Файл: Денисов П.Г. Сооружение буровых учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 250

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г Л А В А IX

ПОДЪЕМНОЕ, ТРАНСПОРТНОЕ И ЗЕМЛЕРОЙНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ,

ПРИМЕНЯЕМОЕ ПРИ СООРУЖЕНИИ БУРОВЫХ

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И СПОСОБЫ ПРОИЗВОДСТВА ТРАНСПОРТНО-ТАКЕЛАЖНЫХ РАБОТ

При сооружении буровых большой объем занимают транспортно­ такелажные работы, связанные с погрузкой, разгрузкой и перевоз­ кой оборудования и материалов. В зависимости от типа применяемых буровых установок и способов их сооружения и климатических усло­ вий в различных нефтяных районах объем транспортно-такелажных работ колеблется в больших диапазонах.

Погрузочно-разгрузочные работы могут выполняться различными способами: вручную, с использованием отдельных приспособлений, облегчающих труд рабочих, и при помощи грузоподъемных машин. Применение каждого из этих способов обусловлено видом груза, его состоянием, весом и габаритными размерами. Легкие грузы, такие как пиломатериалы и трубы небольшого диаметра, обычно грузят вручную. Мелкие и сыпучие грузы (песок, щебень) нагру­ жают и разгружают лопатами или специальными механизмами. Для погрузки круглых длинномерных грузов (бревна, трубы) исполь­ зуют накаты. Тяжелое оборудование, электроаппаратура и другие тяжеловесные грузы грузятся при помощи подъемных машип — тракторных и автомобильных кранов.

Трудоемкость погрузочно-разгрузочных работ зависит от объема перевозимых грузов и способов их погрузки и разгрузки. Затраты времени на транспортировку грузов зависят от расстояний пере­ возки и от применяемых для этого транспортных средств. В качестве транспортных средств может использоваться автомобильный транс­ порт, тракторы с прицепными тележками или санями, железно­ дорожный транспорт и другой.

Правильный подбор транспортных средств и способов погрузоразгрузочных работ в значительной мере способствует снижению трудоемкости транспортно-такелажных работ и сокращению их сро­ ков. При организации транспортных работ учитывается возможность использования средств механизации погрузки и разгрузки и приме­ нение рациональных транспортных средств в зависимости от рас­ стояний и состояния дорог.

Накаты

Накаты предназначены для погрузки на транспортные средства труб и бревен. Для накатов обычно используют две трубы длиной 5—6 м, которые одпим концом соединяют с платформой транспорт­ ных средств, а другим упирают в грунт. Такие накаты не безопасны

16 П. Г. Денисов

241


в работе, так как с них груз может свободно скатываться и травми­ ровать рабочих.

Для погрузки труб и бревен должны применяться специальные безопасные накаты конструкции ВНИИТБ. Комплект состоит из двух накатов, изготовленных из швеллера № 10. Для предотвраще­ ния свободного скатывания груза во время погрузки на каждом на­ кате имеются четыре предохранителя, посаженные на пальцы. Предохранители могут вращаться в одну сторону, обеспечивая сво­ бодное прохождение через них груза, а затем занимать вертикальное положение под собственным весом, так как нижняя их часть более тяжелая, чем верхняя. От вращения в обратном направлении от вертикального положения предохранители удерживаются ограни­ чителями, благодаря чему груз не может скатываться с накатов. Для устойчивости и свободного накатывания груза нижний конец наката выполнен в виде лопаты, а верхний конец имеет отверстие для соединения его с транспортным средством (трубовозом). У верх­ ней части наката имеется шарнирный рычаг, который позволяет грузить трубы в несколько рядов.

Грузоподъемность двух накатов составляет 500 кг, а рабочая длина — 4,37 м.

При установке накатов нижний конец их должен опираться на грунт без перекоса, а предохранители свободно качаться на пальцах.

Тракторные краны

Для монтажа и демонтажа бурового оборудования, а также для погрузочно-разгрузочных работ в основном применяются трактор­ ные краны с наклоняющейся стрелой двух типов: прицепные (КЩ и самоходные (КС). К прицепным кранам относятся краны КП-10, КП-25, КП-25М, КП-40, а к самоходным — КС-6, Азинмаш-5. Эти краны обладают хорошей маневренностью и могут перемещаться в пределах рабочей зоны с поднятым на стреле грузом.

Кран КП-25 {рис. 122) является одноосным прицепным меха­ низмом на пневмоколесном ходу к трактору Т-100 или Т-130 и со­ стоит из следующих основных узлов: дышла 7, наклоняющейся стрелы 2, двух ходовых тележек 5, лебедки 9 с рамой, грузовой оснастки с четырехшкивными блоками 1 и 3, стрелы оснастки с трехшкивными блоками 6 и 8, указателя грузоподъемности и бокового уклона 4 и системы управления, находящейся в кабине трактора.

