Файл: Ден Г.Н. Механика потока в центробежных компрессорах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 170
Скачиваний: 16
3.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ТЕЧЕНИЯ В БЕЗЛ 0П АТ0ЧН Ы Х ДИФФУЗОРАХ С ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ СТЕНКАМИ
Течение в безлопаточном диффузоре с параллельными стенками при искусственно организованном однородном потоке перед вхо дом в канал исследовано В. Янсеном [73 ]. Для получения однород ного потока при входе в диффузор использовались специальные выравнивающие решетки и щели для отсоса пограничных слоев, газ подавался в диффузор не рабочим колесом, а отдельно стоящим вентилятором. Полученные на такой установке данные были ис пользованы автором работы [73 ] для проверки результатов расчета пограничного слоя на стенках безлопаточного диффузора.
В реальных проточных частях распределения параметров по тока по ширине входного сечения безлопаточного диффузора далеки от однородных и зависят от конструкции и режима работы колеса, а также состояния уплотнений покрывающего и рабочего дисков. Поэтому опытные данные, полученные при изучении диффузора, работающего в составе конкретной проточной части, строго говоря, характеризуют только изучаемые частные случаи. Однако на ос новные качественные закономерности и суммарные газодинамиче
ские характеристики диффузора £3_4 (а3) и £3_4 (а3) входные усло вия влияют не слишком сильно. Значительно резче влияет на ха рактеристики диффузора методика получения и обработки опытных данных (см. п. 1.4).
Результаты подробных исследований безлопаточных диффузо
ров с различной относительной шириной канала Ь3 приведены в работе [12]. Исследования проводились на ступени, имевшей колеса диаметром 305 мм с углом выхода ß2j] = 45°. Ширина безло паточных диффузоров равнялась ширине колес, а радиальная
протяженность диффузоров характеризовалась величиной D4 = = 1,67. Относительная ширина диффузоров варьировалась в преде лах от 0,075 до 0,020. Ступень имела осевое всасывание. Изменение режима работы ступени осуществлялось специальной кольцевой задвижкой, расположенной за о. н. а. после выходного радиаль ного диффузора, имитировавшего вход в следующую ступень. При такой схеме проточной части в ступени отсутствуют элементы, нарушающие осевую симметрию потока перед колесом и круговую симметрию течения в безлопаточном диффузоре. Наличие симмет рии было подтверждено измерениями полей скоростей и давлений аэродинамическими зондами, расположенными на одном и том же
относительном радиусе г в различных точках окружности. Разу меется, подобные измерения не дают возможности обнаружить нарушение круговой симметрии течения при появлении вращаю щегося срыва, они подтверждают лишь круговую симметрию тече ния, осредненного ао времени.
Согласно экспериментальным данным, качественный характер потока в безлопаточном диффузоре зависит от средней величины
102
угла входа потока а 3 и относительной ширины канала Ь3, причем параметр Ь3наиболее существенно влияет на характер течения при
небольших углах а3 < 15°.
Распределения скоростей по ширине безлопаточного диффу зора с относительной шириной .0,075 и 0,033 приведены на рис. 3.5.
Около входа в диффузор при углах а 3 30°, т. е. при больших коэффициентах расхода колеса и малых коэффициентах напора, заметно влияние эжектирования потока дисками колеса. За дис ками, т. е. вблизи стенок канала, скорости потока несколько уве личены, а в средней части канала скорости сравнительно мало изме няются по ширине сечения. По мере удаления от колеса профили скоростей у стенок урезываются, вследствие подтормаживания потока стенками. Поэтому в ядре течения — в середине канала — радиальная составляющая скорости сг уменьшается не обратно пропорционально радиусу г, а более медленно. Из рис. 3.5 видно, что однородность профиля окружной составляющей скорости си по мере увеличения радиуса улучшается. Суммарный момент коли чества движения газа при этом уменьшается, главным образом за счет уменьшения момента количества движения у стенок вслед ствие подтормаживания ими потока. Неоднородность в распреде лении углов потока а по ширине канала на входном участке диф
фузора достигает 15—17°. Например, при Ь3 = 0,075 и г — 1,05 угол а изменяется от 24° у передней стенки (со стороны покрываю щего диска колеса) до 50° — около задней. По мере удаления от колеса поле углов выравнивается и неоднородность его умень шается до 5°.
