Файл: Ден Г.Н. Механика потока в центробежных компрессорах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 170

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ТЕЧЕНИЯ В БЕЗЛ 0П АТ0ЧН Ы Х ДИФФУЗОРАХ С ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ СТЕНКАМИ

Течение в безлопаточном диффузоре с параллельными стенками при искусственно организованном однородном потоке перед вхо­ дом в канал исследовано В. Янсеном [73 ]. Для получения однород­ ного потока при входе в диффузор использовались специальные выравнивающие решетки и щели для отсоса пограничных слоев, газ подавался в диффузор не рабочим колесом, а отдельно стоящим вентилятором. Полученные на такой установке данные были ис­ пользованы автором работы [73 ] для проверки результатов расчета пограничного слоя на стенках безлопаточного диффузора.

В реальных проточных частях распределения параметров по­ тока по ширине входного сечения безлопаточного диффузора далеки от однородных и зависят от конструкции и режима работы колеса, а также состояния уплотнений покрывающего и рабочего дисков. Поэтому опытные данные, полученные при изучении диффузора, работающего в составе конкретной проточной части, строго говоря, характеризуют только изучаемые частные случаи. Однако на ос­ новные качественные закономерности и суммарные газодинамиче­

ские характеристики диффузора £3_4 (а3) и £3_4 (а3) входные усло­ вия влияют не слишком сильно. Значительно резче влияет на ха­ рактеристики диффузора методика получения и обработки опытных данных (см. п. 1.4).

Результаты подробных исследований безлопаточных диффузо­

ров с различной относительной шириной канала Ь3 приведены в работе [12]. Исследования проводились на ступени, имевшей колеса диаметром 305 мм с углом выхода ß2j] = 45°. Ширина безло­ паточных диффузоров равнялась ширине колес, а радиальная

протяженность диффузоров характеризовалась величиной D4 = = 1,67. Относительная ширина диффузоров варьировалась в преде­ лах от 0,075 до 0,020. Ступень имела осевое всасывание. Изменение режима работы ступени осуществлялось специальной кольцевой задвижкой, расположенной за о. н. а. после выходного радиаль­ ного диффузора, имитировавшего вход в следующую ступень. При такой схеме проточной части в ступени отсутствуют элементы, нарушающие осевую симметрию потока перед колесом и круговую симметрию течения в безлопаточном диффузоре. Наличие симмет­ рии было подтверждено измерениями полей скоростей и давлений аэродинамическими зондами, расположенными на одном и том же

относительном радиусе г в различных точках окружности. Разу­ меется, подобные измерения не дают возможности обнаружить нарушение круговой симметрии течения при появлении вращаю­ щегося срыва, они подтверждают лишь круговую симметрию тече­ ния, осредненного ао времени.

Согласно экспериментальным данным, качественный характер потока в безлопаточном диффузоре зависит от средней величины

102


угла входа потока а 3 и относительной ширины канала Ь3, причем параметр Ь3наиболее существенно влияет на характер течения при

небольших углах а3 < 15°.

Распределения скоростей по ширине безлопаточного диффу­ зора с относительной шириной .0,075 и 0,033 приведены на рис. 3.5.

Около входа в диффузор при углах а 3 30°, т. е. при больших коэффициентах расхода колеса и малых коэффициентах напора, заметно влияние эжектирования потока дисками колеса. За дис­ ками, т. е. вблизи стенок канала, скорости потока несколько уве­ личены, а в средней части канала скорости сравнительно мало изме­ няются по ширине сечения. По мере удаления от колеса профили скоростей у стенок урезываются, вследствие подтормаживания потока стенками. Поэтому в ядре течения — в середине канала — радиальная составляющая скорости сг уменьшается не обратно пропорционально радиусу г, а более медленно. Из рис. 3.5 видно, что однородность профиля окружной составляющей скорости си по мере увеличения радиуса улучшается. Суммарный момент коли­ чества движения газа при этом уменьшается, главным образом за счет уменьшения момента количества движения у стенок вслед­ ствие подтормаживания ими потока. Неоднородность в распреде­ лении углов потока а по ширине канала на входном участке диф­

фузора достигает 15—17°. Например, при Ь3 = 0,075 и г — 1,05 угол а изменяется от 24° у передней стенки (со стороны покрываю­ щего диска колеса) до 50° — около задней. По мере удаления от колеса поле углов выравнивается и неоднородность его умень­ шается до 5°.

