Файл: Ден Г.Н. Механика потока в центробежных компрессорах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 143
Скачиваний: 16
считывались по формуле, следующей из уравнения (2.15),
W |
(2.48) |
|
(örj |
||
|
где р = (р— Роп)/ро« 2 — коэффициент давления; роп — полное давление, измеренное перед входом в колесо в ядре течения.
Подвод потока к колесу был осевым.
При рг 5* ß1л расчетные распределения скоростей для всех трех исследованных колес оказались близкими к полученным на
основании опытных данных. Однако по мере уменьшения угла рх, в области положительных углов атаки іъ т. е. малых значений срг2, согласование расчетных и опытных данных ухудшается. Уровень скоростей, полученных по опытным данным, оказывается более
высоким, чем по расчету. При |
< р1л, начиная с некоторого |
значения ß* или срг2, опытные величины w на небольшом удале нии от входной кромки перестают изменяться при изменении ре жима работы колеса. Уменьшение срг2 не вызывает уменьшения скоростей, полученных по измерениям давления на лопатках, и тенденция к появлению зоны возвратного тока у рабочей поверх ности, следующая из расчетных данных, не наблюдается.
Различия между расчетной картиной течения и результатами, полученными на основе измерений давлений, объясняются возник новением в колесе отрывных зон, загромождающих межлопаточ ные каналы и вызывающих увеличение скорости в активной зоне течения. Так как давление поперек застойной зоны изменяется мало, то расчет скорости по формуле (2.48) дает значения w на границе застойной зоны, а не у поверхности лопатки. Появле ние застойных зон может быть качественно объяснено в резуль тате анализа влияния вязкости на течение в канале колеса. Ин тенсивность застойных зон, их поперечная протяженность увели чивается по мере уменьшения коэффициента расхода фг2, поэтому скорости в активной зоне течения оказываются почти неизмен ными, несмотря на уменьшение расхода через колесо.
Площадь активного сечения канала Fa приближенно может быть оценена по формуле
2wCpF |
(2.49) |
|
Шр + ^н ’ |
||
|
||
где шср — средняя скорость потока, определенная по |
расходу |
|
через Колесо; wp и ws — скорости у рабочей и нерабочей |
поверх |
ностей, определенные по опытным данным; F — площадь попе речного сечения межлопаточного канала.
Исследования, выполненные на НЗЛ показали, что расчет безотрывного потенциального течения во вращающемся колесе позволяет получить картину течения, согласующуюся с данными
эксперимента лишь при ßіл, т. е. в области коэффициентов
45
расхода, соответствующих нулевому и отрицательным углам атаки і х. При положительных углах атаки картина течения, основанная на предположении о безотрывном обтекании лопаток потенциальным потоком, отличается от полученной в результате измерений давления на стенках межлопаточных каналов.
2.2. ВЛИЯНИЕ ВЯЗКОСТИ НА ДВИЖЕНИЕ ГАЗА В РАБОЧЕМ КОЛЕСЕ
Методы теории пограничного слоя позволяют производить расчет течений вблизи твердых поверхностей и в следах за ло патками с учетом влияния вязкости на уравнения движения газа. В теории пограничного слоя принимается, что вблизи поверх ностей в тонком пограничном слое необходимо учитывать только часть вязких членов в уравнениях (1.1) — (1-3). Порядок отдель ных членов в уравнениях движения удается оценить, исходя из условия малости толщины пограничного слоя по сравнению с характерной длиной поверхности, отсчитываемой вдоль потока. Вывод уравнений пограничного слоя возможно произвести только для случая ламинарного движения. При рассмотрении турбулент ных течений принимается, что уравнения турбулентного погра ничного слоя «в напряжениях», содержащие касательные состав ляющие турбулентных напряжений, имеют такой же вид, как для соответствующего ламинарного пограничного слоя.
Если в плоском ламинарном пограничном слое на слабоизо гнутой стенке координату х отсчитывать вдоль поверхности в на правлении точения, а координату у — по нормали к стенке, то при малых числах М течение в пограничном слое у неподвижной
поверхности будет |
описываться уравнениями |
[31 ]: |
|||||
с. |
дсх |
дсх |
= С |
дС |
, |
дп-сх |
|
дх -- С„ |
d,j |
|
|
(2.50) |
|||
|
# -= 0 ; |
^ - + |
^ |
|
= 0, |
||
|
ду |
’ |
дх |
оу |
|
|
|
где V— кинематическая вязкость газа; С — скорость на внешней границе пограничного слоя, связанная с давлением уравнением Бернулли
d p = — pCdC. |
(2.51) |
Уравнения (2.50) получаются из полной системы уравнений для плоского ламинарного движения газа около прямолинейной стенки после оценки порядка всех членов уравнений и отбрасы вания членов порядка Re-1 как малых по сравнению с членами порядка единицы. Число Рейнольдса Re = С^Ыѵ (Сю— харак терная скорость, L — длина поверхности). Уравнения (2.50)
справедливы лишь при Re » 1-
Уравнения (2.50) всегда применяются также при рассмотре нии течений около криволинейных, не очень сильно изогнутых
46
поверхностей. В этом случае порядок отбрасываемых членов ока зывается иным, чем при течении у прямолинейной стенки. В точ ных уравнениях ламинарного движения приходится пренебре гать членами порядка xRe~0’5, где х = R- 1— кривизна поверх ности (R — радиус кривизны, зависящий от координаты х). Второе уравнение системы (2.50) в случае криволинейной стенки следовало бы записывать иначе:
Лишь в силу малости толщины пограничного слоя можно пре небрегать изменением давления поперек пограничного слоя и при нимать др/ду — 0. Уравнение неразрывности оказывается в си стеме (2.50) справедливым также с точностью до члена порядка
XRe-°’5.
