Файл: Рукосуев А.Н. Товароведение зерномучных и хлебных товаров учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 34

 

Усвояемость, %

 

Вид хлеба

жира

 

белка

углеводов

 

70

92

94

Пшеничный высшего сорта

87

95

98

 

70

92

94

 

80

93

96

Пищевая ценность белков хлеба, определяемая их аминокислотным составом, принципиально не отлича­ ется от белков муки и зерна данного вида. Белки хле­ ба также принадлежат к числу биологически полно­ ценных, но значительно уступают в этом отношении белкам молока, яиц, мяса и рыбы, так как незамени­ мые аминокислоты содержатся в хлебе в менее благо­ приятном количественном соотношении, чем в продук­ тах животного происхождения. В белках хлеба недо­ стает так называемых лимитирующих аминокислот — лизина, метионина, триптофана и отчасти валина, что снижает пищевую ценность белка в целом. По амино­ кислотному составу белок хлеба ржаного является не­ сколько лучшим, чем пшеничного.

Показателем биологической ценности хлеба являет­ ся также содержание кальция, магния, фосфора, же­ леза и микроэлементов, витаминов Ві, В2, РР и др. Дан­ ные о содержании витаминов и зольных элементов приведены в табл. 35.

Т а б л и ц а 35

Содержание

вита­

Содержание

зольных

элемен­

минов,

мг/кг

 

тов,

иг/100 г

 

Вид хлеба

 

 

 

 

 

в 2

РР

каль­

маг­

фос­

желе­

ция

ния

фора

за

 

 

Пшеничный

обойный

2,6

1,2

31

29

72

184

2,2

Пшеничный

2-го

сор-

2,0

0,8

16

28

47

164

2,0

Пшеничный

1-го

сор-

1,0

0,7

7

20

31

115

1,8

 

 

 

Ржаной обойный

. .

1,5

1,3

8

29

73

200

2,0

7—134

 

 

 

193

 

 

 

 

 


Из табл. 35 видно, что по содержанию указанных витаминов и зольных элементов более ценным являет­ ся хлеб из муки низких сортов, и особенно обойной. Отмеченная закономерность распространяется на со­ держание и большинства других макро- и микроэле­ ментов и витаминов, содержащихся в исходном зерне.

Приведенные данные подтверждают, что хлеб, осо­ бенно из муки обойной, является биологически ценным продуктом, весьма важным для обеспечения населения витаминами, макро- и микроэлементами. Увеличение производства хлеба из высокосортной муки снижает его витаминную ценность и вызывает необходимость вита­ минизации муки.

Одним из наиболее характерных свойств хлеба яв­ ляется высокая постоянная, не снижающаяся при еже­ дневном потреблении усвояемость. Этим хлеб отлича­ ется от многих других пищевых продуктов. Такая усвояемость хлеба объясняется особенностями его хи­ мического состава, а также благоприятным для усвое­

ния состоянием

находящихся

в нем

веществ. Белки

хлеба находятся

в денатурированном

виде, крахмал —

частично клейстеризованным,

частично

перешедшим

в растворимое состояние, жир — в виде эмульсии

или

адсорбированным белками и

крахмалом,

соль и

са­

хар — растворенными, а вещества оболочечных частиц зерна (клетчатки, гемицеллюлозы) — сильно набухши­ ми и размягченными. Такое состояние веществ делает их доступными для действия ферментов, участвующих в процессах пищеварения, и способствует хорошему ус­ воению хлеба.

Усвояемость хлеба связана также с его строением и консистенцией. Пористое строение хлеба обеспечива­ ет его большую суммарную поверхность, что способст­ вует нормальному пищеварению, а мягкая консистен­ ция — легкость и полноту измельчения до кашицеоб­ разного состояния.

Важным фактором усвояемости хлеба являются его вкус и запах, обусловленные накоплением в процессе созревания теста этилового спирта, молочной, уксусной и других кислот и побочных продуктов брожения — разнообразных альдегидов (фурфурола, изовалерианового, уксусного и др.), спиртов, а также гидролизатов белков и углеводов. Эти вещества, реагируя между со-

194


бой, в процессе выпечки образуют разнообразные вку­ совые, ароматические и красящие вещества (всего их в хлебе насчитывают более 75), в совокупности придаю­ щие хлебу свойственный ему гармоничный вкус и за­ пах. Воздействуя на нервную систему человека, возбуж­ дая аппетит и активную деятельность пищеваритель­ ных органов, эти вещества способствуют усвоению хлеба.

