Файл: Ден Г.Н. Механика потока в центробежных компрессорах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 158

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в случае колена, расположенного перед лопатками о. н. а., и

г = г8 R sin я}); г = R cos ф

(5.10)

для колена, расположенного после лопаток о. н. а., перед рабочим колесом. Вместо составляющих скорости сти сг в новой системе координат R, ф скорость будет иметь соответственно составляю­ щие cR ИСф.

Если ввести потенциал скорости Ф (R, ф), связанный с cR и формулами:

__дФ .

_

1

дФ

(5.11)

CR ~ dR }

съ ~

R

дф ’

 

то после перехода к новой системе координат легко получается уравнение,' определяющее потенциал скорости Ф. Для колена,

Рис. 5.5. Схема меридионального сечения кольцевого колена: а за диффузором; б за лопатками о. н. а.

расположенного перед лопатками о. н. а., потенциал скорости определяется уравнением

<=[■0

+ > ♦ )* £ ]+ * [(

1 +

R sin ф )

аср 0 (5.12)

 

при ф = 0 и ф = я.

с граничными условиями

 

 

 

при R = и R = i?2; ^ - = /?с4 (R)

Распределение скоростей перед коленом с4 (R) должно быть задано. Решение уравнения (5.12) может быть представлено в виде ряда

Ф = Ф0 (R, ф) + І гГкФ„ {R, ф),

(5.13)

К=1

 

причем функция Ф0 {R, ф) соответствует, задаче о течении через плоское колено, получающееся при r4 > R.

11*

163


Решение уравнения (5.12) имеет наиболее простой вид, если распределение скоростей перед коленом определяется условием

 

 

 

 

R C4 (R)

=

Г.

 

 

 

 

(5.14)

Тогда Ф0 = Гф, где Гпостоянная

величина, и с точностью до

членов, содержащих г\,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

1

 

1 1

 

 

 

6

 

cosф -|-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+ - ^ ^ S ( R ,

ф)

,

 

 

 

(5.15)

 

= гЬ + £ [ -

" г +^

(

'‘+т)

 

 

где

сю [ О

 

 

 

Л4

) 2,l+1+

(e4n+2- в2"+3) ( А

)

- 2'1- 1

 

- е2"+3) ( ^

S(R, ф) =

 

 

(2л+1)[(2л+ I)2— 4] (1— s4n+2)

 

 

 

I

 

 

 

 

 

п=0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

“■5

Ш S’ .

 

 

 

 

 

 

 

Jcos(2 n +

1

)ф,

причем[(2л +

I

3 ( 2 п +

1 )[(2 л + 1 )2 — 4] (е2 — 1)

 

 

 

 

еI)3= R4]3/R+2

 

 

 

 

Несмотря на кажущуюся сложность формулы (5.15), исполь­ зование ее при проведении расчетов не вызывает затруднений, так как входящий в нее ряд сходится быстро. Несколько более громоздкое выражение для Ф (R, ф) получается в случае, когда скорость с4 постоянна.

Влияние формы профиля скоростей при входе в колено на тече­ ние проще всего может быть прослежено в плоском колене, т. е. при # < г 4. Если R C4= const, то линиями тока в меридиональной плоскости оказываются дуги, концентрические стенкам колена. При постоянной по ширине канала скорости потока на входе линии тока имеют более сложную форму. В кольцевых коленах, распо­ ложенных за диффузором, в большинстве практически интересных случаев R.2<i0,lri, поэтому влияние пространственное™ течения не велико и о характере течения можно судить на основании анализа потока в плоском колене.

В плоском колене скорости течения максимальны на выпуклой стенке при R = R v Зависимости скорости при R — Ri от угла ф при постоянной скорости с4 перед коленом и при c4R — Г пока­ заны на рис. 5.6. При значениях параметра е, близких к единице, т. е. в случае, когда ширина канала R 2 ■— R^ мала по сравнению с радиусом кривизны его средней линии, уже на небольшом рас­ стоянии от входа в колено начальный профиль скоростей пере­ стает влиять на течение. Перестройка потока при е = 0,9 закан­ чивается уже при ф л* 15°, после чего линии тока совпадают с кру­

164


говыми дугами, концентричными со стенками колена, при этом максимальная скорость в колене лишь на 6 % превосходит среднюю.