Поля полных напоров при больших углах а3 имеют такой же вид, как поля окружных составляющих скорости. Резкое умень шение полного напора заметно прежде всего в следах за дисками колеса — вблизи стенок диффузора. Статическое давление мало меняется по ширине канала, причем это изменение происходит практически по линейной зависимости. Поэтому для определения статического давления, в безлопаточном диффузоре достаточно измерить давление на его стенках.
При опытах углам потока а3 = 25ч-30° соответствовали наи более равномерные поля скоростей во входном участке диффузо ров — неоднородность полей углов не превышала при этом 5°. По мере удаления от колеса неоднородность потока по ширине ка нала не увеличивалась. Необходимо отметить, что рассматривае мые опыты производились при использовании колес с углом ß2jI =
= 45°, для которых углы а 3 = а 2 = 20ч-25° соответствовали ре жимам работы, близким к расчетным (а2 21 ).
В диффузорах с относительной шириной Ь3 = 0,065ч-0,075
дальнейшее уменьшение угла а 3 вначале не приводило к заметной деформации полей скоростей на входном участке. Однако по мере удаления от колеса в диффузоре начиналась перестройка потока,
ЮЗ
о <o
особенно заметная в относительно более широких каналах. Наи более существенно деформировались поля радиальных составляю щих скорости. При увеличении радиуса г урезывание профилей расходной составляющей скорости происходит сначала как у перед ней, так и у задней стенок диффузора. В относительно более широ ких каналах такое, примерно одинаковое, уменьшение сту обеих
стенок наблюдается только до некоторого значения г. Затем умень шение сг у одной из стенок прекращается, а у другой, как правило, передней стенки, наблюдается еще более интенсивное подтормаживание, приводящее к возникновению обратного радиального тока. После появления обратного тока у противоположной стенки ег начинает возрастать. В середине канала сг почти не изменяется вдоль радиуса. Появление обратного радиального тока у стенки не отражается на распределении окружной составляющей скоро сти по ширине сечения.
Перестройка полей cr (z) в относительно широких каналах при
малых углах аа (а3 < 15°) связана с явлениями, происходящими в пристеночных пограничных слоях и с начальной неоднород ностью потока по ширине сечения при входе в диффузор. В случае
идеального — однородного — профиля |
скоростей при входе, |
искусственно создававшегося в работе |
[73], пограничные слои |
развивались на обеих стенках одинаково. Обратные радиальные токи, т. е. отрывы пограничных слоев, при этом у обеих стенок должны возникать одновременно.
Из предыдущего параграфа следует-, что чем меньше угол потока в ядре течения на внешней границе пограничного слоя, тем быстрее развивается слой, растет его толщина итем раньше насту пает отрыв. Поэтому при неоднородном профиле скоростей и углов потока при входе в диффузор вблизи той стенки, у которой углы потока а меньше, пограничной слой развивается быстрее, чем на противоположной, и раньше возникает отрыв, а затем и обратный радиальный ток. Появление зоны обратного радиального тока, уменьшающего проходное сечение канала, приводит к уменьшению интенсивности снижения скорости сг в середине канала, т. е. к воз растанию угла а на внешней границе слоя у противоположцой стенки, в результате чего пограничный слой на ней развивается медленнее, чем при отсутствии обратного тока в канале. Если же отрыв пограничного слоя у второй стенки возникает* то это проис
ходит позднее, при большем значении г. Возникновение отрыва и появление обратного радиального тока у второй стенки вызывает дальнейшее увеличение угла а в середине канала. После этого, как показывают экспериментальные данные, отрыв у первой стенки может исчезнуть — зона возвратного тока замкнется, а радиаль ная составляющая около стенки — начнет возрастать. Поток как бы «перебрасывается» от однсй стенки к другой (рис. 3.6).
Впервые подобная картина была^ обнаружена нами в ступени промежуточноготипа—задиффузором было расположено кольцевое
105
колено и о. н. а. Замыкание зоны обратного тока, первоначально возникающей у передней стенки диффузора, и появление второй зоны перед кольцевым коленом можно было связывать с обратным влиянием колена на поток в диффузоре. Однако позднее такая же картина течения была обнаружена А. С. Нуждиным в ступени концевого типа, у которой за диффузором располагалась симме тричная относительно средней плоскости диффузора просторная кольцевая камера. Опыты А. С. Нуждина позволяют сделать
вывод о том, что переброска потока в безло-
паточном диффузоре при малых углах сс3 свя зана с процессами, происходящими в самом диффузоре, и с входными профилями скорос тей.
