Файл: Сакман Г. Решение задач в системе человек - ЭВМ пер. с англ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 147
Скачиваний: 0
Групповой |
портрет |
пользователя |
49 |
течение нескольких |
дней |
непрерывной |
регистрации |
периода от 5 до 7 ч. Такая организация выборки дает более полное представление об индивидуальных харак теристиках пользователя, чем часовые выборки, исполь зованные в работе Точека. В число основных парамет ров, подлежащих оценке, были включены время обслу живания, время ввода/вывода, время перерывов, время прохождения запросов и отдельные характеристики ра
бот, предлагавшихся пользователями |
системе |
(смысл |
этих параметров можно установить из |
фиг. 2.2, |
взятой |
из отчета Макайзека). |
|
|
Типичность положительной асимметрии плотности распределения для различных временных оценок систе мы подкрепляет впечатление, что эти распределения частот, по всей вероятности, соответствуют компози циям событий, составляющих деятельность пользова
теля, но |
относящихся |
к разным ее вариантам (клас |
сам). |
|
— |
Один |
из способов |
классификации разновидностей |
деятельности пользователя основан на учете характера используемой им программы. В работе Макайзека при водятся соответствующие данные для распространенных программ (фиг. 2.3). Ось ординат представляет относи тельную частоту использования (обозначена как «плот ность вероятности»), а ось абсцисс — время работы процессора (в логарифмическом масштабе). Графики, приведенные на фиг. 2.3, отражают два важных фак тора.
Более очевидный из них состоит в том, что между программами пользователя имеется вполне определен ная и весьма существенная разница в отношении време ни работы процессора.
Менее явный, но связанный с предыдущим фактор заключается в том, что непрограммисты склонны тра тить на запрос меньше времени работы процессора, чем пользователи-программисты. Это следует из мень ших времен работы процессора, наблюдаемых при ис
пользовании системы TINT |
(упрощенного |
варианта |
|
языка JOVIAL, адаптированного для нужд непрограм |
|||
мистов) и |
других программ, состоящих в основном из |
||
небольших |
специализированных |
процедур и |
предназна- |
4-2019
GPriS
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
.•--> |
1—/ |
|
|
|
|
Ф и г . |
2.3. |
Затраты |
машинного |
времени на выполнение наиболее типичных |
программ в системе с |
разделе |
|||||||||||
|
|
|
|
|
нием времени фирмы «Систем девелопмент корп.» [33]. |
|
|
|
|
||||||||
GPDS |
(General Purpose |
Display System) — система программирования |
устройства визуального воспроизведения для |
представле |
|||||||||||||
ния произвольной информации; |
JTSS |
(JOVIAL |
One-pass |
compiler) — оперативный |
компилятор |
для языка |
JOVIAL, |
предназна |
|||||||||
ченный для использования |
в системе с разделением времени; MERG — программа, |
предназначенная |
для организации структуры |
||||||||||||||
данных; |
QUUP — справочная и |
информационно-поисковая |
система, |
предназначенная для работы |
в режиме диалога; TINT — |
||||||||||||
см. сноску на с. 51; LISP |
(LIST |
Processor |
System) — программа на |
языке LISP, |
предназначенном |
для программирования при |
|||||||||||
обработке |
информации, |
расположенной |
в форме |
списков; EDIT — программа — редактор |
текста; |
к |
прочим |
программам отно |
|||||||||
|
сятся |
типичные объектные |
программы |
пользователя, |
характеризующиеся малыми |
временами |
обработки запроса. |
Групповой портрет пользователя |
51 |
ченных для пользователей, которые не являются профессиональными программистами1 .
Фиг. 2.3 отражает еще одну примечательную особен ность: по мере накопления пользователями опыта рабо ты в режиме разделения времени начинает сказываться эффект обучения и адаптации. Более опытные пользо ватели— программисты и непрограммисты — умеют бо лее эффективно эксплуатировать центральную систему. Опытные пользователи стараются, насколько это позво ляет система, использовать программы большей длины, занимать больше места в основной и вспомогательной памяти и получать больше времени счета у центрально го процессора. Продолжение совершенствования и адап тации пользователя в течение длительного периода уже
после того, как он овладел основными |
приемами работы |
в режиме разделения времени,— еще |
одна неизведан |
ная область, которая может позволить установить ха рактер индивидуальных различий пользователей. Такая ситуация аналогична проблеме «автоматизации навыка», обсуждаемой в психологической литературе. Возникает вопрос, в каких СРВ, действующих и проектируемых, предусмотрена возможность эволюционного развития и перехода к более совершенным видам информационного
обслуживания по |
мере накопления пользователями |
|
опыта. |
|
|
2.2. Характеристики деятельности |
пользователя |
|
Цитированные в |
предыдущем |
разделе исследования, |
а также работа Рейно [41] представляют основу для предварительного описания характеристик деятельности
1 TINT (Teletype Interpretator — Телетайпный Интерпретатор) — интерпретирующая система, предназначенная для использования при разделении времени. TINT является оперативной интерпретирующей системой для проблемно-ориентированного языка JOVIAL (ее вход ной язык является подмножеством этого языка).