Уменьшение параметра е вызывает увеличение неравномер­ ности скоростей по сечению и возрастание протяженности пере­ ходного участка: при е = 0,5 перестройка потока заканчивается

при я|з = 50°, а максимальная скорость стах превосходит среднюю с на 44%. При е = 0,3 в колене уже нет участка, на котором вы­

полняется условие

 

Rc^ =

Г

и стах «=: 1,9с,

причем скорость

на

выпуклой стенке возрастает с ростом яр на участке 0 <

яр

<

90°,

а затем начинает убывать при

 

 

 

 

 

 

 

условии,

что поток на выходе из

 

 

 

 

 

 

 

колена однороден по его ширине.

 

 

 

 

 

 

 

Если'поток при входе и выходе из

 

 

 

 

 

 

 

колена однороден, то у выпуклой

 

 

 

 

 

 

 

стенки

колена

образуется

диф­

 

 

 

 

 

 

 

фузорное

течение,-

при

котором

 

 

 

 

 

 

 

в вязком газе

может возникнуть

 

 

 

 

 

 

 

отрыв

потока от стенки.

Протя­

 

 

 

 

 

 

 

женность

диффузорного

участка

 

 

 

 

 

 

 

и неравномерность

 

скоростей по

 

 

 

 

 

 

 

сечению,

характеризуемая

отно­

 

 

 

 

 

 

 

шением стах/с,

тем

больше,

чем

 

 

 

 

 

 

 

меньше параметр е. Влияние пара­

 

 

 

 

 

 

 

метра е на поток в кольцевом ко­

Рис. 5.6.

Распределения

скоростей

лене при c4R =

Г может быть про­

анализировано

с

помощью

фор­

мул (5.11) и (5.15).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вдоль выпуклой стенки

 

плоского

Зависимости,

 

определяющие

колена при потенциальном

течении

 

(-------------

с4

= c o n s t ; -------- —

течение в колене,

расположенном

 

за лопатками о. н. а., получаются

 

R C4 =

const)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

из формулы (5.15) после замены в ней г4 на г0 и знака перед квадратной скобкой на противоположный.

Анализ соотношений, определяющих распределения скоростей в кольцевых; коленах при потенциальном течении, показывает, что в колене перед о. н. а. увеличение R Jr4 приводит к умень­

шению стах/с, а в колене за лопатками о. н. а. возрастание R Jra

вызывает увеличение стах/с. В кольцевых коленах, предшествую­ щих лопаткам о. н. а., отрицательные градиенты скоростей в на­ правлении течения вблизи выхода из колена около выпуклой стенки меньше, чем в плоском колене при тех же значениях е, а в колене за о. н. а. — больше, чем в плоском колене. Уменьше­

ния стах/г, характеризующего отрицательный градиент скорости у выпуклой стенки, можно достигнуть за счет увеличения ради­ уса R ±. В колене перед лопатками о. н. а. R 2R x ^ bit поэтому

8 - (1 + bJR i)~ 1

165


Параметр s при небольшом диаметре колеса может быть доста­

точно большим даже при большой относительной ширине колеса Ь2. Например, при 6 4 = 20 мм вполне допустимо значение R г = 10мм, тогда 8 = 0,33. При больших размерах машины получить такое значение е труднее, так как увеличение R x пропорционально диа­ метру колеса может вызывать чрезмерное утолщение стенки диа­ фрагмы между диффузором и о. н. а. При малой относительной

ширине колеса

Ь2 параметр s всегда превосходит 0,3.

В колене

за лопатками

о. н. а. R 2R x «=> Ьв «=* 0,5 [D0— d0),

поэтому

На основании экспериментальных данных радиус закругления покрывающего диска при входе в колесо и радиус закругления стенки диафрагмы R t обычно рекомендуется не менее чем 0, Ш 0.

Если относительный диаметр при входе в колесо d0 достаточно большой (d0 = 0,25ч-0,35), что характерно для многоступенча­

тых машин с малым диаметром колес (D2 <

0,5 м), то параметр

8 > 0,25. При больших диаметрах колес d0

= 0,2—н-0,25 и вели­

чина е может быть несколько меньшей.

