Файл: Сакман Г. Решение задач в системе человек - ЭВМ пер. с англ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 147

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Групповой

портрет

пользователя

49

течение нескольких

дней

непрерывной

регистрации

периода от 5 до 7 ч. Такая организация выборки дает более полное представление об индивидуальных харак­ теристиках пользователя, чем часовые выборки, исполь­ зованные в работе Точека. В число основных парамет­ ров, подлежащих оценке, были включены время обслу­ живания, время ввода/вывода, время перерывов, время прохождения запросов и отдельные характеристики ра­

бот, предлагавшихся пользователями

системе

(смысл

этих параметров можно установить из

фиг. 2.2,

взятой

из отчета Макайзека).

 

 

Типичность положительной асимметрии плотности распределения для различных временных оценок систе­ мы подкрепляет впечатление, что эти распределения частот, по всей вероятности, соответствуют компози­ циям событий, составляющих деятельность пользова­

теля, но

относящихся

к разным ее вариантам (клас­

сам).

 

Один

из способов

классификации разновидностей

деятельности пользователя основан на учете характера используемой им программы. В работе Макайзека при­ водятся соответствующие данные для распространенных программ (фиг. 2.3). Ось ординат представляет относи­ тельную частоту использования (обозначена как «плот­ ность вероятности»), а ось абсцисс — время работы процессора (в логарифмическом масштабе). Графики, приведенные на фиг. 2.3, отражают два важных фак­ тора.

Более очевидный из них состоит в том, что между программами пользователя имеется вполне определен­ ная и весьма существенная разница в отношении време­ ни работы процессора.

Менее явный, но связанный с предыдущим фактор заключается в том, что непрограммисты склонны тра­ тить на запрос меньше времени работы процессора, чем пользователи-программисты. Это следует из мень­ ших времен работы процессора, наблюдаемых при ис­

пользовании системы TINT

(упрощенного

варианта

языка JOVIAL, адаптированного для нужд непрограм­

мистов) и

других программ, состоящих в основном из

небольших

специализированных

процедур и

предназна-

4-2019



GPriS

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.•-->

1—/

 

 

 

 

Ф и г .

2.3.

Затраты

машинного

времени на выполнение наиболее типичных

программ в системе с

разделе­

 

 

 

 

 

нием времени фирмы «Систем девелопмент корп.» [33].

 

 

 

 

GPDS

(General Purpose

Display System) — система программирования

устройства визуального воспроизведения для

представле­

ния произвольной информации;

JTSS

(JOVIAL

One-pass

compiler) — оперативный

компилятор

для языка

JOVIAL,

предназна­

ченный для использования

в системе с разделением времени; MERG — программа,

предназначенная

для организации структуры

данных;

QUUP — справочная и

информационно-поисковая

система,

предназначенная для работы

в режиме диалога; TINT —

см. сноску на с. 51; LISP

(LIST

Processor

System) — программа на

языке LISP,

предназначенном

для программирования при

обработке

информации,

расположенной

в форме

списков; EDIT — программа — редактор

текста;

к

прочим

программам отно­

 

сятся

типичные объектные

программы

пользователя,

характеризующиеся малыми

временами

обработки запроса.


Групповой портрет пользователя

51

ченных для пользователей, которые не являются профессиональными программистами1 .

Фиг. 2.3 отражает еще одну примечательную особен­ ность: по мере накопления пользователями опыта рабо­ ты в режиме разделения времени начинает сказываться эффект обучения и адаптации. Более опытные пользо­ ватели— программисты и непрограммисты — умеют бо­ лее эффективно эксплуатировать центральную систему. Опытные пользователи стараются, насколько это позво­ ляет система, использовать программы большей длины, занимать больше места в основной и вспомогательной памяти и получать больше времени счета у центрально­ го процессора. Продолжение совершенствования и адап­ тации пользователя в течение длительного периода уже

после того, как он овладел основными

приемами работы

в режиме разделения времени,— еще

одна неизведан­

ная область, которая может позволить установить ха­ рактер индивидуальных различий пользователей. Такая ситуация аналогична проблеме «автоматизации навыка», обсуждаемой в психологической литературе. Возникает вопрос, в каких СРВ, действующих и проектируемых, предусмотрена возможность эволюционного развития и перехода к более совершенным видам информационного

обслуживания по

мере накопления пользователями

опыта.

 

 

2.2. Характеристики деятельности

пользователя

Цитированные в

предыдущем

разделе исследования,

а также работа Рейно [41] представляют основу для предварительного описания характеристик деятельности

1 TINT (Teletype Interpretator — Телетайпный Интерпретатор) — интерпретирующая система, предназначенная для использования при разделении времени. TINT является оперативной интерпретирующей системой для проблемно-ориентированного языка JOVIAL (ее вход­ ной язык является подмножеством этого языка).

