Файл: Сакман Г. Решение задач в системе человек - ЭВМ пер. с англ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 202
Скачиваний: 0
30 Глава 1
Результаты нескольких работ, посвященных сравне нию использования вычислительной машины в режиме взаимодействия с более традиционным методом обуче ния, судя по всему, свидетельствуют в пользу этих вы водов. Байлузер и Исли [5] произвели оценку резуль татов использования вычислительной машины для обу чения студентов во время обычных аудиторных занятий. Они установили,. что студенты, работающие с вы числительной машиной, тратят значительно меньше вре мени на усвоение материала. Однако заметной разницы в окончательном уровне подготовки студентов обеих групп обнаружить не удалось. Портер [40] с помощью аналогичного экспериментального исследования пока зал, что учащиеся, использующие при изучении орфогра фии обучающие машины, достигают гораздо больших успехов, чем учащиеся, следующие обычной процедуре обучения в классе.
Было выполнено несколько исследований, свидетель ствующих о том, что студенты относятся к машинному обучению лучше, чем к общепринятой системе классных занятий. Так, Холланд [24] обследовал группу студен тов, прошедших семестровый курс психологии. В подав ляющем большинстве студенты высказались в пользу обучающих машин, заявляя при этом, что они извлекли бы из этого курса меньше, если бы не использовалась машина, и узнали с ее помощью больше, чем могли бы дать только занятия по учебнику при затрате тех же усилий и времени; при изучении очередного курса тако го типа они хотели бы использовать машину.
Пришла пора предостеречь от превращения машинно го обучения в «бандвагон». В отличие от вычислительной техники теория обучения имеет богатые традиции в об ласти экспериментальной проверки подготовленности человека. Появление обучения с использованием вычис лительных машин привело к тому, что многие задачи, традиционные для теории обучения, стали трактоваться в «машинной» постановке. Например, проводятся сопо ставление принудительного регулирования темпа рабо ты и саморегулирования; сопоставление обучения; осно ванного на использовании вычислительных машин, лек ционного метода и программированного обучения без
Проблема |
общения человека с |
вычислительной машиной |
31 |
применения |
вычислительных |
машин; противопоставле |
ние концентрированного и рассредоточенного во време ни обучения; сопоставление способов обучения с много вариантным выбором ответа и его самостоятельным формулированием; сравнение различных процедур про граммированного обучения, связанных с величиной ша га, последовательностью и ветвлением обучающей про граммы; сопоставление различных схем подкрепления и методов наводящих ориентиров; противопоставление устройств воспроизведения графической и символиче ской информации и сравнение различных видов звуко вого и зрительного предъявления информации. Список экспериментальных задач можно продолжать практиче ски бесконечно. Опубликовано огромное количество ра бот, посвященных экспериментальному изучению пове дения человека в процессе обучения. Большинство этих работ перекрещивается с растущей литературой по обу чению с помощью вычислительных машин и интерпре тирует его проблемы по мере все более широкого внед рения автоматизации в сферу обучения.
Несмотря на то что целый ряд экспериментов под тверждает преимущество некоторых форм обучения, ос нованных на использовании вычислительных машин, по сравнению с методами традиционного обучения, часто не принимается во внимание, что стоимость разработки, отладки и эксплуатации программного обеспечения для таких систем может сделать их реализацию недоступ ной. Эти данные часто преднамеренно относятся к ка тегории собственности разработчика и закрываются. Если же затрагиваются коммерческие интересы, то со общаются крайне заниженные цифры, что вводит в за блуждение. Хотя данные, относящиеся к эффективности систем, могут сообщаться точно, информации о затратах часто нельзя доверять, в связи с чем не может быть проведено объективное технико-экономическое сравне ние.
