Файл: Сакман Г. Решение задач в системе человек - ЭВМ пер. с англ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 0
16 |
Предисловие |
машина. Были получены новые данные и выдвинуто множество новых гипотез в процессе исследования, опи санного в части I I I .
В заключительной части IV сведены воедино и обоб щены результаты исследований отдельных элементов проблемы решения задач в системе человек — машина при открытом и закрытом режимах, проанализирован ных на страницах книги. Особое внимание уделено со поставлению наших результатов сравнительного изуче ния открытого и закрытого режимов использования вы числительной машины с основными позициями бихевио ристской литературы, трактующей решение задач че
ловеком, по таким проблемам, как |
концентрированное |
||||
или |
рассредоточенное |
по |
времени |
обучение, соотноше |
|
ние инсайта и метода |
проб и ошибок, структура |
навы |
|||
ков |
и индивидуальных |
различий, |
характерная |
для |
взаимодействия человека с вычислительной машиной. Завершает книгу беглый обзор возможностей и перс пектив коммунальной развитой системы передачи и рас
пределения |
информации, |
основанной на индивидуаль |
ном доступе |
населения |
к вычислительным машинам. |
Этот прогноз сопровождается призывом объединить уси лия в междисциплинарном исследовании эксперимен тальных прототипов подобной системы массовой инфор мации общего пользования с тем, чтобы удовлетворить интерес общественности к «компьютеризированному» об ществу будущего.
Г. Сакман
ЧАСТЬ I
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТКРЫТОГО И ЗАКРЫТОГО РЕЖИМОВ
Глава 1
ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
СВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ МАШИНОЙ
1.1.Введение
Много речей было произнесено по поводу расшире ния возможностей человеческого интеллекта за счет ис пользования вычислительных машин. Райские картины представлялись нашему взору: окруженный заботой и вниманием стаи роботов — вычислительных машин чело век ведет добропорядочную жизнь и может тратить весь свой ничем не ограниченный досуг на творческие дея ния. Некоторые исследователи, и в их числе Винер [67] были встревожены небрежением гуманистическими ас пектами, наблюдавшимся по мере совершенствования машинных систем. Они предупреждали нас о том. что чувство ответственности развивается в обществе более трудными и сложными путями и чудовищный вызов «че ловеческого использования человеческих существ»2 мо жет в конечном счете разрушить гуманизм.
Хотя расширение возможностей человеческого интел лекта за счет использования вычислительных машин — предмет многочисленных спекуляций, поразительно ма ло действительно научных исследований посвящено проблемам решения задач в системе человек — машина. Гуманистическим аспектам внедрения вычислительной
1 |
Норберт Винер |
(1894—1964) |
— выдающийся |
американский |
|||||
математик, |
автор |
книги «Кибернетика |
или управление |
и |
связь |
||||
в животном и машине» (1948), давший |
название |
новой области |
|||||||
науки |
и впервые |
сформулировавший |
ее |
кредо. — Прим. |
перев. |
||||
2 |
Точный |
перевод |
названия второй |
«кибернетической» |
книги |
||||
Н. Винера [66]. — Прим. |
перев. |
|
Гее. пубякчи^ |
||||||
|
|
|
|
|
|
||||
2-2019 |
|
|
|
|
|
научно^ it-,ui;, |
* ъх>а |
Э К З Е М П Л ЯР ЧИТАЛЬНОГО З А Л А
18 |
Глава 1 |
техники в социальную сферу уделяется столь же мало внимания, как и экспериментальному изучению проблем рбшения человека с вычислительной машиной. В этой главе раскрывается общая картина и анализируется природа этой достойной всякого сожаления ситуации. Последующие главы содержат обзор и оценку выпол ненных к настоящему времени основных работ, в кото рых также расшифровывается значение основных ре зультатов для будущих исследований в этой области.
Основное внимание уделяется сравнительной оценке эффективности различных видов взаимодействия челове ка с вычислительной машиной. В нашем случае объек том такого сравнения являются, как правило, две разно видности вычислительных систем: системы с разделени ем времени (открытые) и системы пакетного типа (закрытые). Как следует из подзаголовка книги, наша главная цель заключается в том, чтобы свести воедино результаты основных экспериментальных работ, посвя щенных сопоставлению процессов решения задач в си стеме человек — вычислительная машина при открытом и закрытом порядке доступа к машине. Для того чтобы по достоинству оценить объем и сложность рассматри ваемой здесь научной проблемы, следует обратиться к истории развития вычислительных систем, принимая при этом во внимание крайнюю малочисленность экспери ментальных работ по проблеме общения человека с вы числительной машиной и учитывая основные результаты проведенных исследований.