Основой крана является дышло, выполненное в виде плоской фермы, задняя часть которого опирается на две одноосные ходовые тележки, а передняя часть соединена с корпусом лебедки прицепным устройством. На концы оси ходовой тележки надето по два колеса. Ось тележки крепится в балансире, который цапфами опирается на два кронштейна, закрепленных в нижней части дышла.

Стрела крапа выполнена из труб. В передней головке стрелы смонтированы четыре шкива грузовой оснастки, а в задней головке — три шкива стреловой оснастки и направляющий ролик для грузо­

242


вого каната. Ноги стрелы крепятся на задней части дышла на шар­ нирах, позволяющих наклонять стрелу в необходимое рабочее положение и укладывать ее на дышло при транспортировке крана.

Лебедка крана установлена на задней части трактора. Она состоит из редуктора с реверсом, грузового и стрелового барабанов, тормо­ зов и системы управления реверсом и кулачковыми муфтами бара­ банов. Лебедка приводится в действие от вала отбора мощности трактора. На раме лебедки установлены поворотные направляющие ролики для грузового и стрелового канатов.

Грузоподъемность крана зависит от наклона (вылета) стрелы и ее бокового уклона.

Кран КП-25М отличается от крана КП-25 удлиненной стрелой Кран КП-10 по конструкции аналогичен крану КП-25 и отличается от него меньшей грузоподъемностью.

Кран Азинмаш-5 (рис. 123) состоит из решетчатой стрелы 4, двухбарабанной одновальной лебедки 5 с червячным редуктором, колонны 6 с тягами и направляющими роликами 7, противовесов 9, переднего противовеса 10 и кабины 8 с пультом управления. Обору­ дование крана смонтировано на тракторе Т-100М. Механизмы крана приводятся в действие от вала отбора мощности, с которым соеди­ няется первичный вал коробки лебедки. Стрела крана шарнирно закреплена на раме трактора. На головке стрелы расположены два ролика грузовой оснастки 2, в средней части стрелы имеется напра­ вляющий ролик 3 и два коуша для крепления стреловой оснастки. Крюк выполнен вместе с блоком грузовой оснастки 7. Противовесы служат для создания необходимой устойчивости крана при подъеме груза. Для увеличения высоты подъема груза стрелы прицепных кранов могут оснащаться съемной надставкой, а самоходных кра­ нов типа КС — съемной решетчатой вставкой.

Техническая характеристика тракторных кранов приведена в табл. 25.

При подъеме груза на местности с боковым уклоном в пределах 3—5° грузоподъемность кранов снижается на 25%.

16*

243

 

Рис. 123. Кран

Азинмаш-5.

Т а б л и ц а 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Марки кранов

 

Параметры

Азинмаш-5

КС-6

КП -10

КП-25М

КП-40

 

 

Минимальный

вылет стрелы,

 

 

 

 

 

м:

 

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

основной ...........................

 

удлиненный или надставной

3

3

4,0

5,0

Максимальная

грузоподъем­

 

 

 

 

 

ность при минимальном вылете

 

 

 

 

 

стрелы, т:

 

5

6

10

25

40

основной ...........................

 

удлиненный или надставной

5

5

5

5

Максимальная высота подъема

 

 

 

 

 

крюка при минимальном вылете

 

 

 

 

 

стрелы, м:

 

5,7

6

7

8

10

основной ...........................

 

удлиненной или надставной

9

9

13

15

Габаритные размеры в транс­

 

 

 

 

 

портном положении, м:

 

 

 

17,5

 

длина ...................................

 

9,0

9,5

12,5

20,5

ширина ...............................

 

2,5

2,6

4,0

5,0

5,0

высота ...............................

 

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

Вес крана с трактором, т

14,3

18,0

25,5

27,6

42,0

Автомобильные краны

Автомобильные краны монтируются на шасси автомобилей раз­ личных марок и состоят из стрелы с грузовой и стреловой оснасток, лебедки для подъема груза и стрелы, выносных опор, кабины кра­ новщика и механизмов управления. Автомобильные краны по сравне-

244


нию с тракторными имеют большие транспортные скорости и боль­ ший вылет стрелы, позволяющий монтировать оборудование на вы­ соких основаниях. Однако эти краны обладают меньшей маневрен­ ностью, так как в рабочем положении они устанавливаются на дополнительные выносные опоры. Кроме того, не допускается пере­ мещение кранов с подвешенным на стреле грузом. Автомобильный кран показан на рис. 124.

