ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 169
Скачиваний: 4
Таблица 15
Исходные данные к расчету нелинейной подвески
О б о з н а ч е н и е, |
|
Численное |
значение |
|
Примечание |
|||||||
единица |
|
|
||||||||||
измерения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а, |
мм |
|
|
10; 20; 30 |
|
|
|
— |
|
|||
со2 ,, |
1/с2 |
|
(0; 2; 4; |
8) со2 . |
|
|
|
Прогрессивная |
подвеска |
|||
|
|
|
|
(-0,5; - 1 ) а ) 2 , |
|
|
Регрессивная |
подвеска |
||||
|
а |
0,01; |
0,05; |
0,1; 0,2; |
0,3; |
|
0,4; |
0,5; |
— |
|
||
~н |
0,6; |
0,7; |
0,8; |
0,9; |
1,0; |
1,5; |
2,0; |
|
||||
|
|
3,0; |
4,0 |
|
|
|
|
|
||||
со0, |
1/с |
0,5; 10; 15; 20; |
25; 30; |
35; 40 |
— |
|
||||||
Дисперсия |
ускорения |
Dq\ |
|
как следует |
из гл. IV, является |
|||||||
функцией р = со0- Для скорости v = |
1 м/с |
|
|
|||||||||
|
|
УЩ |
= А — Бсо0 = 6,7 - - 0,04со0. |
|
Таким образом, это выражение характеризует дисперсию уокорений, создаваемых различными полями при движении по. ним жесткого катка со скоростью v = 1 м/с. Поэтому в результа те расчета получим характеристики ускорений и перемещений остова трактора при движении с одной скоростью по разным полям. Для того чтобы изучить движение машины с разными скоростями по одному полю, следует дисперсию ускорения умножить на v2, а частоту соо — на v. Тогда получим
£)•• =(6,7 — 0,04со0 и)2у 2.
Коэффициент Ху, как следует из его определения, зависит от средней длины неровности, а она связана с частотой соотноше нием
2ЛУ
С 0 0 = - = — •
'о
Расчеты показывают, что в достаточно большом диапазоне значений дисперсия ускорений а- и дисперсия деформаций а | зависят линейно от коэффициента Лу . Поэтому нелинейную зада чу о колебаниях остова можно решить для одного значения ку> а затем распространить результаты на другие. Зададим hy = 0,15.
217
|
Подставляя |
Dq~ в формулу (115) и преобразовывая, |
|
получим |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
соо + |
<?соо + |
/со0 + т = 0, |
|
|
|
|
|
|
|||
где |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
q = —2 (о 2 , + Асос2,) + 4/г2 - |
2 |
' |
|
|
„ 2 |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
m = |
|
|
2 \2 |
Ху Л2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(coci + Acoci) |
0>* |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Подставляя исходные данные для разных отношений |
|
— при |
|||||||||||||||
различных |
зазорах, |
вычисляем |
путем |
решения |
уравнений 4-й |
|||||||||||||
|
|
|
... |
|
|
! |
|
|
|
6i.M/_C^_ |
|
|
|
|
|
|
|
|
0,12 |
|
|
1 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
0,10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
W |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,06 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. |
113. Зависимость ускорений под |
|||||||
ОМ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рессоренной |
массы |
от типа |
упругой |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
характеристики |
(различное отношение |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
п |
|
|
|
|
|
|
|
0,02 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С 0 с 2 / Ш с 1 ) и |
в и |
Д а |
демпфирования |
(обо |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
значения кривых см. на рис. 112) |
||||||||
О |
|
|
|
|
|
|
|
|
CJ0, 1/с |
степени |
|
зависимость |
|
соо = |
||||
Рис. 112. Зависимость перемещений |
= f(o£ ), которую можно пере |
|||||||||||||||||
строить |
в |
координатах CTJ = |
||||||||||||||||
подрессоренной массы от типа упру |
= fi (соо) • |
Результаты |
|
расчета |
||||||||||||||
гой |
характеристики |
(различные отно |
приведены |
на рис. 112. Поль |
||||||||||||||
шения |
ы^/^сО |
|
|
|
а Демпфиро |
|||||||||||||
|
и |
в и д |
зуясь этими |
данными, |
|
можно |
||||||||||||
|
|
|
|
вания: |
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
определить |
коэффициент |
ста |
|||||||||
1 — Ft> = 3000 |
кгс; 2 — F0 |
= 750 |
кгс; 3 — |
|||||||||||||||
2а = 6 см при |
о |
|
о |
|
|
|
тистической |
|
линеаризации |
|||||||||
|
|
8 со^^ (для последую - |
|
|||||||||||||||
щ и х |
кривых 2а = 2 см); X — 0)с 2 = |
0; Д — |
со ^ , |
а |
затем рассчитать |
|||||||||||||
|
|
|
• - |
|
|
|
|
, _ » 2 |
о г = Ысоо) |
|
о формуле |
(116). |
||||||
|
|
|
|
с 2 |
|
|
|
с 2 ~ |
п |
|||||||||
= 8 ш |
2 |
; |
,2 |
• |
|
0 , 5 ш 2 , ; |
° - М с 2 - |
Результаты |
расчетов |
приведе |
||||||||
с 1 |
|
с 2 |
|
|
|
с Г |
ны на рис. 113. |
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
c l |
|
|
|
|
|
|
|
|
Проанализируем |
получен |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ные |
расчетные |
данные. |
Про |
грессивная и регрессивная характеристики обеспечивают умень шение максимальных деформаций в резонансном режиме, но в зависимости от типа характеристики увеличивают амплитуды 218
деформаций в зарезонансной (прогрессивная) или дорезонансной (регрессивная) зоне. При этом максимальные деформации при прогрессивной характеристике меньше, а при регрессивной характеристике больше, чем деформации в зоне резонанса для линейной системы.
