Файл: Сакман Г. Решение задач в системе человек - ЭВМ пер. с англ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

10.7

Какая информация

или какие

обстоятельства

способствовали

 

 

 

 

 

вашему

«озарению»?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гумани­ тарные науки

Общест­ венные науки

Основные предметы

Общая оценка

Диспер­ сия, %

1.

Прогон

задачи

на вычисли­

87

203

258

548

35

тельной

машине

 

 

 

 

 

 

 

2.

Самостоятельное

исследова­

82

108

125

315

20

ние

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Преподаватель/Инструкция

96

55

117

268

17

о задачах

своего

класса

 

 

 

 

 

4.

Отсутствие

ответа

39

44

100

183

13

5.

Другие

ответы

 

72

64

33

169

и

6.

Документация

 

20

0

50

70

5

Общая

оценка

 

 

396

474

683

1553

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

10.8

Где вас «осенило» — за письменным столом (вне вычислительной системы), при работе на терминале или где-то в другом месте или

когда вы вообще не работали над задачей?

Категория

1.За столом/Один

2.Н а терминале или в поме­ щении для вычислительной ма­

шины 3. Отсутствие ответа

4. В классе

5. Другие ответы

6. Более чем в одном месте

7. В инструкторском отделе Общая оценка

Гумани­ тарные науки

Общест­ венные науки

Основные предметы

129

209

302

81

126

160

42

34

93

45

38

57

64

60

3

0

6

57

22

4

22

383

477

694

Общая оценка

1*

и

-

 

s

к

 

« 3

640

41

367

24

169

11

140

 

9

127

 

8

63

 

4

48

 

3

1554

100


Таблица 10.9

Назовите основные этапы решения задачи, которые вы прошли, прежде чем сформировали свою программу решения

Категория

1. Формулирование, кодиро-

ние, отладка программы 2. Другие ответы

3.Изучить задачу — решить

4.Отсутствие ответа

5.Метод проб и ошибок Общая оценка

Гумани­ тарные науки

Общест­ венные науки

Основные предметы

Общая оценка

Диспер­ сия, %

190

221

451

862

56

123

123

82

328

21

47

62

93

202

13

25

32

62

119

8

2

7

6

15

1

387

445

694

1526

99

I


Глава 11

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ

Как и в случае интерпретации результатов, интер­ претация индивидуальных различий поведения при ре­ шении задачи рассматривается по отдельности для фак­ торного анализа, для эффектов, связанных с обучением, и для устных ответов с нефиксированной конечной си­ туацией.

11.1. Данные, относящиеся к факторному анализу

Прежде всего следует подчеркнуть, что в поведении курсантов последовательно обнаруживались весьма зна­ чительные индивидуальные различия. Оценка степени решения задач неизменно колебалась от 0 до 100%; число человеко-часов, необходимых для решения данно­ го типа задач, изменялось от 1 почти до 50. Индивиду­ альные различия, оцениваемые в человеко-часах, посто­ янно увеличивались в тех случаях, когда все курсанты должны были достичь определенного уровня при выпол­ нении действий, например при отыскании правильного решения задачи данного типа. Различия в отношении к задаче, как и в случае ответов с нефиксированной ко­ нечной ситуацией, также охватывают весь диапазон от нижней границы до верхней при различных масштабных системах оценки. Таким образом, интерпретацию ре­ зультатов, полученных с помощью факторного анализа, следует осуществлять с учетом значительного разброса столь резких индивидуальных различий, проявляющих­ ся в ходе всего эксперимента.

Цель приведенного ниже анализа заключается в формулировании ответов на следующие пять вопросов.

Существует ли генеральный фактор, учитывающий большую величину дисперсии поведения и отношения, или имеется множество групповых факторов, которые учитывают дисперсию в полной совокупности данных?

Интерпретация индивидуальных различий

263

Для всех 12 задач не было выявлено генерального фактора, который последовательно разделил бы оба кри­ терия, соответствующих поведению и отношению. Напри­ мер ,табл. 10.1 —10.3 показывают, что не существует фак­ тора, последовательно учитывающего дисперсию, превы­ шающую 10%.

