Файл: Барский И.Б. Динамика трактора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 202

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Создание электронной модели завершается проверкой досто­ верности модели. Эффективным методом проверки является сопоставление записей процесса, происходящего при одинако­ вых условиях в модели и в натурной системе. Такое сопоставле­ ние позволяет одновременно:

проверить полноту и правильность математического описания процесса;

оценить точность приведения математической модели к ма­

шинному виду;

 

 

 

 

 

 

выявить

погрешность работы моделирующей

машины.

 

 

 

 

 

Характер

расхождений

про­

 

 

 

цесса в модели по сравнению

с

 

 

/

реальным процессом

указывает,

 

 

 

на каком этапе допущена ошиб­

-5

-it -3

-2 -1 В I 1 z,

ка.

 

 

 

 

 

Последовательность

проверки

 

 

-Z \

 

 

определяется

построением

блок-

 

 

\

схемы. Если блок-схема воспро­

 

 

изводит отдельные

элементы

си­

 

 

\

стемы (двигатель, регулятор, тур­

Рис.

27. График функции

бокомпрессор), то

более

проста

 

 

 

и наглядна отладка работы каж­

 

 

 

дого элемента

в отдельности, что

не исключает проверку правильности функционирования систе­ мы в целом.

Критерий достоверности модели зависит от метода исследо­ вания. Поскольку в данном случае воспроизводится кривая случайного возмущения (момента сопротивления), необходимо добиваться совпадения в натурном опыте и при моделировании кривых изменения во времени угловой скорости коленчатого вала.

 

 

 

 

 

 

 

8.

Электронное моделирование

 

 

 

 

 

 

 

 

работы трактора

 

 

 

 

 

 

Аппроксимация функций. Рассмотрим сущность данного ме­

тода

на

 

примере

аппроксимации

 

функции

р = p(Q,

о)4)

(см. рис.

22).

Если

в качестве опорных выбрать кривые при

« 4 0

=

Ю00

(нижний

предел

изменения

он)

и

 

=

4500

(верх­

ний

предел

0 ) 4 ) , семейство

кривых

может

быть

представлено

в виде

p(Q, со4) = p(Q,

со) + [p(Q, о)41) p(Q,

й>40)] MQ> Щ),

 

где

 

соот­

p(Q,

(D40),

p(Q, 0)41)

— граничные

кривые

функции Q,

 

 

 

 

 

ki(Q,

« 4

ветствующие

крайним

значениям ю4 ;

 

 

 

 

 

) —функция

двух

переменных в

относи­

 

 

 

 

 

 

 

тельных единицах,

представляющая

 

 

 

 

 

 

 

собой семейство

зависимостей

пере­

 

 

 

 

 

 

 

хода между

граничными

кривыми.

50


Известно, что

 

 

 

 

p(Q. ш4 ) — p(Q, со4 0 )

 

 

 

 

(36)

 

 

 

 

P(Q. со 4 1 ) — p(Q,

со4 Э )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При построении графика функции (36) за относительную

единицу принимается разность ординат p ( Q ,

O H I )

И p ( Q ,

оно) при

соответствующем значении Qf.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

p(Qn

 

p(Qt, ш4 0 )

 

 

 

 

 

 

k\(Qi,

Щ) =

P(Qi. w 4 i)p(Q*. ш 4о)

 

 

 

 

причем

 

^ I ( Q , C U 4 )

= 0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при

0)4 =

0)40;

 

 

 

 

 

 

 

^i(Q, co4) = 1

при 0)4 =

0 ) 4 , ,

 

 

 

 

 

т. е. функция

(36) изменяется в пределах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0 < £ , ( Q , о ) 4 ) < 1.

 

 

 

 

 

 

 

Построенное таким образом

семейство

кривых

(рис. 28) мо­

жет быть

заменено

одной

«средней»

кривой

£ 1 ( 0 ) 4 ) . в данном

 

 

 

 

 

 

р. «г/м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3770

 

0,8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2660

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ffl/.Qr0,Z00K2/c

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,=0,125кг/сШ^

0,175

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ofi

 

 

 

 

 

О

0,05 0,10

0,15 Ч,кг/с

 

7

0,150

 

 

 

Рис.

29. Характеристика

 

ком­

 

 

 

 

 

 

 

0,2

 

 

 

 

 

прессора с безлопаточным

диф­

 

 

 

 

 

фузором

(сплошные

линии —

 

 

 

 

 

 

исходные

кривые,

штриховые

 

 

 

 

 

 

линии

аппроксимированные

О

2000

3000

ШО

и„,1/с

 

кривые)

 

 

 

 

 

1000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 28. Семейство интерполирующих

случае

прямой

линией

(см.

