Файл: Методическая разработка для преподавателей Курс 1 семестр 1 Факультет лечебный Продолжительность занятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Студент должен знать:

1. Хранение препаратов списков "А" и "Б". Средства для наружного применения.

2. Способы введения лекарственных веществ.

3. Организацию раздачи порошков, капсул, растворов, микстур, капель. Прием лекарств больными в присутствии медицинской сестры.

4. Применение наружных средств, втирание мазей, смазывание кожи йодной настойкой. Применение пластырей, присыпок. Закапывание капель в уши, нос, глаза.

Студент должен уметь:

1. Раскладывать и раздавать лекарство для внутреннего употребления; раскладывать лекарство по индивидуальной схеме.

2. Применять мази, смазывать кожу йодной настойкой, применять пластыри, присыпки. Закапывать капли в уши, глаза, нос.

4. Содержание занятия.

 

Контрольные вопросы для подготовки к занятию.

1.Перечислить способы применения лекарственных веществ.

2.Принципы хранения лекарственных веществ.

3. Что такое список «А»? Что такое список «Б»?

4.Правила раздачи и применения лекарственных средств.

5.Преимущества и недостатки перорального, перректального, первагинального и наружного пути применения лекарственных средств.

6. Документы регламентирующие применение лекарственных средств.

7.Учет расхода лекарственных средств.

5. Методика проведения занятия.

Первая часть занятия проводится в учебной комнате. В течение 5 минут решаются организационные вопросы. Далее в течение 40 минут проводится опрос студентов с использованием контрольных и тестовых вопросов. Вторая часть занятия (40 минут) состоит в ознакомлении с работой медицинского сестринского поста, правилами ведения учетной документации по обороту лекарственных препаратов. Студенты знакомятся с правилами хранения и учета препаратов группы А и В.В конце занятия в течение 5 минут подводятся итоги , задается домашнее задание.

6. Длительность занятия: 2 академических часа.

7.Место проведения: учебная комната, палата.

8.Оснащенность занятия: тесты , таблицы

Тесты для проверки уровня знаний

1.Наружно не применяются:

А. Присыпки.

Б. Мази.

В. Растворы.

Г. Свечи.

Д. Болтушки.

Ответ Г

2. .. Ректально применяют:

А. Мази

Б. Свечи

В. Капли

Г. Капсулы

Д. Порошки

Ответ Б

3. Почему нецелесообразно закапывать в глаза более 1-2 капель лекарства ?

А) в конъюнктивальной полости не удерживается больше 1-2 капель.

Б) большое количество неблагоприятно влияет на конъюнктиву.

Ответ А.

4. Какой способ введения лекарств называется парентеральным ?


А) применение медикаментов с помощью инъекций.

Б) любой способ минуя желудочно-кишечный тракт.

Ответ А.

6. Работа на занятии:

План проведения занятия:

А) организационные вопросы - 5 мин.

Б) опрос студентов с использованием контрольных, тестовых вопросов 40 мин.

В) знакомство с работой поста, документами регламентирующими оборот лекарственных средств –40 мин.

Д) подведение итогов занятия – 5 мин.

7. Рекомендуемая литература.

Основная литература

1.Ослопов В.Н. Общий уход за больными в терапевтической клинике: учебное пособие для Вузов. ГЭОТАР-Медиа; 2006, 396 с.

2.Туркина Н.В., Фоменко А.Б. Общий уход за больными: учебник.- Товарищество научных изданий КМК.-М.:2007.-549 с.

Дополнительная литература

1.Новейший медицинский справочник диетотерапии при различных заболеваниях/ И.К. Латогуз, Ф.И. Латогуз.-М.:Эксмо, 2008-544с.

Методическая разработка для студентов 3 курса лечебного факультета (семестр…3/4) составлена ассистентом кафедры пропедевтики внутренних болезней Владимирским В.Е.

 

 

ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава

Кафедра пропедевтики внутренних болезней

Утверждаю:

Зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней

Проф.___________ В.Ю. Мишланов

Курс – 1 семестр - 1

Факультет:лечебный

Продолжительность занятия:2 академических часа

Место проведения:терапевтическое отделение ГКБ № 4

 

 

Пермь, 2012

 

1.Тема занятия. . Простейшие физиотерапевтические процедуры

2.Цель занятия –Определить роль, значение, место простейшей физиотерапии в лечебном процессе.

