Файл: Денисов П.Г. Сооружение буровых учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 248

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

съемного крюка облегчает извлечение стропа из-под опущенного груза. Угол между стропами в этом случае не должен превышать 90°.

Зацепка груза за петли или рымы крюками стропов (рис. 125, г}

*производится в тех случаях, когда груз при его установке прини­ мает устойчивое положение. Зацепляют груз одним или несколь­ кими стропами в зависимости от количества петель или рымов.

Рис. 125. Способы строповки грузов.

Зацепка груза крюками стропов за элементы конструкций (рис. 125, д) применяется при наличии окон в конструкции изделия и запрещается, если зацепляемый профиль не укладывается в рабо­ чей части крюка. Груз в этом случае должен опускаться на ровную поверхность, гарантирующую его устойчивое положение. Таким способом можно зацеплять металлические основания, стеллажи и фермы укрытий.

По способу строповки второй группы надежности производится зацепка оборудования за специальные монтажные выступы на рамах, которые имеют фланцы, предотвращающие соскакивание стропов. Груз в этом случае зацепляют в четырех местах отдельными или групповыми двухпетлевыми стропами (рис. 125, е). Таким способом производится строповка узлов и агрегатов бурового оборудования во время монтажа и демонтажа (насосов, лебедок, силовых агрегатов).

247

Обвязка груза в удавку (рис. 125, ж) одним или двумя двух-

летлевыми стропами применяется для

подъема

оборудования, не

 

 

 

 

 

 

 

 

 

имеющего петель, лесома­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

териала,

металлического

 

 

 

 

 

 

 

 

 

проката и других кон­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

струкций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обвязка петлей с двумя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

обхватами

груза

(рис.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

125,

з)

применяется

при

 

 

 

 

 

 

 

 

 

подъеме

груза

с

гладкой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

поверхностью

или

малого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сечения,

когда

заплетка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

петли стропа не позволяет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

затягивание

простой

пет­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лей, которая может сколь­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зить по поверхности груза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким способом

произво­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дится строповка

труб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обвязка в

 

удавку с ан­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

шлагом (рис. 106, и) при­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

меняется для подъема гру­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зов в положении, близком

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

вертикальному.

Этим

Рис.

126.

Узлы для зацепки груза простым

 

способом поднимают дере­

 

 

 

 

стропом.

 

 

 

вянные

и железобетонные

— двойной

простой; б — двойной в

удавку; в

 

опоры ЛЭП

 

и

другие.

мертвый;

г — двойной

с аншлагом;

д — простой;

 

Во всех случаях между

е — простой

в удавку; ж — крепление троса к трак­

 

 

 

 

торному

прицепу.

 

 

стропами и острыми кром­

повреждения

стропа,

устанавливаются

ками груза,

 

во избежание

специальные

подкладки.

Для

подъема

грузов

применяются

канатные

стропы

 

с

одной

и двумя

петлями,

закрытые (универсальные), с петлей и крюком и

с двумя

крюками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 127. Узлы для соединения тросов.

а — прямой; б — простой шотландский; в —упряжной; г —двойной шотланд­ ский; д —рифовый; е — блочный (морская петля)

248


Для перемещения грузов при помощи тракторов применяются открытые простые стропы из стального капата разной длины. Заце­ пляют груз различными узлами (рис. 126) в зависимости от веса груза и его поверхности. Для присоединения стропа к прицепу трактора из прицепной скобы вынимают шкворень, и трос обматы­ вают вокруг скобы так, чтобы тяговый конец прижал к себе свобод­ ный конец стропа, затем тяговый конец пропускают в проушину скобы и устанавливают шкворень. При натяжении троса свободный конец поддерживается до полной затяжки петли. Для снятия петли ослабляют трос и вынимают шкворень.

Во время транспортно-такелажных работ можно соединять тросы между собой или вязать петли различными узлами, обеспечивающими надежное соединение тросов (рис. 127).

1

Подбор стропов и канатов

Стропы для подъема грузов подбирают в зависимости от веса груза и способа строповки. При различных способах строповки стропы могут принимать вертикальное положение или располагаться под углом к вертикали. В случае вертикального положения стропов усилие в них будет равно весу поднимаемого груза. При располо­ жении под углом к вертикали суммарное усилие в стропах будет больше веса поднимаемого груза. С увеличением угла наклона стропов к вертикали усилие в них будет возрастать. Поэтому при строповке грузов длина стропов подбирается с таким расчетом, чтобы угол наклона стропов к вертикали был минимальным, если позволяет высота подъема крана, и чтобы усилие в стропе не пре­ вышало грузоподъемности стропа.

При симметричной подвеске груза усилие в каждой ветви стропа определяется по формуле

5 = —^ — = /с—,

т cos а

т 9

где к — величина, обратная cos а; а

— угол наклона стропа к вер­

тикали; т — число ветвей стропов.

 

Для угла наклона стропов к вертикали, равного 0, 30, 45 и 60°,

соответственно к = 1; 1,15; 1,42; 2,0.

Диаметр каната для стропов подбирают по разрывному усилию каната, определяемому по сертификату, и максимальному усилию на строп, умноженному на коэффициент запаса прочности стропа. При этом разрывное усилие каната должно быть равно или больше максимального усилия на строп с учетом его запаса прочности.