При сооружении буровых могут использоваться автомобильные краны К-46, К-64, К-67, КС-3561 и К-162.

Техническая характеристика кранов приведена в табл. 26.

Рис. 124. Автомобильный кран.

1 — коробка отбора мощности; 2 — карданный вал распре­

 

делительного механизма поворота платформы и подъема гру­

 

за; 3

— механизм поворота и подъем груза;

4 — плат­

 

 

 

форма; 5 — выносные

опоры.

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 26

Параметры

 

 

К-46

К-64

К-67

КС-3561

К-162

Шасси автомобиля . . .

ЗИЛ-130 МАЗ-500

МАЗ-500

МАЗ-500 КрАЗ-157

Длина основной стрелы, м

6,2

7,35

8,4

10

10

Вылет стрелы, м . . . .

2,5-5,5

3,3-6,5

3,5 -7,5

4—10

3,8—10

Грузоподъемность

на вы-

4—0,75

6,3-2,0

6,3—7,1

10-1,6

16-2,9

носных опорах, т

 

. . . .

Высота подъема крюка, м

6,6—5,0

7,7-5,32

7,5-3,5

10—4

10,5-4

Скорость подъема

груза,

1,8-9,9

До 27

0,5—6,5

0,25-12,8

1,33-8

м/мин ...................................

скорость,

Транспортная

До 60

До 40

До 40

60

50

к м / ч .......................................

 

 

Вес крана (полный), т

7,32

11,97

11,57

14,3

21,8

Габаритные размеры в

 

 

 

 

 

транспортном положении, м:

9,0

10,1

8,2

13,1

14,0

длина ...........................

 

 

ширина ...........................

 

 

2,4

2,71

2,8

2,85

2,75

высота............................

 

 

3,4

3,6

3,35

3,8

3,92

Удлинение стрелы за счет

 

11,75

12,4

18

14, 18, 22

вставок, м ...........................

 

 

 

246


Строповка грузов

Наиболее ответственными операциями при погрузочно-разгру­ зочных работах и работах, связанных с монтажом и демонтажом оборудования, выполняемых при помощи кранов, являются стро­ повка грузов и правильный подбор тросов для стропов. Способы строповки и типы грузозахватных приспособлений определяются следующими факторами:

надежностью предотвращения произвольной отцепки груза при ослаблении стропов;

возможностью нарушения равновесия и падения груза в случае

•его удара или опирания одним концом при перемещении кранов; удобством рабочей площадки для строповки, перемещения и рас­

положения груза на месте выгрузки или монтажа; количеством однородных грузов, их размеров и веса.

В зависимости от этих факторов способы строповки грузов раз­ деляются на две группы надежности. К первой группе относятся способы строповки, не исключающие возможность произвольной или частичной отцепки груза при ослаблении стропов. Эти способы применяются на погрузочно-разгрузочных работах в нестесненных условиях. Способы второй группы исключают возможность произ­ вольной отцепки груза и применяются в основном при строительно­ монтажных работах.

По способу первой группы надежности производят строповку в обхват (в люльку из стропов) двумя двухпетлевыми стропами, навешивание груза в люльку на траверсе двумя двухпетлевыми стро­ пами, обвязку груза в удавку одним или двумя стропами с петлей и крюком, зацепку груза за петли или рымы крюками стропов, за­ цепку крюками стропов за элементы конструкций груза.

По способу второй группы надежности производят зацепку пет­ лями стропов за специальные элементы на рамах оборудования, обвязку груза в удавку одним или двумя двухпетлевыми стропами, обвязку петлей с двойным обхватом груза, обвязку и удавку с ан­ шлагом.

Строповка в обхват (рис. 125, а) производится при надежном зажатии груза ветвями стропов и наличии упоров, препятствующих

•сдвигу стропов. Этим способом грузят упакованное оборудование в деревянную тару (силовые агрегаты, компрессоры, ЗИП). Стропы накладывают на основной массив груза, длины их подбирают такими, чтобы угол между ветвями не превышал 90°.

Навешивание груза в люльку на траверсе (рис. 125, б) произ­ водится в тех случаях, когда необходимо вертикальное располо­ жение стропов для подъема груза без выступов, препятствующих перемещению стропов по грузу. Применяется такая строповка для погрузки леса, пиломатериалов, металлического проката.

Обвязка груза в удавку стропами с петлей и крюком (рис. 125, в) применяется также для подъема груза без выступов, когда при

•ослаблении стропов груз примет устойчивое положение. Применение

246