ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 166
Скачиваний: 4
Рассмотрим теперь, как влияет на колебания остова машины сухое трение, которое имеет место, например, в несмазанных, каретках гусеничных тракторов. Упруго-демпфирующая харак-
z, м/с
25 |
ъ |
ь |
61 |
|
\ |
У |
|
|
JI |
|
/ |
2015 |
|
иг У |
|
105 |
J/X |
1, |
в, |
W
О 1 2 3 k V,M/C
Рис. 119. Среднеквадра тичные ускорения остова при воздействии / (спло шные линии соответству ют передней опоре, штриховые — задней)
b
// b'
|
|
/У |
|
а "У |
"А |
|
а у |
|
|
о, |
|
|
|
с' |
/ |
|
с |
d |
|
«к
1
—— / / ////
'/
Рис. 120. Нелинейная характеристика демпфирования
и:
i
о.)
Рис. 121. Зависимость упруго-демпфирующей характеристики подрессоренной системы с сухим трением от:
а — перемещения; б — скорости
теристика подрессоренной системы |
с сухим |
трением приведена |
|
на рис. 121, a (F0 — сила трения от веса подрессоренной |
массы). |
||
При сжатии упругой подвески сила |
трения |
возрастает |
за счет |
увеличения нормального давления |
на величину С £ д и н |
(штрихо- |
226
вая линия), где С — жесткость подвески. При |
растяжении сила |
|
трения уменьшается на такую же величину. При |
£ д и н = £ст сум |
|
марная сила Q(£) равна нулю, так как упругая связь полностью |
||
разгружена. На участке ей скорость деформации |
положительна, |
|
а на участке ab — отрицательна. При этом |
на |
первом участке |
силы трения |
суммируются с упругими силами, а на втором вычи |
|
таются. Площадь трапеции abed определяет |
работу сил трения |
|
за цикл деформации подвески. |
|
|
Можно, |
пользуясь упруго-демпфирующей |
характеристикой, |
построить характеристику сил трения в зависимости от скорости деформации. На этой характеристике силы трения связаны одно значной зависимостью со скоростью (рис. 121, б).
На рис. 121, б сплошной линией показана характеристика сил трения для упруго-демпфирующей характеристики а'Ь'с'а", т. е. когда влияние изменения сил трения от изменения сил уп ругости не учитывается. Если учесть последнее обстоятельство,
то |
ветви графика сил трения не |
будут параллельны |
оси £. При |
£ = |
0 деформация максимальна, |
поэтому в начале |
координат |
сила трения максимальна и равна F Q + С1^ах. При £ = £ т а х де формация равна нулю, и, следовательно, сила трения равна FQ. Закон изменения силы трения в промежуточных точках зависит от характеристик колебаний подрессоренной массы.
(Передним силу трения и примем характеристику такой, какой она показана на рис. 121, б штрих-пунктирной линией. Сила трения
где Coi —среднеквадратичная упругая сила; / — приведенный коэффициент трения.
Приведенную характеристику силы трения можно линеаризо вать методом статистической линеаризации и представить в виде
F = K,
где
2 ( F 0 + . / C a s )
Подставляя коэффициент k в дифференциальное уравнение колебаний (110), получим
Для решения уравнения необходимо знать средние квадра тичные деформацию и скорость деформации упругого элемента.
15* |
227 |
Полагая, как и ранее, ускорение воздействия случайным про цессом с постоянной частотой, получим
|
|
|
|
|
X D- |
|
|
|
|
|
|
||
|
СТЁ: |
|
|
|
у |
ч |
|
|
|
|
|
(117) |
|
|
|
|
|
4 a 2 ( F o + f C 0 £ ) |
|
||||||||
|
|
|
^ ) 2 + " 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
. 2 |
_2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
(118) |
|
|
|
|
0 7 |
= ajO)5 • |
|
|
|
|
|
|||
Среднее квадратичное абсолютное ускорение подрессоренной |
|||||||||||||
массы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 a 2 ( f 0 |
+ |
/Ca£ ) |
|
|
||||
|
2 |
4 D q |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о • = • |
|
|
|
4a 2 (f 0 |
+ /:Cov) |
|
|
|||||
|
г |
К - < ] |
+ м о |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
J У 2 л о . |
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Решение задачи осуществляется |
следующим |
образом. Ис |
|||||||||||
ключаем из формулы |
(117) с помощью формулы (118) |
неизвест |
|||||||||||
ную |
о2 , а затем |
находим последовательно |
|
о|, а | |
и |
а 2 |
|||||||
Получим |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- 8a 4 F 0 fC + | / б 4 ш 2 а 8 ^ 2 / С 2 + д у £ > ? / 2 |
|
|
|||||||||
|
|
|
я / 2 ( а ) 2 - а ) 2 ) 2 |
+ 8 а 4 / - ' С 2 |
|
|
|
||||||
