Файл: Сакман Г. Решение задач в системе человек - ЭВМ пер. с англ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 141
Скачиваний: 0
Исследования |
деятельности программистов |
85 |
1. Существенный |
фактор деятельности программиста, |
названный «скоростью программирования», связан с ускорением составления и отладки программы, умень шением времени работы центрального процессора и ис пользованием языка более высокого уровня.
2. Вполне детерминированный фактор «экономич ность программы», определяемыйлаконичностью и быстротой прохождения программы, в известной степени связан с квалификацией программиста и предпочтени ем машинного языка языку более высокого порядка.
На этом заканчивается описание методики и резуль татов первого исследования. Перейдем к исследованию,
вкотором участвовали программисты-стажеры.
3.3.Исследование деятельности
программиста-стажера
3.3.1. План эксперимента
Для данного эксперимента в качестве плана также был выбран латинский квадрат размером 2X2.
|
|
|
Непосредственного взаимо |
Непосредственное взаимо |
||
|
|
|
действия с вычислительной |
действие с вычислительной |
||
|
|
|
системой |
нет |
системой |
|
Группа |
I |
(4) |
Головоломка |
с |
кубами |
Программа сортировки |
Группа |
I I |
(5)- |
Программа |
сортировки |
Головоломка с кубами |
|
В с е г о |
|
|
9 испытуемых |
|
Согласно этому плану, задача «Программа сортиров ки» решалась группой I (состоявшей из четырех испы туемых) в закрытом режиме, а группой I I (состоявшей из пяти испытуемых)—в режиме диалога с машиной. Вторая задача — «Головоломка с кубами» — отрабаты валась группой I в режиме диалога, а группой I I — в за крытом режиме.
При определении значимости различий между сред ними значениями, соответствующими двум различным
86 |
tлава & |
условиям проведения эксперимента (работа в режиме диалога с машиной и работа при отсутствии непосред ственной оперативной связи с ней) и двум задачам, использовался дисперсионный анализ. Первое различие, вызываемое изменением условий, представляло главный объект экспериментального изучения, второе же пред ставляло интерес с точки зрения контроля.
3.3.2. Методика
Девять программистов-стажеров были случайным образом разделены на две группы, в одну из которых вошли четыре человека, а в другую—пять. Пока одна из групп решала первую задачу в режиме диалога, вторая группа испытуемых работала над этой же задачей, не прибегая к взаимодействию с машиной. Переходя к ре шению второй задачи, группы меняли режим доступа к вычислительной системе. Все испытуемые при решении обеих задач пользовались входным языком TINT, кото рый относится к подмножеству языка JOVIAL, при ра боте с системой TSS, снабженной соответствующим опе
ративным |
интерпретатором |
[25]. |
|
Условия |
эсперимента: |
работа при |
взаимодействии |
и без взаимодействия с вычислительной |
системой. Под |
взаимодействием в данном эксперименте понимается использование TSS и языка TINT в полном объеме. Ни каких ограничений на использование испытуемыми это го языка не налагалось.
Условия работы без взаимодействия с вычислитель ной системой были такими же, как и в режиме взаимо действия, за исключением того, что пользователи после выполнения каждой пробной попытки были вынуждены прерывать отладку программы. За воспроизведением программ испытуемыми велось тщательное наблюдение с тем, чтобы можно было предотвратить их невольный переход в режим диалога. Если член группы, работав шей без взаимодействия с системой, сразу же обнару живал ошибку в своей программе и в это время никто из этой группы не стоял в очереди к телетайпу, он по лучал разрешение приступить к очередному просчету программы, не проходя канонического периода ожида-
Исследования деятелоности программистов 87
ния. Время ожидания доступа к свободному пульту вво да при работе в режиме без взаимодействия меняется в очень широких пределах, но, как правило, оно измеряет ся минутами, а не часами.
Экспериментальные задачи. Предлагались две срав нительно простые задачи, которые обычно даются пре подавателями в ходе обучения. Одна из них сводится к подготовке программы численной сортировки, вторая заключается в поиске размещения особо отмеченных кубов, удовлетворяющего определенным условиям. Вто рая задача труднее первой, однако каждому испытуемо му на решение любой задачи нужно не больше пяти дней. Испытуемые работали над каждой задачей до тех
пор, пока |
ие получали правильного решения в процес |
се прогона |
своей программы. |
Оценки |
эффективности деятельности. В качестве оце |
нок эффективности деятельности пользователей фигури ровали два основных показателя: время работы цент рального процессора с каждым стажером, регистриро вавшееся автоматически, и затраты времени на отладку программы (в человеко-часах), которые регистрирова лись в индивидуальных рабочих формулярах програм мистов. Моментом начала отладки считался первый ввод программы, наступавший после того, как программист кончал писать программу за своим рабочим столом и готов был приступить к прогону для ее проверки и ис пытания.
