Файл: Сакман Г. Решение задач в системе человек - ЭВМ пер. с англ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Интерпретация результатов

175

зависит от проблематичной представительности экспери­ ментальной задачи.

Экспериментальная процедура включала ряд огра­ ничений, многие из которых неизбежны. Например, пер­ воначальный размер группы 66 студентов был слишком велик, чтобы можно было осуществить тщательное на­ блюдение за испытуемыми и получить таким путем уве­ ренность в том, что правила и порядок проведения экс­ перимента выполнялись во всех случаях. В связи с этим в числе других фактов была отмечена неточность инфор­ мации; в особенности это относится к анкетным вопро­ сам. О некоторых переменных информация практически, отсутствовала. Следующее ограничение метода связано с контролем за обеспечением открытого и закрытого до­ ступа для испытуемых в ходе эксперимента. В режиме пакетной обработки студентам приходилось сталкивать­ ся с обычными для пакетного обслуживания непредска­ зуемыми очередями, периодами пиковой нагрузки, си­ стемным запаздыванием и неопределенной изменчиво­ стью времени обращения. Коль скоро эти неудобства представляли собой условия, типичные для обычной па­ кетной обработки, они являлись частью эксперимента.

В открытом режиме для пользователей предназнача­ лись четыре пульта максимально с одночасовым перио­ дом для занятий, если только не поступало никаких дополнительных требований. Такое распределение хоро­ шо работало в начале эксперимента и менее эффектив­ но— в конце, когда студенты требовали слишком много терминалов. Это условие должно выполняться для луч­ шего отражения реальных условий по сравнению с га­ рантированным доступом в любой момент времени.

Многочисленные проблемы были связаны также с по­ казателями работы. Машинное время для обоих режи­ мов строго сравнить нельзя, так как процесс редактиро­ вания и компилирования для этого частного языка и имитационной модели в режиме разделения времени управляется менее эффективно и поэтому требует боль­ шего машинного времени, чем те же виды программных операций при пакетной обработке. Анкеты, вероятно, приводили к семантическим проблемам и различиям в субъективных оценках. Например, для многих вопросов

176

Глава 7

использовалась равномерная девятибалльная шкала оце­ нок, от низшей до высшей. Следует отметить, что введе­ ние отдельных качественных характеристик для каждого балла шкалы на каждый вопрос может сделать оценки более конкретными и ясными. Возможно, это приведет к сокращению числа баллов в шкале. Студентами исполь­ зовалась вся девятибалльная шкала и статистические ре­ зультаты обычно были значимыми. Тем не менее необ­ ходимо еще проделать большую работу по стандартиза­ ции сравнимых оценок пользователей при взаимодейст­ вии человека и вычислительной системы.

Следующие затруднения связаны с формированием исчерпывающих и однозначных дескрипторов деятель­ ности пользователя. В настоящем исследовании была принята классификация на шесть категорий: время для повторного ознакомления, общее концептуальное время, параметрическое время, время редактирования, время решения и время ожидания результатов. Хотя нельзя утверждать, что эти категории однозначны, ис­ черпывающи или ясны, по-видимому, они достаточно хорошо понимались испытуемыми, и результаты измере­

ний по этим параметрам имели

смысл и были полезны

по крайней мере на начальной

стадии исследований.

Необходимо проводить также дальнейшую работу по усовершенствованию эмпирических категорий, получае­ мых и проверяемых на представительной группе пользо­ вателей с представительными задачами.

Другая проблема связана с использованием оценок, выставляемых преподавателями за студенческие отчеты. Вероятно, никого не удивит, что оценки преподавателя, относящиеся к динамике, стратегии, операбельное™ и восприимчивости, взаимно коррелируются и отражают неизбежный эффект от общего благоприятного или не­ благоприятного впечатления, производимого отчетом на преподавателя. Несмотря на это, подобные оценки, да­ ваемые независимо от хода решения задачи, в большин­ стве случаев оказались полезными при исследовании и проверке зависимостей, существующих между концеп­ туальными и другими навыками в решении задач. Необ­ ходимо продолжать работу по улучшению как систем экспертных оценок, так и эмпирических шкал.