JOVIAL (Jules Own Version oi International Algorithmic Lan guage) — язык программирования, разработанный фирмой «Систем девелопмент корп.». Этот язык — вариант АЛГОЛа, наряду с язы ком NELIAC представляющий собой один из специализированных языков, предназначенных для военных систем управления. — Прим.
перев.
4*
52 |
Глава 2 |
пользователя. Результаты этих статистических исследо ваний, отражающие примерно 1 млн. случаев обмена сообщениями между человеком и вычислительной маши ной, устанавливают существенные характеристики дея тельности пользователя и эффективности системы чело век— машина в целом при работе в" режиме разделения времени. Общая сводка этих характеристик, составлен ная на основе вышеупомянутых работ, приведена ниже.
Рассмотрим кратко три ключевых пункта этой свод ки, связанных с эффективностью деятельности пользо вателя: время реакции системы, характер решения чело веком задач при работе в режиме общения с вычисли тельной машиной и значение индивидуальных различий. Вопреки распространенному мнению пользователи впол не могут согласиться с относительно большим запазды ванием реакции вычислительной машины (в своем ис следовании Рейно «приемлемыми» считал времена ре акции вплоть до 10 мин), если они понимают, что ре шение введенной задачи требует значительного объема вычислений, и знают, сколько времени требуется систе ме для выдачи ответа на их запрос. Этот результат под черкивает различия между процессами решения задач разных типов, причем не только в связи с временем сче та и требованиями к емкости памяти, но также и из-за потенциальной гибкости отношения пользователя к вре мени реакции системы при условии, что он хорошо ин формирован и знает, чего может ожидать от системы.
Данные, характеризующие параметры циклов и темп деятельности пользователя, заставляют вернуться к сак раментальным вопросам об особенностях решения чело веком задач при работе за выносным пультом вычисли тельной машины. Главная идея, положенная в основу системы человек — машина, фактически сводится к тому, что взаимодействие в этой системе непосредственно уси ливает творческую отдачу человека. Наиболее яркие озарения при решении задач должны, вероятно, осенять человека, как правило, в те моменты, когда он находит ся за выносным пультом вычислительной машины.
Групповой |
портрет |
пользователя |
53 |
||||
Ориентировочная |
сводка |
характеристик |
деятельности |
|
|||
пользователя |
|
в режиме разделения |
времени |
|
|||
Рабочий |
цикл |
и |
темп деятельности пользователя |
|
|||
Большинство |
пользователей |
СРВ |
работают |
за выносным |
пуль |
||
том только один |
раз в |
день, причем |
не каждый |
день. Это правило, |
однако, имеет многочисленные исключения как для одних и тех же пользователей, так ,и при сравнении деятельности разных пользо
вателей.
Типичный пользователь тратит на каждый сеанс работы за вы носным пультом от 30 мин до 1 ч; это правило также значительно"
меняется, так как оно связано |
с |
изменчивостью |
в деятельности |
одних и тех же пользователей |
н |
изменчивостью, |
проявляющейся |
при сопоставлении деятельности |
разных пользователей. |
||
Типичный пользователь около 10% своего рабочего времени |
|||
проводит за 'Выносным пультом, |
общаясь с вычислительной маши |
ной, а 90% рабочего времени он проводит вне выносного пульта. Медиана скорости ввода информации пользователем близка к 3 сообщениям в 1 мин, а средняя скорость ввода информации с вы
носного пульта — примерно 1 сообщение в 1 мин.
В 50% случаев пользователь вводит новую команду примерло через 10 с после получения полного ответа от вычислительной ма шины. Лишь в сравнительно редких ситуациях от момента получе ния результата до ввода очередного запроса проходит около 1 мин.
Отношение времен работы человека и |
центрального процессора |
|
в общем случае имеет порядок 50 : 1; это |
означает, что 1 с машин |
|
ного времени, затраченного на 'выполнение |
программы |
пользователя, |
соответствует период работы пользователя, |
длящийся |
около 50 с. |
|
Эффективность |
системы |
|
|
Пользователи, задачи |
которых |
требуют сравнительно |
ограни |
|
ченного |
объема счета, начинают испытывать все большее неудобст |
|||
во при |
времени реакции |
вычислительной системы на их |
запрос |
более 10 с и по мере увеличения ее нестабильности и неопределен
ности. Пользователи, задачи которых требуют |
вычислений большего |
|
объема, при обсчете больших работ считают |
приемлемыми более |
|
продолжительные интервалы вплоть до 10 |
мин. |
|
При возрастании нагрузки системы |
в |
связи с увеличением |
числа пользователей время реакции системы увеличивается. При высоких нагрузках проявляется тенденция к снижению как эффек тивности работы центральной системы, так и эффективности дея тельности пользователей.
Индивидуальные различия
Вычислительные машины в общем многословнее людей; каж дой строке, введенной человеком, соответствуют, грубо говоря, при мерно две строки результатов, выдаваемых машиной. Новые поль зователи более многословны, но по мере приобретения ими опыта вводы становятся более лаконичными.