Файл: Денисов П.Г. Сооружение буровых учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 251

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перед началом движения трактористы натягивают все буксирные тросы и поддерживающие оттяжки, не допуская их провисания. После этого руководитель работ подает предупреждающий сигнал о начале движения. В это время все трактористы держат выключен­ ными муфты сцепления и включают первую скорость тракторов, а остальные члены звена занимают свои места. При подаче команды о начале движения трактористы включают муфты сцепления и осуще­ ствляют транспортировку вышки или блока. Трактор, соединенный с передней страховой оттяжкой вышки, начинает движение несколько позже начала движения буксирных тракторов.

На рис, 120 показана схема расстановки тракторов и рабочих бригады при транспортировке вышки на основании санного типа.

Сигналы команд при транспортировке вышек и блоков приве­ дены в табл. 24.

Транспортировка вышек и блоков оборудования водным транспортом

Транспортировка вышек и блоков оборудования особенно по неровному рельефу и на большие расстояния связана с трудоемкой работой по подготовке трасс. В этих условиях при наличии судо­ ходных рек целесообразно транспортировать вышки и блоки водным транспортом.

В некоторых случаях реки являются естественным препятствием на пути перевозки вышек и блоков, и для переправы их можно также использовать водный транспорт.

Для транспортировки вышек и блоков по рекам или их переправы обычно используются две спаренные в виде катамарана баржи грузо­ подъемностью по 300 т каждая. Баржи устанавливают вплотную друг к другу и скрепляют между собой тремя балками, изготовленными из профильного проката или деревянных брусьев сечением 40 X 40 см. Длина балок соответствует ширине обеих барж. Брусья балок соеди­ няют скобами и скрепляют металлическим каркасом из четырех уголков размером 120x120x10 мм, сваренных между собой поло­ совым железом. К баржам каждая балка крепится шестью хому­ тами — по три хомута на баржу.

На баржах в основном перевозят вышки и блоки оборудования на возимых основаниях, так как в этом случае облегчается затаски­ вание их на баржи. Для затаскивания блоков на баржи производится подготовка берега и устройство настила, соединяющего берег с бар­ жами. Берег выбирается с таким расчетом, чтобы можно было уста­ новить баржу — на расстоянии 2,5—3 м от него. Настил сооружается из бревен на уровне палубы баржи. По пути движения тяжеловозов на баржах устраивают также настил из брусьев или досок толщи­ ной 70 мм, уложенных в два слоя. Баржи к берегу пришвартовы­ ваются с помощью 4 тракторов. Этими же тракторами баржи удержи­ ваются во время затаскивания на них блоков оборудования. Блоки оборудования на баржи затаскивают тремя тракторами. Для этого тракторы зацепляют как можно ближе к блоку, чтобы было возможно

237


затащить его на середину катамарана. При затаскивании вышки на баржи со стороны, противоположной движению, вышку поддер­ живают тремя страховыми оттяжками.

После затаскивания под гусеницы тяжеловозов подкладывают специальные подпорки, предотвращающие перемещение блоков во время транспортировки. Вышку для устойчивости закрепляют че­ тырьмя оттяжками, с целью уменьшения парусности с нее снимают всю обшивку.

Транспортировка барж против течения реки осуществляется одним или двумя катерами мощностью по 150 л. с., а при транспор­ тировке по течению дополнительно сзади подсоединяют третий катер, который при необходимости используется для торможения.

Переправа вышки или блоков на баржах производится двумя катерами, один из которых используется для торможения во время пришвартовки к берегу.

Стаскивание вышек или блоков с барж после транспортировки или переправы производится также по специальному настилу, соору­ жаемому после пришвартовки барж. Берег в этом случае подгота­ вливают заранее.

Транспортировка буровых на воздушной подушке

Способ транспортировки буровых установок на воздушной по­ душке применен в нефтедобывающих районах Западной Сибири

Рис. 121. Схема обра­

зования

воздушной

подушки.

 

1 — эластичная

завеса;

2 — вентилятор;

з

герметичный

металличе­

ский пол;

4 — вышка;

J — основание.

и обусловлен наличием болот и грунтов с низкой несущей способ­ ностью, которые могут выдерживать удельные нагрузки от 0,5 до 0,2 кгс/см2. При транспортировке блоков оборудования буровых установок на тяжеловозах удельное давление на грунт может дости­ гать до 2,5 кгс/см2.

Для снижения удельного давления на грунт и создания тем самым возможности транспортировать буровые установки крупными бло­ ками по заболоченным участкам нефтяники Западной Сибири при­ менили метод воздушной подушки.

На воздушную подушку впервые была переведена буровая уста­ новка БУ-75БрД в комплекте с насосом У8-4, электростанцией и тяжеловозами Т-40. Для перевода буровой установки на воздушную подушку на основании ее соорудили герметичный металлический пол, а по периферии основания изготовили эластичную завесу сле­

238


дящего действия из двухслойного прорезиненного капрона, края которой прилегают к поверхности грунта. Таким образом под полом буровой образуется камера для создания воздушной подушки между основанием буровой установки и грунтом. В камеру нагнетается воздух двумя вентиляторами марки ВД-18 или ВДН-20. Вентиляторы устанавливают на полу буровой и приводят в движение от дизелей буровой установки через специальную клиноременную передачу.

