Файл: Сакман Г. Решение задач в системе человек - ЭВМ пер. с англ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 145
Скачиваний: 0
60 |
Глава 2 |
2.4. |
Пользователи, принадлежащие |
к коммерческой сфере |
|
|
Из работ, предшествующих данной публикации, |
только одна содержит хоть какие-то эмпирические дан ные о пользователях, действующих в коммерческом ми ре,— это монография Попелла и др. [39]. В ней при водятся результаты анкетного обследования пользова телей сферы бизнеса, предпринятого с целью выяснить их отношение н пожелания к СРВ и конкурирующим с ними вычислительным системам. Указанная работа ин тересна тем,, что позволяет составить предварительное мнение об «административном взгляде» на разделение времени и дает возможность оценить метод анкетиро вания.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица |
2.3 |
|
Выборка, представляющая результаты изучения отношения |
|||||||||||
коммерческих |
организаций |
к |
разделению времени методом |
||||||||
|
|
|
|
анкетирования [39] |
|
|
|
|
|||
|
|
Тип организации |
|
|
|
Число |
Получено" |
Процент |
|||
|
|
|
|
|
разослан |
ответов |
отклика |
||||
|
|
|
|
|
|
|
ных анкет |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фирмы, |
использующие |
вычисли |
160 |
79 |
|
49 |
|
||||
тельные машины |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Фирмы, |
не |
использующие |
вычи |
160 |
48 |
|
30 |
|
|||
слительных машин (менее крупные) |
|
|
|
|
|
||||||
Фирмы, |
выпускающие |
вычисли |
30 |
15. |
J |
50 |
|
||||
тельную |
технику |
|
|
|
|
|
7 |
|
|
||
Фирмы, |
консультирующие |
в |
об |
30 |
14 |
47 |
|
||||
ласти |
организационного |
управле |
|
|
|
|
|
||||
ния |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фирмы, |
выпускающие |
периферий |
35 |
8 |
|
23 |
|
||||
ное |
оборудование |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
И т о г о |
|
415 |
164 |
|
40 |
(в |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
среднем) |
В табл. 2.3 представлена модель выборки, получен ной в результате анкетирования. Опрос проводился в коммерческих организациях пяти типов: крупных фир мах, использующих вычислительные машины системати-
Групповой портрет пользователя |
61 |
чески; более мелких фирмах, использующих вычисли тельные машины только эпизодически или не исполь зующих их вообще; ведущих фирмах США и других стран, специализирующихся на выпуске вычислитель ной техники; фирмах — консультантах в области автома тизированных систем управления и фирмах, специализи рующихся на выпуске периферийного оборудования для вычислительных систем. Как видно из данных табл. 2.3, было разослано 415 анкет, на 164 из них получены отве ты, т. е. на запрос ответили 40% опрашиваемых. По скольку характер систематических различий между от ветившими и не ответившими на анкетные вопросы не указывается, нельзя оценить репрезентативность приве денных данных. Проблемы, связанные с выборкой, на ряду с незначительным числом ответов в большинстве подразделов выборки придают этой работе скорее пред варительный и ознакомительный характер, чем статус точной оценки отношений делового мира к разделению времени. Ниже последовательно обсуждаются важней шие результаты для каждой из пяти категорий фирм.
В число фирм, использующих вычислительные маши ны, входят промышленные фирмы, банки, страховые агентства, железные дороги, предприятия розничной тор говли, предприятия общественного пользования и авиа компании. Эксплуатационные расходы на аппаратуру и программное обеспечение примерно одинаковы. Вычис лительные машины применялись в основном для бух галтерских операций, на которые расходовалось око ло 60% машинного времени; все остальные приложения занимали меньше 10% машинного времени. В противо положность такому использованию вычислительных ма шин основные надежды этих фирм, связанные с разде лением времени, относились к таким видам деятельно сти, как творческая работа инженеров, исследователь ская работа, информационный поиск, передача данных из местных отделений и оперативное управление запасами и ресурсами. Подавляющее большинство фирм (91%) предпочитают и рассчитывают иметь в своем распоряже нии специально предназначенные для их нужд СРВ, со стоящие из принадлежащих только им выносных пуль тов, соединенных с их собственными вычислительными
62 Глава 2
машинами и информационными банками. Индивидуаль ная система рассматривается как наиболее надежный способ защиты принадлежащей фирме информации от случайных или преднамеренных злоупотреблений.
