Файл: 1. Природа и типы мировоззрения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 197

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Природа и типы мировоззрения

2.Мировоззрение, его структура и функции.

3.Философия как особый тип мировоззрения.

4.Предмет, структура и функции философии.

5.Философия и наука.

6.Философия и медицина.

7.Античная философия, ее сущность, основные черты и этапы развития.

8.Основные школы ранней греческой философии.

9.Софисты и Сократ.

10. Философия Платона и Аристотеля.

11. Философские школы эпохи эллинизма: эпикуреизм.

15. Основные принципы средневековой христианской философии.

16. Патристика и схоластика.

17. Основные проблемы средневековой философии.

18. Общая характеристика философии Нового времени.

19. Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени.

Эмпиризм – философское направление, признающее чувственный опыт (совокупность ощущений) достоверным источником человеческого познания. Ф. Бэкон; Дж. Локк; Дж. Берлик; Д. Юм.

Рационализм – философское направление, признающее разум достоверным источником познания человека.Р. Декарт; Б. Спиноза; Г. Лейбниц.

20. Философия Р. Декарта. (ОК2)

21. Рационалистическая философия Б. Спинозы и Г. В. Лейбница.

22. Британский эмпиризм 17–18 вв. (Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм).

23. Философия И. Канта.

25. Марксизм. (ОК2)

26. Иррационалистическая философия XIX–XX вв. (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). Шопенгауер – «Воля к жизни»Ницше – «Воля к власти»

28. Развитие философии в России: общая характеристика и основные этапы становления.

31. Философские идеи русских врачей-естествоиспытателей. (ОК2)

32. Категория бытия.

33. Философское понятие материи. Материализм и идеализм.

35. Философские проблемы пространства и времени.

36. Человек как философская проблема. Основные философские концепции человека.

37. Проблема смысла человеческого существования

38. Природа и структура сознания.

39. Психофизическая проблема.

40.Природа знания и обоснования.

41. Проблема обоснования и скептицизм.

42. Источники знания и убеждения

43. Основные теории истины: корреспондентская теория истины, когерентная теория истины и прагматическая теория истины.

44.Научное познание, его сущность и специфика. Отличие научного знания от других форм познавательной деятельности.

45. Эмпирический уровень научного познания, его специфика и методы.

46. Теоретический уровень научного познания, его специфика и методы.

47. Основные модели развития науки.

48. Природа и структура общества.

50. Понятие государства. Основные философские концепции государства.

51. Россия как особая историко-культурная ценность.

52. Понятие личности в философии и культуре.

53. Проблема свободы воли.

55. Социально-политическое понятие свободы. Права и свободы человека. Свобода и ответственность в деятельности врача.

17. Основные проблемы средневековой философии.


Основными проблемами, которые рассматривали философы средневековья, были следующие:



Отношение к природе. В средневековье сформировалось новое восприятие природы, отличное от античного. Природа, как предмет Божественного творения, теперь не считалась самостоятельным предметом для изучения, как это было принято в античности. Человека ставили над природой, называли ее повелителем и Царем природы. Это отношение к природе мало способствовало ее научному изучению.

Человек – подобие Божие, образ Божий. Человек рассматривался двояко, с одной стороны, как подобие и образ Бога, с другой — как и у древнегреческих философов — как «разумное животное». Стоял вопрос, какой природы в человеке больше? Философы античности тоже высоко превозносили человека, но теперь он, как подобие Бога, вовсе выходит за пределы природы и становится над нею.

Проблема души и тела. Иисус Христос — это Бог, воплотившийся в человека и искупивший на кресте все грехи человечества для его спасения. Идея объединения божественного и человеческого была совершенно нова, как с точки зрения языческой философии Древней Греции, так и спозиций Иудаизма и Ислама.

Проблема самосознания. Человеку Бог дал свободную волю. Если в философии античности на первом месте был разум, то в философии средних веков воля выносится на первый план. Августин говорил, что все люди — это воли. Они знают добро, но воля не подчиняется им и они делают зло. Философия средних веков учила, что человек не может преодолеть зло без помощи Бога.

История и память. Сакральность истории бытия. В раннем средневековье проявился острый интерес к истории. Хотя в античности историю бытия больше связывали с космосом и природой, чем с историей собственно человечества.

Универсалии — это общие понятия (например, живое существо), а не конкретные предметы. Проблема универсалий возникла еще во времена Платона. Вопрос состоял в том
, существуют ли реально универсалии (общие понятия) сами по себе или проявляются только в конкретных вещах? Вопрос универсалий породил в средневековой философии направления реализманоминализма и концептуализма.

18. Общая характеристика философии Нового времени.


17-18 вв — это период, к которому относится философия нового времени. Это было время, когда человеческая цивилизация совершила качественный скачок в развитии очень многих научных дисциплин, которые в свою очередь оказали огромное влияние на философию.

Новое время - это время веры в целесообразность, смысл общественного развития, исторического процесса, в объективный закономерный характер общественного развития, подчинённого логической схеме. Основа целесообразности и целенаправленности - это разум.

Основные проблемы философии Нового времени:

  • 1. связь человеческого сознания с социокультурной средой

  • 2. соучастие человеческого сознания в изменениях исторического процесса

  • 3. автономизация философии истории как особой области знания

Философы этого периода отождествляли себя с просвещёнными классами просвещённой Европы. Социальные низы являлись пассивным объектом воздействия философов.