Диаметры канатов с пределом прочности 150 кгс/мм2, приме­ няемые для стропов в зависимости от веса груза и способа строповки, приведены в табл. 27 (с учетом коэффициента запаса прочно стропа, равного 6).

24<>



 

 

 

 

 

 

 

• Т а б л и ц а 27

 

 

 

Количество ветвей стропов

 

 

 

Вес

1

2

3

 

2

 

 

4

 

подни-

 

 

 

 

 

 

 

 

маемого

 

 

 

 

 

 

 

 

груза,

т

 

 

 

Расположение ветвей стропов под

 

Вертикальное расположение

 

 

углом к вертикали

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

'стропов

 

15°

30°

45°

15°

30°

45‘

 

 

 

 

1

13

8,7

8,7

8,7

И

И

8,7

8,7

8,7

2

17,5

13,0

8,7

13

13

15,5

8,7

И

11

3

22,5

15,5

И

15,5

15,5

17,5

11

И

13

4

25

15,5

13

17,5

19,5

19,5

13

13

15,5

5

19,5

13

19,5

19,5

22,5

13

15,5

15,5

6

22,5

15,5

19,5

22,5

25

15,5

15,5

17,5

7

 

22,5

17,5

22,5

22,5

28

17,5

17,5

19,5

8

17,5

----- ■

17,5

19,5

19,5

9

17,5

19,5

19,5

22,5

10

19,5

19,5

19,5

22,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

22,5

 

22,5

22,5

25

15

25

25

25

28

20

28

------ •

28

31

31

25

31

 

31

33,5

36,5

Грузоподъемные стропы перед их эксплуатацией подвергаются испытанию на нагрузку, превышающую вдвое вес поднимаемого груза. К каждому стропу крепится табличка, где указываются его грузоподъемность, дата испытания и срок работы.

Сигнализация при работе с кранами

Работа по подъему, опусканию и перемещению грузов кранами производится по сигналам строполыцика. В случае аварийной не­ медленной остановки сигнал «стоп» крановщиком принимается от любого человека. В тех случаях, когда зона обслуживания крановщи­ ком из кабины полностью не обозревается, крановщику назначается сигнальщик. Звуковые сигналы, применяемые крановщиком и строполыциком или сигнальщиком, описаны в табл. 28.

Транспортные средства

Для транспортировки оборудования буровых установок с баз железнодорожных станций, а также по территории разбуриваемых площадей на место монтажа применяются большегрузные автомо­ били с бортовой платформой, автомобили-тягачи с прицепами и полу­ прицепами и тракторы с гусеничными тележками-тяжеловозами. Использование автомобильного или тракторного транспорта в основ­ ном зависит от состояния дорог.

250


Т а б л и ц а 28-

Назначение команды

Знаки сигнализации

Натянуть стропы илп незначительно поднять груз

Поднять груз или крюк

Опустить груз или крюк

Поднять стрелу крана

Опустить стрелу крана

Прекратить движение (подъем или опускание груза или стрелы)

Стоп (аварийная остановка)

Правая рука согнута в локте и поднята вверх

Правая рука согнута в локте, под­ нята вверх, и ей совершается круговое движение

Правая рука согнута в локте, опу­ щена вниз, и ей совершается круговое движение

Обе руки согнуты в локте и подняты вверх

Правая рука вытянута вперед ниже плеча

Резкое движение правой руки по горизонтали вправо и влево на уровне пояса

Резкий подъем обеих рук накрест над головой

На автомобилях с бортовой платформой перевозят различныя материалы и оборудование небольших габаритных размеров весом до 10—12 т. Для этого могут быть использованы автомобили марок ЗИЛ-130, МАЗ-200П, МАЗ-500, Урал-377, КрАЗ-257 и др.

Крупногабаритное тяжеловесное оборудование может транспор­ тироваться на автомобилях-тягачах, которые предназначены для буксировки прицепов или полуприцепов. По способу соединения с прицепными транспортными средствами автомобили-тягачи подраз­ деляются на седельные для работы с полуприцепами и тягачи для работы с прицепами. Опорно-сцепное седельное устройство устана­ вливается на автомобиле с укороченной базой вместо кузова. Седель­ ное устройство тягачей обычно выполняется в виде мощной стойки, которая может качаться вокруг продольной горизонтальной оси, закрепленной в раме тягача. Соединяется полуприцеп с тягачом вертикальным шкворнем.

Для транспортировки узлов и блоков оборудования могут быть использованы автомобили-тягачи МАЗ-200В, МАЗ-504, КрАЗ-258, Урал-377с и др. С автомобилями-тягачами используются платфор­ менные тяжеловесные полуприцепы ЧМЗАП-5204, ЧМЗАП-5203, Т-151А и прицепы ЧМЗАП-5208, УКВ, ЧМЗАП-5523, ЧМЗАП-5212 и др. В зависимости от грузоподъемности прицепы снабжаются двумя, тремя или четырьмя осями. Колеса их устанавливаются не на сплош­ ные оси, а на балансирные подвески, соединенные в систему, которая позволяет копировать неровности дорог. С некоторых прицепов можно снять переднюю тележку, и тогда они могут быть использованы как полуприцепы.

251