Файл: Сакман Г. Решение задач в системе человек - ЭВМ пер. с англ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 0
Интерпретация результатов |
175 |
зависит от проблематичной представительности экспери ментальной задачи.
Экспериментальная процедура включала ряд огра ничений, многие из которых неизбежны. Например, пер воначальный размер группы 66 студентов был слишком велик, чтобы можно было осуществить тщательное на блюдение за испытуемыми и получить таким путем уве ренность в том, что правила и порядок проведения экс перимента выполнялись во всех случаях. В связи с этим в числе других фактов была отмечена неточность инфор мации; в особенности это относится к анкетным вопро сам. О некоторых переменных информация практически, отсутствовала. Следующее ограничение метода связано с контролем за обеспечением открытого и закрытого до ступа для испытуемых в ходе эксперимента. В режиме пакетной обработки студентам приходилось сталкивать ся с обычными для пакетного обслуживания непредска зуемыми очередями, периодами пиковой нагрузки, си стемным запаздыванием и неопределенной изменчиво стью времени обращения. Коль скоро эти неудобства представляли собой условия, типичные для обычной па кетной обработки, они являлись частью эксперимента.
В открытом режиме для пользователей предназнача лись четыре пульта максимально с одночасовым перио дом для занятий, если только не поступало никаких дополнительных требований. Такое распределение хоро шо работало в начале эксперимента и менее эффектив но— в конце, когда студенты требовали слишком много терминалов. Это условие должно выполняться для луч шего отражения реальных условий по сравнению с га рантированным доступом в любой момент времени.
Многочисленные проблемы были связаны также с по казателями работы. Машинное время для обоих режи мов строго сравнить нельзя, так как процесс редактиро вания и компилирования для этого частного языка и имитационной модели в режиме разделения времени управляется менее эффективно и поэтому требует боль шего машинного времени, чем те же виды программных операций при пакетной обработке. Анкеты, вероятно, приводили к семантическим проблемам и различиям в субъективных оценках. Например, для многих вопросов
176 |
Глава 7 |
использовалась равномерная девятибалльная шкала оце нок, от низшей до высшей. Следует отметить, что введе ние отдельных качественных характеристик для каждого балла шкалы на каждый вопрос может сделать оценки более конкретными и ясными. Возможно, это приведет к сокращению числа баллов в шкале. Студентами исполь зовалась вся девятибалльная шкала и статистические ре зультаты обычно были значимыми. Тем не менее необ ходимо еще проделать большую работу по стандартиза ции сравнимых оценок пользователей при взаимодейст вии человека и вычислительной системы.
Следующие затруднения связаны с формированием исчерпывающих и однозначных дескрипторов деятель ности пользователя. В настоящем исследовании была принята классификация на шесть категорий: время для повторного ознакомления, общее концептуальное время, параметрическое время, время редактирования, время решения и время ожидания результатов. Хотя нельзя утверждать, что эти категории однозначны, ис черпывающи или ясны, по-видимому, они достаточно хорошо понимались испытуемыми, и результаты измере
ний по этим параметрам имели |
смысл и были полезны |
по крайней мере на начальной |
стадии исследований. |
Необходимо проводить также дальнейшую работу по усовершенствованию эмпирических категорий, получае мых и проверяемых на представительной группе пользо вателей с представительными задачами.
Другая проблема связана с использованием оценок, выставляемых преподавателями за студенческие отчеты. Вероятно, никого не удивит, что оценки преподавателя, относящиеся к динамике, стратегии, операбельное™ и восприимчивости, взаимно коррелируются и отражают неизбежный эффект от общего благоприятного или не благоприятного впечатления, производимого отчетом на преподавателя. Несмотря на это, подобные оценки, да ваемые независимо от хода решения задачи, в большин стве случаев оказались полезными при исследовании и проверке зависимостей, существующих между концеп туальными и другими навыками в решении задач. Необ ходимо продолжать работу по улучшению как систем экспертных оценок, так и эмпирических шкал.