В результате изучения данной темы студент должен знать:

1. Виды простейших физиотерапевтических процедур.

2. Механизм действия, подготовка больного и методика постановки банок, горчичников, согревающих компрессов, грелки, пузыря со льдом. Показания и противопоказания для этих манипуляций. Мероприятия после выполнения процедуры.

3. Методика постановки пиявок и снятие их. Уход за больными после снятия пиявок. Хранение пиявок. Показания к их назначению.

4. Водные процедуры, приготовление лечебных ванн, местных ванн (ручных, ножных, сидячих).

5. Наблюдение за больными во время процедуры и оказание первой помощи при осложнениях.

6. Особенности выполнения простейших физиопроцедур больным пожилого и старческого возраста.

После освоения темы студент должен уметь:

1. Поставить банки, горчичники, компрессы.


2. Приготовить и применить грелку.

3. Применить пузырь со льдом.

3. Содержание занятия.

1.Понятие «физиотерапия», что такое простейшая физиотерапия.

2.Банки – механизм действия, показания, противопоказания к назначению.

3.Горчичники - механизм действия, показания, противопоказания к назначению.

4.Компрессы их классификация, механизм действия, показания, противопоказания к назначению.

5.Грелка- механизм действия, показания, противопоказания к назначению.

6.Пузырь со льдом - механизм действия, показания, противопоказания к назначению.

7.Что такое «гирудотерапия»?

8.Механизм действия, показания, противопоказания к назначению пиявок.

9.Перечислить водные процедуры.

10Душ - классификация, механизм действия, показания, противопоказания к назначению.

11.Ванны- классификация, механизм действия, показания, противопоказания к назна-

чению.

4. Методика проведения занятия.

Занятия проводится в учебной комнате. После решения организационных вопросов в течение 30 мин. преподаватель опрашивает студентов с использованием контрольных вопросов с целью выявления исходного уровня знаний и подготовленности к занятию.

Затем студенты в присутствии преподавателя работают в терапевтическом отделении.

Под руководством постовой медсестры участвуют в постановке больным банок, горчичников, наложении компрессов; работают в физиотерапевтическом отделении под руководством медсестры физкабинета: помощь в проведении водных процедур (ванны, душ) – 40 мин.

Проводится заключительное тестирование, для оценки итоговых знаний по данной теме (10 минут).

Подводятся итоги семинара, с акцентом на воспитательных аспектах, дается задание на дом (5 минут).

5. Длительность занятия: 2 академических часа.

6. Место проведения: учебная комната.

5.Оснащенность занятия: пациенты, список вопросов для проверки исходных знаний студентов, список тестовых вопросов, ситуационные задачи.

6.Работа на занятии:

А) организационные вопросы - 5 мин;

Б) опрос студентов с использованием контрольных вопросов– 30 мин;

В) знакомство с работой физиотерапевтического отделения, освоение практических навыков 40 минут;

Г) итоговое тестирование по теме данного занятия – 10 мин.


Д) подведение итогов занятия – 5 мин.

 

Место проведения:

· учебная комната,

 

Оснащенность занятия:

· список тестовых вопросов,

· таблицы,

Тестовые вопросы для самоконтроля подготовки к занятию

1.Действующее вещество горчичников – это:

А) терпентины;

Б) горячая вода;

В) аллиловое масло;

Г) ихтиол;

Д) все выше перечисленное.

 

2. Время, на которое помещают горящий тампон внутрь банки:

А) 5 с;

Б) 1 с;

В) 1 мин;

Г) 10 с;

Д) до нагревания краев банки.

 

3.Для экстренного удаления пиявок применяют:

А) пинцет;

Б) спирт;

В) ножницы;

Г) жидкий азот;

Д) хлороформ.

 

4. Длительность применения влажного компресса не должна превышать:

А) 24 ч;

Б) 6-8 ч;

В) 12 ч;

Г) 3 ч;

Д) 5 мин.

 

5. Холодная вода при водолечении:

А) снижает АД;

Б) увеличивает ЧСС;

В) обладает общеукрепляющим действием;

Г) оказывает седативное расслабляющее воздействие;

Д) вызывает расширение сосудов кожи.