Подобное обобщение справедливо также для перво­ го нечередующегося фактора, который представляет со­

бой другой

способ

проверки

генерального

фактора.

В рассматриваемых

12 задачах

обнаружилась

тенденция

группирования

первого нечередующегося фактора вбли­

зи больших нагрузок для трех оценок обработки данных с разделением времени и пакетной обработки (ценность разделения времени, ценность пакетной обработки и сравнительная оценка разделения времени и пакетной обработки). Однако, поскольку этот фактор имеет тен­ денцию разграничивать пункты опросного листа, он не может разделить оценки поведения и оценки приобре­ тенного опыта. Поэтому было сделано заключение, что

выявленная

структура

множественного

или

группового

фактора

эффективнее

описывает

совокупность

данных

указанного эксперимента, чем генеральный фактор.

Имеются

ли

систематические

групповые

 

факторы,

последовательно

разделяющие все классы и

все

задачи?

Есть ли в числе групповых факторов

какие-либо

факторы,

выделяющиеся среди

всех

линий

поведения

и всех задач? Изучение результатов обнаруживает на­ личие двух таких согласующихся факторов — «Общей эффективности» и «Опыта работы на вычислительной системе». Фактор «Общая эффективность» обнаружи­ вался при факторном анализе всех 12 задач, при этом он выявлял наиболее тяжелые нагрузки при оценке ре­ шения задач курсантами. Ввиду этого он представлял особый интерес. Большие нагрузки на этот фактор были обнаружены также в связи- с.критерием, устанавливаю­ щим определенную удовлетворенность результатами ре­ шения задачи; с высокими оценками целесообразности режима работы вычислительной машины; со своеоб­ разным изменением хода решения задачи; со средним числом высших оценок;, с возможностью на ранней ста­ дии понять сущность задачи. Такое группирование кри-


264

Глава

11

 

терпев, по-видимому,

вполне

логично с

точки зрения

психологии.

 

 

 

К сожалению, единственным критерием, который мо­

жет быть использован

для обоснованного

предсказания

поведения при решении задачи, является среднее зна­ чение оценки, так как все другие критерии имеют апо­ стериорное отношение к поведению при решении задачи. Следовательно, правильное поведение при решений за­ дачи обусловливает удовлетворенность курсанта резуль­ татами затраченных усилий и работы машины, способ­ ствует пониманию на ранней стадии сущности задачи и быстрому ее решению. Следует также отметить, что среднее значение оценки лишь относительно слабо коррелируется с поведением при решении задачи; так, для различных выборок, медиана которых составляет 0,26, корреляция учитывает только 7% дисперсии оценки об­ щего типа.

Фактор «Опыт работы с вычислительной системой» проявился в задачах 11 и 12. Все три переменные опы­ та характеризуются большой положительной нагрузкой: опыт пакетной обработки, опыт работы с разделением времени и общий опыт работы с вычислительной маши­ ной. В этих выборках, соответствующих действиям курсантов, не наблюдалось зависимости критериев при­

обретенного опыта

или

их группирования

по отноше­

нию к поведению

при

решении некоторой

задачи или

к критериям отношения. Очевидно, это можно объяснить тем, что почти все курсанты были новичками в этой об­ ласти и средний уровень их опыта работы с вычисли­ тельной машиной в начале вводного курса определялся менее чем месячной практикой. В соответствии с этим рассматриваемые результаты не следует распространять на работу опытных специалистов, так как они в данном эксперименте не принимали участия.