Интерпретация

результатов

177

7. 2. Различия между решениями задач в открытом и закрытом режимах

Используя результаты этого эксперимента, можно выявить основные различия между открытым и закры­ тым режимами решения задач: режим пакетной обра­ ботки благоприятствует более экономичной работе вы­ числительной системы, тогда как режим разделения времени эффективнее и обеспечивает более высококачественную работу пользователя. Основаниями для таких выводов служат следующие факты: уменьшение затрат машинного времени в режиме пакетной обработки (да­ же в том случае, когда в режиме с разделением времени допускается свободный доступ для дополнительного ре­ дактирования и компилирования); уменьшение времени и усилий, затрачиваемых пользователем в режиме раз­ деления времени (на протяжении почти всей работы); явное предпочтение, оказываемое открытому режиму всеми испытуемыми, и несомненное преимущество в раз­ мере прибыли, получаемой испытуемыми, работающими

врежиме разделения времени.

7.2.1.Машинное время

Как выглядят групповые различия с поведенческой точки зрения или с точки зрения решения задач? Раз­ личия в затратах машинного времени не должны сво­ диться лишь к экономическим преимуществам режимя пакетной обработки. Суть дела более глубокая. С пове­ денческой точки зрения открытый режим предоставляет пользователю быструю обратную связь и быстрое полу­ чение результатов; закрытый режим обеспечивает обрат­ ную связь с запаздыванием, в данном случае много ча­ сов спустя, то есть сразу же после того, как очистилась оперативная память, занятая под задачу. Очевидно, что быстрое получение результатов благоприятно для поль­ зователя, так как обеспечивает его более эффективным внутренним подкреплением. Благодаря этому немедлен­ ному подкреплению и с помощью ЭВМ, снова готовой к использованию, испытуемый стремится проверить дру­ гие варианты, пока не исчерпает свой собственный набор

12-2019


178 Глава 7

альтернатив. Это приводит к более интенсивной эксплуа­ тации вычислительной системы и (в поисках высокого качества) к большему, а не меньшему времени работы вычислительной системы. С другой стороны, увеличение времени работы пульта может привести к обратным ре­

зультатам

и оказывается

непродуктивным,

если новые

варианты

сформированы

небрежно,

если

пользователь

ведет проверку вариантов в течение

долгого времени

или у него возникают затруднения

при

обдумывании

задачи. Следует отметить, что затраты машинного вре­ мени нужно оценивать как с точки зрения человека, так и с точки зрения эффективности работы вычислительной машины; увеличение машинного времени может быть необходимо не только для повышения эффективности деятельности пользователя, но также и для улучшения технико-экономических показателей системы в целом. Поскольку при промышленном использовании ЭВМ стои­ мость собственно машинной части снижается, а расхо­

ды, связанные

с работой человека на ЭВМ,

возраста­

ют, уравнение,

используемое при технико-экономическом

анализе, все в большей степени определяется

человече­

скими факторами.

 

 

7.2.2. Переносимость

обучения

 

Заслуживают внимания и другие поведенческие раз­ личия между двумя режимами. Например, группа, ра­ ботавшая в режиме с разделением времени, в большей степени обучалась языку DYNAMO на собственном опьь те, чем группа, работавшая в пакетном режиме, по край­ ней мере в отношении сравнимых оценок. Таким обра­ зом, можно сделать вывод, что если открытый режим решения задач представляет собой более эффективный метод самообучения, то при прочих равных услови­ ях пользователи при открытом доступе имеют лучшую подготовку для работы над новыми задачами, включаю­ щими такие же или сходные навыки и процедуры обра­ ботки информации.