 

Исследования, выполненные В. И. Зыковым, свидетельствуют

о том, что между отношением стах/с, определенным из расчета

потенциального течения в кольцевом колене, расположенном за лопатками о. н. а., и коэффициентом потерь колена £, найденным по результатам статической продувки, имеется практически одно­

значная зависимость (рис. 5.7): увеличение сгаах/с вызывает воз­ растание потерь в колене. Поэтому для снижения потерь в колене следует добиваться уменьшения этой величины, что может быть достигнуто при произвольных очертаниях стенок колена не только за счет увеличения радиуса кривизны выпуклой стенки, но и пу­ тем монотонного уменьшения площади поперечного сечения ко­ лена.

Опытные данные о потерях в кольцевых коленах, предшествую­ щих рабочим колесам, опубликованы в работах [25, 35]. Данные о потерях в коленах, расположенных за диффузорами, крайне скудны.

Потери момента количества движения при течений закручен­

ного потока (т. е. при си Ф 0) через кольцевое колено, располо­ женное за диффузором, поддаются приближенной оценке. Эта

оценка позволяет также определить угол потока за коленом as при турбулентном течении. Изменение момента количества дви­ жения М в колене определяется уравнением

= 2л [(г*+ R sin ф) 2 RxRa]

(5.16)

где xRu — составляющая, напряжения трения.

166


Уравнение (5.16) получается из общих уравнений турбулент­ ного движения газа в координатах R, тр, Ѳ; оно может быть состав­ лено непосредственно на основании общих соображений. Напря­ жение трения xRu зависит от изменения окружной составляющей

скорости си в направлении R. Если deJcLR > 0, то xRu >

0 и на­

оборот. Поэтому xRu >

0 при R = R

и xRu < 0 при R = R%.

Для грубой оценки можно принять, чтоі

xRu в кольцевом

колене

у

стенок

 

совпадает

с

величиной

 

 

 

 

касательных

напряжений

при сте­

 

 

 

 

пенном профиле

скоростей в турбу­

 

 

 

 

лентном

 

потоке

около

пластины.

 

 

 

 

Примем,

 

что

в

рассматриваемом

 

 

 

 

случае при умеренных числах Рей­

 

 

 

 

нольдса

 

 

 

'V*y\'h

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(5.17)

 

 

 

 

 

t

=

8•74( ¥ )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

причем у — расстояние

от

стенки;

 

 

 

 

рѴ? =

 

при у

=

0 .

 

 

(5.17)

 

 

 

 

 

Использование

формулы

 

 

 

 

для определения xRu равносильно до­

 

 

 

 

пущению о малом влиянии кривизны

 

 

 

 

стенки

и

меридиональных

состав­

 

 

 

 

ляющих скорости

потока

в

колене

 

 

 

 

cR и Сф на потери

момента

количе­

 

 

 

 

ства движения. Тогда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^Ru

 

 

 

Р и с . 5.7. Зависимость

СmaxI Lm in

 

— 0,034рс£ CU( ^ 2

^l) -0,25

коэффи-.

 

 

 

 

 

 

V

 

 

(5.18)

циента потерь кольцевого

ко­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лена от неравномерности

ско­

где

с„— среднее

значение

окруж-

ростей при потенциальном

тече­

 

составляющей скорости.

 

нии по данным работы [25]

НОЙВ формуле (5.18) знак минус поставлен потому, что

xRu < 0

при R =

R 2. Полагая, что потери момента количества движения

в кольцевом, колене невелики, можно принять

 

 

 

 

 

 

 

 

4

+

7?sim|j)cu*=« г4 сц1.

(5.19)

После подстановки (5.18) и (5.19) в уравнение (5.16) и интегрирова­ ния его по ф в-пределах от 0 до я, т. е. отсечения 4—4 до сечения 5—5, получим изменение момента количества движения в колене

5

Л4,\=

0,068л 2Р4Г4СЙ4 (Ri -ф* Ro)

cui (R2 Ri)

-0.25

(5.20)

М

 

 

 

или после перехода к средней по расходу окружной составляющей скорости

ёц5= ^ Г - 0 ,0 3 4 я А + %

V

0 ’ 2 5 ctg ä5 }. (5.21)

 

 

167