Были найдены два групповых фактора, которые наг­ лядно отражают (изменения отношения для всей выбор­ ки от начала эксперимента и до конца. Такими являлись факторы кольцевой пакетной обработки и системы об­ служивания ЭВМ. По существу в результате неблаго­ приятной системы обслуживания ЭВМ с разделением времени в течение всего семестрового курса многие ра-


Интерпретация индивидуальных

различий

265

зочарованные курсанты заняли довольно крайнюю по­ зицию, в большинстве случаев отдавая предпочтение пакетной обработке. «Ореол пакетной обработки» про­ явился при факторном анализе задач 3 и 4 для всех курсов как сильнейший фактор с долей дисперсии, всег­ да превышающей 10%. Напомним, что в факторном ана­ лизе для задач 1 и 2 были использованы ответы на ан­ кетный опрос, полученные до начала эксперимента, тогда как в случае задач 3 и 4 использовались ответы, полу­ ченные после окончания тестов эксперимента. Наиболее сильная нагрузка у этого фактора обнаружилась для оценок с предпочтением пакетной обработки, для цен­ ности пакетной обработки и для преимуществ пакетной обработки по сравнению с обработкой в режиме разде­ ления времени. Предпочтение пакетной обработки вы­ ражалось также в существенной нагрузке фактора при оценке составления программы отыскания и устранения неисправностей, простоты обучения, требований к поль­ зователю, синтеза, возможностей проникновения в сущ­ ность сложных задач, элементов творчества, обнаруже­ ния и исправления ошибок, самообучения, ускорения решения, самоорганизации работы, степени неквалифи­ цированности пользователя, продуктивности программ, конкретных задач, обслуживания машины и меньшего количества отказов.

Следует отметить, что в табл. 10.1—10.3 фактор «Ореол пакетной обработки», почти вдвое превышаю­ щий другие сильнейшие факторы, принимает значения в пределах 12—17% от общей дисперсии. Этот резуль­ тат иллюстрирует чувствительность факторного анализа к изменению отношения в ходе эксперимента.

Фактор «Обслуживание вычислительной машины» обнаруживает существенные нагрузки для предпочти­ тельных оценок пакетной обработки в разделе рабоче­ го журнала в соответствии с оценкой системы обслужи­ вания вычислительной машины в противоположность меньшему предпочтению при оценке работы с разделе­ нием времени. Этот фактор, очевидно, связан с факто­ ром «Ореол пакетной обработки» и подчеркивает резко отрицательное отношение к работе с разделением вре­ мени, возникающее в результате неблагоприятной систе-

266

Глава 11

мы обслуживания машины. По очевидным соображе­ ниям патентоспособности вопросы, касающиеся систем обслуживания машины, недостаточно полно представ­ лены в литературе по вычислительной технике. Описы­ ваемый эксперимент объективно выдвигает на первый план значение оценки системы обслуживания машины, что позволит понять сущность фундаментального и сте­ реотипного отношения пользователей к машинам.

Существуют

ли специальные

факторы,

определяю­

щие различия

меэюду

тремя курсами

(гуманитарными

науками, общественными

науками

и

основными

предме­

тами)?

 

 

 

 

 

Третий вопрос касался возможности выявления си­ стематических факторных различий между типами за­ дач. Имеющиеся данные не показывают какого-либо заметного различия в факторной структуре для трех курсов, за исключением, возможно, одного курса. Груп­ па, изучающая основные предметы (курс 254), получи­ ла задачи наиболее трудного типа и, очевидно, имела самое сильное желание овладеть техникой расчетов на ЭВМ по сравнению с группами гуманитарных наук (230) и общественных наук (240). Группа, изучающая основные предметы, была единственной группой, в которой при решении всех задач постоянно проявлялся фактор «Искусство пользователя», что, ве­ роятно, свидетельствует о более высокой чувствитель­ ности к умению работать с вычислительной машиной. Фактор «Общая работоспособность» при решении зада­ чи 4 в группе основных предметов проявил необычную структуру объединенных положительных нагрузок на число человеко-часов, прогонов задачи и оценок типа за­ дач. Таким образом, лучшие курсанты затратили боль­ ше всего времени и усилий. Далее в задаче 4, несмотря на отрицательный опыт работы с разделением времени, курсанты изменили обычный ход событий и проявили фактор «Энтузиазм от режима разделения времени». К тому же они посредством фактора «Непонятное вле­ чение к режиму разделения времени» обнаружили связь

между разделением

времени

и притязанием на задачи

с нефиксированной

конечной

ситуацией. Оказалось, что

этот последний фактор проявляет интересную нагрузку