Интерпретация |
результатов |
177 |
7. 2. Различия между решениями задач в открытом и закрытом режимах
Используя результаты этого эксперимента, можно выявить основные различия между открытым и закры тым режимами решения задач: режим пакетной обра ботки благоприятствует более экономичной работе вы числительной системы, тогда как режим разделения времени эффективнее и обеспечивает более высококачественную работу пользователя. Основаниями для таких выводов служат следующие факты: уменьшение затрат машинного времени в режиме пакетной обработки (да же в том случае, когда в режиме с разделением времени допускается свободный доступ для дополнительного ре дактирования и компилирования); уменьшение времени и усилий, затрачиваемых пользователем в режиме раз деления времени (на протяжении почти всей работы); явное предпочтение, оказываемое открытому режиму всеми испытуемыми, и несомненное преимущество в раз мере прибыли, получаемой испытуемыми, работающими
врежиме разделения времени.
7.2.1.Машинное время
Как выглядят групповые различия с поведенческой точки зрения или с точки зрения решения задач? Раз личия в затратах машинного времени не должны сво диться лишь к экономическим преимуществам режимя пакетной обработки. Суть дела более глубокая. С пове денческой точки зрения открытый режим предоставляет пользователю быструю обратную связь и быстрое полу чение результатов; закрытый режим обеспечивает обрат ную связь с запаздыванием, в данном случае много ча сов спустя, то есть сразу же после того, как очистилась оперативная память, занятая под задачу. Очевидно, что быстрое получение результатов благоприятно для поль зователя, так как обеспечивает его более эффективным внутренним подкреплением. Благодаря этому немедлен ному подкреплению и с помощью ЭВМ, снова готовой к использованию, испытуемый стремится проверить дру гие варианты, пока не исчерпает свой собственный набор
12-2019
178 Глава 7
альтернатив. Это приводит к более интенсивной эксплуа тации вычислительной системы и (в поисках высокого качества) к большему, а не меньшему времени работы вычислительной системы. С другой стороны, увеличение времени работы пульта может привести к обратным ре
зультатам |
и оказывается |
непродуктивным, |
если новые |
|
варианты |
сформированы |
небрежно, |
если |
пользователь |
ведет проверку вариантов в течение |
долгого времени |
|||
или у него возникают затруднения |
при |
обдумывании |
задачи. Следует отметить, что затраты машинного вре мени нужно оценивать как с точки зрения человека, так и с точки зрения эффективности работы вычислительной машины; увеличение машинного времени может быть необходимо не только для повышения эффективности деятельности пользователя, но также и для улучшения технико-экономических показателей системы в целом. Поскольку при промышленном использовании ЭВМ стои мость собственно машинной части снижается, а расхо
ды, связанные |
с работой человека на ЭВМ, |
возраста |
|
ют, уравнение, |
используемое при технико-экономическом |
||
анализе, все в большей степени определяется |
человече |
||
скими факторами. |
|
|
|
7.2.2. Переносимость |
обучения |
|
Заслуживают внимания и другие поведенческие раз личия между двумя режимами. Например, группа, ра ботавшая в режиме с разделением времени, в большей степени обучалась языку DYNAMO на собственном опьь те, чем группа, работавшая в пакетном режиме, по край ней мере в отношении сравнимых оценок. Таким обра зом, можно сделать вывод, что если открытый режим решения задач представляет собой более эффективный метод самообучения, то при прочих равных услови ях пользователи при открытом доступе имеют лучшую подготовку для работы над новыми задачами, включаю щими такие же или сходные навыки и процедуры обра ботки информации.
