Файл: Сакман Г. Решение задач в системе человек - ЭВМ пер. с англ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 132
Скачиваний: 0
Таблица 5.3
Оценка групповых различий в деятельности испытуемых в режимах разделения времени и пакетной обработки
Номер
Переменная |
Группа разделения времени |
|
Группа пакетной |
|
Вероят |
|
|||
|
обработки |
Вероят |
ность |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
различия |
Корреля |
|
|
|
|
|
|
|
|
ность |
средне |
|
|
Объем |
Среднее |
Средне |
Объем |
Среднее |
Средне |
различия |
квадра |
ционное |
Название |
квадратич |
квадратич |
средних |
тичных |
отношение |
||||
выбор |
значение |
ное откло |
выбор |
значение |
ное откло |
значений |
отклоне |
|
|
|
ки |
|
нение |
ки |
|
нение |
|
ний |
|
|
1 |
|
Опыт |
работы с |
языком |
29 |
2,103 |
0,9763 |
29 |
1,965 |
1,267 |
_ |
|
|
|||||
|
|
моделирования |
DYNAMO |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
2 |
|
Опыт |
изучения |
|
динами |
30 |
2,233 |
1,135 |
29 |
2,137 |
1,355 |
— |
— |
— |
||||
|
|
ки |
развития |
промышлен |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
3 |
ности |
|
|
использования |
30 |
1,366 |
1,098 |
29 |
1,206 |
0,6198 |
|
0,003 |
|
|||||
|
|
Опыт |
|
— |
— |
||||||||||||||
|
|
языка DYNAMO в СПО |
|
|
|
29 |
1,827 |
1,559 |
|
|
|
||||||||
|
4 |
|
Оценка |
режима |
пакет |
30 |
1,766 |
1,430 |
— |
— |
— |
||||||||
|
|
ной обработки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
5 |
|
Опыт |
|
использования |
30 |
2,733 |
1,257 |
29 |
2,586 |
1,323 |
— |
— |
— |
|||||
|
& |
языка DYNAMO в СРВ |
|
|
|
28 |
5,321 |
2,373 |
0,006 |
|
0,36 |
||||||||
|
|
Оценка |
режима |
разде |
28 |
6,928 |
1,844 |
— |
|||||||||||
|
7 |
ления |
времени |
|
времени |
25 |
0,6400 |
0,4899 |
20 |
0,4000 |
0,5026 |
|
|
|
|||||
|
|
Достаточность |
— |
— |
— |
||||||||||||||
|
8 |
. Дата окончания |
решения |
16 |
17,43 |
1,459 |
8 |
16,87 |
2,642 |
— |
— |
— |
|||||||
|
9 |
задачи |
|
|
|
|
|
|
|
9 |
9,222 |
10,76 |
11 |
9,818 |
6,289 |
|
|
|
|
|
|
Потребное время |
|
|
— |
— |
— |
||||||||||||
10 |
|
Качество |
вычислитель |
25 |
7,800 |
1,825 |
22 |
4,181 |
2,174 |
0,001 |
— |
0,68 |
|||||||
|
|
ной системы |
|
|
|
|
|
6,760 |
1,362 |
22 |
4,363 |
2,786 |
0,009 |
0,001 |
0,49 |
||||
11 |
|
Удовлетворенность |
ре |
25 |
|||||||||||||||
|
|
зультатами |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1— |
|
|
|
|
|
12 |
|
Качество |
второй"систе- |
24 |
3,125 |
1,848 |
22 |
8,090 |
0,9211 |
0,001 |
0,002 |
0,86^. |
|||||||
13 |
|
мы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Опытработы с языком |
25 |
4,760 |
.1,451 |
22 |
3,863 |
1,457 |
0,040 |
|
о , з а |
|||||||||
14 |
|
моделирования DYNAMO |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
Опыт изучения динамики |
25 |
4,600 |
1,290 |
22 |
4,000 |
1,380 |
|
|
|
|||||||||
15 |
|
развития |
|
промышленности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Опыт использования язы |
25 |
1,320 |
1,144 |
22 |
3,136 |
1,909 |
0,001 |
0,017 |
0,51- |
|||||||||
16 |
|
ка DYNAMO в СПО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Оценка |
режима пакетной |
16 |
2,187 |
1,276 |
22 |
3,227 |
1,950 |
|
|
|
||||||||
17 |
|
обработки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Опыт использования язы |
25 |
5,480 |
1,782 |
22 |
3,500 |
1,263 |
0,001 |
|
0,54 |
|||||||||
18 |
|
ка DYNAMO в СРВ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Оценка |
