Файл: Сакман Г. Решение задач в системе человек - ЭВМ пер. с англ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 139
Скачиваний: 0
Продолжение табл. 4.1
прогонами программы и уменьшении времени выполнения экспе
риментального |
задания. |
|
|
|
|
|
|
|
||
5. Сделанные |
выводы определяются |
разбросом экспериментальных |
||||||||
данных |
и отсутствием в опубликованном исследовании |
сведений |
||||||||
о применении |
статистических критериев |
значимости. |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица |
4.2 |
|
Основные |
характеристики |
и результаты |
экспериментального |
|||||||
исследования, выполненного |
Шацоффом, Цзяо |
и Уайигом |
||||||||
|
|
|
|
Методика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Испытуемые |
|
|
|
|
|
||
Объем |
выборки |
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
Испытуемые |
|
Студенты последнего |
курса, |
обла |
||||||
|
|
|
|
дающие |
очень |
хорошими |
способно |
|||
|
|
|
|
стями |
к |
программированию |
|
|||
Уровень |
квалификации |
«Некоторый» опыт в области про |
||||||||
|
|
|
|
граммирования |
|
|
|
|
Число и тип
Степень сложности
Среднее время выполне- ннязадания
Задачи
Четыре задачи: интегрирование ме тодом Монте-Карло, разложение ал гебраических выражений, работа с транслятором типа «Pig Latins, пре образование формата текста
Средняя для квалифицированных студентов
Полное решение всех задач тре бует около 40 ч
Характеристики |
систем с открытым и закрытым доступом |
Система с открытым до ступом
Система пакетной обра ботки
Использованный язык Время оборота пакета
программ
«Система с распределением времени»
Массачусетского |
технологического |
||||||
института |
на основе |
|
вычислительной |
||||
машины |
типа |
I B M 7094 |
|
|
|||
Система |
пакетной |
обработки |
на |
||||
основе вычислительной |
машины |
ти |
|||||
па I B M 7094, |
ориентированная |
на |
|||||
обслуживание |
научных |
исследова |
|||||
ний |
|
|
|
|
|
|
|
Не |
указывается |
|
|
|
|
||
Не |
указывается |
|
|
|
|
Порядок |
проведения |
эксперимента |
|
План эксперимента |
«Греко-латинский |
квадрат»: 4 за |
|
|
дачи, 4 испытуемых, |
сопоставление |
|
|
в открытом |
и закрытом режимах |
|
|
|
|
|
Продолжение |
табл.4.2 |
|
Статистический |
анализ |
Дисперсионный |
анализ, |
корреля |
|||
|
|
|
ционный анализ |
|
|
||
Управление |
порядком |
Использование |
сбалансированного |
||||
проведения эксперимента |
плана |
эксперимента |
|
||||
Мотивацношюе |
регули- |
Не |
указывается |
|
|
||
рование |
|
|
|
|
|
|
|
Процедуры |
регистрации |
Машинная |
регистрация, |
журнал |
|||
|
|
|
регистрации |
работ, анкетный тест |
Результаты
Оценки эффективности деятельности
Общее время, затрачива емое на выполнение зада ния, дни
Время, затрачиваемое на анализ, мин
Время, затрачиваемое на программирование, мин
Машинное время, мин Общие затраты, долл. Диапазон индивидуаль ных различий по включен ным в таблицу результатов
параметрам
Режим |
Режим |
Уровень |
разделения |
пакетной |
|
времени |
обработки |
значимости |
29,5 |
46 |
0,08 |
3059 |
2295 |
|
5672 |
2737 |
0,02 |
92 |
101 |
|
1579 |
1075 |
0,08 |
От |
3:1 до 4:1 |
|
РЕ З Ю М Е
1.Студенты, имеющие опыт использования СПО, студенты, не имеющие опыта использования СРВ, а также те, кто в обоих режимах в основном применяет процедуры, свойственные па кетной обработке, расходуют на составление, перфорацию и отладку программ меньше времени и ограничиваются меньшими денежными затратами в режиме пакетной обработки, а не в ре
жиме разделения времени.
