Файл: Сакман Г. Решение задач в системе человек - ЭВМ пер. с англ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5. t

Номер

 

 

Название переменной

 

 

 

Характеристика

 

 

 

Тип оценки

 

 

 

 

А. Анкетный

опрос, проведенный

до

эксперимента

 

 

1

Опыт

работы с

языком моделиро

Какой вы

имеете

опыт

в

написа-| Девятибалльная шкала-

 

вания

DYNAMO

 

 

 

нии программ на языке моделиро-|

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вания

DYNAMO?

 

 

 

 

 

 

2

Опыт

изучения

динамики

разви

Какой вы имеете опыт в

анализе

То

же

 

тия промышленности

 

 

задач,

связанных

с

динамическими

 

 

 

 

 

 

 

 

 

закономерностями развития

промыш­

 

 

 

Опыт

 

использования

языкг

ленности?

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

Какой вы имеете опыт в исполь­

 

 

4

D Y N A M O в СПО

 

 

 

зовании языка DYNAMO в СПО?

 

 

Оценка

режима

пакетной

обработ

Каково значение СПО при анали­

 

 

 

ки

 

 

 

 

 

зе задач, связанных с динамически­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ми закономерностями развития про

 

 

5

Опыт

 

использования

 

 

мышленности?

 

 

 

 

 

 

 

 

языка

Какой вы имеете опыт в использо­

 

 

6

D Y N A M O в СРВ

 

 

вании языка DYNAMO в СРВ?

 

 

Оценка

режима

разделения

вре­

Каково значение СРВ при анали

 

 

 

мени

 

 

 

 

 

зе задач, связанных с динамическими

 

 

 

 

 

 

 

 

 

закономерностями развития

промыш

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ленности?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкетный

опрос, проведенный

после

эксперимента

 

 

 

Достаточность

времени

 

 

Достаточно

ли

было

отведенного

Да

1

 

 

 

 

 

 

 

вам времени для анализа задачи

Нет

 

 

 

 

 

 

 

 

«Динамика

строительной

 

отрасли»?

 

 

8

 

 

Дата

окончания

решения

задачи

Если

на

вопрос

7

 

вы

ответили

Число

и месяц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

то укажите, когда именно вы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

закончили

решение

 

задачи.

 

 

9

 

 

Требуемое

время

 

Если

на

вопрос

7

вы

ответили

Число

часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«нет», то укажите, сколько еще

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

времени вам потребовалось бы для

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

полного

решения задачи.

 

 

 

 

10

'

|

Качество

вычислительной

системы

В какой

степени

вычислительная

Девятибалльная шкала

система

оказалась

полезной

при ре­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

шении задачи «Динамика строитель­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ной отрасли» (СПО или СРВ)?

 

 

11

 

|

Удовлетворенность результатами

Насколько

вы

 

удовлетворены

То же

 

12

 

|

Качество

 

другой

системы

 

своим окончательным

 

результатом?

 

 

 

 

 

В какой

степени

вычислительная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

система другого типа могла бы ока­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

заться полезной при решении задачи

 

 

13

 

|

Опыт работы с языком моделиро­

«Динамика

строительной

отрасли»?

 

 

 

Какой вы имегте опыт в написа­

 

 

 

 

 

вания

DYNAMO

 

 

нии программ на языке моделиро­

 

 

14

 

|

Опыт

изучения

динамики

разви­

вания

DYNAMO?

 

 

 

 

 

 

 

 

Какой вы имеете опыт в анализе

 

 

 

 

 

тия промышленности

 

задач,

связанных

с

динамическими

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

закономерностями

развития

про­

 

 

15

 

|

Опыт

 

использования

языка

мышленности?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какой вы имеете опыт в использо­

 

 

 

 

 

DYNAMO

в

СПО

 

 

вании языка DYNAMO в СПО?

