Файл: Сакман Г. Решение задач в системе человек - ЭВМ пер. с англ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поведение при решении задачи

163

Предварительные выводы подтверждаются такими фак­ торами, как положительность установок, ускорение про­ цесса решения задач и уменьшение его общей продол­ жительности, увеличение времени работы центрального процессора и улучшение «лучшего результата». Послед­ нее, кстати сказать, проявляется на объединенной вы­ борке более определенно, чем при учете результатов по отдельным экспериментальным группам.. Очевидно, наи­ более поразительным является тот факт, что различия, связанные с типами вычислительных систем (эта пере­ менная оказалась одной из наиболее существенных), вы­ ражаются очень резко. Коэффициент нагрузки на гене­ ральный фактор по переменной «Пакетная обработка или разделение времени» равен —0,73. При данных экс­ периментальных условиях разделение времени не толь­ ко обеспечивает увеличение эффективности деятельно­ сти, но и создает явно более благоприятные условия для активизации навыков и свойств пользователя, способ­ ствующих более эффективному процессу решения зада­ чи. Это и находит отражение в объединенной выборке, представляющей нагрузки основных переменных на ге­ неральный фактор. На этот фактор приходится 21% пол­ ной дисперсии, соответствующей всей выборке, что со­ гласуется с оценками, подсчитанными для отдельных экспериментальных групп.

6.2.2. Исследования групповых факторов, характеризующих навыки решения задач

Если анализ, посвященный изучению генерального фактора, сводится к определению максимальной диспер­ сии по единственному генеральному фактору, то груп­ повой факторный анализ заключается в выделении не­ большого количества независимых факторов, на кото­ рые приходится большая часть коррегированной дисперсии выборочной матрицы. Каждый из этих мето­ дов отражает свой путь дробления выборочной диспер­ сии, и оба они предназначены для получения ответа на один и тот же вопрос: могут ли эти выделенные «доли» дисперсии хоть в какой-то степени способствовать ин­ терпретации экспериментальных данных? Так лее как

11*

164

Глава 6

и в предыдущем случае, анализ был проведен для каж­ дой из экспериментальных групп отдельно и для объ­ единенной группы с учетом одного и того же набора пе­ ременных.

В каждом варианте анализа максимальное число факторов, имеющих собственное значение больше 1, бы­ ло равно 12. В соответствии с принципами применения варимакс-критерия эти факторы были подвергнуты вра­ щению группами, сформированными из первых четырех, шести, восьми, десяти и двенадцати факторов; результа­ ты анализа были изучены с точки зрения наличия со­ держательных «плеяд» переменных. В конце концов во всех трех случаях решено было остановиться на восьмифакторных результатах по следующим причинам: при меньшем числе факторов терялся ряд важных результа­ тов; при большем числе факторов в решение внедрялись тривиальные и ненадежные результаты; по существу все факторы, представленные восьмифакторным вариан­ том решения, располагали содержательным поведенче­ ским эквивалентом; восьмифакторное решение не вклю­ чало ни единого сингельтона (фактора, соответствующе­ го одной переменной); «невозможные» общности, превы­ шающие единицу, отсутствовали; вклад каждого факто­ ра в дисперсию составляет не менее 2%.

Результаты всех трех вариантов факторного анализа приведены в табл. 6.4. Хотя лучше было бы представить результаты факторного анализа в виде полного списка, содержащего значения нагрузок всех факторов по всем переменным для каждого из трех вариантов выборки, из-за недостатка места такой вариант представления исключен. Рассмотрим лишь наибольшие нагрузки на факторы и основные поведенческие характеристики, оп­ ределяющие названия соответствующих факторов, при­ веденных в табл. 6.4.