Вслучае вращения поверхности, вдоль которой движется поток, вокруг оси г (перпендикулярной плоскости течения х, у)
с постоянной угловой скоростью со в уравнениях, описывающих движение газа относительно стенки, появляются добавочные члены, обусловленные переносным и кориолисовым ускорениями. В пределах ламинарного пограничного слоя эти члены имеют такой же порядок малости, как члены, связанные с кривизной стенки, и пренебрежение ими в той же степени правомерно, как пренебрежение влиянием кривизны поверхности на течение в по граничном слое. Поэтому уравнения пограничного слоя на вра щающейся слабоискривленной стенке с точностью до членов, отбрасываемых в теории пограничного слоя, имеют такой же вид, как для неподвижной стенки:
dwr |
, |
dwx |
|
|
д\Ѵ |
â2wx |
|
|
З Г = |
r |
äF |
w ; |
|||
dp |
p. |
âwx . |
dwy_ |
(2.52) |
|||
dy |
~ |
’ |
dx |
' |
du |
||
|
причем скорость относительно стенки на внешней границе слоя W связана с давлением уравнением Бернулли в относительном дви жении
dp = — pWdW Н- pcoVdr. |
(2.53) |
Этот вывод в одинаковой степени справедлив как для течения при малых числах М, так и для пограничного слоя в сжимаемом газе при больших числах М. В последнем случае давление в урав нениях движения и энергии также должно быть заменено на ско рость W с помощью уравнения (2.53).
Если выйти за рамки обычной теории пограничного слоя и сохранить в уравнениях, описывающих течение около вращаю щейся лопатки, члены порядка Re-°'5, то получается следующая
47
система:
wxwyy, (2.54)
(2.55)
(2.56)
в которую входят члены, связанные с кривизной поверхности пере носным. и кориолисовым ускорениями. Эта система значительно сложнее, чем уравнения пограничного слоя.
Экспериментальные исследования пограничного слоя на лопат ках вращающихся рабочих колес, типичных для стационарных ц. к. м., выполненные А. Н. Примаком [38], показали существен ное несоответствие между расчетными и опытными характерными толщинами в пограничных слоях на лопатке. Это несоответствие между расчетными величинами, полученными из уравнений пло ского пограничного слоя (2.52) и на основании опытных распре делений скоростей поперек слоя, по нашему мнению, в первую очередь вызвано влиянием поверхностей рабочего и покрываю щего дисков колеса, образующих торцевые стенки межлопаточ ных каналов, на течение. Согласно опытным данным, погранич
ный слой у нерабочей стенки лопатки толще, чем |
у рабочей. |
В канале имеются зоны отрыва пограничного слоя, |
не предска |
зываемые расчетными оценками отрыва.
Набухание пограничного слоя на нерабочей поверхности ло патки и возникновение отрыва и застойной зоны около этой по верхности связано с переносом газа из пограничного слоя на ра бочей поверхности к нерабочей по торцевым стенкам канала по перечными токами. В середине канала, за пределами пограничных слоев, на дисках градиент давления, направленный от рабочей поверхности одной лопатки к нерабочей поверхности соседней, уравновешивается силами инерции движущихся масс газа. Около поверхностей дисков относительные скорости в пограничных слоях ниже, чем в «ядре» потока, а градиент давления остается таким же, как за пределами пограничных слоев. Поэтому у по крывающего и рабочего диска возникает поперечное течение, переносящее газ в сторону нерабочей поверхности.
Поперечные токи, идущие вблизи торцевых стенок межлопа точных каналов, «отсасывают» пограничный слой от рабочей по верхности. Вместо масс, вынесенных из пограничного слоя вто ричными поперечными токами, движущимися около дисков ко леса, к рабочей поверхности подтекает «свежий» газ из ядра потока, обладающий большим запасом кинетической энергии.
Отсос подторможенного у рабочей поверхности газа вторич ными токами вызывает утонение пограничного слоя на рабочей
48
поверхности и набухание его на нерабочей [9]. Увеличение тол щины пограничного слоя на нерабочей поверхности приводит к его отрыву и образованию застойной зоны, наблюдаемой при опытах. В рамках теории невязкого газа или при рассмотрении пограничного слоя на лопатке без учета влияния торцевых стенок, образованных дисками колеса, эти явления обнаружить не удается.
Механизм появления вторичных токов в межлопаточных ка налах колеса аналогичен механизму возникновения поперечных токов в коленах с прямоугольным поперечным сечением, где при тормаживание потока в пограничных слоях на боковых стенках также приводит к перетеканиям по этим стенкам из области с ббль-
Рис. 2.4. Схема вторичных токов в поперечном сечении межлопа точного канала колеса (а) и в колене с прямоугольным поперечным сечением (б) ( + + + зона повышенного давления;----------- зона пони женного давления)
шим давлением — от вогнутой по отношению к потоку стенки колена — в область пониженного давления — к выпуклой стенке (рис. 2.4). Увеличение расстояния между боковыми стенками колена способствует уменьшению интенсивности поперечных то ков и приближению течения в среднем сечении канала к пло скому..
В рабочих колесах центробежных нагнетателей и компрессо ров расстояние между дисками, т. е. ширина канала b обычно меньше, чем расстояние между лопатками, т. е. их шаг t. Поэтому вторичные токи должны быть интенсивными. В относительно ши роких вентиляторных колесах, в особенности при больших зна
чениях D x и z2, характерных для колес с лопатками, загнутыми вперед (ß2jI > 90°), расстояние между дисками превышает шаг, т. е. лопатки имеют сравнительно большое удлинение bit. В этом случае влияние торцевых стенок канала на течение в среднем
4 |
Г. Н . Деи |
49 |