (древнесемитический), индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический (аравийский), романо-германский (европейский) культурно- исторические типы. Наконец, большое значение для истории представляет еще один, самый новый культурно-исторический тип — славянский. Наиболее полно и всесторонне он выражен в русском народе.

В становлении и развитии русской идеалистической философии второй половины XIX — начала XX в. важнейшую роль сыграли мировоззренческие, нравственные и интеллектуальные традиции, сформированные в рамках русского православия. Философское творчество некоторых русских философов и богословов историки философии выделяют в самостоятельное направление — русскую религиозную философию.

31. Философские идеи русских врачей-естествоиспытателей. (ОК2)


Идеи передовых русских ученых-естествоиспытателей оказали значительное влияние на развитие философии. В их работах получили научное обоснование идеи материалистического подхода к осмыслению природы, человека и общественных явлений.

Иван Мих. Сеченов (1829 – 1905) «отец русской физиологии» и основоположник материалистического подхода к изучению психических явлений. Сеченов положил начало экспериментальным исследованиям центральной нервной системы. Он распространил рефлекторный принцип на деятельность головного мозга и тем самым положил начало созданию рефлекторной теории психической деятельности животных и человека. Сеченов сделал важный вклад в естественнонаучное обоснование ряда гносеологических проблем: вопрос о природе чувственного отражения и его познавательных возможностях, о связи чувственного отражения и мышления и др.

И.П. Павлов (1849 – 1936) развил учение Сеченова. Изучение высшей нервной деятельности животных и человека методом условных рефлексов позволило ему открыть основные законы и механизмы деятельности головного мозга. Учение Павлова стало важнейшей естественнонаучной основой материалистического понимания проблемы сознания: теории отражения, положения о связи языка и мышления, чувственного и рационального познания.

Великий русский химик Д.И. Менделеев (1834 – 1907) при создании своей системы элементов фактически опирался на основные законы и принципы диалектики. Он с научных позиций рассматривал вопросы всеобщей связи, формирования систем, особенности форм движения материи. Значение его идей для философии было оценено Энгельсом как «научный подвиг».

Философские интересы Климент Аркадьевич Тимирязева (1843 – 1920) (последователь Дарвина, основатель физиологии растений в россии) были связаны с проблемами бытия. Он анализировал связь материи и сознания, обосновывал взаимозависимость живой и неживой природы, с позиций историзма анализировал природные процессы.

+Мечников Лев Ильич(1836 – 1888) –крупнейший представитель географической школы. Он считал, что природные, географические условия представляют собой ведущий фактор общественного развития. Его основной труд – «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современного общества», где он обосновал неравномерность общественного развития изменением географических условий. Он выделял 3 периода в истории человеческой цивилизации: речной, средиземноморский и океанический. Критерием общественного прогресса он считал рост общечеловеческой солидарности и делал вывод о движении общества к братству народов.