режима разделе |
25 |
8,000 |
1,040 |
22 |
7,545 |
1,010 |
|
|
|
||||||||
19 |
|
ния |
времени |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
, |
||
|
Время |
|
установления |
26 |
4,269 |
2,201 |
25 |
5,600 |
4,272 |
|
0,001 |
||||||||
|
первого |
решающего |
пра |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
20 |
вила |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дата |
установления пер |
26 |
13,95 |
2,125 |
20 |
13,55 |
2,327 |
|
|
|
||||||||
21 |
вого |
решающего |
правила |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
Варианты |
|
решающих |
26 |
2,461 |
0,9478 |
25 |
2,680 |
2,135 |
|
0,001 |
|
|||||||
22 |
правил |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Время |
|
установления |
26 |
7,461 |
3,972 |
25 |
12,08 |
7,604 |
0,010 |
0,001 |
0,36. |
|||||||
|
последнего |
решающего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
23 |
правила |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Дата |
установления |
по |
26 |
15,42 |
1,792 |
21 |
16,61 |
2,355 |
|
|
|
|||||||
|
следнего |
|
решающего |
пра |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
24 |
вила |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
_ |
|
|
|
|
> Оптимальное |
решающее |
26 |
2,192 |
1,059 |
25 |
2,320 |
1,676 |
0,026 |
|
|||||||||
25 |
правило |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Затрата |
времени на уста |
26 |
6,538 |
3,227 |
25 |
12,08 • |
6,744 |
0,001 |
0,001 |
0,47 |
||||||||
|
новление |
|
оптимального ре |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
шающего • правила
Номер
|
|
|
|
|
|
|
Продолясение |
табл. 5.5 |
|
Переменная |
Группа7разделепия |
времени |
Группа пакетной обработки |
Вероят |
Вероят |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
ность раз |
Корреля |
|
|
|
|
Средне |
|
|
Средне |
ность раз |
личия |
|
|
Объем |
Среднее |
Объем |
Среднее |
личия |
средне |
ционное , |
||
Название |
квадратич |
квадратич |
средних |
квадратич |
отношение' |
||||
выбор |
значение |
ное откло |
выбор |
значение |
ное откло |
значений |
ных откло |
|
|
|
ки |
|
нение |
ки |
|
нение |
|
нений |
|
26 |
Дата установления[опти- |
26 |
15,19т |
1,789 |
21 |
16,09 |
1,578 |
— |
— |
— |
|
мального |
[решающего пра |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вила |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
27 |
Общее |
время решения |
26 |
16,03 |
7,022 |
25 |
19,00 |
8,098 |
— |
— |
— ' |
задачи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
28 |
Время |
ознакомления |
26 |
10,57 |
9,625 |
21 |
18,42 |
14,77 |
0,043 |
0,045 |
0,31 |
с |
задачей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
29 |
Времь |
поиска |
общего |
26 |
30,96 |
16,18 |
24 |
24,58 |
15,08 |
|
принципа |
решения |
|
|
|
|
|
|
|
30 |
Время |
установления'зна- |
26 |
13,30 |
11,46 |
20 |
11,75 |
6,495 |
|
|
чений параметров |
|
|
|
|
|
|
|
|
31 |
Время |
редактирования |
26 |
15,07 |
9,736 |
25 |
15,24 |
10,49 |
|
32 |
Время получения |
резуль |
26 |
17,46 |
8,645 |
21 |
24,66 |
18,07^ |
|
|
татов |
|
|
|
|
|
|
|
|
— — —
— |
0,012 |
- — |
— — —
—0,001
33 |
Время ожидания резуль 26 |
5,692i 10,74 |
15 |
18,93 |
2 1 , 1 Г |
0,035 |
0,003 |
0,39 |
|
татов |
|
|
|
|
|
|
|
34 |
Перенос |
внимания |
26 |
6,461 |
2,063 |
25 |
6,280 |
2,264 |
|
|
35 |
Исполъзова ниеJep емени, |
26 |
6,384 |
4,418 |
24 |
9,041 |
7,497 |
— |
0,011 |
|
|
отведенного |
на другие |
|
|