 

 

16

 

|

Оценка

режима

пакетной

. обра­

Каково значениеСПО

при

 

анализе

 

 

 

 

 

ботки

 

 

 

 

 

задач,

связанных

с

динамическими

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

закономерностями развития

промыш­

 

 

17

 

|

Опыт

 

использования

языка

ленности?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какой вы имеете опыт в использо­

 

 

 

 

 

D Y N A M O

в

СРВ

 

 

вании

языка

DYNAMO

в

СРВ?

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение табл. 5.2

Номер

 

 

Название переменно!!

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика

 

 

Тип оценки

18

Оценка

режима разделения

време­

Каково

значение

СРВ при

анали­

Девятибалльная шкала

 

ни

 

 

 

 

 

 

зе

задач,

связанных

с

динамически­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ми

закономерностями

развития про­

 

 

 

 

Время

 

установлени

первого

реша­

мышленности?

 

 

 

 

 

 

 

 

19

 

Когда

вы

сформулировали

общий

Число

часов

 

ющего

правила

 

 

 

принцип,

который

был

реализован

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в первом решающем правиле для

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мистера

X?

После

скольких

часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

работы

над

задачей?

 

 

 

 

 

 

20

Дата

 

установления

первого

ре­

Какого

числа

в марте?

 

 

Месяц

и

число

 

шающего

правила

 

 

 

Сколько

 

различных

общих

прин­

 

 

 

21

Варианты

решающих правил

 

 

Число

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ципов, положенных в основу ре­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

шающего

правила,

сформулировано

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вами

для

потенциального

использо­

 

 

 

 

Время

 

установления

последнего

вания

 

их

 

мистером

X?

 

 

 

 

 

22

 

Если

вы

сформулировали

больше

Число

часов

 

решающего

правила

 

 

 

одного

общего

принципа,

то

укажи­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

те,

когда

был

установлен

послед­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ний из использованных вами прин­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ципов? После скольких часов ра­

 

 

 

 

Дата

установления

последнего

ре­

боты

над

 

задачей?

 

 

 

 

 

 

 

23

Какого

числа

в марте?

 

 

Месяц

и

число

 

шающего

правила

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24

Оптимальное решающее правило

Если

вы

сформулировали

больше

Число

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

одного общего принципа, то ука­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

жите,

какой

из них

вы считаете наи-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

более

удачным?

(Первый,

 

второй

 

 

 

 

Время установления

оптимального

и т.

д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

Когда

вы сформулировали

опти­

Число

часов

 

решающего

правила

 

 

 

мальный с вашей точки зрения

прин­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

цип? После скольких часов работы

 

 

 

 

Дата

установления

оптимального

над

задачей?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26

Какого

 

числа

в

марте?

 

 

 

МесяЦ

и

число

 

решающего

правила

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27

Общее

время

решения

задачи

Сколько

всего

времени

вы

 

затра­

Число

часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тили

на

решение этой задачи?

 

 

 

 

28

Время

 

ознакомления с

задачей

Какую

 

часть

времени

вы

 

затра­

Проценты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тили

на

 

ознакомление

с

задачей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(приблизительно)?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2?

Время

поиска

общего

принципа

Какую

 

часть времени вы затра­

 

 

 

 

решения

 

 

 

 

 

 

 

тили

на

поиск

общего

принципа

ре­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

шения задачи?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30

Время

установления

значений па­

Какую

 

часть времени вы затра­

 

 

 

 

раметров

 

 

 

 

 

 

 

тили

на

установление

значений

па

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

раметров?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31

Время

редактирования

 

Какую

 

часть

времени

вы

 

затра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тили

на

 

редактирование?

 

 

 

 

 

 

 

32

Время

получения

результатов

Какую

 

часть

времени

вы

 

затра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тили

на

 

получение

 

результатов?

 

 

 

33

Время

ожидания результатов

Какую

 

часть времени вы затра­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тили

на

 

ожидание

 

результатов?

 

 

по девяти*

34

Отвлечение

внимания

 

Насколько

меньше

внимания

вы

Отметка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

стали

уделять

остальным

изучаемым

балльной

 

шкале

 

 

 

 

 

 

 

 

 

предметам из-за участия в этом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

проекте?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Число

часов

35.

