Файл: Барский И.Б. Динамика трактора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 198

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если на тракторе установлен двигатель с газотурбинным наддувом, то математическая модель движения агрегата должна включать уравнение турбокомпрессора, которое можно предста­ вить в следующем виде:

 

 

 

 

 

 

М т = / 4 at^ + Мк ,

 

 

 

 

 

 

где

М т

и

Мк

•—моменты

турбины

и

компрессора,

кгс-м;

 

 

 

/ 4

— момент

инерции

ротора

турбокомпрессора,

 

 

 

 

 

кгс • м • с2 ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« 4

— угловая

скорость

ротора

турбокомпрессора, 1/с.

Уравнение движения вала

трансмиссии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сф + К ~

- =

J-2

—~~

 

+ М в

+ М т р ,

 

 

 

(45)

 

 

 

 

 

 

 

at

 

 

at

 

 

 

 

 

 

 

 

где

 

 

/ 2 — приведенный

к

 

валу

муфты

сцепления

момент

 

 

 

 

 

инерции движущихся частей трансмиссии трак­

 

 

 

 

 

тора,

включая

часть

гусеницы,

к г с - м - с 2 ;

М в

и М х р

— приведенный

к

валу

муфты

сцепления

момент

 

 

 

 

 

сопротивления

на

ведущем

колесе

и

момент

 

 

 

 

 

трения в трансмиссии трактора, кгс-м.

 

Уравнение

 

(45) справедливо

при

соблюдении

ограничения

©г ^

0, которое отражает тот факт,

что под действием

момента

сопротивления

М в +

М т р

вал не может приводиться в движение.

Уравнения

движения

элементов

системы

при

гидромехани­

ческой

трансмиссии

трактора.

 

В

соответствии

с

динамической

(см.

рис.

43)

 

и структурной

(см. рис.

12)

схемами

уравнение

движения коленчатого вала двигателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

M f l = ( J 1 +

. / H at) ^ - M r T - M p ,

 

 

 

 

где

 

 

/ п — момент инерции

 

вращающихся частей и жидко­

 

 

 

 

 

сти

насосной

 

части

 

гидротрансформатора,

 

 

 

 

 

кгс • м • с2 ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М г х

и

М р

— моменты турбинного и реакторного

колес гидро­

 

 

 

 

 

трансформатора,

кгс-м.

 

 

 

 

 

 

 

Если

на тракторе

установлена

 

гидромуфта,

 

то

уравнение

движения коленчатого вала двигателя

 

 

 

 

 

 

 

М д = ( / , + У н ) ^ - М г т . at

Вал турбинного колеса и муфты сцепления соединены между собой жестко и вращаются как одно целое. Поэтому уравнение движения вала турбинного колеса

at

at

71


где J T — момент

инерции

вращающихся частей

и

жидкости

турбинной части

гидротрансформатора,

к г с - м - с 2 ;

(От — угловая

скорость

вала турбинного колеса,

1/с;

dt

Уравнения движения остальных элементов системы будут такими же, как и уравнения движения этих элементов при ме­ ханической трансмиссии.

Уравнения движения условного вала трактора. Во время трогания, когда зазор в механизме, соединяющем трактор с ору­

дием, еще есть, движение условного вала

трактора

описывается

следующими

уравнениями:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

MB=J3^-

dt

+ Mf,

 

 

 

 

(46)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

/ 3

— приведенный

к

собственному условному

валу момент

 

 

инерции

трактора

от

поступательного

 

движения,

 

 

кгс - м • с2 ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« з

угловая скорость условного вала трактора,

1/с;

 

 

 

— момент сопротивления передвижению трактора,

при­

 

Mf веденный к условному валу, кгс-м.

 

 

 

 

 

Уравнение

 

 

 

Фз < Фзо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выражает условие наличия зазора в сцепке.

 

 

 

 

 

Когда зазора в сцепке нет, трактор и орудие движутся

как

одно целое,

с одинаковой

скоростью.

Уравнение

движения

агрегата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

MB

= (J3

+ J'3)-^f-

+ Mt

+ Me,

 

 

 

(47)

 

 

 

 

 

 

 

dt

 

 

 

 

 

 

где

/ 3

— приведенный

к

собственному

валу

момент

инерции

 

Мс

орудия от

поступательного движения,

к г с - м - с 2 ;

 

 

— момент сопротивления орудия, кгс-м.

 

 

 

 

 

Условие, что зазор в механизме соединения трактора с ору­

дием отсутствует, следует оговорить

уравнением

 

 

 

 

Фз > Фзо-

Как отмечалось ранее, буксование движителей оказывает существенное влияние на характер разгона агрегата. В соот­ ветствии с динамической схемой разгона буксование должно найти отражение в математической модели

«з = ® 2 \ ,

где т)5 —буксование движителей, %.

Переменные параметры. Наряду с уравнениями движения отдельных элементов, описание процесса должно включать параметры, входящие в уравнения.

72


Момент трения муфты сцепления Мф при включении муфты зависит от многих факторов. Математическое описание этой зависимости разработано пока недостаточно для практического применения. Поэтому воспользуемся экспериментальной зави­ симостью

Л!Ф = М(*).

В математическую модель необходимо ввести ограничение, отражающее тот факт, что значение Мф не может превышать максимального значения, характеризуемого коэффициентом запаса муфты сцепления |3:

 

 

м ф < р м н ,

 

 

 

 

 

 

где Мк — номинальное

значение

крутящего момента двигателя,

кгс-м.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К- п. д. буксования

трактора

на

данном

фоне

зависит от

касательного усилия на ведущем колесе трактора

или

в

соот­

ветствии с принятой схемой является функцией

Мв:

 

 

 

 

 

Лв = Л(Мв ).