2.Составление, перфорация и отладка программ в режиме разде ления времени занимают в общем меньше времени, чем в режиме
пакетной |
обработки, |
даже |
если |
испытуемые не имеют |
опыта |
|||
его |
использования. |
|
|
|
|
|
|
|
3. | Индивидуальные различия |
студентов экспериментальной |
груп |
||||||
пы |
оказались существеннее различий, обусловленных |
режимами |
||||||
разделения времени |
и |
пакетной |
обработки. |
|
|
|||
4. Сделанные |
выводы |
определяются |
типом языков программиро |
|||||
вания, использовавшихся в обоих режимах, а также значениями |
||||||||
и вариабельностью |
времени |
оборота; ни одно из этих |
сведений |
|||||
не |
приводится в работе [50]. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Табшца |
4.3 |
||
|
Основные |
характеристики |
И |
результаты |
экспериментального |
||||||||||||
|
исследования, выполненного |
в |
Училище |
ВВС |
США |
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
Методика |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
Испытуемые |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Объем |
выборки |
|
|
53 (33 испытуемых работали в ре |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
жиме |
|
разделения |
времени, |
20 — |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
в |
режиме |
пакетной обработки) |
||||||||
|
Испытуемые |
|
|
Студенты |
последнего |
курса |
|
||||||||||
|
Уровень |
квалификации |
Новички |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
Задачи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Число |
и |
тип |
|
|
Задачи из вводного курса |
програм |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
мирования |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Степень |
сложности |
|
Средняя |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Среднее |
время |
выполне |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
ния задания, |
ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Характеристики |
систем |
с открытым |
и закрытым |
доступом |
||||||||||||
|
Система |
с |
открытым |
до |
Вычислительная |
машина |
типа |
||||||||||
ступом |
|
|
|
|
|
GE |
635 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Система |
с |
закрытым |
до |
Вычислительная |
машина |
типа |
||||||||||
ступом |
|
|
|
|
|
В 5500 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
. |
Использованный |
язык |
В режиме разделения времени .— |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
язык BASIC, в режиме пакетной |
||||||||||
|
Время |
оборота |
пакета |
обработки — язык |
АЛГОЛ . |
|
|||||||||||
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
программ, |
ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
Порядок |
проведения |
|
эксперимента |
|
|
|
|
||||||
|
План |
эксперимента |
|
Сопоставление деятельности |
одно |
||||||||||||
|
Статистический |
анализ |
родных |
групп |
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
Исследование |
достоверности |
раз |
||||||||||||||
|
Управление порядком |
личия |
средних |
значений |
|
|
|
||||||||||
|
Инструктаж |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
проведения |
|
эксперимента |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Мотивационное |
регули |
Отметки |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
рование |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Процедуры |
регистрации |
Саморегистрация, |
вывод |
вычисли |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
тельной машиной на печать резуль |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
татов |
|
регистрации |
|
|
|
|
||||
: |
Основной |
показатель |
дея |
Число |
человеко-часов • |
|
|
|
|||||||||
тельности |
пользователя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
Оценки |
|
|
|
|
Число |
прогонов |
программы: |
оцен |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ка, выставляемая |
экспериментатором; |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
объективный |
контроль |
|
|
|
7-2019
бценкн эффективности деятельности
Объем выборки Число человеко-часов
Число прогонов програм мы
Отметка за выполнение задания
Индивидуальные разли чия (по числу затраченных человеко-часов)
Индивидуальные разли чия (по числу прогонов программы)
|
Продолжение |
табл,4.1 |
Результаты |
|
|
Группа |
Группа |
Уровень |
разделения |
пакетной |
|
времени |
обработки |
значимости |
33 |
20 |
— |
7,9 |
9,4 |
|
21 |
12 |
0,01 |
85,5 |
79,8 |
— |
От 2,6 до 27,2 (10:1) |
||
От |
3 до 79 (26:1) |
|
РЕ З Ю М Е
1.При использовании режима разделения времени наблюдается
тенденция к уменьшению числа |
человеко-часов, необходимых |
||||||
для |
решения |
стандартной |
задачи, и к |
улучшению |
качества |
||
окончательного |
результата |
(программы). |
Однако ни один из |
||||
этих |
эффектов |
не |
является |
статистически |
значимым. |
|
|
2. Режим пакетной |
обрасотки |
при |
решении |
стандартной |
задачи |
позволяет обойтись меньшим числом прогонов программы и меньшим машинным временем.