Проблема повышения биологической (пищевой) цен­ ности хлеба является одной из основных, разрабаты­ ваемых многими институтами и лабораториями. Она возникла в результате увеличения производства хлеба высоких сортов (почти лишенных витаминов) и недо­ статка в белках хлеба некоторых незаменимых амино­ кислот (лизина, метионина). Восстановление витамин­ ной ценности хлеба производят путем витаминизации муки по нормам, приближающим ценность сортовой муки по содержанию некоторых витаминов (В1 ; В2 , РР) к исходному зерну.

Обогащение хлеба различными белковыми вещест­ вами производят путем добавления обрата, снятого мо­ лока, сухого обезжиренного молока, соевой и даже рыбной муки. Такое обогащение полезно в том случае, если хлеб потребляется с водой, чаем и другими без­ белковыми и малобелковыми продуктами. Если рацион питания вместе с хлебом входит молоко, тво­ рог, мясо, рыба, яйца, то обогащение его белками из­ лишне и более правильно использовать хлеб в нату­ ральном необогащенном виде.

ПРОИЗВОДСТВО ХЛЕБА

Состав и свойства хлеба определяются сырьем, ко­ торое используется для его изготовления, и физико-хи­ мическими и биохимическими процессами производ­ ства.

Основным сырьем для производства хлеба являются : пшеничная и ржаная хлебопекарная мука различных сортов, вода, умеренно жесткая и отвечающая санитар­ ным требованиям для питьевой воды, пищевая пова­ ренная соль, биологические разрыхлители — прессован­ ные, жидкие или сухие дрожжіг, культуры молочнокис-

7*

195

лых бактерий, закваска в виде головки или кваса (для ржаного хлеба). .

Дополнительным сырьем являются некоторые пище­ вые и вкусовые продукты, добавляемые в улучшенные сдобные и диетические хлебные изделия.

Муку, поступающую на хлебозаводы, оценивают по цвету, вкусу, запаху, проверяют отсутствие хруста и за­ раженности вредителями, определяют влажность и хле­ бопекарные достоинства (в пшеничной — выход и каче­ ство клейковины, пробная выпечка хлеба, в ржаной —

автолитическая активность, колобковая

выпечка);

в некоторых случаях определяют также

кислотность

муки.

 

Муку на хлебозаводах хранят в отепленных складах (чтобы можно было обеспечить оптимальную темпера­ туру теста без применения излишне горячей воды), а перед пуском в производство просеивают и дополни­ тельно очищают на магнитах.

Воду проверяют в санитарном отношении (по нор­ мам питьевой воды) и подогревают до 30—35° С.

Соль поваренную, отвечающую требованиям пище­ вой соли, растворяют и затем фильтруют.

Дрожжи прессованные проверяют по свежести, влажности, кислотности, подъемной силе и соблюдению срока хранения (при температуре 0—4° С до 10 суток). Чаще на хлебозаводах применяют жидкие дрожжи, изготовляемые путем размножения чистых культур дрожжей сахаромицетов на мучной заварке, предвари­ тельно заквашенной молочнокислыми бактериями. Ре­ же используют сухие дрожжи (прессованные и высу­ шенные до 10—11%). Прессованные и сухие дрожжи применяют в виде суспензий.

Для ржаного хлеба на заводах, работающих по обычным схемам, изготовление биологических разрых­ лителей (головки или кваса) включается в схему тех­ нологического процесса хлебопечения.

Сахар применяют в виде раствора, твердые жиры — в расплавленном виде, остальные продукты (изюм, эфиромасличные семена) — тщательно очищенными и вы­ мытыми.

. Перед пуском в производство в случае необходимо­ сти смешивают муку одного и того же сорта, но с раз­ ными хлебопекарными достоинствами, чтобы получить

196


производственную партию муки хорошего качества.

Для некоторых сортов хлеба делают смеси муки раз­ ных сортов (забайкальский — из пшеничной муки

2-го сорта и обойной) или разных видов и сортов (ук­ раинский, орловский, столовый — из смесей ржаной и

пшеничной муки).

Приготовление теста. На хлебозаводах и хлебопекар­ нях приготовление теста может осуществляться по различным технологическим схемам. Старые схемы, включая применяемые на некоторых поточных линиях

Рис. 32. Агрегат ВНИИХПа для непрерывного приготовления жидкой опары и теста:

3

7 — д о з а т о р ы м у к и ; 2 и 8 — д о з и р о в о ч н ы е с т а н ц и и ;

1

— аппарат

н е п р е р ы в н о г о д е й с т в и я

д л я п р и г о т о в л е н и я

п и т а т е л ь н о й

с м е с и ; 4 — с е к ц и о н н ы й

аппарат д л я б р о ­

ж е н и я ; 5 — н а с о с - д о з а т о р ; в — м е с и л ь н а я м а ш и н а не ­ прерывного действия; 9 — т е с т о с п у с к ; 10 — д е л и т е л ь ­ н а я м а ш и н а

(например, Рабиновича), предусматривают следующую последовательность приготовления пшеничного теста: при опарном способе — постановка и замес опары, ее брожение, замес теста на опаре, его брожение и созре­ вание ; при безопарном — замес теста, его брожение и созревание. Для ржаного (и ржано-пшеничного) теста: приготовление головки или кваса (2- и 3-фазные); по­ становка теста (на головке или квасе) с заваркой части муки или без нее; брожение и созревание теста.