Следует отметить еще один фактор: экспериментато ры уделяют большую часть времени и внимания ново введениям, связанным с вычислительными машинами, а традиционными методами обучения занимаются по верхностно. В результате в машинных системах часто
32 |
Глава I |
наблюдается проявление эффекта Хоторна1 [42], а обыч ные методы страдают от предубеждения. Для объекти визации экспериментальных оценок эффективности дея тельности пользователя в условиях обучения с примене нием вычислительных машин требуются экономически эффективные варианты экспериментальных систем. Стандартизованные процедуры экономической оценки типа предложенных Вейнвурмом2 [65J следует приспо собить для обучающих систем с тем, чтобы обеспечить возможность проведения более продуктивного сравнения различных типов обучающих систем, содержащих вы числительные машины.
Переходя к проблеме совместного использования, можно отметить, что некоторые сведения о далеко иду щих социальных последствиях возникновения тесно спа янных сообществ пользователей вычислительных систем содержатся в статье Фано и Корбато3 [15]. Эти авторы обобщают опыт работы по проекту MAC, реализованно му в Массачусетском технологическом институте. Вместо случайно возникающей группы непостоянных и незави симых пользователей в качестве аналогии для своей системы они выбрали растущий организм, что обуслов лено в первую очередь все более распространяющейся среди пользователей тенденцией к обобществлению мас сивов данных, программ и методик. Пользователи «вста ли на вахту»—они сами разрабатывали и вводили в
действие машинные программы. Большая часть про-
1 Эффект Хоторна (Hawthorne effect) —повышение Производи тельности труда в результате проявления интереса к исполнителю независимо от характера поощрения. Назван так в связи с прове дением промышленных исследований в Хоторне (США) в 20-е годы —
Прим. перев.
2 Имеется перевод более ранней работы Вейнвурма «Анализ автоматических систем производственного управления, содержащих электронные вычислительные машины» (сб. «Электронное моделиро вание и машинное управление в экономике», М., «Мир», 1965).—
Прим. перев.
3 Сведения об этой работе можно найти в статье Фано |
«Позна |
||
ние с помощью ЦВМ — система |
МАС», |
опубликованной в |
журнале |
«Зарубежная радиоэлектроника», |
№ 5 (1967), и в сб. «Современное |
||
программирование», М., «Мир», |
1970, |
с. 293—314.—Прим. |
перев. |
Проблема общения человека с вычислительной машиной |
3$ |
грамм написана не профессиональными программиста ми, служебным долгом которых является разработка, реализация и эксплуатация центральной системы, а пользователями. Пользователи организовали собст венную «редакционную коллегию», которая решала, ка кие новые команды следует ввести в систему. В роли арбитров, принимавших решение о включении той или иной информации в обобществленные массивы, также выступали пользователи.
Возник новый вид решения задач: пользователи, на ходящиеся в различных местах, на основе одних и тех же программ и информационных массивов начали пере ходить к совместному решению задач в реальном мас штабе времени (например, студенты и преподаватели, члены одной исследовательской группы). Фано и Корбато предсказывают возможность превращения сообществ организованных пользователей систем с разделением времени в единые системы, работающие в реальном масштабе времени. Это замечание предопределяет сле дующее основное направление эволюции систем с раз делением времени: переход от индивидуального решения задач при открытой форме доступа к совместной работе в реальном масштабе времени.
Исторически сложившаяся ситуация, обрисованная в этой вводной главе, обнажает общую картину, напи санную в печальных для пользователя тонах. Так, с са мого начала вычислительные машины рассчитывались на узкоспециализированных пользователей, общавшихся с вычислительной машиной с помощью собственных и весьма сложных языков. Сугубо технический подход и прямые финансовые ограничения определяли развитие вычислительной техники, принося, как правило, в жерт ву естественность и удобство общения пользователя с
машиной, |
а также общественную пользу. Специалисты |
в области |
вычислительных систем не имели ни знаний, |
ни средств для исследования и оценки деятельности че ловека в системах, включающих вычислительные маши ны, и это привело к возникновению экспериментального разрыва между действующими вычислительными систе мами и достоверными сведениями о поведении пользо вателей. Системы с разделением времени, появившиеся
3-2019
34 |
Fлава 1 |
в 60-е годы, унаследовали и за прошедшие десять лет собрали воедино проблемы пользователей; при этом вы явилась перспектива создания в 70-е годы систем ин формации, предназначенных для «рядового» населения. Все это заставляет считать пользователей «обделенны ми судьбой» и прийти к выводу о том, что в течение длительного времени будет ощущаться недостаток в экс периментальных исследованиях информационной служ бы, ориентированных на человека.