Аналогичная картина имеет место и для ускорений, за исклю чением Случая С0С2 = Wei-
Итак, с помощью прогрессивной характеристики можно обес печить малые деформации подвесок, но при этом появляются высокочастотные резонансы. При регрессивной характеристике наблюдаются низкочастотные резонансы, но динамический хот. подвески существенно увеличивается.
Создание подвесок с большими динамическими ходами пред ставляет большие конструктивные и компоновочные трудности. Такие подвески обладают также и большим статическим ходом. Учитывая, что уже при существующих требованиях к плавности хода динамический и статический ходы подвески достаточно ве лики, принять в качестве перспективной регрессивную характе
ристику |
нельзя. Из рис. |
111 —113 |
видно, |
что улучшить |
работу |
|
подвески |
с прогрессивной |
характеристикой |
можно, |
увеличивая |
||
наклон к горизонтали второго участка характеристики. |
Дейст |
|||||
вительно, увеличение угла |
наклона |
(со2 2 = |
0; 2; 4; |
toc |
2 j) ото |
двигает область усиления колебаний вправо, уменьшая возмож ность возникновения высокочастотных резонансов, так как более высокие частоты воздействия встречаются реже и дисперсия ускорения для них при одинаковой скорости ниже. Очевидно, что важно не абсолютное значение угла наклона, а степень повыше ния его по сравнению с углом наклона первого участка. Если
С1 С
отношение —— 2 достаточно велико, то при воздействии на сис-
тему с частотой f c i — р а з в и в а ю щ и е с я |
большие амплитуды |
включают в деформацию прогрессивную |
часть характеристики, |
в результате амплитуды ограничиваются, а в связи со смещени
ем резонансной |
зоны |
вправо ускорения |
подрессоренной |
массы |
|||||
уменьшаются. |
При |
применении прогрессивной |
характеристики |
||||||
уменьшается |
также |
и |
статическая деформация |
подвески |
(отре |
||||
зок 001 на |
рис. |
111). |
В |
существующих |
грузовых |
автомобилях |
|||
отношение |
с , + с 2 |
2-f-3, |
а у легковых — 4—5. При |
применении |
|||||
|
~ |
прогрессивных характеристик необходимо иметь в виду, что су щественное увеличение жесткости второго участка может приве сти к ударам в момент перехода с одной ветви на другую. Поэтому желательно иметь не такую идеализированную прогрес сивную характеристику, как показано на рис. 111 (кривая Л), а с плавными переходами (кривая Б). За счет создания такой безударной прогрессивной характеристики удалось в легковых
2)9
автомобилях достигнуть высокого отношения жесткостей. Для тракторов это отношение можно принимать равным 3—4, по скольку при больших значениях резко усиливаются ускорения в резонансе. Плавный переход от линейной к прогрессивной час ти характеристики возможен, так как в гусеничных тракторах упругие элементы установлены в направляющих устройствах и приведенная жесткость может регулироваться не только за счет параметров рессор.