Эти заставляющие задуматься результаты подчерки вают необходимость в нормативных статистических дан ных по типам задач, требующих решения в режимах разделения времени и пакетной обработки, в соответст вии с различными категориями пользователей, а также необходимость установления отношений пользователя. Из приведенных выше данных можно видеть, что основ ную сферу деятельности вычислительных машин для этих фирм представляют бухгалтерские операции, при чем выполнение этих операций относится к категории задач, ориентированных на пакетную обработку. Прило жения, в большей степени пригодные для работы в ре жиме разделения времени с точки зрения участников опроса, будут играть сравнительно небольшую роль в использовании вычислительных машин в будущем.
Возможно, эти выводы и не вполне правильны,- тем не менее стереотип работает, являясь весьма сильнодей ствующим фактором в определении характера и стату са разделения времени в деловом мире. Помимо этого, можно отметить, что аналогичные стереотипы, предопре деляющие, чем должны, а чем не должны заниматься системы информационного обслуживания, существенно повлияли на характер и разнообразие услуг, предостав ляемых другим категориям пользователей, действующих в социальной сфере. Необходимо установить, что же фактически сделано в СРВ и конкурирующих с ними вычислительных системах других типов, выяснить, сле
дуют |
ли пользователи на практике |
провозглашаемым |
ими |
принципам, и определить, во что |
выльется призна |
ние пользователем разделения времени. Для этого тре буется экспериментально получить достоверные стати стические характеристики типов задач пользователя, а также располагать представительной выборкой, харак теризующей систему отношений пользователя.
Фирмы, не пользовавшиеся (к моменту обследова ния) вычислительными машинами, были в первую оче редь озабочены предполагаемой чрезмерно высокой для
Групповой портрет пользователя |
63 |
их нужд стоимостью вычислительной техники. Они так же считали бухгалтерские операции основной областью применения вычислительных машин, придавая лишь вто ростепенное значение их использованию для управления производством, прогнозирования уровня сбыта и инфор мационного поиска. При умеренных ценах эти фирмы хотели бы в определенных обстоятельствах иметь на своих предприятиях выносные пульты СРВ. С другой стороны, необходимо было бы тщательно изучить, на сколько подходят для решения конкретных задач малые автономные вычислительные машины, принадлежащие данной фирме. Эта группа опрашиваемых была.особен но обеспокоена возможностью полной потери контроля над собственной информацией, введенной в память СРВ. Как и следовало ожидать, большую озабочен ность вызывала возможность регламентации правитель ством мер безопасности, обеспечивающих сохранность информации пользователей в СРВ (88% фирм высказа лись против правительственного надзора). Во всех отве тах отмечалась потребность в предоставлении сущест венно большей информации относительно цен и возмож ностей СРВ.
Результаты обследования этих фирм «меньшего масштаба» подчеркивают важность выявления системы отношений потенциальных пользователей с целью опре деления степени их готовности к использованию вычис лительных систем. Например, особое внимание следует уделять учебным проектам с'тем, чтобы потенциальные пользователи получили полное представление о прин ципе разделения времени, а также разработке систем, которые в состоянии защищать информацию фирмы и снабжены процедурами, позволяющими безболезненно переносить отказы системы и восстанавливать инфор мацию при их возникновении. Прежде чем пользовате ли такого типа согласятся тратить средства своих фирм на виды услуг, которые им могли бы предоставлять СРВ, для них, вероятно, придется организовать специ альные подготовительные курсы для ознакомления с эти ми и другими особенностями режимов с разделением времени. Способы организации и эффективность ознако мительных программ, призванных обеспечить компетент-
64 |
Глава 'J |
ность пользователя в области исходного набора задач, решение которых может взять на себя СРВ, а также сформировать благосклонное отношение пользователя к таким системам, являются жизненно важными объек тами экспериментального исследования.
