Файл: Ден Г.Н. Механика потока в центробежных компрессорах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 158
Скачиваний: 16
в случае колена, расположенного перед лопатками о. н. а., и
г = г8 — R sin я}); г = R cos ф |
(5.10) |
для колена, расположенного после лопаток о. н. а., перед рабочим колесом. Вместо составляющих скорости сти сг в новой системе координат R, ф скорость будет иметь соответственно составляю щие cR ИСф.
Если ввести потенциал скорости Ф (R, ф), связанный с cR и формулами:
__дФ . |
_ |
1 |
дФ |
(5.11) |
|
CR ~ dR } |
съ ~ |
R |
дф ’ |
||
|
то после перехода к новой системе координат легко получается уравнение,' определяющее потенциал скорости Ф. Для колена,
Рис. 5.5. Схема меридионального сечения кольцевого колена: а — за диффузором; б — за лопатками о. н. а.
расположенного перед лопатками о. н. а., потенциал скорости определяется уравнением
<=[■0 |
+ > ♦ )* £ ]+ * [( |
1 + |
R sin ф ) |
аср 0 (5.12) |
|
при ф = 0 и ф = я. |
|||
с граничными условиями |
|
|
|
при R = R± и R = i?2; ^ - = /?с4 (R)
Распределение скоростей перед коленом с4 (R) должно быть задано. Решение уравнения (5.12) может быть представлено в виде ряда
Ф = Ф0 (R, ф) + І гГкФ„ {R, ф), |
(5.13) |
К=1 |
|
причем функция Ф0 {R, ф) соответствует, задаче о течении через плоское колено, получающееся при r4 > R.
11* |
163 |
Решение уравнения (5.12) имеет наиболее простой вид, если распределение скоростей перед коленом определяется условием
|
|
|
|
R C4 (R) |
= |
Г. |
|
|
|
|
(5.14) |
|
Тогда Ф0 = Гф, где Гпостоянная |
величина, и с точностью до |
|||||||||||
членов, содержащих г\, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Ф |
|
1 |
|
1 1 |
|
|
|
6 |
|
cosф -|- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
+ - ^ ^ S ( R , |
ф) |
, |
|
|
|
(5.15) |
|||
|
= гЬ + £ [ - |
" г +^ |
( |
'‘+т) |
|
|
||||||
где |
сю [ О |
|
|
|
Л4 |
) 2,l+1+ |
(e4n+2- в2"+3) ( А |
) |
- 2'1- 1 |
|||
|
- е2"+3) ( ^ |
|||||||||||
S(R, ф) = |
|
|
(2л+1)[(2л+ I)2— 4] (1— s4n+2) |
|
|
|||||||
|
I |
|
|
|
|
|||||||
|
п=0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
“■5 |
Ш S’ . |
|
|
|
|
|
|
|
Jcos(2 n + |
1 |
)ф, |
|
причем[(2л + |
I |
3 ( 2 п + |
1 )[(2 л + 1 )2 — 4] (е2 — 1) |
|
|
|
|
|||||
еI)3= —R4]3/R+2 |
|
|
|
|
Несмотря на кажущуюся сложность формулы (5.15), исполь зование ее при проведении расчетов не вызывает затруднений, так как входящий в нее ряд сходится быстро. Несколько более громоздкое выражение для Ф (R, ф) получается в случае, когда скорость с4 постоянна.
Влияние формы профиля скоростей при входе в колено на тече ние проще всего может быть прослежено в плоском колене, т. е. при # < г 4. Если R C4= const, то линиями тока в меридиональной плоскости оказываются дуги, концентрические стенкам колена. При постоянной по ширине канала скорости потока на входе линии тока имеют более сложную форму. В кольцевых коленах, распо ложенных за диффузором, в большинстве практически интересных случаев R.2<i0,lri, поэтому влияние пространственное™ течения не велико и о характере течения можно судить на основании анализа потока в плоском колене.
В плоском колене скорости течения максимальны на выпуклой стенке при R = R v Зависимости скорости при R — Ri от угла ф при постоянной скорости с4 перед коленом и при c4R — Г пока заны на рис. 5.6. При значениях параметра е, близких к единице, т. е. в случае, когда ширина канала R 2 ■— R^ мала по сравнению с радиусом кривизны его средней линии, уже на небольшом рас стоянии от входа в колено начальный профиль скоростей пере стает влиять на течение. Перестройка потока при е = 0,9 закан чивается уже при ф л* 15°, после чего линии тока совпадают с кру
164
говыми дугами, концентричными со стенками колена, при этом максимальная скорость в колене лишь на 6 % превосходит среднюю.