Для вычисления примем исходные данные предыдущих при |
|||||||||||||
меров и F Q = 750 кгс. |
|
данным |
[1] |
сила |
трения в |
шарнирах |
|||||||
По экспериментальным |
|||||||||||||
каретки гусеничного трактора Т-74 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
Fo = fQ, |
|
|
|
|
|
|
|||
где f — приведенный коэффициент трения; |
|
|
|
|
|||||||||
Q — вертикальная |
нагрузка на каретку. |
|
|
|
|
||||||||
Значения приведенного коэффициента трения лежат в преде |
|||||||||||||
лах f = 0,18 -т- 0,23. |
Если |
принять |
|
нагрузку |
на пару |
передних |
|||||||
(задних) кареток |
равной половине |
веса |
|
трактора, то |
|
||||||||
|
|
|
F„ = 540-^690 кгс. |
|
|
|
|
||||||
Результаты расчетов приведены |
|
на рис. 112 и 113. |
При су |
||||||||||
хом трении перемещения и ускорения |
в |
резонансном |
режиме |
||||||||||
выше, чем при жидкостном трении, |
а |
на |
остальных |
режимах |
|||||||||
они |
практически |
одинаковы. |
Там |
|
же |
|
приведены |
результаты |
|||||
расчета для учетверенного |
значения |
силы |
трения |
FQ = 3000 кгс. |
В этом случае удалось в резонансном режиме уменьшить уско рение колебания, но в аарезонансном режиме они увеличились. Таким образом, если могут возникать высокочастотные колеба-
228
ния (короткие неровности, большие скорости движения), приме нять демпферы сухого трения нецелесообразно. Для малых Скоростей и длинных неровностей (до too = 8 -г- 10 1/с) они могут использоваться в подвесках тракторов.
Рассмотренная выше характеристика сухого трения в под веске гусеничной машины не удовлетворяет одному из требова ний, предъявляемых к демпферам подрессоренных систем,— она
симметрична относительно оси скорости деформации £. Известны конструкции демпферов сухого трения, где этот недостаток устранен и обеспечивается необходимая асимметрия сил тре ния [37].
Параметры ходовой части. Основными параметрами ходовой части гусеничного трактора, влияющими на его колебания, яв ляются число упругих элементов машины, расстояние между
Рис. 122. Схема многоопорной подвески
ними, расстояние между катками кареток при балансирной под веске или база тележек при жесткой и полужесткой ходовой час тях, а также число кареток. Рассмотрим последовательно все виды ходовых частей.
Рассмотрим индивидуальную многоопорную подвеску. Так же как и ранее, сначала ограничимся рассмотрением только уг ловых колебаний остова симметричной машины.
Дифференциальное уравнение угловых колебаний получим, составляя уравнение моментов относительно центра тяжести ос това машины, сил инерции, сил упругости и демпфирующих сил.
Полагая характеристики амортизаторов |
и упругих элементов |
||||
для всех катков одинаковыми, получим (рис. 122) |
|
||||
J а + 2К„ 2 ala + 2Сп |
2 а2 а = 2кп |
2 afqai |
+ 2Сп 2 a2qai, |
(119) |
|
l |
i |
t |
|
i |
|
где |
|
|
|
|
|
|
^ = i i £ Z ^ » |
( / = 1 , 2 , . . . , „ ) ; |
|
||
|
|
2а,- |
|
|
|
п — половина числа упругих опор.
229
Число левых и правых опор принимается одинаковым. Оцен ку параметров многоопорной индивидуальной подвески целесо образно выполнить путем сравнения ее с двухопорной, имеющей те же характеристики колебаний, что и характеристики колеба ний многоопорной подвески, т. е. одинаковую частоту собствен ных колебаний и коэффициент апериодичности. Из уравнения (119) следует, что
|
2С„ |
С0О |
|
2Кп |
п^a 22, |
2й = |
|
Коэффициент апериодичности
п
к» 2 е ?2
У П
2С ] 2 а?
п 1
Приравнивая частоты собственных колебаний и коэффициен ты апериодичности угловых колебаний много- и двухопорной подвески, получим
|
ь„ |
> а(- = с0 ао, |
|
|
к» 2 |
а ' |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/ |
С |
о |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
- |
' |
|
" |
2 |
|
|
|
|
|
|
| |
/ |
с , | в > |
|
|
||
Индекс «О» присвоен двухопорной системе. |
|
|
|
|||||||
Отсюда |
следует |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
_ ^ L = |
_ ^ £ L = = f n |
или |
— |
£ |
Уа\=а\. |
|
|
|
|
|
К о |
С » |
|
|
т |
|
|
|
|
При п > |
1 всегда можно подобрать такие значения |
щ, чтобы |
||||||||
удовлетворить |
предыдущему |
|
условию. |
Если |
т — п, то Й0 = |
|||||
1_V |
2 , |
т. е. ао равно среднеквадратичному |
значению |
|||||||
отрезков а*. |
Пренебрегая |
силами |
демпфирования, |
которые |
230