Ответы фирм, специализирующихся на выпуске вы числительных машин, представляют интерес в несколь ких отношениях. Технические и научно-исследователь ские задачи отнесены в них к приложениям, более есте ственным для режима разделения времени, но в то же время он считается менее подходящим для решения за дач информационного поиска. При этом, однако, под черкивается, что использование разделения времени окажется весьма успешным при условии значительного разнообразия задач пользователя, а не при ограничен ном числе стереотипных задач. На основании этих со ображений и анализа затрат был сделан вывод, что крупные фирмы являются, вероятно, наиболее подхо дящими кандидатами на роль первых клиентов СРВ. Медианная оценка стоимости показывает, что СРВ бу дут приблизительно на 25% дороже соответствующих СПО, за исключением цен на пульты ввода/вывода ин формации с помощью пишущих машинок. Изготовители вычислительных машин явно не разделяют точку зрения энтузиастов режима разделения времени, утверждаю щих, что эксплуатационные расходы и затраты на обо рудование для этих систем ниже, чем для соответствую щих систем с пакетной обработкой. (Со времени состав ления этого обзора, однако, эти цены не только сбли зились, но и существенно понизились.)
Такие фирмы хотели бы больше знать о потенциаль ных пользователях СРВ: какие категории задач они предпочитают решать в режиме разделения времени; необходимую быстроту ответа на введенный в систему запрос; виды языков, с которыми хочет работать поль зователь, и кто будет непосредственно работать за вы носным пультом системы — руководитель, специалист или секретарь. Озабоченность была проявлена и в от ношении защиты и сохранности информации, принадле жащей клиентам. Подобно другим участникам опроса, изготовители выражали желание располагать более од-
Групповой портрет |
пользователя |
65 |
нозначной и объективной |
информацией, связанной |
с |
оценкой деятельности пользователя в режиме разделе ния времени.
Ответы фирм, выпускающих вычислительные маши ны, дают возможность наметить несколько возможных направлений экспериментального изучения деятельности пользователя. Этим фирмам необходимо знать, чем всетаки занимается пользователь, работая в режиме разде ления времени,— это еще одно проявление решающего значения статистических данных, .характеризующих за дачи пользователя. Поскольку разделение времени про должает оставаться более дорогим способом обработки данных, чем традиционные способы использования вы числительных машин, экспериментальные исследования в первую очередь нужно сосредоточить на технико-эко номическом сравнении СРВ и других конкурирующих с ними вычислительных систем в противоположность чи стому анализу эффективности без учета стоимостных факторов.
Необходимо выяснить уровень квалификации пользо вателей, а также оценить экспериментально способность различных категорий пользователей овладеть языками и методами, специфичными для режима разделения вре мени. Проектировщики, не имеющие подготовки в обла сти учета влияния человеческих факторов, часто без всяких к тому оснований полагают, что пользователи будут в состоянии реализовать в создаваемой системе все доступное ее создателю. И наконец, хотя изготовите ли, возможно, знают свою продукцию лучше всех, они по вполне понятным причинам не могут с уверенностью судить о степени ее эффективности «в руках» пользо вателей разных типов. Ни изготовители, ни кто-либо другой не смогут ничего сказать по этому поводу до тех пор, пока данные, составляющие предмет обсуждения, не будут извлечены из характерных видов деятельности пользователя, зафиксированных в действующих си стемах.