|
|
|
|
|
|
предметы
36 |
Оценка |
А: |
понимание |
26 |
9,500 |
3,313 |
24 |
9,958 |
3,168 |
динамики |
модели |
|
|
|
|
|
|
||
37 |
Оценка |
В: |
стратегия, |
26 |
8,653 |
3,643 |
24 |
8,375 |
3,785 |
использованная |
при работе |
|
|
|
|
|
|
||
с |
моделью |
|
|
|
|
|
|
|
|
— — —
— — —
38 |
Оценка |
С: |
операбель- |
26 |
3,038 |
3,515 |
24 |
2,583 |
3,282 |
— |
— |
— |
|
|
ность модели |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
39 |
Оценка |
D: восприимчи |
26 |
5,346 |
2,189 |
24 |
3,916 |
1,954 |
0,019 |
— |
0,33! |
||
|
вость и понимание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
40 |
Интегральная |
оценка |
26 |
26,53 |
10,15 |
24 |
24,83 |
9,765 |
— |
— |
— |
||
41 |
Лучший |
результат |
25 |
1444 |
203,2 |
20 |
1244 |
226,7 |
0,003 |
— |
0,43' |
||
42 |
Время работы |
централь |
27 |
343,9 |
157,6 |
28 |
71,78 |
59,63 |
0,001 |
0,001 |
0,76 |
||
|
ного процессора |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
43 |
Общая |
продолжитель |
27 |
4,296 |
1,996 |
28 |
4,071 |
1,998 |
|
|
|
||
|
ность выполнения |
задания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
142 |
Глава S |
подчеркивает случайность процедуры распределения сту дентов по экспериментальным группам.
Переменная «Качество вычислительной системы» (10) свидетельствует о том, что после завершения экспери мента предпочтение вполне определенно отдается от крытому доступу. Этот вывод подтверждается практи чески аналогичными результатами по двум переменным: «Удовлетворенность результатами» (11) и «Качество второй вычислительной системы» (12). Группа разделе ния времени была удовлетворена своим конечным ре зультатом в большей степени, чем группа пакетной обра ботки. Кроме того, первая продемонстрировала большее согласие в оценках, чем вторая, что нашло отражение в существенно меньшем среднеквадратичном отклонении. Значения оценки «Качество второй вычислительной си стемы» относятся к наиболее поразительным результа там нашего исследования. Группа пакетной обработки разделение времени оценила в среднем восемью балла ми по девятибалльной шкале, в то время как группа разделения времени выставила пакетной обработке три балла. Межгрупповое перекрытие отметок почти не име ло места, что следует из очень большого значения кор реляционного отношения (0,86). Далее, в то время как среднеквадратичное отклонение оценок испытуемых, ис пользовавших открытый режим, составляло около двух баллов по той же шкале, в группе закрытого режима среднеквадратичное отклонение оказалось существенно меньше, порядка одного балла, что свидетельствует о выработке у них устойчивого положительного стереоти па по отношению к разделению времени.
Значимость разности средних значений, установлен ная для переменной 13 (Опыт работы с языком модели рования DYNAMO), показывает, что опыт использования языка в условиях открытого доступа считается испытуе мым более эффективным, чем опыт, приобретенный при закрытом доступе, с точки зрения искусства обращения с языком моделирования DYNAMO. На основании этого вывода можно сделать предположение, что возможность узнавать результаты своих попыток сразу, свойственная открытому режиму, больше способствует успешному овладению языками пользователем, чем получение под-
Исследования |
работы человека |
с вычислительной системой |
143 |
крепления |
со значительным |
• запаздыванием, как |
это |
происходит при закрытом доступе к вычислительной ма шине.
