Файл: Сакман Г. Решение задач в системе человек - ЭВМ пер. с англ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 5.3

Оценка групповых различий в деятельности испытуемых в режимах разделения времени и пакетной обработки

Номер

Переменная

Группа разделения времени

 

Группа пакетной

 

Вероят­

 

 

обработки

Вероят­

ность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

различия

Корреля­

 

 

 

 

 

 

 

ность

средне­

 

Объем

Среднее

Средне­

Объем

Среднее

Средне­

различия

квадра­

ционное

Название

квадратич­

квадратич­

средних

тичных

отношение

выбор­

значение

ное откло­

выбор­

значение

ное откло­

значений

отклоне­

 

 

ки

 

нение

ки

 

нение

 

ний

 

 

1

 

Опыт

работы с

языком

29

2,103

0,9763

29

1,965

1,267

_

 

 

 

 

моделирования

DYNAMO

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

Опыт

изучения

 

динами­

30

2,233

1,135

29

2,137

1,355

 

 

ки

развития

промышлен­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

ности

 

 

использования

30

1,366

1,098

29

1,206

0,6198

 

0,003

 

 

 

Опыт

 

 

 

языка DYNAMO в СПО

 

 

 

29

1,827

1,559

 

 

 

 

4

 

Оценка

режима

пакет­

30

1,766

1,430

 

 

ной обработки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

Опыт

 

использования

30

2,733

1,257

29

2,586

1,323

 

&

языка DYNAMO в СРВ

 

 

 

28

5,321

2,373

0,006

 

0,36

 

 

Оценка

режима

разде­

28

6,928

1,844

 

7

ления

времени

 

времени

25

0,6400

0,4899

20

0,4000

0,5026

 

 

 

 

 

Достаточность

 

8

. Дата окончания

решения

16

17,43

1,459

8

16,87

2,642

 

9

задачи

 

 

 

 

 

 

 

9

9,222

10,76

11

9,818

6,289

 

 

 

 

 

Потребное время

 

 

10

 

Качество

вычислитель­

25

7,800

1,825

22

4,181

2,174

0,001

0,68

 

 

ной системы

 

 

 

 

 

6,760

1,362

22

4,363

2,786

0,009

0,001

0,49

11

 

Удовлетворенность

ре­

25

 

 

зультатами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1—

 

 

 

 

 

12

 

Качество

второй"систе-

24

3,125

1,848

22

8,090

0,9211

0,001

0,002

0,86^.

13

 

мы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опытработы с языком

25

4,760

.1,451

22

3,863

1,457

0,040

 

о , з а

14

 

моделирования DYNAMO

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт изучения динамики

25

4,600

1,290

22

4,000

1,380

 

 

 

15

 

развития

 

промышленности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт использования язы­

25

1,320

1,144

22

3,136

1,909

0,001

0,017

0,51-

16

 

ка DYNAMO в СПО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка

режима пакетной

16

2,187

1,276

22

3,227

1,950

 

 

 

17

 

обработки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт использования язы­

25

5,480

1,782

22

3,500

1,263

0,001

 

0,54

18

 

ка DYNAMO в СРВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка

режима разделе­

25

8,000

1,040

22

7,545

1,010

 

 

 

19

 

ния

времени

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

,

 

Время

 

установления

26

4,269

2,201

25

5,600

4,272

 

0,001

 

первого

решающего

пра­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

вила

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата

установления пер­

26

13,95

2,125

20

13,55

2,327

 

 

 

21

вого

решающего

правила

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Варианты

 

решающих

26

2,461

0,9478

25

2,680

2,135

 

0,001

 

22

правил

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Время

 

установления

26

7,461

3,972

25

12,08

7,604

0,010

0,001

0,36.

 

последнего

решающего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

правила

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата

установления

по­

26

15,42

1,792

21

16,61

2,355

 

 

 

 

следнего

 

решающего

пра­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24

вила

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_

 

 

 

> Оптимальное

решающее

26

2,192

1,059

25

2,320

1,676

0,026

 

25

правило

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Затрата

времени на уста­

26

6,538

3,227

25

12,08 •

6,744

0,001

0,001

0,47

 

новление

 

оптимального ре­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

шающего • правила


Номер

 

 

 

 

 

 

 

Продолясение

табл. 5.5

Переменная

Группа7разделепия

времени

Группа пакетной обработки

Вероят­

Вероят­

 

 

 

 