Ответы фирм, специализирующихся на консультациях в области автоматизированные систем управления, в принципе согласуются с наблюдениями изготовителей вычислительной техники, но в них значительно полнее
6-2019
66 tлава U
отражены проблемы собственно пользователя по срав нению с проблемами, связанными с функционированием центральной системы. Например, в качестве основных проблем пользователей выделяются нехватка достаточ но подготовленного персонала, сравнительно слабое зна ние принципа разделения времени и трудности, связан ные с языком общения в системе человек — машина. В качестве наиболее перспективных приложений разде ления времени рассматриваются информационные про цессы, связанные с управлением, и информационный поиск, тогда как техническим и научно-исследователь ским задачам отводится второстепенная роль. Прогнози руемая этими фирмами возможность приобретения в ре зультате анализа и обработки данных в процессе их по лучения статуса основного применения разделения времени в деловой сфере расходится с предсказаниями остальных категорий, подчеркивающих роль научных и технических приложений. Консультанты в области управления ощущают необходимость в получении от пользователей дополнительной информации о (характере популяций и задач пользователей, ожидаемых уровнях затрат и ассигнований на СРВ. Выводы, к которым мо жет прийти экспериментатор после ознакомления с от ветами консультантов в области управления, связаны прежде всего с процессами обучения и статистикой, ха рактеризующей деятельность пользователя.
Восемь ответов на анкету, полученных от фирм, спе циализирующихся на производстве периферийного обо рудования, среди всех пяти категорий опрошенных об разуют наименьшую выборку. Эта группа ожидает же стокой конкуренции от сторонников режима пакетной обработки. Такое предвидение к настоящему времени материализовалось в виде дистанционных СПО, отли чающихся малым временем оборота. Она отмечает срав нительно высокие стоимости выносных пультов пользо вателей и подчеркивает рост стоимости и сложности программирования в СРВ. Кроме того, считается, что слишком много внимания уделялось режиму разделения времени при решении научных и технических задач и что явно недостаточными были усилия, затраченные на внед-
Групповой портрет пользователя |
67 |
рение разделения времени в сферу коммерческих при ложений.
Изготовители периферийного оборудования предпо читают иметь дело с простыми и достаточно надежны ми пультами печатного ввода/вывода, снабженными
приспособлениями для |
ввода информации с |
перфокарт |
и перфолент. Это обстоятельство являет |
интересный |
|
пример нетерпимости |
и стремления выдавать |
желаемое |
за действительное. Наименьший общий знаменатель (как мы не раз убеждались в массовых средствах информа ции)— это совсем не то, что оптимальный знаменатель, и никакое семантическое законодательство не в состоя нии отменить упрямый факт существования индивиду альных различий. Ответы членов этой группы подчерки вают также необходимость сравнительного технико-эко номического изучения СРВ и конкурирующих с ними вычислительных систем для различных классов задач пользователей. Оценка, выявление и осознание Х а р а к тера поведения пользователей и различий между ними, соответствующих решению широкого круга задач при всех уровнях квалификации, очень важны для разработ ки пультов и связанных с ними систем программного обеспечения, удовлетворяющих требованиям инженерной психологии.
Следует подчеркнуть, что комментарии, относящиеся к влиянию обзора Попелла на экспериментальную ра боту в области систем с разделением времени, исходят не от Попелла. Действительно, в его книге, посвященной использованию разделения времени на коммерческих предприятиях, ни разу не упоминается о систематиче ском экспериментальном изучении пользователей. Такое безразличие к экспериментальному изучению пользова телей, часто встречающееся в деловой сфере, является камнем преткновения при проведении продуктивных при кладных исследований, посвященных эффективности применения вычислительной техники в организации управления. Рекомендации, касающиеся экспериментов, даются в качестве пояснений, подчеркивающих ценность, анкетных обследований как удобных дополнительных методов изучения, обеспечивающих выявление и выдви? жение на первый план ключевых проблемных направле-