Влиять на зависимости og =/I(CDO) и °г = Ы<°о) можно не только изменением угла наклона прогрессивной части характе ристики, но и изменением величины линейного участка (зазора), показанного на рис. 111. Из рис. 112 и 113 видно, что при зазоре 6 см ветви графиков fi(coo) и /2(100) смещаются влево и увеличи ваются ускорения в резонансной области, а также замедляется темп уменьшения деформаций упругих связей. Дальнейшее уве личение зазора приводит к тому, что графики ускорений и де формаций приближаются к тем графикам, которые получены для
линейной |
системы. |
|
|
|
|
Дальнейшее уменьшение |
перемещений и ускорений колеба' |
||||
ний подрессоренной |
массы |
можно обеспечить путем изменения |
|||
параметров первого |
участка |
характеристики и увеличения отно- |
|||
ш е ш я |
2 , при этом должен |
быть обеспечен безударный |
пе- |
||
|
С\ |
|
|
|
|
реход от одного участка характеристики к другому. На рис. |
114 |
||||
6, , М |
|
|
_ |
д-7;, м/с2_ |
|
о |
8 |
16 |
ги |
и0,1/с |
о |
8 |
16 |
гч |
и,,ф |
Рис. 114. Перемещения и ускорения подрессоренной массы при измене |
|||||||||
нии первого и второго участков упругой характеристики: |
|
|
|
||||||
/ — <вс, = |
1 1/с; |
со^ = 55 1/с; |
2—(0С] |
= 1 1/с; |
ш с 2 |
= 80 1/с |
|
|
|
приведены |
результаты |
расчетов |
для |
coci = 1 1/с |
и ш с 2 |
= |
55 1/с |
||
и 80 1/с. Как |
видим, графики |
oj (coo) |
и а:г(т) |
резко |
изменили |
свою форму. Появились выраженные зоны неустойчивости. Фак
тическая картина |
изменения |
параметров |
колебаний az |
(со0) и |
аЪ (<°о) с учетом |
неустойчивых |
режимов |
будет выглядеть так, |
|
как показано стрелками. Деформации упругих элементов |
оказа |
|||
лись существенно меньшими, чем деформации в,линейной |
систе- |
220
ме, а ускорения одного порядка с ними. Увеличением соотноше ния жесткости второго и первого участков удается резко уменье
шить ускорения подрессоренных |
масс и сохранить деформации |
в заданных пределах. Наилучшая |
прогрессивная характеристика |
должна иметь угол наклона в зоне статического положения близ кий к нулю (кривая С на рис. 111). В этом случае обеспечивает ся наилучший эффект подрессоривания. Изменяя зазор и угол наклона второго участка, необходимо обеспечить не только де формацию упругих элементов в заданных пределах, но и сред
нюю |
частоту |
собственных колебаний, близкую к частоте линей- |
||||||
|
|
со , |
|
|
|
|
|
|
ной |
системы |
/ С 1 = |
= 1,35 |
Гц. |
Колебания машины, которые |
|||
|
|
2п |
|
|
|
|
|
|
возникают |
при единичных |
толчках, |
происходят |
с |
некоторой |
|||
осредненной |
частотой, |
зависящей |
от |
амплитуды. |
При |
большей |
амплитуде средняя частота больше за счет вовлечения в дефор мацию более жестких участков характеристики, а при малой — меньше. Ориентируясь на среднюю типичную амплитуду при единичном возмущении, необходимо обеспечить среднюю частоту, не вызывающую укачивания водителя. Таким образом, средняя частота зависит от деформации упругого элемента и вида его нелинейной характеристики.
Среднюю частоту собственных колебаний можно определить, вычислив мнимую часть корня (корней) частотного уравнения О(р). Например, для рассматриваемого выше случая уравне ние, из которого следует определить частоту собственных коле баний нелинейной системы, имеет вид
|
|
D(p) |
= р 2 |
+ 2hap + (сое! + |
Acoci) = 0. |
|
|
Отсюда |
|
|
|
|
|
|
|
р= —ha |
± |
Vhi—(со^ |
+ Ao)2 i)= —ha |
± |
i l^coci + Acoci— hi, |
||
поскольку всегда в системах подрессоривания co2j + |
Асо^ > А2 |
||||||
Следовательно, |
|
|
|
|
|
||
fflcp= |
у |
<°с! + |
<»с2 |
1—Ф |
-hi; |
Iср |
шс р |
|
|
|
|
|
|
|
2я |
До сих пор рассматривался расчет нелинейной системы под рессоривания для постоянной скорости v = 1 м/с, т. е. учитыва лось изменение частоты воздействия только за счет длины не ровности. Расчет производится по всему ансамблю полей (фо нов). Изменение же скоростей движения машины нарушает не только частоту воздействия, но и дисперсию амплитуды. Это об
стоятельство можно учесть, если воспользоваться |
зависимостя |
||||
ми |
величин VDz |
И coo = р ОТ скорости |
движения |
машины. |
|
В |
гл. V показано, |
что указанные величины |
зависят |
от |
скорости |
221