Поля полных напоров при больших углах а3 имеют такой же вид, как поля окружных составляющих скорости. Резкое умень­ шение полного напора заметно прежде всего в следах за дисками колеса — вблизи стенок диффузора. Статическое давление мало меняется по ширине канала, причем это изменение происходит практически по линейной зависимости. Поэтому для определения статического давления, в безлопаточном диффузоре достаточно измерить давление на его стенках.

При опытах углам потока а3 = 25ч-30° соответствовали наи­ более равномерные поля скоростей во входном участке диффузо­ ров — неоднородность полей углов не превышала при этом 5°. По мере удаления от колеса неоднородность потока по ширине ка­ нала не увеличивалась. Необходимо отметить, что рассматривае­ мые опыты производились при использовании колес с углом ß2jI =

= 45°, для которых углы а 3 = а 2 = 20ч-25° соответствовали ре­ жимам работы, близким к расчетным (а2 21 ).

В диффузорах с относительной шириной Ь3 = 0,065ч-0,075

дальнейшее уменьшение угла а 3 вначале не приводило к заметной деформации полей скоростей на входном участке. Однако по мере удаления от колеса в диффузоре начиналась перестройка потока,

ЮЗ


о <o

особенно заметная в относительно более широких каналах. Наи­ более существенно деформировались поля радиальных составляю­ щих скорости. При увеличении радиуса г урезывание профилей расходной составляющей скорости происходит сначала как у перед­ ней, так и у задней стенок диффузора. В относительно более широ­ ких каналах такое, примерно одинаковое, уменьшение сту обеих

стенок наблюдается только до некоторого значения г. Затем умень­ шение сг у одной из стенок прекращается, а у другой, как правило, передней стенки, наблюдается еще более интенсивное подтормаживание, приводящее к возникновению обратного радиального тока. После появления обратного тока у противоположной стенки ег начинает возрастать. В середине канала сг почти не изменяется вдоль радиуса. Появление обратного радиального тока у стенки не отражается на распределении окружной составляющей скоро­ сти по ширине сечения.

Перестройка полей cr (z) в относительно широких каналах при

малых углах аа (а3 < 15°) связана с явлениями, происходящими в пристеночных пограничных слоях и с начальной неоднород­ ностью потока по ширине сечения при входе в диффузор. В случае

идеального — однородного — профиля

скоростей при входе,

искусственно создававшегося в работе

[73], пограничные слои

развивались на обеих стенках одинаково. Обратные радиальные токи, т. е. отрывы пограничных слоев, при этом у обеих стенок должны возникать одновременно.

Из предыдущего параграфа следует-, что чем меньше угол потока в ядре течения на внешней границе пограничного слоя, тем быстрее развивается слой, растет его толщина итем раньше насту­ пает отрыв. Поэтому при неоднородном профиле скоростей и углов потока при входе в диффузор вблизи той стенки, у которой углы потока а меньше, пограничной слой развивается быстрее, чем на противоположной, и раньше возникает отрыв, а затем и обратный радиальный ток. Появление зоны обратного радиального тока, уменьшающего проходное сечение канала, приводит к уменьшению интенсивности снижения скорости сг в середине канала, т. е. к воз­ растанию угла а на внешней границе слоя у противоположцой стенки, в результате чего пограничный слой на ней развивается медленнее, чем при отсутствии обратного тока в канале. Если же отрыв пограничного слоя у второй стенки возникает* то это проис­

ходит позднее, при большем значении г. Возникновение отрыва и появление обратного радиального тока у второй стенки вызывает дальнейшее увеличение угла а в середине канала. После этого, как показывают экспериментальные данные, отрыв у первой стенки может исчезнуть — зона возвратного тока замкнется, а радиаль­ ная составляющая около стенки — начнет возрастать. Поток как бы «перебрасывается» от однсй стенки к другой (рис. 3.6).

Впервые подобная картина была^ обнаружена нами в ступени промежуточноготипа—задиффузором было расположено кольцевое

105


колено и о. н. а. Замыкание зоны обратного тока, первоначально возникающей у передней стенки диффузора, и появление второй зоны перед кольцевым коленом можно было связывать с обратным влиянием колена на поток в диффузоре. Однако позднее такая же картина течения была обнаружена А. С. Нуждиным в ступени концевого типа, у которой за диффузором располагалась симме­ тричная относительно средней плоскости диффузора просторная кольцевая камера. Опыты А. С. Нуждина позволяют сделать

вывод о том, что переброска потока в безло-

паточном диффузоре при малых углах сс3 свя­ зана с процессами, происходящими в самом диффузоре, и с входными профилями скорос­ тей.