Глава 2
ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
Оставшиеся главы части I посвящены первоначаль
ным поисковым |
исследованиям |
эффективности |
систем |
||
человек — вычислительная машина в |
условиях |
открыто |
|||
го и закрытого |
доступа. Среди |
всех |
этих |
работ можно |
|
выделить те, в |
которых рассматриваются |
пользователи |
вообще (сообщество пользователей), и исследования, связанные в основном с деятельностью программистов. В этой главе рассматривается пользователь произволь ной природы («обобщенный»); работа программистов обсуждается в следующей главе.
В настоящей главе мы будем иметь дело с рядом сугубо эмпирических данных, относящихся к характе ристикам систем и пользователя. Все рассматриваемые работы были выполнены на экспериментальных систе мах с разделением времени, входящих в первое поколе ние. Прокладывая свою первую борозду, провозвестники современных вычислительных систем испытывали нуж ду в эмпирической статистике, отражающей движение пользователей и экономические параметры работы цент ральной системы, а также вынуждены были разрабаты вать более эффективные процедуры планирования ис пользования системы. В результате этих усилий появи лись различные методы моделирования и регистрации, предназначенные для назначения и измерения характе ристик пользователя и центральной системы. Здесь об суждаются основные результаты работ, посвященных статистике пользователя. Сделанный нами набросок за вершается обзором первоначальных исследований, вы яснявших личные и организационные пристрастия поль зователя вычислительной машины.
3"
36 |
Глава 2 |
2.1. Статистические данные, относящиеся к работе
пользователя в режиме разделения времени
Приведенные ниже данные в основном взяты из ра бот, выполненных Шерром [51] и Рейно [41] в Масса чусетсом технологическом институте (МТИ) с системой CTSS (Compatible Time-Sharing System — совместимая система с разделением времени), Точеком [61] и Макайзеком [33] с системой TSS фирмы «Систем девелопмент корп.» (Time-Sharing System — система с распре делением времени), а также Шоу [55] и Брайаном [6] с системой JOSS (Johnniac Open-Shop System — вычисли тельная система, используемая в реальном масштабе времени). Поскольку мы не будем вдаваться в детали этих систем, читатель в случае необходимости может обратиться к обширной литературе, в том числе и к ци тируемым здесь работам. В качестве источника интерес ных данных можно воспользоваться монографией Паркхилла [36] по вычислительной технике, содержащей сравнительное описание указанных и других ранних коммерческих систем с разделением времени.
Ниже |
приведены данные по системе JOSS, |
взятые |
из работы |
Шоу [55]. Эти данные получены на |
40-часо |
вой выборке, представляющей рабочую неделю с при сутственными часами от 10 до 18 ч. Таблица представ ляет собой простейший описательный подход к деятель ности пользователя в системах с разделением времени; тем не менее из нее можно легко извлечь несколько ос новных характеристик пользователя систем с разделе
нием |
времени. |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Статистические |
данные, |
характеризующие |
деятельность |
||||||
|
|
|
пользователей в системе JOSS [55] |
|
||||||
В |
течение |
недели |
система |
JOSS |
обслужила |
77 |
разных пользо |
|||
вателей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В |
среднем |
в |
день |
к системе |
обращался 31 |
пользователь, про |
||||
водя 49 сеансов работы за пультом. |
|
|
|
|||||||
Сеанс |
работы |
за |
пультом |
продолжался в среднем 58 мин, при |
||||||
чем 50% |
сеансов |
продолжались |
менее 35 мин. |
|
|
|||||
В течение 18% всего времени работы система находилась в |
||||||||||
состоянии |
насыщения, |
обслуживая |
одновременно 8 |
пользователей; |
в течение 4% всего времени работы системы кто-нибудь из поль зователей стоял в очереди, ожидая обслуживания.