Появление отрыва, как правило, сначала у передней стенки канала обусловлено подсо сом газа в зазор между покрывающим диском колеса и корпусом, вызывающим уменьшение радиальной составляющей скорости у перед ней стенки. Увеличение зазора в уплотнении
покрывающего диска |
вызывает |
уменьшение |
||
сг и а |
около передней стенки вблизи рабочего |
|||
колеса |
при |
г — 1,05. |
В этом случае обратные |
|
радиальные |
токи появляются ближе к входу |
|||
в диффузор, |
чем при |
нормальном |
состоянии |
уплотнений. При появлении обратных радиаль ных токов круговая симметрия течения в диф фузоре не нарушается.
Резкое изменение качественного характера потока в относительно широких каналах при удалении от колеса свидетельствуют о том, что поля скоростей, полученные в таких каналах
при г = 1,15-5-1,20, не позволяют судить о рас пределении скоростей за колесом. В то же
Рис. 3.6. Схема расположения зон обратных радиальных токов при большой относительной ширине безлопаточ-
ного диффузора и малых углах а 3
время результаты измерений аэродинамическими зондами в пуль сирующем потоке в непосредственной близости от колеса также могут содержать существенные погрешности. Оба указанных обстоятельства затрудняют изучение потока во входном участке
диффузора.
Описанная выше картина течения в безлопаточных диффузорах
наблюдается только в относительно широких каналах при Ь3> > 0,05, т. е. только тогда, когда отрыв одного из пограничных слоев происходит прежде, чем слои сомкнутся. В узких каналах
106
смыкание пограничных слоев предотвращает их дальнейший отрыв й зоны возвратных радиальных токов не возникают. В отличие от широких каналов, в узких (где слои смыкаются на небольшом расстоянии от входа в диффузор) момент количества движения газа заметно уменьшается не только в пристеночных областях, но и на средней линии канала.
Суммарные газодинамические характеристики серии безлопа-
точных диффузоров, отличающихся относительной шириной Ь3, приведены на рис. 3.7. Эти харак теристики подсчитаны по опытным полям скоростей и давлений при
г = 1,05 и г = 1,67, полученным с помощью трехканальных цилинд рических зондов. При небольшой
относительной ширине канала Ь3 коэффициент потерь £3_4 монотонно убывает при возрастании а3. Такой
характер зависимости £3_4 (а3) сог ласуется с теоретическими кривы ми, подсчитанными по формулам (3.50)—(3.51), однако опытные вели чины превосходят расчетные. Нап
ример, при Ь3 = 0,02 и а3 = 25° опыт ное значение £3_4 на 45% больше
расчетного; |
при а3 = |
15° |
расхож |
диффузоровРис. 3.7. Газодинамическиес |
ха |
|||
растает до 75%. При относительных |
||||||||
дение между расчетом и опытом воз |
стенкамирактеристикипри |
|
безлопаточныхЬ3 = b |
|||||
|
|
|
|
|
|
параллельны м и |
||
ширинах Ь3 = 0,05ч-0,075 |
опытные |
|
|
|
2 |
и |
||
/ — 7 , = |
М ез ^ |
« |
20,3: |
|
||||
зависимости |
£3_4 (а3) имеют иной ка |
0,075; |
|
|||||
чественный |
характер, |
чем |
расчет |
|
|
|
— bz = 0,064; |
|
3 — Ь2= |
0,049; |
|
4 — Ьг — 0,033; |
|||||
ные: начиная с некоторого значения |
|
5 — Ь. = |
0,020 |
|
||||
а 3, завиясщего от Ь3, |
коэффициент |
|
|
|
|
|
потерь возрастает при увеличении угла а3. Чем больше Ь3, тем
левее располагается область минимальных значений £3_4Рост коэффициентов потерь относительно широких диффузоров при
больших углах а3 связан с потерями на выравнивание первона чально неоднородных полей скоростей в диффузоре, а также с по терями энергии в турбулентном ядре потока. Эти потери анало гичны потерям на расширение в конических диффузорах.
Для обобщения опытных данных о потерях в безлопаточных диффузорах с параллельными стенками, отличающихся относи
тельной шириной Ь3, удобно использовать понятие эквивалентного конического диффузора. Эквивалентным коническим диффузором будем называть такой диффузор, входная и выходная площади которого равны соответствующим площадям в безлопаточном
107