3.3.3. Результаты |
! |
Квалификационные |
параметры. Сводка результатов |
эксперимента приведена в табл. 3.5. Результаты диспер сионного анализа указывают на существование значимо го различия между неконвертированными средними значениями времени (в часах), затраченного на отлад ку программ, в условиях взаимодействия и без взаимо действия с вычислительной системой при уровне значи мости 0,13. Расхождение между средними значениями времени работы центрального процессора (в секундах), соответствующими двум режимам проведения экспери мента, оказалось значимым с уровнем значимости 0,08.
88 |
|
|
|
Глава 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 3.5 |
|
|
Оценки |
деятельности |
программиста-стажера |
|
||||||
|
|
|
|
Программа сорти |
|
Головоломка с ку |
||||
|
|
|
|
|
ровки |
|
|
бами |
||
|
|
|
|
оператив |
без взаимо оператив |
без взаимо |
||||
|
|
|
|
ное взаимо |
действия |
ное взаимо |
действия |
|||
|
|
|
|
действие |
|
действие |
|
|||
Усилия, |
затраченные |
на отладку |
программы |
(в |
человеко-часах) |
|||||
Среднее |
значение |
|
0,71 |
|
4,7 |
|
9,2 |
|
13,6 |
|
Среднеквадратичное |
от- |
0,66 |
|
3,5 |
|
4,2 |
|
7,0 |
||
клонение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Время работы |
центрального |
процессора |
(в |
секундах) |
||||||
Среднее |
значение |
|
11,1 |
|
109,1 |
|
290,2 |
875,3 |
||
Среднеквадратичное |
от- |
9,9 |
|
65,6 |
|
213,0 |
392,6 |
|||
клонение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В обоих |
случаях |
деятельность |
испытуемых |
оказалась |
||||||
более эффективной |
(с точки зрения быстроты |
получения |
||||||||
решения) |
при |
использовании |
режима |
взаимодействия |
||||||
с вычислительной |
системой. |
Использование |
при обра |
ботке результатов предыдущего эксперимента парамет ров, подвергнутых преобразованию извлечения квадрат ного корня, и представление времени составления про грамм с помощью ковариации позволили с большей точностью учесть индивидуальные особенности испытуе
мых при получении |
статистических |
характеристик. |
В этом эксперименте |
подобный эффект |
не наблюдался. |
Если бы можно было непосредственно сравнивать работу каждого испытуемого в обоих режимах исполь зования вычислительной системы, то исчезли бы проб лемы, связанные с сопоставлением деятельности отдель ных испытуемых и групп, и отпала бы необходимость в тщательной статистической обработке. К сожалению, бессмысленно предлагать одному и тому же испытуемо му дважды составлять и отлаживать программу реше ния одной и той же задачи. С другой стороны, очень непросто придумывать разные задачи одинаковой сте пени трудности. Один из возможных путей решений этой проблемы заключается в использовании какой-либо оцщ-
Исследования деятельности программистов 89
ки трудности задачи в качестве нормировочного множи
теля. Следует иметь в виду, что при введении |
любого |
|
нормировочного |
множителя могут усложниться |
анализ |
и интерпретация |
результатов. В настоящем эксперимен |
|
те было решено |
использовать одну из самых |
распро |
страненных оценок такого рода — число команд в про грамме. Производилось сравнение времени работы цент
рального процессора, приходящегося |
на одну команду, |
и времени отладки на одну команду |
(в человеко-часах), |
затрачиваемого каждым испытуемым на решение обеих задач в открытом и закрытом режимах. Результаты сравнения показывают, что испытуемые, работавшие в режиме диалога с машиной, имеют значимо более низ кие оценки как для времени счета, приходящегося на од ну команду (в секундах, уровень значимости 0,01), так и для времени отладки, приходящегося на одну коман ду (в часах, уровень значимости 0,06).
Индивидуальные |
различия. Одним из |
основных ре |
зультатов первого |
экспериментального |
исследования |
оказалось выявление существенных индивидуальных раз личий между программистами. В связи с различиями в объеме выборки и масштабе для сопоставления индиви дуальных различий, проявившихся в обоих эксперимен тальных исследованиях, были рассчитаны коэффициенты вариации. (Коэффициент вариации, выражаемый в про центах, равен отношению среднеквадратичного отклоне ния к среднему значению, умноженному на 100.) Окон чательные результаты показывают, что коэффициенты вариации времени отладки программы (в человеко-ча сах) и времени работы центрального процессора, полу ченные в данном эксперименте, лишь на 16% ниже ко эффициентов вариации, рассчитанных по результатам экспериментального исследования деятельности квали фицированных программистов (значения медианы со ставляют 66 и 82% соответственно). Обнаруженные раз личия частично можно объяснить большей сложностью задач, предлагавшихся при исследовании деятельности квалифицированных программистов, а также весьма разнообразным опытом программирования у отдельных испытуемых, что способствует более резкому проявлению индивидуальных различий программистов.