Использование

времени,

отведен­

Сколько

времени

заняла

эта

ра

 

ного на

другие

предметы

бота

в

ущерб

другим

изучаемым

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вами

предметам?

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

Продолжение табл. 5.2

Номер

Название переменной

Характеристика

Тип оценки

 

В. Выполнение

экспериментального

задания

 

36

Оценка А: понимание динамики мо­

Оценка преподавателем письмен­

 

дели

ных

отчетов студентов.

37

Оценка В: стратегия, используе­

То

же

 

мая при работе с моделью

 

 

38Оценка С: универсальность мо­ дели

39Оценка D: восприимчивость и по­ нимание

40Интегральная оценка

Г.Оценки деятельности системы человек машина

Преподаватель вы­ ставляет отметки по пятнадцатибалдь.ной шка­ ле

"Го, ж е

Преподаватель

выстав­

ляет отметки

по деся­

тибалльной

шкале

То

ж е

 

Сумма баллов всех че­ тырех оценок

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

S3

Лучший результат (по обеим груп­

Максимальная

прибыль, получен­

Размер прибыли в

пам)

 

 

 

ная в результате операций с моделью,

долларах

 

 

 

 

записанной на

языке

моделирова­

 

Время

работы

центрального про­

ния

DYNAMO

 

 

 

Машинное время без учета вре­

Секунды

цессора

(по обеим

группам)

мени,

затраченного на

ввод/вывод

 

Общая

продолжительность выпол­

Число дней, затраченных на ре

Дни

нения задания

(по

обеим группам]

шение задачи

 

 

 

Общее число взаимодействий с вы­

Общее

количество

сообщений, вве

Целое число-

 

числительной

машиной

(только

для

денных

пользователем

в

вычисли

 

 

 

режима

разделения

времени)

 

тельную систему при работе в режиме

 

 

 

Сумма времени работы централь­

разделения

времени

 

 

 

 

 

 

 

Машинное

время, в которое

вклю

Секунды

 

ного процессора и времени вво­

чено время, затраченное на ввод/вы­

 

 

 

да/вывода (только для режима раз­ вод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

деления

времени).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Относительная

 

индивидуальная

Отношение

 

времени

работы

цент­

Процент»

 

производительность

(только

для

ре­

рального

процессора

к сумме

вре

 

 

 

жима разделения

времени)1

 

мени

работы

центрального

процессо­

 

 

 

Относительная

затрата

времени

на

ра и

времени

ввода/вывода

 

 

 

 

Отношение

 

времени,

затраченного

 

 

 

редактирование (только для режима на редактирование, к полной затра­

 

 

 

разделения

времени)

 

 

 

 

те машинного

времени

 

 

 

 

 

 

Относительная

затрата

времени

на

Отношение

времени,

затраченного

 

 

 

печать (только для режима разделе­

на печать, к полной затрате машин­

 

 

 

ния

времени)

 

 

 

 

 

 

 

ного

времени

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Относительные

затраты

Б ремени

Отношение

времени,

затраченного;

 

 

 

на

компиляцию

и

использование

на компиляцию программы, к пол­

 

 

 

программы (только для режима раз­

ной

затрате

 

машинного

времени

 

 

 

деления

времени)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Относительное

 

число

 

успешных

Отношение

числа

«успешных»

взаи­

 

 

 

взаимодействий

(только

для

режима

модействий к

их

общему

числу

 

 

 

разделения

времени)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целое

число

 

Общее

число

прогонов

 

програм­

Общее

число

прогонов

программы

 

мы (только

для

режима

пакетной

в режиме

пакетной

обработки

 

 

 

 

обработки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проценты

 

Относительное

 

число

 

успешных

Отношение

числа

успешных

про­

 

прогонов

программы

(только в ре­

гонов программы в режиме пакетной

 

 

 

жиме

пакетной

обработки)

 

 

 

обработки к их общему числу

 

 

 

 

Пакетная обработка или разде-

Экспериментальные

 

группы

 

Пакетная

обработка

I

ление

времени

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разделение времени

8


136

Глава 5

эффективности деятельности, получаемых с помощью автоматической регистрации. В их число входят макси­ мальный размер прибыли, достигнутый на модели пред­ принимательской деятельности, машинное время, общая продолжительность решения задачи, число ошибок и процентные характеристики отдельных элементов про­ цесса решения задачи в режиме разделения времени. Ниже на протяжении всей второй части к названию пере­ менной для удобства будет добавляться ее номер, соот­ ветствующий позиции в табл. 5.2.