 

6.Сколько слоев должно быть в согревающем влажном компрессе?

А) 1 слой;

Б) 4 слоя;

В) 3 слоя;

Г) чем больше, тем лучше;

Д) 5 слоев.

7. При каких заболеваниях применяют горчичники ?

А) миозит.

Б) стенокардия.

В) заболевания кожи.

Г) фурункул.

8. Как проверить правильность наложения компресса ?

А) через 1-2 часа снять компресс и проверить правильность его наложения.

Б) через 1-2 часа подсунуть палец под компресс и определить состояние его внутреннего слоя.

В) через 1-2 часа спросить больного о его ощущениях.

9. На какие участки не ставить пиявки?

А) на сосцевидные отростки.

Б) над областью сердца.

В) над позвоночником.

Г ) над правым подреберьем.

10. Как часто следует менять холодный влажный компресс ?

А) через 2-3 мин.

Б) как только высохнет.

В) через 10-15 мин.

Ответы:

1В; 2Б; 3Д; 4Б; 5В; 6В; 7А; 8Б; 9В; 10А;

 

Ситуационные задачи

1.При снятии согревающего компресса медицинская сестра обнаружила, что марля, прилегающая к коже, сухая. Как оценить эффективность процедуры?

2.Через 3 часа после снятия пиявок асептическая повязка на голени промокла кровью. Как поступить?

Длительность занятия – 2 академических часа.

 

Форма отчетности:

· устный ответ студента при опросе, оцениваемый преподавателем

· результаты тестирования

Рекомендованная литература

Основная литература:

1.Ослопов В.Н. Общий уход за больными в терапевтической клинике: учебное пособие для Вузов. ГЭОТАР-Медиа; 2006, 396 с.


2.Туркина Н.В., Фоменко А.Б. Общий уход за больными: учебник.- Товарищество научных изданий КМК.-М.:2007.-549 с.

Дополнительная литература:

1.Новейший медицинский справочник диетотерапии при различных заболеваниях/ И.К. Латогуз, Ф.И. Латогуз.-М.:Эксмо, 2008-544с

2.Шкатова Е.Ю., Хатагури Н.В. Пути введения лекарственных средств:учебное пособие.-Ижевск,2005.-60с.

 

Методическ<

Значение темы.

Изучение данной темы знакомит студентов с принципами соблюдение правил личной гигиены, способствующие быстрейшему выздоровлению пациентов, и предупреждению развития многих осложнений.

3. Цель занятия:

Учебная:

-определить роль термометрии в диагностике заболеваний;

-определить роль питания и личной гигиены больного в лечебном процессе;

Студент должен знать:

1. Уход за полостью рта, ушами, глазами, носом.

2. Уход за кожей и профилактика пролежней.

3. Умывание, протирание кожи одним из дезинфицирующих растворов. Подмывание. Спринцевание.

4. Положение больного в постели. Функциональная кровать. Различные приспособления для создания удобного положения больному.

5. Постельное белье. Приготовление постели. Смена нательного и постельного белья у тяжелых больных.

6. Подкладывание резинового круга, судна, мочеприемника.

7. Уход за кожей при наличии пролежней.

8. Переноска и перекладывание больного.

Студент должен уметь:

1. Проводить смену нательного и постельного белья, приготовить постель больному.

2. Ухаживать за волосами, глазами, ушами тяжелобольных.

3. Проводить санитарную обработку больных (стрижка волос, ногтей, гигиеническая ванна).

4. Пользоваться функциональной кроватью и другими приспособлениями для создания удобного положения больному.

5. Осуществлять уход за кожей, ежедневный туалет (умывание, протирание кожи одним из дезинфицирующих растворов).

6. Подмывать больных.

7. Подавать судна, мочеприемники, проводить их дезинфекцию.

8. Перекладывать больных.

9. Проводить обработку полости рта тяжелобольным.

10 Проводить профилактику пролежней.

Развивающая:

развитие познавательных процессов, научить сопоставлять и анализировать полученную информацию, формирование клинического мышления.

4. Cодержание занятия.

1.Что такое «пролежни»? Классификация пролежней по степеням тяжести.

2. Назвать места излюбленной локализации пролежней, почему?

3. Перечислить мероприятия по профилактике пролежней.