|
Интерпретация |
результатов |
179 |
7.2.3. Отказы |
и маргинальные |
исполнители |
|
Сходный |
поведенческий |
результат |
потенциально |
большого социального значения касается следующих во просов: насколько быстро испытуемые могли начать ре шать задачу и сколько из них бросало решение из-за того, что они не добились никакого успеха? Табл. 5.3 показывает, что обе группы испытуемых начинали при
близительно |
в одно |
и то |
же |
время |
(переменная |
20), |
||||
причем группа открытого доступа устанавливала |
свое |
|||||||||
первое |
решающее правило за |
более |
короткое |
время и |
||||||
с гораздо |
меньшей |
вариабельностью |
(переменная |
19). |
||||||
Исследование |
плотности |
распределения окончательных |
||||||||
размеров |
прибыли |
обнаруживает |
8 |
отказов |
в режиме |
|||||
разделения |
времени |
(испытуемым |
не |
удается |
получить |
|||||
на модели |
решение, |
обеспечивающее |
норму |
прибыли, |
||||||
равную |
1000 |
долл.) |
и 13 |
отказов |
в |
режиме |
пакетной |
|||
обработки. (Эта разница наводит на |
размышления, но |
|||||||||
не является статистически |
значимой.) |
Подобная инфор |
мация показывает, что в пакетном режиме плохим ис полнителям труднее начать решение, и, кроме того, многие из них были настолько обескуражены, что пре кращали дальнейшие попытки получить решения. По следующие значения показали, что оценки деятельности этих исполнителей находились на нижнем конце шкалы.
Почему? По-видимому, |
частично ответ можно найти |
в двух взаимосвязанных |
факторах — влиянии обратной |
связи и психологии неудач. Как упоминалось выше, за паздывание обратной связи ведет к менее эффективному обучению с менее эффективным пониманием возможных решений задачи. Что касается неудач, то открытый ре жим допускает повторные немедленные попытки и, по существу, приемлем при повторяющихся неудача,х. За крытый режим обеспечивает одну попытку, после кото рой пользователь должен ожидать следующего цикла обращения, прежде чем получит дальнейшую информа цию об обратной связи. Нерешительный, неуверенный, неумелый исполнитель нуждается в дополнительных по пытках, постоянной поддержке и может совершать боль шее число ошибок на первом этапе решения, если он во обще когда-либо приступит к нему. Все мы учимся на 12*
180 |
Глава 7 |
своих ошибках, причем одни делают больше ошибок, другие — меньше. Закрытый режим способствует возник новению возможных отказов от решения, вынуждая пользователя беспокоиться о его недостаточной эффек тивности и задевая легко ранимое чувство собственного достоинства на протяжении многих часов, прежде чем им будет получен очередной ответ от машины (со средней вероятностью ошибки). В результате всего этого поль зователь поддается искушению расстроиться, отвлечься
нотказаться от дальнейшего решения.
Вэкспериментах, посвященных расчлененному и це лостному обучению, достоверно установлено, что менее опытные и искусные испытуемые стремятся разбивать задачи, связанные с заучиванием наизусть, и голово
ломки на |
небольшие части, с которыми легче |
справить |
ся и для |
которых молено быстро получить |
предвари |
тельные результаты. Режим разделения времени способ ствует быстрому успеху плохого исполнителя на первых этапах решения. При пакетной обработке режим реше ния задачи в основном сводится к принципу «черное или белое», «все или ничего», исключающему промежуточ ные результаты. Такие факторы открытого режима, как немедленное подкрепление, возможность планомерной работы .и благоприятные условия для успешных дейст вий на вычислительной машине, приводят к тому, что маргинальный исполнитель предпочитает именно этот режим.
7.2.4. Ошибки человека
Ошибочные результаты позволяют лучше понять ха рактер и степень индивидуальных различий в условиях открытого и закрытого доступа при решении задач. К со жалению, об ошибках при взаимодействии человека и вычислительной системы известно очень немного. Основ-| ные данные об ошибках для этого исследования приве дены в табл. 7.1. В связи с тем, что ошибки в обоих режимах нельзя сравнивать непосредственно из-за того, что взаимодействия в СРВ отличаются от циклов пакет ной обработки, в названии таблицы используется поня тие «аналогичных», а не «сравнимых» оценок ошибок, в соответствии с чем их и следует интерпретировать.