Значимость разности средних, установленная для переменных 15 и 17, выражает тривиальные результаты. Действительно, эти выводы означают, что после завер шения эксперимента группа разделения времени приоб ретает больший опыт работы в открытом режиме, а груп па пакетной обработки — в закрытом режиме.
Переменная 19, определяющая число часов, необхо димых студенту для выработки первого решающего пра-^ вила, обеспечивающего увеличение размера прибыли, демонстрирует значительное, но не значимое преимуще ство режима разделения времени. Преимущество разде ления времени (24%) нейтрализуется статистически до вольно большой дисперсией, зафиксированной в группе пакетной обработки. Если все испытуемые, действовав шие в открытом режиме, сформировали первое решаю щее правило не позже чем через 9 ч после начала ра боты, четырем испытуемым из группы пакетной обработ ки потребовалось для получения этого результата 10— 20 ч. Совместное рассмотрение разности средних значе ний и дисперсий позволяет допустить, что разделение времени способствует ускорению прогресса на начальной стадии решения задачи и благоприятствует сглаживанию самых существенных индивидуальных различий, прояв ляющихся в процессе реализации решения, по крайней мере у наименее успешно справляющихся с заданием студентов.
Переменная «Затрата времени на установление по следнего решающего правила» (22) и переменная «За трата времени на установление оптимального решающе
го правила» (25) |
(их оценки весьма сходны и между |
ними существует |
сильная взаимная корреляция) дают |
результаты, хорошо согласующиеся с тенденциями, от меченными выше для переменной «Затрата времени на установление первого решающего правила». Таким обра зом, оптимальные решающие правила находятся быст рее при использовании режима разделения времени, а деятельность испытуемых из группы разделения време ни в процессе формирования этих правил отличается
144 |
Глава 5 |
существенно меньшими |
вариациями. Средние значения |
и среднеквадратичные отклонения затрат времени испы туемыми, работавшими в открытом режиме, меньше, чем соответствующие оценки, подсчитанные для испытуемых, использовавших закрытый режим. Это подтверждает не только предположение об упрощении и ускорении про цесса получения решения в режиме разделения времени, но и допущение о нивелировке индивидуальных разли чий по времени получения решения, особенно для испы туемых, наименее удачно справляющихся с эксперимен тальным заданием. Так, например, для получения окон чательного решающего правила 15 чел-ч потребовалось лишь двум испытуемым из группы разделения времени, тогда как в группе пакетной обработки таких испытуе мых оказалось девять.
Переменная «Общее время решения задачи» (27) указывает на весьма существенное преимущество груп пы разделения времени (3 чел-ч), которое, однако, не является статистически значимым. Очевидно, это объяс няется комплексным воздействием двух факторов: до пустимостью множества решений исследуемой на модели задачи, что позволяет студентам при продолжении ре шения продолжать увеличивать размер прибыли, и на личием жесткого срока представления выполненного задания. Если бы испытуемые получили указание пре кращать решение по достижении определенного уровня прибыли, разница в затрате человеко-часов, вероятно, была бы выражена значительно более явно. Об этом свидетельствует также значимость групповых различий, отмеченная выше для затрат человеко-часов на установ ление решающего правила в процессе решения задачи.
Переменная 28 дает статистически значимые резуль таты для «Времени ознакомления», представляющего
собой оценку |
студентами доли времени, приходящейся |
||
на «раскачку» |
и |
усвоение |
экспериментального задания. |
Группа закрытого |
доступа |
тратит на «раскачку» почти |
вдвое больше времени, а значение соответствующего среднеквадратичного отклонения на 50% больше, чем в группе разделения времени. Эти данные подтверждают^ гипотезу, согласно которой практическое сведение на нет времени оборота системы и средства взаимодействия