Задачи философии:

  • 1. выяснение, а затем объяснение людям их естественной способности к познанию, а, следовательно, и к покорению природы

  • 2. выработка методов познания общих оснований познавательного процесса

  • 3. ликвидация невежества и обскурантизма (враждебного отношения к науке)

  • 4. ликвидация социальной несправедливости, нищеты и тирании

Предпосылки для формирования философии нового времени связаны с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натурфилософии. В тот же период имеют место попытки философии заново обосновать естествознание, соединив эксперимент и размышления как основу теоретического метода. В 17 веке интерес философии был направлен на вопросы познания - Ф. Бекон развивал учение о индукции, Декарт понятие метода в философии.

На первом плане проблемы гносеологии. Два основных направления философии:

  • 1. Эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний.

  • а) идеалистический (Беркин, Юм) Эмпирический опыт - совокупность ощущений и представлений, величина мира величине опыта.

  • б) материалистический (Бекон, Гобсс) - источник чувственного опыта сущ. внешний мир.

  • 2. Рационализм (лат. разумный) выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности. Рационализм сформировался во главе с Декартом (1596-1650), Лейбницем, Спинозой.


Философия Нового времени охватывает период XVII-первой половины XIX века и делится на несколько этапов:

  • 1. Просвещение XVII-начало XVIII веков, Эпоха Просвещения началась в Англии под влиянием научной революции 17 века, распространилась на Францию, Германию и Россию. Ее представители Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо.

  • 2. Немецкую классическую философию XVIII-первая половина XIX века.

  • (или французский материализм я хз) это направление в философии, возродившее эпикуреизм, интерес к философии античности. Сформировался во Франции 17-18 вв. Его представители Ламетра, Гольбах, Гельвеций.

Новаторство -- важнейшая отличительная черта философии Нового времени по сравнению со схоластикой. Но следует особо подчеркнуть, что первые философы Нового времени были учениками неосхоластов. Однако они со всей силой своего ума, и души стремились пересмотреть, проверить на истинность и прочность, унаследованные знания.

19. Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени.

Эмпиризм – философское направление, признающее чувственный опыт (совокупность ощущений) достоверным источником человеческого познания. Ф. Бэкон; Дж. Локк; Дж. Берлик; Д. Юм.

Рационализм – философское направление, признающее разум достоверным источником познания человека.
Р. Декарт; Б. Спиноза; Г. Лейбниц.

20. Философия Р. Декарта. (ОК2)


Основные идеи:
1. Обосновал ведущую роль разума в познании;
2. Выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;
3. Стал автором теории дуализма, пытаясь примирить материализм и идеализм;
4. Выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях».

Поскольку мышление – это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только РАЗУМ. Отсюда его знаменитый тезис:
«МЫСЛЮ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО СУЩЕСТВУЮТ», предполагает превосходство умопостигаемого над чувственным.
Основополагающим понятием характеризующим сущность бытия является субстанция.
СУБСТАНЦИЯ – это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя.

Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:
1. Материальные (вещи); 2. Духовные (идеи).

Коренными свойствами (атрибутами) субстанций является:
1. Протяжение – для материальных;
2. Мышление – для духовных.

21. Рационалистическая философия Б. Спинозы и Г. В. Лейбница.


  • Главный источник знаний – разум

  • Связь со средневековым реализмом

  • Основа познаний – уяснение «врожденных идей»

  • «Субстанция» - одна из основных категорий

  • Дедуктивный метод, теоретическое познание

  • Дедукция – выведения частного из общего

22. Британский эмпиризм 17–18 вв. (Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм).


  • Знание – сила

  • Развитие науки – залог будущего благоденствия человечества

  • Достоверное знание невозможно и не нужно

  • Стремление к нему порой даже вредно

23. Философия И. Канта.

Иммануил Кант – основоположник немецкой классической философии.

Пытается примирить материализм и идеализм: признавал независимое существование объективного мира и внутреннего мира познающего субъекта.
Первый период – докритический: занятие естественными науками (гипотезы о возникновении Солнечной системы из газовой туманности, о существовании Большой Вселенной, т.е. галактик вне нашей Галактики, учение о замедлении – в результате приливов – суточного вращения Земли, об относительности движения и покоя).

Второй период – критический: изложена гносеологическая концепция, а именно анализ процесса познания с позиций агностицизма.
(Агностицизм – течение в философии, согласно которому мир – непознаваем)

Важнейшие произведения: «Критика чистого разума», «Критика практического разума»

24. Немецкий идеализм (Г. Фихте, Шеллинг, Г. Ф. В. Гегель).

  • Генетически-конструктивный диалектический метод;

  • Системно-органическая целостность научного знания

  • Энциклопедия философских наук, философия как абсолютная наука, принцип триадического развития

  • Исследовалось проблема диалектического тождества мышления и бытия, субъекта и объекта

  • Диалектика – учение о развитии, философы внесли вклад в разработку нравственных проблем, особенно проблем свободы человека.

25. Марксизм. (ОК2)


- интеллектуально-сконструированная политическая идеология, основанная на следующем:

  • Исторический материализм

  • Диалектический характер развития мира

  • Неприятие капитализма вследствие отчуждения рабочего от продукта труда;

  • Классовая борьба ради искоренения частной собственности

  • Пролетарская революция как разрешение противоречия между трудом и капиталом

  • Достижение коммунизма в качестве идеала и цели развития общества.

26. Иррационалистическая философия XIX–XX вв. (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). Шопенгауер – «Воля к жизни»
Ницше – «Воля к власти»


Неклассические, идеалистические течения в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто недоступное разуму, внерациональные аспекты духовной жизни человека: волю, созерцание, чувство, интуицию, мистическое «озарение», воображение, инстинкт, «бессознательное».