Благодаря избыточному давлению в камере буровая установка приподнимается над поверхностью грунта, что значительно снижает давление на тяжеловозы. Транспортировка буровой в этом случае осуществляется при помощи одного или двух тракторов-болотоходов Т-100Б. Схема образования воздушной подушки показана на рис. 121.

Транспортировка оборудования буровых установок вертолетами

Способ транспортировки буровых установок вертолетами при­ меняется в основном в заболоченных, лесных и гористых районах. Этот способ является дорогостоящим и применяется редко. Для транспортировки буровых вертолетами все оборудование расчле­ няется на отдельные узлы в соответствии с грузоподъемностью вертолета. С этой целью созданы специальные буровые уста­ новки БУ-50БрМ и БУ-75БрМ в мелкоблочном исполнении, вес узлов которых не превышает 8 т. Для доставки буровой установки исполь­ зуют вертолеты типа МИ-6 и МИ-10К. Они могут размещать груз как на внешней подвеске, так и внутри фюзеляжа.

При подготовке к транспортировке буровых вертолетами в пер­ вую очередь сооружают три взлетно-посадочные и погрузо-разгрузоч- ные площадки: в пункте базирования вертолета, в пункте погрузки оборудования или в районе пробуренной скважины и на скважиноточке, куда будет транспортироваться установка. В случае транспор­ тировки оборудования на большие расстояния, превышающие даль­ ность полета вертолета с полной нагрузкой, сооружается также за­ пасная площадка. На болотистой местности площадки покрывают настилом из бревен в два слоя. Нижний слой бревен располагают в продольном направлении площадки, а верхний — в поперечном. Между собой бревна скрепляют скобами. Площадки оборудуются ветроуказателями.

На погрузочной площадке оборудование компонуют, чтобы максимально возможное его количество можно было поместить внутри фюзеляжа вертолета. Для уменьшения габаритов и веса оборудования с него снимают отдельные детали: шкивы и компен­ саторы с насосов и др. Все оборудование перед отправкой взвеши­ вают динамометром при помощи крана и укладывают на деревянные подкладки. Для установки и крепления оборудования внутри фюзе­ ляжа используют специальную тележку с домкратами. На тележке оборудование крепят проволокой. Нагруженная тележка затаски­ вается в фюзеляж вертолета при помощи специальной лебедки и уста­ навливается с таким расчетом, чтобы центр тяжести груза совпадал

239



с центром тяжести вертолета. К полу вертолета груз крепят стяж­ ками за специальные кольца.

Все крупногабаритное оборудование транспортируется на внеш­ ней подвеске. Перед отправкой определяют места крепления стропов, чтобы при подъеме груз принимал горизонтальное положение. Внешняя подвеска вертолета состоит из гидрозамка, к которому подвешивается груз, системы дистанционного управления замком

икомплекта стропов.

Вместах касания стропов с острыми кромками оборудования устанавливают мягкие подкладки и закрепляют проволокой.

Взависимости от условий оборудование подцепляется двумя способами: при посадке вертолета рядом с грузом и при зависании его над грузом. При посадке вертолета для подцепки оборудования выпускают трос лебедки, укладывают на земле и соединяют замоксцепку с наконечником основного троса. После взлета основной трос подтягивают лебедкой до запирания его наконечника в гидрозамке.

При зависании вертолета над оборудованием для подцепки выпу­ скают трос лебедки и соединяют его с наконечником основного троса.

Погрузочная площадка обеспечивается краном, комплектом ин- 'вентарных стропов соответствующей грузоподъемности, пеньковым

канатом длиной 60—70 м,

увязочной проволокой, динамометром

и другим ручным инструментом,

а также сигнальными флажками.

Отцепляют оборудование

на

посадочной площадке после его

укладки и вертикального снижения вертолета.

К работе по транспортировке оборудования вертолетами допу­ скаются специально обученные рабочие, а руководитель работ

назначается

из сотрудников летного состава.

 

 

Контрольные вопросы к главе VIII

1.

Какие применяются способы транспортировки вышек?

2.

Какие существуют конструкции саней для транспортировки вышек?

3.

Каким

образом

производятся расстановка и зацепка тракторов для

транспортировки вышек

на основаниях санного типа?

4.В чем состоит преимущество возимых оснований и какие существуют транспортные средства?

5.Каким образом производится установка транспортных средств под

блоки на возимых основаниях?

6.Как осуществляется крепление страховых оттяжек к вышке?

7.Какая выполняется подготовительная работа перед транспортировкой вышек и блоков оборудования?

8.Какие вопросы решаются в проекте на транспортировку вышек и блоков?

9.В чем заключается подготовка трассы?

10.Каким образом производится расстановка рабочих при транспортировке

вышек?

11.Какие существуют команды, и каким образом они подаются при транс­

портировке вышек и блоков?

12.Чем обусловлен метод транспортировки буровых на воздушной подушке,

ив чем он заключается?

13.На чем транспортируются вышки и блоки но воде, и какие для этого

выполняются подготовительные работы?

14. Как производится транспортировка оборудования вертолетами, и какие для этого выполняются подготовительные работы?