Отметим, что в табл. 6.4 восемь факторов, характери­ зующих деятельность каждой из трех групп испытуемых, разделены на две категории: факторы, отличающиеся очень сильной степенью подобия, и родственные факто­ ры. В первую из них входят пять факторов, получив­ ших во всех трех группах одинаковые названия. Строго говоря, эти факторы не идентичны, несмотря на то что


Поведение при решении задачи

165

Таблица 6.4

Результаты анализа, посвященного исследованию групповых факторов для группы разделения времени, группы пакетной обработки и объединенной группы

Группа пакетной

Группа разделения

Объединенная

выборка

обработки

 

 

времени

 

Факторы,

отличающиеся

очень

сильной

степенью

подобия

 

Скорость решения за­

Скорость решения за­

Скорость решения за­

дачи

 

 

дачи

 

 

 

дачи

 

 

 

Интенсивность

ис­

Интенсивность

ис­

Интенсивность

ис­

пользования

вычисли­

пользования

вычисли­

пользования

вычисли­

тельной системы

тельной

системы

 

тельной

системы

 

Энергичность

 

Энергичность

 

Энергичность

 

Наличие

соответст­

Наличие

соответст­

Наличие

соответст­

вующего

опыта

вующего опыта

 

вующего опыта

Исследование альтер­

Исследование

альтер­

Исследование альтер­

нативных

вариантов

нативных вариантов

нативных вариантов

 

 

Родственные

факторы

 

 

Поиск

и реализация

Принципиальное

Принципиальное

решения

 

осмысление задачи

осмысление

задачи

 

 

Стратегия

решения

Стратегия

решения

Отношение к методу

задачи

 

 

задачи

 

Отношение

к

методу

 

 

пакетной

обработки

пакетной обработки

«Ловля блох»

«Ловля

блох»

 

 

 

они получили одно и то же название: неизвестно, в ка­ кой степени различия в факторных нагрузках, сущест­ вующие между экспериментальными группами, вызваны реально существующими различиями, а в какой — слу­ чайным разбросом характеристик. К категории «родст­ венные факторы» отнесены частично совпадающие и сходные факторы, выявленные в любых двух экспери­ ментальных группах.

Ниже все факторы кратко обсуждаются в последо-, вательности, соответствующей их положению в табл. 6.4. Наибольшие нагрузки на фактор «Скорость решения за­ дачи» создают оценки, связанные с характеристиками процесса решения задачи и ее окончательного решения: «Общее время решения задачи» (переменная 27), «Вре: мя установления последнего решающего правила» (пе­ ременная 22), «Время установления оптимального ре-


166

Глава 6

шаюгдего правила» (переменная 25) и «Использование времени, отведенного на другие предметы» (перемен­ ная 35). Этот фактор выражается не только в затратах времени на решение экспериментальной задачи, но и в распределении времени по видам работ. Последнее со­ стоит в том, что человек, который решает задачи быст­ рее (как в открытой, так и в закрытой системах), сосре­ доточивается на определенной задаче и намеренно ми­ нимизирует помехи, связанные с переключением на дру­ гую работу.

Фактор «Интенсивность использования вычислитель­ ной системы» характеризуется весьма существенной на­ грузкой по переменной «Время работы центрального процессора» (42) во всех трех группах, высокой нагруз­ кой по переменной «Пакетная обработка или разделение времени» (53) в объединенной выборке, по переменной «Общее число исполнений программы» (51) в группе пакетной обработки, а также по переменным «Общее число взаимодействий с вычислительной машиной» (44) и «Лучший результат» (41) в группе разделения вре­ мени. По-видимому, этот фактор ближе всего к «гене­ ральному фактору процесса решения задачи». Во-пер­ вых, «Интенсивность использования вычислительной си­ стемы» представляет собой групповой фактор, обладаю­ щий наибольшей нагрузкой по переменной «Лучший результат». Во-вторых, как и генеральный фактор, он совершенно определенно выделяется очень большими нагрузками по переменной «Время работы центрального процессора» и адекватным характером нагрузки по пе­ ременной «Пакетная обработка или разделение времени» (предпочтение отдается варианту разделения времени). В-третьих, большая нагрузка по переменной «Время работы центрального процессора» в этом групповом фак­ торе совершенно недвусмысленно связана с увеличением числа исполнений программы в режиме пакетной обра­ ботки и числа взаимодействий пользователя с вычисли­ тельной системой в режиме разделения времени. Этот фактор, характеризующий основные компоненты процес­ са решения задачи человеком, свидетельствует об уве­ личении интенсивности использования вычислительной системы и позволяет сделать вывод о том, что последнее

Поведение при решении задачи

167

обеспечивает получение лучшего результата при выпол­ нении экспериментальных заданий, обладающих множе­ ством допустимых решений.