 

 

 

 

ность раз­

Корреля­

 

 

 

Средне­

 

 

Средне­

ность раз­

личия

 

Объем

Среднее

Объем

Среднее

личия

средне­

ционное ,

Название

квадратич­

квадратич­

средних

квадратич­

отношение'

выбор­

значение

ное откло­

выбор­

значение

ное откло­

значений

ных откло­

 

 

ки

 

нение

ки

 

нение

 

нений

 

26

Дата установления[опти-

26

15,19т

1,789

21

16,09

1,578

мального

[решающего пра­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вила

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27

Общее

время решения

26

16,03

7,022

25

19,00

8,098

— '

задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28

Время

ознакомления

26

10,57

9,625

21

18,42

14,77

0,043

0,045

0,31

с

задачей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29

Времь

поиска

общего

26

30,96

16,18

24

24,58

15,08

 

принципа

решения

 

 

 

 

 

 

 

30

Время

установления'зна-

26

13,30

11,46

20

11,75

6,495

 

чений параметров

 

 

 

 

 

 

 

31

Время

редактирования

26

15,07

9,736

25

15,24

10,49

32

Время получения

резуль­

26

17,46

8,645

21

24,66

18,07^

 

татов

 

 

 

 

 

 

 

 

— — —

0,012

- —

— — —

0,001

33

Время ожидания резуль­ 26

5,692i 10,74

15

18,93

2 1 , 1 Г

0,035

0,003

0,39

 

татов

 

 

 

 

 

 

 

34

Перенос

внимания

26

6,461

2,063

25

6,280

2,264

 

 

35

Исполъзова ниеJep емени,

26

6,384

4,418

24

9,041

7,497

0,011

 

отведенного

на другие

 

 

 

 

 

 

 

 

предметы

36

Оценка

А:

понимание

26

9,500

3,313

24

9,958

3,168

динамики

модели

 

 

 

 

 

 

37

Оценка

В:

стратегия,

26

8,653

3,643

24

8,375

3,785

использованная

при работе

 

 

 

 

 

 

с

моделью

 

 

 

 

 

 

 

 

— — —

— — —

38

Оценка

С:

операбель-

26

3,038

3,515

24

2,583

3,282

 

ность модели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39

Оценка

D: восприимчи­

26

5,346

2,189

24

3,916

1,954

0,019

0,33!

 

вость и понимание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40

Интегральная

оценка

26

26,53

10,15

24

24,83

9,765

41

Лучший

результат

25

1444

203,2

20

1244

226,7

0,003

0,43'

42

Время работы

централь­

27

343,9

157,6

28

71,78

59,63

0,001

0,001

0,76

 

ного процессора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43

Общая

продолжитель­

27

4,296

1,996

28

4,071

1,998

 

 

 

 

ность выполнения

задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 


142

Глава S

подчеркивает случайность процедуры распределения сту­ дентов по экспериментальным группам.

Переменная «Качество вычислительной системы» (10) свидетельствует о том, что после завершения экспери­ мента предпочтение вполне определенно отдается от­ крытому доступу. Этот вывод подтверждается практи­ чески аналогичными результатами по двум переменным: «Удовлетворенность результатами» (11) и «Качество второй вычислительной системы» (12). Группа разделе­ ния времени была удовлетворена своим конечным ре­ зультатом в большей степени, чем группа пакетной обра­ ботки. Кроме того, первая продемонстрировала большее согласие в оценках, чем вторая, что нашло отражение в существенно меньшем среднеквадратичном отклонении. Значения оценки «Качество второй вычислительной си­ стемы» относятся к наиболее поразительным результа­ там нашего исследования. Группа пакетной обработки разделение времени оценила в среднем восемью балла­ ми по девятибалльной шкале, в то время как группа разделения времени выставила пакетной обработке три балла. Межгрупповое перекрытие отметок почти не име­ ло места, что следует из очень большого значения кор­ реляционного отношения (0,86). Далее, в то время как среднеквадратичное отклонение оценок испытуемых, ис­ пользовавших открытый режим, составляло около двух баллов по той же шкале, в группе закрытого режима среднеквадратичное отклонение оказалось существенно меньше, порядка одного балла, что свидетельствует о выработке у них устойчивого положительного стереоти­ па по отношению к разделению времени.