5.5. Различия в режимах разделения

времени

и пакетной обработки

 

Исходные данные представляют

различия, связанные

с типом вычислительной системы. Описаны использован­ ные статистические процедуры, результаты сведены в

таблицу и дана

их предварительная интерпретация.

В табл. 5.3

приведены результаты исследования до­

стоверности различий в средних значениях оценок, соот­ ветствующих группам разделения времени и пакетной обработки. Эта таблица построена следующим образом. В первых шести колонках для всех рассматриваемых переменных по каждой экспериментальной группе ука­ заны значения объема выборки, выборочного среднего и выборочного среднеквадратичного отклонения. Колон­ ка, озаглавленная «Вероятность различия в средних зна­ чениях», показывает величину уровня значимости, соот­ ветствующую значению t (или F-критерия), вычисленно­ му для разности выборочных средних. Значения вероят­

ностей задаются тремя

значащими цифрами; приводят­

ся

лишь величины,

значимые

при

5%-ном уровне,

а

вероятности порядка

не более

0,001

представляются

значениями 0,001. В табл. 5.3 приведены лишь сущест­ венные переменные (всего 43), представляющие интерес для описания деятельности обеих групп.

Следующая колонка «Вероятность различия в сред­ неквадратичных отклонениях» характеризует значимость разностей выборочных дисперсий, подсчитанных для каждой из групп испытуемых. Этот параметр подсчитывается с помощью критерия Бартлетта, предназначенно-


Исследования работы человека с вычислительной системой 137

го для исследования однородности дисперсий. Соответ­ ствующий алгоритм был предусмотрен в использованном нами комплекте статистических программ. В случае не­ равенства дисперсий в колонке «Вероятность различия средних значений» указывается оценка значимости разности средних значений, подсчитанная по критерию Уэлша. (Применение критерия Уэлша для оценки значи­ мости разности средних не требует равенства соответ­ ствующих дисперсий; реализация этого критерия также предусматривается использованным нами комплектом статистических программ.) В последней колонке «Кор­ реляционное отношение» помещены оценки степени кор­ реляционной связи значений данной переменной, полу­ ченных для групп, работавших в открытом и закрытом режимах. Корреляция параметров экспериментальных групп, имеющих дихотомический характер, с нормально распределенными переменными определяется коэффици­ ентом бисериальной корреляции для дискретной случай­ ной величины1 . Корреляционное отношение является ме­ рой степени обнаруженной связи. Квадрат этого коэффи­ циента равен доле общей дисперсии, соответствующей групповым различиям. Как и в предыдущих случаях, в таблице помещены только те коэффициенты, которые

характеризуются

уровнем

значимости 5% (уровень зна­

чимости

корреляционного

отношения тот же, что ука­

зан для

разности

средних

значений).

Рассмотрим кратко особенно интересные результаты в последовательности их расположения в табл. 5.3. Пе­ ременная «Оценка режима разделения времени» (6) показывает, что до начала эксперимента группа разде­ ления времени оценивала режим разделения времени выше, чем группа пакетной обработки. Хотя этот резуль­ тат и обладает статистической значимостью, он лишь

1 Коэффициент бисериальной корреляции предназначен для из­ мерения корреляции двух величин, одна из которых является из­ меримой случайной переменной, а другая — дихотомической пере­ менной, характеризующейся отсутствием или наличием некоторого признака. В тех случаях, когда вместо непрерывной дихотомической случайной величины появляется дискретная случайная величина, принимающая одно из двух возможных значений, для оценки корре­ ляционной связи используется коэффициент бисериальной корреля­ ции для дискретной случайной величины. — Прим. перев.