 

Интерпретация

результатов

179

7.2.3. Отказы

и маргинальные

исполнители

Сходный

поведенческий

результат

потенциально

большого социального значения касается следующих во­ просов: насколько быстро испытуемые могли начать ре­ шать задачу и сколько из них бросало решение из-за того, что они не добились никакого успеха? Табл. 5.3 показывает, что обе группы испытуемых начинали при­

близительно

в одно

и то

же

время

(переменная

20),

причем группа открытого доступа устанавливала

свое

первое

решающее правило за

более

короткое

время и

с гораздо

меньшей

вариабельностью

(переменная

19).

Исследование

плотности

распределения окончательных

размеров

прибыли

обнаруживает

8

отказов

в режиме

разделения

времени

(испытуемым

не

удается

получить

на модели

решение,

обеспечивающее

норму

прибыли,

равную

1000

долл.)

и 13

отказов

в

режиме

пакетной

обработки. (Эта разница наводит на

размышления, но

не является статистически

значимой.)

Подобная инфор­

мация показывает, что в пакетном режиме плохим ис­ полнителям труднее начать решение, и, кроме того, многие из них были настолько обескуражены, что пре­ кращали дальнейшие попытки получить решения. По­ следующие значения показали, что оценки деятельности этих исполнителей находились на нижнем конце шкалы.

Почему? По-видимому,

частично ответ можно найти

в двух взаимосвязанных

факторах — влиянии обратной

связи и психологии неудач. Как упоминалось выше, за­ паздывание обратной связи ведет к менее эффективному обучению с менее эффективным пониманием возможных решений задачи. Что касается неудач, то открытый ре­ жим допускает повторные немедленные попытки и, по существу, приемлем при повторяющихся неудача,х. За­ крытый режим обеспечивает одну попытку, после кото­ рой пользователь должен ожидать следующего цикла обращения, прежде чем получит дальнейшую информа­ цию об обратной связи. Нерешительный, неуверенный, неумелый исполнитель нуждается в дополнительных по­ пытках, постоянной поддержке и может совершать боль­ шее число ошибок на первом этапе решения, если он во­ обще когда-либо приступит к нему. Все мы учимся на 12*


180

Глава 7

своих ошибках, причем одни делают больше ошибок, другие — меньше. Закрытый режим способствует возник­ новению возможных отказов от решения, вынуждая пользователя беспокоиться о его недостаточной эффек­ тивности и задевая легко ранимое чувство собственного достоинства на протяжении многих часов, прежде чем им будет получен очередной ответ от машины (со средней вероятностью ошибки). В результате всего этого поль­ зователь поддается искушению расстроиться, отвлечься

нотказаться от дальнейшего решения.

Вэкспериментах, посвященных расчлененному и це­ лостному обучению, достоверно установлено, что менее опытные и искусные испытуемые стремятся разбивать задачи, связанные с заучиванием наизусть, и голово­

ломки на

небольшие части, с которыми легче

справить­

ся и для

которых молено быстро получить

предвари­

тельные результаты. Режим разделения времени способ­ ствует быстрому успеху плохого исполнителя на первых этапах решения. При пакетной обработке режим реше­ ния задачи в основном сводится к принципу «черное или белое», «все или ничего», исключающему промежуточ­ ные результаты. Такие факторы открытого режима, как немедленное подкрепление, возможность планомерной работы .и благоприятные условия для успешных дейст­ вий на вычислительной машине, приводят к тому, что маргинальный исполнитель предпочитает именно этот режим.

7.2.4. Ошибки человека

Ошибочные результаты позволяют лучше понять ха­ рактер и степень индивидуальных различий в условиях открытого и закрытого доступа при решении задач. К со­ жалению, об ошибках при взаимодействии человека и вычислительной системы известно очень немного. Основ-| ные данные об ошибках для этого исследования приве­ дены в табл. 7.1. В связи с тем, что ошибки в обоих режимах нельзя сравнивать непосредственно из-за того, что взаимодействия в СРВ отличаются от циклов пакет­ ной обработки, в названии таблицы используется поня­ тие «аналогичных», а не «сравнимых» оценок ошибок, в соответствии с чем их и следует интерпретировать.