зависимостей для воспроизведения

штриховую

линию

 

на

функций p(Q, (о4)

 

 

рис. 28). При этом

система­

 

 

 

 

 

тическая

ошибка

воспроиз­

ведения функции p(Q, о)4) составляет

I—2%. Для сравнения на

рис. 29 нанесены семейство аппроксимированных кривых

(штри­

ховые линии)

и исходные кривые

(сплошные линии).

 

 

 

Если

требуется

более

высокая

точность

воспроизведения

исходной функции, процесс нелинейной интерполяции

можно

продолжить. При этом интерполирующую

зависимость k\(Q,

0)4)

4*

51


рассматривают аналогично исходной, как функцию двух переменных.

Функция &i(o)4) для компрессора данной конструкции с ло­ паточным и безлопаточным диффузорами аппроксимируется прямой:

l i K ) = 0,286 • 10_ 3 о)4 —0,286.

Функция p(Q, Ш 4 ) в этом случае

 

 

 

 

 

 

 

p(Q, со4) = p(Q, со40) + Ap(Q)0,256(10-3 co4 -1)-

 

 

 

Аналогично аппроксимируются

функции M(co, h, р)

и

М(а\,

h, р 0 ) . Общая

ошибка

при воспроизведении

функции

Мл

не

превышает 3%.

 

 

 

 

Т = 7"(соь

1г,

 

Семейство

кривых, описывающих

функцию

р),

может быть аппроксимировано

прямыми (см. рис. 15). Методом

наименьших средних отклонений получено

 

 

 

 

 

 

 

Г = (75 + 0,910)! +

1,25 — 0,223р).

 

 

 

(37)

Кривые семейства

М к = M(Q,

со4), показанные

 

на

рис. 23,

также могут быть аппроксимированы

прямыми:

 

 

 

 

 

 

для компрессора с безлопаточным

диффузором

 

 

 

 

 

M k = 0,109-10-4 CD4 + 0,246Q + 0,12310~4Qco4

— 0,0167;

(38)

для компрессора с лопаточным

диффузором

 

 

 

 

 

 

М к = —0,095- 10~4 й)4 —0.231Q + 0,2810~3Qco4

+ 0,037.

(39)

Функции

одной

переменной

(характеристика

пружин

и

коэффициент

инерционности

грузов

регулятора)

 

аппроксими­

руются линейными зависимостями.

 

 

 

 

 

 

 

Графики

функциональных

зависимостей

для

остальных

элементов системы имеют значительную кривизну. Поэтому при их воспроизведении используется кусочно-линейная или сту­ пенчатая аппроксимация.

Определение коэффициентов математической модели. Зна­ чения коэффициентов уравнений зависят от исследуемого режи­ ма устойчивого равновесия, вокруг которого происходят колебания системы. Разработанная методика моделирования не накладывает ограничений на выбор этого режима. При прове­ дении описываемых исследований в качестве номинального режима примем режим работы двигателя при коэффициенте загрузки 0,93.

 

Параметры системы, соответствующие

принятому

устано­

вившемуся режиму,

определяются

в

следующем

порядке.

Из

регуляторной характеристики (рис. 30)

определяем

сою, Qo,

Т0

и р0 . Пользуясь

выражениями

(15),

(16), (9), (38), (39)

и графиками, приведенными на рис. 17, 22, 24, получаем осталь­ ные параметры (табл. 4).

52


 

 

 

 

О

ZO

W

60

80

100 Нел.с.

 

 

 

 

Рис. 30.

Регуляторная

характеристика

экспериментального

 

 

двигателя с газотурбинным

наддувом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4

 

Значения координат системы в положении

устойчивого равновесия,

 

 

 

вокруг

которого

совершаются колебания

 

 

 

 

Т у р б о ­

ДО'

 

 

V

°с

« о -

Ро-

 

 

 

%

 

 

" к о -

компрессор

 

l/c

 

v

o

 

 

к г с м

 

ММ

кг/с

к г / м 3

1

 

 

кгс.м

кгс-м

Т К Р - Н Ш

49

 

180

13

810

0,185

1,45

4400

0,275

1,45

0,182

0,180*

 

 

49

 

180

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,175**

Т К Р - П

 

13

825

0,180

1,40

3700

0,325

1,40

1,144

0,148*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,147**

*

Д л я компрессора

с лопаточным д и ф ф у з о р о м .

 

 

 

 

 

 

 

**

Д л я компрессэра

с безлопаточным

д и ф ф у з о р о м .

 

 

 

 

 

 

 

Расчетным

путем

было найдено, что J\

= 0,427

кгс-см-с2 .

К о э ф ф и ц и е н т ы Ль Лг и Л 3

определяются

как тангенс

угла наклона

касательной, проведенной в точке устойчивого

равновесия, к

кривой, выражающей

однозначную

зависимость

М д от ооь К р. Указанные зависимости

(рис. 31), построенные по

характеристике двигателя

(см. рис. 14), позволили

установить,

что Л, = 0,125 кгс-м-с2 ; Л 2

= 2600 кгс; Л 3 = 10 м.

 

53