Появление отрыва, как правило, сначала у передней стенки канала обусловлено подсо­ сом газа в зазор между покрывающим диском колеса и корпусом, вызывающим уменьшение радиальной составляющей скорости у перед­ ней стенки. Увеличение зазора в уплотнении

покрывающего диска

вызывает

уменьшение

сг и а

около передней стенки вблизи рабочего

колеса

при

г — 1,05.

В этом случае обратные

радиальные

токи появляются ближе к входу

в диффузор,

чем при

нормальном

состоянии

уплотнений. При появлении обратных радиаль­ ных токов круговая симметрия течения в диф­ фузоре не нарушается.

Резкое изменение качественного характера потока в относительно широких каналах при удалении от колеса свидетельствуют о том, что поля скоростей, полученные в таких каналах

при г = 1,15-5-1,20, не позволяют судить о рас­ пределении скоростей за колесом. В то же

Рис. 3.6. Схема расположения зон обратных радиальных токов при большой относительной ширине безлопаточ-

ного диффузора и малых углах а 3

время результаты измерений аэродинамическими зондами в пуль­ сирующем потоке в непосредственной близости от колеса также могут содержать существенные погрешности. Оба указанных обстоятельства затрудняют изучение потока во входном участке

диффузора.

Описанная выше картина течения в безлопаточных диффузорах

наблюдается только в относительно широких каналах при Ь3> > 0,05, т. е. только тогда, когда отрыв одного из пограничных слоев происходит прежде, чем слои сомкнутся. В узких каналах

106


смыкание пограничных слоев предотвращает их дальнейший отрыв й зоны возвратных радиальных токов не возникают. В отличие от широких каналов, в узких (где слои смыкаются на небольшом расстоянии от входа в диффузор) момент количества движения газа заметно уменьшается не только в пристеночных областях, но и на средней линии канала.

Суммарные газодинамические характеристики серии безлопа-

точных диффузоров, отличающихся относительной шириной Ь3, приведены на рис. 3.7. Эти харак­ теристики подсчитаны по опытным полям скоростей и давлений при

г = 1,05 и г = 1,67, полученным с помощью трехканальных цилинд­ рических зондов. При небольшой

относительной ширине канала Ь3 коэффициент потерь £3_4 монотонно убывает при возрастании а3. Такой

характер зависимости £3_4 (а3) сог­ ласуется с теоретическими кривы­ ми, подсчитанными по формулам (3.50)—(3.51), однако опытные вели­ чины превосходят расчетные. Нап­

ример, при Ь3 = 0,02 и а3 = 25° опыт­ ное значение £3_4 на 45% больше

расчетного;

при а3 =

15°

расхож­

диффузоровРис. 3.7. Газодинамическиес

ха ­

растает до 75%. При относительных

дение между расчетом и опытом воз­

стенкамирактеристикипри

 

безлопаточныхЬ3 = b

 

 

 

 

 

 

параллельны м и

ширинах Ь3 = 0,05ч-0,075

опытные

 

 

 

2

и

/ — 7 , =

М ез ^

«

20,3:

 

зависимости

£3_4 (а3) имеют иной ка­

0,075;

 

чественный

характер,

чем

расчет­

 

 

 

— bz = 0,064;

3 Ь2=

0,049;

 

4 Ьг — 0,033;

ные: начиная с некоторого значения

 

5 — Ь. =

0,020

 

а 3, завиясщего от Ь3,

коэффициент

 

 

 

 

 

потерь возрастает при увеличении угла а3. Чем больше Ь3, тем

левее располагается область минимальных значений £3_4Рост коэффициентов потерь относительно широких диффузоров при

больших углах а3 связан с потерями на выравнивание первона­ чально неоднородных полей скоростей в диффузоре, а также с по­ терями энергии в турбулентном ядре потока. Эти потери анало­ гичны потерям на расширение в конических диффузорах.

Для обобщения опытных данных о потерях в безлопаточных диффузорах с параллельными стенками, отличающихся относи­

тельной шириной Ь3, удобно использовать понятие эквивалентного конического диффузора. Эквивалентным коническим диффузором будем называть такой диффузор, входная и выходная площади которого равны соответствующим площадям в безлопаточном

107