Фактор «Энергичность» определяется переменными, характеризующими индивидуальные особенности лично­ сти. Этот фактор характерен для тех испытуемых, кото­ рые быстро приступают к решению задачи («Дата уста­ новления первого решающего правила», переменная 20), быстро приходят к окончательному результату («Дата установления последнего решающего правила», перемен­ ная 23), тратят меньше времени на получение решения («Время установления оптимального решающего прави­ ла», переменная 25), совершают меньше ошибок («Отно­

сительное

число успешных взаимодействий»,

перемен­

ная 50) и

добиваются хороших результатов

(«Лучший

результат», переменная 41). Раннее начало и не менее своевременный конец работы создают в сочетании с пре­ восходными успехами портрет решительного, энергично­ го, продуктивного студента — образ предприимчивого и «пробивного» в лучшем смысле этого слова человека.

Фактор «Наличие соответствующего опыта» пред­ ставляет собой вполне очевидное сочетание параметров, характеризующих опыт и квалификацию испытуемых во всех трех группах («Опыт работы с языком моделиро­ вания DYNAMO», переменная 13, и «Опыт изучения ди­ намики развития промышленности», переменная 14),

вгруппе разделения времени («Опыт использования языка DYNAMO в СРВ», переменная 17), в группе па­ кетной обработки («Опыт использования языка DYNAMO

вСПО», переменная 15), а также две последние пере­ менные в объединенной группе. Хотя все переменные, характеризующие опытность используемых, коррелированы между собой, данный групповой фактор показыва­ ет, что они не имеют существенной связи с оценками эффективности деятельности. Лишь при исследовании генерального фактора обнаруживается умеренное согла­ сие этих переменных с переменными, характеризующими эффективность деятельности.

Фактор «Исследование альтернативных вариантов» самым непосредственным образом воспроизводит пере­ менные «Варианты решающих правил» (21) и «Опти-



168

Глава б

малыше решающее правило» (24) во всех трех экспери­ ментальных группах. Этот результат может быть связан также и с ложностью фактора, поскольку обе перемен­ ные представляют по существу одну и ту же оценку в соотношении, связывающем общин и частный факто­ ры. Дело в том, что большинство студентов считало са­ мым удачным последнее решающее правило.

Шестой фактор для объединенной группы и группы разделения времени получил название «Принципиальное

осмысление

задачи», а для группы

пакетной

обработ­

ки — «Поиск

п реализация решения».

Во всех

трех экс­

периментальных группах большие факторные нагрузки соответствуют каждой из четырех отметок, выставлен­ ных преподавателями за выполнение экспериментального задания. Только в группе пакетной обработки фактор­ ная нагрузка по переменной «Лучший результат» (41) колеблется от умеренной до большой. Трудно объяснить, почему параметр «Лучший результат» важен для пакет­ ной обработки и не имеет значения для режима разде­ ления времени. Возможно, эти результаты отражают фактически довольно умеренную взаимосвязь эффектив­ ности решения задачи и отметок преподавателей, специ­ фичную для сравнительного анализа открытого и за­ крытого вариантов решения. Такая трактовка вытекает из умеренности связи между эффективностью решения задачи и соответствующими отметками, выявленной при анализе генерального фактора.

Действие фактора «Стратегия решения задачи» обна­ ружено только в группе разделения времени и объеди­ ненной группе. Его основными отличительными призна­ ками являются увеличение относительной продолжитель­

ности

«Времени поиска общего' решения» (перемен­

ная 29)

и уменьшение затрат времени на остальные со­

ставляющие процесса решения. Создается впечатление, что, прежде чем успешно двигаться вперед, испытуемый должен пройти необходимый предварительный этап — осмыслить задачу в целом. Непонятно, почему этот фак­ тор не проявляется в группе пакетной обработки, если не согласиться с тем, что в известной степени он являет­ ся маргинальным и его вклад в общую дисперсию весь­ ма незначителен (всего около 2% в отличие от осталь-