3. Индивидуальные различия по числу затрачиваемых человекочасов и по машинному времени намного существеннее разли чий, обусловленных использованием вычислительных систем
разных |
типов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица |
4.4 |
Основные характеристики |
и |
результаты |
экспериментального |
|||||
исследования, |
выполненного |
Адаме и |
Кохеном |
|
|
|||
|
|
|
Методика |
|
|
|
||
|
|
Испытуемые |
|
|
|
|||
Объем выборки |
|
8 |
|
|
|
|
||
Испытуемые |
|
|
Студенты |
|
|
|
||
Уровень |
квалификации |
|
Изменяется |
в широких пределах |
||||
|
|
|
Задачи |
|
|
|
|
|
Число |
и тип |
|
|
Две |
математические |
задачи |
|
|
Степень |
сложности |
|
От |
легких |
до задач |
средней |
слож |
|
|
|
|
ности |
|
|
|
|
|
Среднее |
время, |
затрачи |
|
5 |
|
|
|
|
ваемое на выполнение за дания, ч
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение |
табл. 4.4 |
||||
Характеристики |
систем |
с открытым и закрытым |
доступом |
||||||||||
Система с открытым до- |
Вычислительная |
машина |
типа |
||||||||||
стулом |
|
|
|
|
GE 265 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Система |
с |
закрытым |
до |
Вычислительная |
машина |
типа |
|||||||
ступом |
|
|
|
|
Control |
Dala |
6600 |
|
|
|
|
||
Использованный |
язык |
|
ФОРТРАН |
|
|
|
|
|
|
||||
Время |
оборота |
пакета |
«Мгновенное» |
|
|
|
|
|
|||||
программ, |
мин |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Порядок |
проведения |
эксперимента |
|
|
|
|
|||||
План эксперимента |
|
Сопоставление |
деятельности |
одно |
|||||||||
Статистический |
анализ |
родных |
|
групп |
|
|
|
|
|
||||
Исследование |
достоверности |
раз |
|||||||||||
Управление |
порядком |
личия |
средних |
значений |
|
|
|||||||
Недельное |
«вживание» |
в |
условия |
||||||||||
проведения эксперимента |
эксперимента |
|
|
|
|
|
|
||||||
Мотивационное |
регули- |
Испытуемые-добровольцы |
|
|
|
||||||||
гование |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Процедуры |
регистрации |
Саморегистрация |
студентов, |
а н |
|||||||||
Основной показатель дея |
кеты, |
автоматическая |
регистрация |
||||||||||
Число |
человеко-часов |
|
|
|
|||||||||
тельности |
пользователя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Оценки |
|
|
|
|
Анкета, |
машинное |
время |
|
|
Оценки Еффективности деятельности
Число человеко-часов (совместно для обеих задач)
Отметка за выполнение задания
Предпочтение студента
Индивидуальные разли чия
Затраты, связанные с ис пользованием вычислитель ной системы, долл.
Результаты
„ |
|
|
|
«Мгновенная» пакет- |
||
Разделение времени |
н а |
я обработка |
|
|||
|
11,0 |
|
|
|
10,2 |
|
5,5 |
правильных |
|
5 |
правильных |
|
|
|
решений |
|
|
решений |
|
|
7 : 1 |
в пользу |
|
«мгновенной» |
па |
||
|
кетной |
|
обработки |
|
||
Д л я |
пяти |
оценок |
времени, |
за |
||
траченного |
студентом, |
зафиксиро |
||||
ваны изменения |
в пределах от 3 : 1 |
|||||
|
|
до |
37,5 : 1 |
|
||
|
1000 |
|
|
|
150 |
|
РЕ З Ю М Е
1.Режимы разделения времени и «мгновенной» пакетной обработки одинаково эффективны в отношении затрат человеко-часов и
качества решения задач.
2.Денежные затраты, связанные с использованием вычислитель ной машины, при решении двух экспериментальных задач в режиме «мгновенной» пакетной обработки значительно меньше, чем в режиме разделения времени.
7*