1.2. Исторические предпосылки
Современное состояние исследований способов обще ния пользователя с вычислительной машиной опреде ляется тем конгломератом специалистов различных про фессий, который разрабатывал соответствующую «тех нологию», а затем пользовался ею. Первыми разработ чиками и пользователями были математики, инженеры и те выдающиеся ученые, которые «изобрели» электрон ные цифровые вычислительные машины. Их первое применение, относящееся к периоду второй мировой войны, было связано с решением трудоемких и отнимаю-
Проблема общения человека с вычислительной машиной |
19 |
щих массу времени математических задач типа расчета баллистических траекторий и аналитическими расчета ми, связанными с ядерными реакциями. Машины, ис пользовавшиеся в промышленности, были сугубо спе циализированными, например цифровые коммутаторы для телефонных систем, системы управления в произ водствах с непрерывными процессами (нефтехимическая и пищевая промышленность). Процесс общения человека с вычислительной машиной заключался в постановке за дач, разработке метода решения, ориентированного на использование вычислительной машины, наборе про граммы, вводе в машину информации с помощью перфо
карт и |
выводе |
результатов счета |
на печать |
в форме |
таблиц |
математических символов. |
|
|
|
Эти |
первые |
процедуры общения |
человека с |
вычисли |
тельной машиной, предвосхищенные практически в том же виде Бэббиджем более ста лет назад1 , жестко огра ничены схемными возможностями машины и прочно привязаны к принятой логической и математической символике. Машинные языки, введенные и используе мые замкнутыми группами специалистов, не были ни приспособлены, ни предназначены для всеобщего упот ребления. Специалисты, непосредственно использовав шие эти языки, хорошо владели формальным аппаратом своего ремесла, а небольшое количество вычислитель ных машин и пользователей привело к установлению си стемы профессиональных связей, основанных на друже ских и личных взаимоотношениях. Выбор был сделан — вся дальнейшая история общения человека с вычисли тельной машиной сводится в основном к стремлению перейти от зашифрованной символики к естественному языку. Несомненно, подобные взаимоотношения сохра нятся и в дальнейшем.
Разработка в конце 40-х годов вычислительной ма шины с запоминаемой программой позволила «запаи вать» наборы команд в схему машины и вводить ра бочие программы во внутреннее запоминающее уст-
1 Чарльз Бэббидж — профессор математики Кембриджского университета — в 1812—1838 гг. занимался разработкой двух автома тических цифровых вычислительных машин, которые, однако, не были построены. — Прим. перев.
2*
20 |
Глава 1 |
ройство. В начале 50-х годов на рынке пеявились вычислительные машины, предназначенные для эконо мических расчетов, а первая крупная вычислительная система, работающая в реальном масштабе времени, нашла применение при создании системы управления противовоздушной обороной (система SAGE1 ). Те не многие инженеры, ученые и математики, которые умели обращаться с вычислительными машинами, не могли справиться с обслуживанием всех вычислительных ма шин, быстро завоевавших позиции в военной и коммер ческой сферах. К тому же эти специалисты занимались также своей основной работой. Возникло разделение труда, появились программисты-профессионалы, в чьи обязанности входил перевод словесных предписаний на язык конкретной машины. Число программистов увели чивалось по экспоненциальной зависимости. В общении человека с вычислительной машиной наметилась тен денция отказа от специалистов, работавших с машиной «по совместительству», как это делали инженеры и ма тематики, в пользу специалистов, обязанных уделять машине все свое время и повседневно заниматься исклю чительно составлением, отладкой и выполнением про грамм. Итак, традиционная специализация и искусст венные машинные языки проникли во второе десятиле тие развития вычислительной техники.
В связи с повышением спроса на программы и уве личением числа действующих вычислительных машин подготовка программистов сводилась обычно к поверх ностному овладению машинным кодом и изучению ос новных правил отладки программ. С проблемами поль зователей и назначением программ они знакомились лишь в процессе работы, да и то случайным образом, «по ходу дела», обычно при разработке машинно-ориен тированных языков. Программисты, отобранные и обу ченные по такой системе, обычно очень плохо подготов лены к работе с приспособленными к человеку или ори ентированными на пользователя программами, причем
1 SAGE (Semi-Automatic Ground Environment) — полуавтомати ческая наземная система управления средствами ПВО. — Прим.
перев.
Проблема общения человека с вычислительной машиной |
21 |
еще меньше они хотели бы иметь с ними дело. Такие программисты склонны рассматривать учет интересов пользователя как дорогостоящую прихоть, нарушающую более важный и насущный процесс разработки и экс
плуатации |
программ |
в пределах |
отведенных |
средств и |
на основе жесткого графика. |
|
|
||
Первое |
серьезное |
достижение |
в области |
взаимодей |
ствия человека с вычислительной машиной было полу чено при разработке военных систем управления, дей ствующих в реальном масштабе времени. В системе SAGE операторы работали за пультом управления, обо рудованным буквенно-цифровой клавиатурой, а также
наборными |
дисками |
с надписями и |
переключателями, |
||
с помощью |
которых |
можно |
было |
составлять сообщения |
|
и передавать их в центральную |
вычислительную маши |
||||
ну. На панелях управления |
были |
смонтированы два |
различных устройства визуального воспроизведения на электронно-лучевых трубках; световое перо и переклю чатели позволяли выбирать информацию и управлять ее воспроизведением. Пульт управления был спроекти рован таким образом, что работать за ним мог любой солдат. Хотя каждый день работы системы SAGE при носил весьма многочисленные конкретные данные, спе циалисты по вычислительной технике получили очень мало систематических экспериментальных данных и упо рядоченных результатов. Это объясняется целым рядом
обстоятельств, |
в том |
числе секретностью, |
соблюдаемой |
в отношении |
военных |
проектов, правом |
разработчиков |
распоряжаться своей информацией, а также острой не хваткой соответствующим образом подготовленных спе циалистов по инженерной психологии и социологии, за нимавшихся вместе с другими специалистами проблемой общения человека с вычислительной машиной в системе SAGE. (Автор в своей предыдущей книге, вышедшей в 1967 г., предпринял попытку использовать значительную часть из наследства системы SAGE.)