197

Новые схемы производства существенно меняют ха­ рактер и последовательность операций. Сначала гото­ вят жидкую фазу (полуфабрикат) из муки, воды, соли и дрожжей или заквасок. Она содержит 25% сухих ве­ ществ и 75%) воды. В жидкой фазе происходит броже­ ние, накопление спирта, кислот, альдегидов, продуктов гидролиза белков и углеводов муки и автолизатов дрожжей; из-за большого содержания воды и опти-

Рис. 33. Схема производства хлеба на жидких сброженных полуфабрикатах :

1 — м у ч н о й

силос;

2 — т р а н с п о р т н о е у с т р о й с т в о ; 36 — д о з а т о р ы м у ­

ки, воды,

ж и д к и х

д р о ж ж е й ,

раствора соли;

7 — агрегат - смеси тель;

8 — м а ш и н а

д л я с б р а ж и в а н и я

ж и д к о г о п о л у ф а б р и к а т а ;

9—10—насосы;

11—14д о з а т о р ы

м у к и и

в с п о м о г а т е л ь н о г о

сырья;

15 — ш н е к о в а я

 

т е с т о м е с и л к а ;

16 — тестоспуск (на

д е л и т е л ь ) .

мальной температуры биохимические процессы в жид­ кой фазе протекают активно — в 2—3 раза быстрее, чем в тесте.

На сброженном жидком полуфабрикате с добавле­ нием к нему остального количества муки и других про­ дуктов (по рецептуре) производят замес теста более продолжительный и более интенсивный, чем обычно. Интенсивная обработка способствует быстрому созрева­ нию теста. Затем без брожения тесто направляют на де­ ление, формовку, расстойку и выпечку. На рис. 32 представлен агрегат ВНИИХПа для непрерывного при­ готовления опары теста, а на рис. 33 — современная схема производства хлеба.

198


Существует и еще более ускоренный метод. Замеши­ вают тесто нормальной консистенции из пшеничной муки, соли, дрожжей, воды с добавлением яблочной или лимонной кислот в количестве 0,09—0,15 кг и ук­ сусной кислоты в количестве 0,05 кг на 100 кг муки. После интенсивного замеса тесто (без брожения) на­ правляют на деление, формовку, расстойку и выпечку.

Таким образом, при любом способе производства сначала получают созревшие полуфабрикаты и тесто, обладающее оптимальной консистенцией и содержа­ щее необходимые для формирования вкуса и запаха вещества, а затем готовое тесто направляют на деление и формовку. После этого тестовые заготовки, почти ли­ шенные углекислого газа, поступают на расстойку для разрыхления и придания им пористой структуры, а за­ тем на выпечку и последующее охлаждение.

Воснове приготовления теста, независимо от после­ довательности операций, лежит совокупность механиче­ ских, физико-химических и биохимических процессов.

Внаиболее общем виде их можно представить сле­ дующим образом. При замесе пшеничная мука в той или иной последовательности смешивается с водой, со­ лью, дрожжами и другими продуктами, если они пре­ дусмотрены рецептурой. Частицы муки поглощают во­ ду, набухают и образуют сложную по составу и строе­

нию массу — тесто. Клейковинообразующие белки пшеничной муки, являющиеся гидрофильными колло­ идами, набухают и поглощают воду, связывая ее в ос­ новном осмотически. Образовавшаяся при этом клей­ ковина создает своеобразную сетку, являющуюся дис­ персионной (непрерывной) фазой пшеничного теста. Дисперсная же фаза пшеничного теста представлена включенными в клейковину зернами крахмала, адсорбционно связывающими воду, каплями жидкостей (ра­ створов солей, Сахаров), частицами эмульгированных жиров, неограниченно набухающих и пептизированных белков, пузырьками воздуха, внесенного в тесто при замесе. В тесте из муки 1—2-го сортов и обойной, кро­ ме того, находятся частицы оболочек и алейронового слоя зерна.

Ржаное тесто имеет несколько иную структуру, так как в обычных условиях белки ржаной муки не обра­ зуют клейковину, а большая часть белковых веществ

1Ѳ9