Значимость разности средних значений, установлен­ ная для переменной 13 (Опыт работы с языком модели­ рования DYNAMO), показывает, что опыт использования языка в условиях открытого доступа считается испытуе­ мым более эффективным, чем опыт, приобретенный при закрытом доступе, с точки зрения искусства обращения с языком моделирования DYNAMO. На основании этого вывода можно сделать предположение, что возможность узнавать результаты своих попыток сразу, свойственная открытому режиму, больше способствует успешному овладению языками пользователем, чем получение под-

Исследования

работы человека

с вычислительной системой

143

крепления

со значительным

• запаздыванием, как

это

происходит при закрытом доступе к вычислительной ма­ шине.

Значимость разности средних, установленная для переменных 15 и 17, выражает тривиальные результаты. Действительно, эти выводы означают, что после завер­ шения эксперимента группа разделения времени приоб­ ретает больший опыт работы в открытом режиме, а груп­ па пакетной обработки — в закрытом режиме.

Переменная 19, определяющая число часов, необхо­ димых студенту для выработки первого решающего пра-^ вила, обеспечивающего увеличение размера прибыли, демонстрирует значительное, но не значимое преимуще­ ство режима разделения времени. Преимущество разде­ ления времени (24%) нейтрализуется статистически до­ вольно большой дисперсией, зафиксированной в группе пакетной обработки. Если все испытуемые, действовав­ шие в открытом режиме, сформировали первое решаю­ щее правило не позже чем через 9 ч после начала ра­ боты, четырем испытуемым из группы пакетной обработ­ ки потребовалось для получения этого результата 10— 20 ч. Совместное рассмотрение разности средних значе­ ний и дисперсий позволяет допустить, что разделение времени способствует ускорению прогресса на начальной стадии решения задачи и благоприятствует сглаживанию самых существенных индивидуальных различий, прояв­ ляющихся в процессе реализации решения, по крайней мере у наименее успешно справляющихся с заданием студентов.

Переменная «Затрата времени на установление по­ следнего решающего правила» (22) и переменная «За­ трата времени на установление оптимального решающе­

го правила» (25)

(их оценки весьма сходны и между

ними существует

сильная взаимная корреляция) дают

результаты, хорошо согласующиеся с тенденциями, от­ меченными выше для переменной «Затрата времени на установление первого решающего правила». Таким обра­ зом, оптимальные решающие правила находятся быст­ рее при использовании режима разделения времени, а деятельность испытуемых из группы разделения време­ ни в процессе формирования этих правил отличается


144

Глава 5

существенно меньшими

вариациями. Средние значения

и среднеквадратичные отклонения затрат времени испы­ туемыми, работавшими в открытом режиме, меньше, чем соответствующие оценки, подсчитанные для испытуемых, использовавших закрытый режим. Это подтверждает не только предположение об упрощении и ускорении про­ цесса получения решения в режиме разделения времени, но и допущение о нивелировке индивидуальных разли­ чий по времени получения решения, особенно для испы­ туемых, наименее удачно справляющихся с эксперимен­ тальным заданием. Так, например, для получения окон­ чательного решающего правила 15 чел-ч потребовалось лишь двум испытуемым из группы разделения времени, тогда как в группе пакетной обработки таких испытуе­ мых оказалось девять.

Переменная «Общее время решения задачи» (27) указывает на весьма существенное преимущество груп­ пы разделения времени (3 чел-ч), которое, однако, не является статистически значимым. Очевидно, это объяс­ няется комплексным воздействием двух факторов: до­ пустимостью множества решений исследуемой на модели задачи, что позволяет студентам при продолжении ре­ шения продолжать увеличивать размер прибыли, и на­ личием жесткого срока представления выполненного задания. Если бы испытуемые получили указание пре­ кращать решение по достижении определенного уровня прибыли, разница в затрате человеко-часов, вероятно, была бы выражена значительно более явно. Об этом свидетельствует также значимость групповых различий, отмеченная выше для затрат человеко-часов на установ­ ление решающего правила в процессе решения задачи.

Переменная 28 дает статистически значимые резуль­ таты для «Времени ознакомления», представляющего

собой оценку

студентами доли времени, приходящейся

на «раскачку»

и

усвоение

экспериментального задания.

Группа закрытого

доступа

тратит на «раскачку» почти

вдвое больше времени, а значение соответствующего среднеквадратичного отклонения на 50% больше, чем в группе разделения времени. Эти данные подтверждают^ гипотезу, согласно которой практическое сведение на нет времени оборота системы и средства взаимодействия