Остановимся, наконец, на отношении к пользовате
лю, |
которое выработалось под |
влиянием этих-историче |
ски |
сложившихся условий. В |
течение двух важнейших |
десятилетий — периода 40-х и |
50-х годов, на протяже |
|
нии |
которого произошло рождение и развитие электрон- |
22 Глава 1
ных цифровых вычислительных машин и определилось все последующее развитие, социологи, инженерные пси хологи и специалисты по проблеме человеческого факто ра, т е. профессионалы, специально подготовленные для проведения экспериментов с человеком, занимались в ос новном не процедурами общения человека с вычислитель ной машиной, а всякими «мелочами» — ручками, кнопка ми и циферблатами. Этот поток работ содержал и не сколько исключений из общего правила, однако они бы ли слишком малочисленны и разрозненны для того, что бы оказать какое-либо заметное влияние на общий ха рактер эволюции пользователя. Таким образом, в обла сти прикладных исследований общения человека с вычис лительной машиной .существовал «вакуум», и нет ничего удивительного в том, что до сих пор практически нет надежных методов экспериментального изучения и оцен ки поведения пользователя.
В 60-е годы отмечался прогрессирующий рост быст родействия и памяти вычислительных машин, что при
вело к |
появлению «разговорных» машинных языков1 |
и систем |
с разделением времени. Традиция использова |
ния вычислительной машины, в 50-е годы преимущест венно монокультурная, сегодня превратилась в плюралистскую, а в 70-е годы обещает стать еще более мно гообразной.
Что же в конце концов все это значит? После того, как на протяжении жизни целого поколения людей про исходило постоянное совершенствование вычислитель ной техники, обнаруживается огромный разрыв между повсеместными авансами в отношении любых мыслимых вычислительных систем, ориентированных на пользова теля, и трезвым научным обсуждением специфики поль зователя, необходимым для подкрепления деклараций. В условиях, когда литература по вычислительной тех нике не дает однозначной и обоснованной критики, ис ходящей от научных кругов и вполне разделяемой руко водителями вычислительных систем, те, кто в общест-
1 Имеются в виду такие языки, с помощью которых, пользова тель может формулировать свои задачи на естественном языке, близком к нему языке или языке, являющемся специализированной частью естественного. — Прим. перев.
Проблема общения |
человека |
с вычислительной |
машиной |
23 |
венных собраниях |
много и |
громко вещает |
о характере |
и привычках пользователя, являются не учеными, а ко робейниками от вычислительной техники.
Этот ретроспективный набросок проблемы пользова теля при общении человека с вычислительной машиной выполнен в импрессионистской манере. Естественно, что и сама проблема и ее источники значительно сложнее, чем вариант, фигурирующий в нашей упрощенной вер сии. Мы высказывали спорные утверждения без их обоснования. Поэтому остальная часть главы посвящена проверке этих утверждений при более подробном и раз
ностороннем |
рассмотрении |
проблемы |
общения челове |
ка с вычислительной машиной. |
|
||
1.3. Пакетная обработка или разделение |
|||
времени? |
|
|
|
Система |
пакетного, или |
закрытого, |
типа — эволюци |
онный предок разделения времени и «рабочая лошадка» в большинстве современных процедур обработки дан ных. При пакетной обработке.задачи собираются и про пускаются по одной в порядке очереди. Программист обычно связан с вычислительной машиной лишь косвен ным образом, причем время обращения (промежуток между подачей задачи на машину и получением резуль тата) в .стандартных системах пакетного типа измеряет ся днями и часами. Приверженцы закрытых систем в свою очередь указывают, что эффективность системы (объем «полезных» вычислений в единицу времени) мак симальна при пакетной обработке, т. е, такая форма об служивания обеспечивает минимизацию нерациональной загрузки вычислительных средств.
Режим разделения времени отличается как раз тем, что пользователь имеет непосредственный доступ к цен тральной вычислительной машине. Он как бы делит машину с другими пользователями, образующими в лю бой момент времени некую группу, состав которой из меняется более или менее случайно. Как правило, но не обязательно пользователи работают над не связанными между собой задачами, употребляя для их решения раз ные программы. Они обращаются к системе и покидают