 

 

 

 

(48)

В настоящее время

нет данных

о

к. п. д.

буксования

при

разгоне. Поэтому

функциональная

зависимость

(48)

может

быть построена на основании данных

тяговой

характеристики.

Из уравнений

(46)

и (47) следует,

что Мв

учитывает

силы

инерции при движении агрегата с ускорением. Поэтому выра­

жение

(48)

характеризует

к. п. д. буксования

при

трогании

и разгоне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Момент сопротивления

 

передвижению

 

агрегата

представляет

собой сумму

моментов сопротивления

передвижению

трактора

Mf

и орудия

Мс:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

•Mf=j^P,-ktPf;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мс

= 5 - kcb = ktkcb,

 

 

 

 

Pj — касательная

 

 

'тр

 

 

 

 

 

 

где

 

сила

сопротивления

передвижению

 

 

трактора, кгс;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

kc — удельное сопротивление орудия, кгс/м,

 

 

 

 

Ь — ширина захвата орудия, м.

 

 

 

 

 

 

Принимаем^что Pj

= const.

 

 

 

 

 

 

 

Данные исследований

[35]

позволяют

установить,

что

при

определении

значения

Мс

 

погрешность

не превышает

5%,

если

принять

среднее значение

силы

сопротивления

передвижению

трактора

постоянным,

не

зависящим

от

скорости и

тягового

усилия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

73


Сопротивление орудия зависит от удельного сопротивления, которое связано известной функциональной зависимостью со

скоростью перемещения:

 

где

v — скорость передвижения орудия, км/ч.

 

Скорость трактора определяется из выражения

 

v = 3,6 —i

о)3 = 3,6^,0)3.

ния

Момент М т р , необходимый

для преодоления сил сопротивле­

трансмиссии, по данным

А. Г. Соловейчика, примем зави­

сящим только от угловой скорости:

 

М т р

= М(о)2 ).

Математические модели трогания и разгона МТА. На осно­ вании уравнений движения элементов системы и функциональ­ ных зависимостей составим математические модели трогания и

разгона МТА с различными

тракторами:

 

 

 

 

I модель — трактор с двигателем

со

свободным

 

впуском и

с механической трансмиссией;

 

 

 

 

 

 

I I модель — трактор с двигателем

с

газотурбинным

надду­

вом и с механической трансмиссией;

 

 

 

 

 

I I I модель — трактор с двигателем

со свободным

впуском и

с гидромеханической трансмиссией;

 

 

 

 

 

IV модель — трактор с

двигателем

с

газотурбинным

надду­

вом и с гидромеханической

трансмиссией.

 

 

 

 

I модель:

 

 

 

 

 

 

 

Воздействие на систему

 

 

 

 

 

 

 

Трогание

 

Разгон

 

 

 

При 0 < ^ < г ,

 

При

 

 

 

Сер + К

= М ф ;

- ^ - = 0 ) , —о)

2 .

 

 

at

 

 

 

at

 

 

 

При

t = ti

© ! =

0 ) 2 '

 

 

 

0 ) 2

= о)2

+ — 7 - ,

 

 

 

 

 

 

 

at

 

 

 

 

 

0 < / < о с . Дифференциальные уравнения элементов системы:

при 0 ) 2

0;

74


m £ L + NJL

dt

+

E = A{i)<u2r,

 

 

dt1

 

 

 

 

M B

= ^3

+ Ml ПРИ фз < фзо;

 

 

dt

 

 

 

 

 

Ma = (J3 + J ' 3 ) - ^ s -

 

+ Mf + Me при ф3 >Фзо;

 

 

dt

 

 

 

 

 

 

 

W3 =

« 2 Ч 8

 

 

Функциональные зависимости:

 

 

 

=

М(о),, h);

 

М ф = М ( 0 ;

N =

# ( © , ) ;

 

 

 

 

 

h = А(0;

 

 

T15 =

T I ( M B ) ;

Е =

£ ( / ) ;

 

 

&с = &(и);

А = Л(/);

 

 

т р =

М{(и2).

II модель:

 

 

 

 

 

 

 

Воздействие на систему

 

 

 

 

 

Трогание

 

 

 

 

Разгон

При

0 < ^ < ^ ,

 

 

 

При t>tv

С ( Р + К

4 г = МФ>

 

 

at

= Щ —

 

 

at

 

 

 

 

 

 

При t = tx

Cu1 = (l)2,

 

 

 

 

 

 

d<P

 

 

 

 

( 0 2

= 0 ) 2 + — f - ,

 

 

 

 

 

 

 

at

 

 

О < * < оо.

Дифференциальные уравнения элементов системы:

М

д 1 df

+

 

a7

при К ^ > 0 ;

 

 

 

r

d*

С ф

+ / ( ^ _ = /

2

- ^ + М в + М т р при < о 2 > 0 ;

 

dt

 

 

dt

 

 

 

 

m = + N—-

+ E = Л (/)©,;

 

 

di2

 

dt

 

 

 

 

Л1В = У3

 

+ Mf при фз < ф3 0 ;

MB=(J3+J'3)-^-

 

 

+ Mf

 

+ Mc

при ф 3 > ф з о ;

3 = co2TiB.