JOVIAL (Jules Own Version oi International Algorithmic Lan­ guage) — язык программирования, разработанный фирмой «Систем девелопмент корп.». Этот язык — вариант АЛГОЛа, наряду с язы­ ком NELIAC представляющий собой один из специализированных языков, предназначенных для военных систем управления. — Прим.

перев.

4*


52

Глава 2

пользователя. Результаты этих статистических исследо­ ваний, отражающие примерно 1 млн. случаев обмена сообщениями между человеком и вычислительной маши­ ной, устанавливают существенные характеристики дея­ тельности пользователя и эффективности системы чело­ век— машина в целом при работе в" режиме разделения времени. Общая сводка этих характеристик, составлен­ ная на основе вышеупомянутых работ, приведена ниже.

Рассмотрим кратко три ключевых пункта этой свод­ ки, связанных с эффективностью деятельности пользо­ вателя: время реакции системы, характер решения чело­ веком задач при работе в режиме общения с вычисли­ тельной машиной и значение индивидуальных различий. Вопреки распространенному мнению пользователи впол­ не могут согласиться с относительно большим запазды­ ванием реакции вычислительной машины (в своем ис­ следовании Рейно «приемлемыми» считал времена ре­ акции вплоть до 10 мин), если они понимают, что ре­ шение введенной задачи требует значительного объема вычислений, и знают, сколько времени требуется систе­ ме для выдачи ответа на их запрос. Этот результат под­ черкивает различия между процессами решения задач разных типов, причем не только в связи с временем сче­ та и требованиями к емкости памяти, но также и из-за потенциальной гибкости отношения пользователя к вре­ мени реакции системы при условии, что он хорошо ин­ формирован и знает, чего может ожидать от системы.

Данные, характеризующие параметры циклов и темп деятельности пользователя, заставляют вернуться к сак­ раментальным вопросам об особенностях решения чело­ веком задач при работе за выносным пультом вычисли­ тельной машины. Главная идея, положенная в основу системы человек — машина, фактически сводится к тому, что взаимодействие в этой системе непосредственно уси­ ливает творческую отдачу человека. Наиболее яркие озарения при решении задач должны, вероятно, осенять человека, как правило, в те моменты, когда он находит­ ся за выносным пультом вычислительной машины.

Групповой

портрет

пользователя

53

Ориентировочная

сводка

характеристик

деятельности

 

пользователя

 

в режиме разделения

времени

 

Рабочий

цикл

и

темп деятельности пользователя

 

Большинство

пользователей

СРВ

работают

за выносным

пуль­

том только один

раз в

день, причем

не каждый

день. Это правило,

однако, имеет многочисленные исключения как для одних и тех же пользователей, так ,и при сравнении деятельности разных пользо­

вателей.

Типичный пользователь тратит на каждый сеанс работы за вы­ носным пультом от 30 мин до 1 ч; это правило также значительно"

меняется, так как оно связано

с

изменчивостью

в деятельности

одних и тех же пользователей

н

изменчивостью,

проявляющейся

при сопоставлении деятельности

разных пользователей.

Типичный пользователь около 10% своего рабочего времени

проводит за 'Выносным пультом,

общаясь с вычислительной маши­

ной, а 90% рабочего времени он проводит вне выносного пульта. Медиана скорости ввода информации пользователем близка к 3 сообщениям в 1 мин, а средняя скорость ввода информации с вы­

носного пульта — примерно 1 сообщение в 1 мин.

В 50% случаев пользователь вводит новую команду примерло через 10 с после получения полного ответа от вычислительной ма­ шины. Лишь в сравнительно редких ситуациях от момента получе­ ния результата до ввода очередного запроса проходит около 1 мин.

Отношение времен работы человека и

центрального процессора

в общем случае имеет порядок 50 : 1; это

означает, что 1 с машин­

ного времени, затраченного на 'выполнение

программы

пользователя,

соответствует период работы пользователя,

длящийся

около 50 с.

 

Эффективность

системы

 

Пользователи, задачи

которых

требуют сравнительно

ограни­

ченного

объема счета, начинают испытывать все большее неудобст­

во при

времени реакции

вычислительной системы на их

запрос

более 10 с и по мере увеличения ее нестабильности и неопределен­

ности. Пользователи, задачи которых требуют

вычислений большего

объема, при обсчете больших работ считают

приемлемыми более

продолжительные интервалы вплоть до 10

мин.

При возрастании нагрузки системы

в

связи с увеличением

числа пользователей время реакции системы увеличивается. При высоких нагрузках проявляется тенденция к снижению как эффек­ тивности работы центральной системы, так и эффективности дея­ тельности пользователей.

Индивидуальные различия

Вычислительные машины в общем многословнее людей; каж­ дой строке, введенной человеком, соответствуют, грубо говоря, при­ мерно две строки результатов, выдаваемых машиной. Новые поль­ зователи более многословны, но по мере приобретения ими опыта вводы становятся более лаконичными.