Уменьшение параметра е вызывает увеличение неравномер ности скоростей по сечению и возрастание протяженности пере ходного участка: при е = 0,5 перестройка потока заканчивается
при я|з = 50°, а максимальная скорость стах превосходит среднюю с на 44%. При е = 0,3 в колене уже нет участка, на котором вы
полняется условие |
|
Rc^ = |
Г |
и стах «=: 1,9с, |
причем скорость |
на |
|||||||||
выпуклой стенке возрастает с ростом яр на участке 0 < |
яр |
< |
90°, |
||||||||||||
а затем начинает убывать при |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
условии, |
что поток на выходе из |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
колена однороден по его ширине. |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
Если'поток при входе и выходе из |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
колена однороден, то у выпуклой |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
стенки |
колена |
образуется |
диф |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
фузорное |
течение,- |
при |
котором |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
в вязком газе |
может возникнуть |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
отрыв |
потока от стенки. |
Протя |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
женность |
диффузорного |
участка |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
и неравномерность |
|
скоростей по |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
сечению, |
характеризуемая |
отно |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
шением стах/с, |
тем |
больше, |
чем |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
меньше параметр е. Влияние пара |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
метра е на поток в кольцевом ко |
Рис. 5.6. |
Распределения |
скоростей |
||||||||||||
лене при c4R = |
Г может быть про |
||||||||||||||
анализировано |
с |
помощью |
фор |
||||||||||||
мул (5.11) и (5.15). |
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
вдоль выпуклой стенки |
|
плоского |
|||||
Зависимости, |
|
определяющие |
колена при потенциальном |
течении |
|||||||||||
|
(------------- |
с4 |
= c o n s t ; -------- — |
— |
|||||||||||
течение в колене, |
расположенном |
||||||||||||||
|
|||||||||||||||
за лопатками о. н. а., получаются |
|
R C4 = |
const) |
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
из формулы (5.15) после замены в ней г4 на г0 и знака перед квадратной скобкой на противоположный.
Анализ соотношений, определяющих распределения скоростей в кольцевых; коленах при потенциальном течении, показывает, что в колене перед о. н. а. увеличение R Jr4 приводит к умень
шению стах/с, а в колене за лопатками о. н. а. возрастание R Jra
вызывает увеличение стах/с. В кольцевых коленах, предшествую щих лопаткам о. н. а., отрицательные градиенты скоростей в на правлении течения вблизи выхода из колена около выпуклой стенки меньше, чем в плоском колене при тех же значениях е, а в колене за о. н. а. — больше, чем в плоском колене. Уменьше
ния стах/г, характеризующего отрицательный градиент скорости у выпуклой стенки, можно достигнуть за счет увеличения ради уса R ±. В колене перед лопатками о. н. а. R 2— R x ^ bit поэтому
8 - (1 + bJR i)~ 1
165
Параметр s при небольшом диаметре колеса может быть доста
точно большим даже при большой относительной ширине колеса Ь2. Например, при 6 4 = 20 мм вполне допустимо значение R г = 10мм, тогда 8 = 0,33. При больших размерах машины получить такое значение е труднее, так как увеличение R x пропорционально диа метру колеса может вызывать чрезмерное утолщение стенки диа фрагмы между диффузором и о. н. а. При малой относительной
ширине колеса |
Ь2 параметр s всегда превосходит 0,3. |
В колене |
за лопатками |
о. н. а. R 2— R x «=> Ьв «=* 0,5 [D0— d0), |
поэтому |
На основании экспериментальных данных радиус закругления покрывающего диска при входе в колесо и радиус закругления стенки диафрагмы R t обычно рекомендуется не менее чем 0, Ш 0.
Если относительный диаметр при входе в колесо d0 достаточно большой (d0 = 0,25ч-0,35), что характерно для многоступенча
тых машин с малым диаметром колес (D2 < |
0,5 м), то параметр |
8 > 0,25. При больших диаметрах колес d0 |
= 0,2—н-0,25 и вели |
чина е может быть несколько меньшей. |
|
Исследования, выполненные В. И. Зыковым, свидетельствуют |
|
о том, что между отношением стах/с, определенным из расчета |
потенциального течения в кольцевом колене, расположенном за лопатками о. н. а., и коэффициентом потерь колена £, найденным по результатам статической продувки, имеется практически одно
значная зависимость (рис. 5.7): увеличение сгаах/с вызывает воз растание потерь в колене. Поэтому для снижения потерь в колене следует добиваться уменьшения этой величины, что может быть достигнуто при произвольных очертаниях стенок колена не только за счет увеличения радиуса кривизны выпуклой стенки, но и пу тем монотонного уменьшения площади поперечного сечения ко лена.
Опытные данные о потерях в кольцевых коленах, предшествую щих рабочим колесам, опубликованы в работах [25, 35]. Данные о потерях в коленах, расположенных за диффузорами, крайне скудны.
Потери момента количества движения при течений закручен
ного потока (т. е. при си Ф 0) через кольцевое колено, располо женное за диффузором, поддаются приближенной оценке. Эта
оценка позволяет также определить угол потока за коленом as при турбулентном течении. Изменение момента количества дви жения М в колене определяется уравнением
= 2л [(г*+ R sin ф) 2 RxRa] |
(5.16) |
где xRu — составляющая, напряжения трения.
166
Уравнение (5.16) получается из общих уравнений турбулент ного движения газа в координатах R, тр, Ѳ; оно может быть состав лено непосредственно на основании общих соображений. Напря жение трения xRu зависит от изменения окружной составляющей
скорости си в направлении R. Если deJcLR > 0, то xRu > |
0 и на |
||||||||||||
оборот. Поэтому xRu > |
0 при R = R |
и xRu < 0 при R = R%. |
|||||||||||
Для грубой оценки можно принять, чтоі |
xRu в кольцевом |
колене |
|||||||||||
у |
стенок |
|
совпадает |
с |
величиной |
|
|
|
|
||||
касательных |
напряжений |
при сте |
|
|
|
|
|||||||
пенном профиле |
скоростей в турбу |
|
|
|
|
||||||||
лентном |
|
потоке |
около |
пластины. |
|
|
|
|
|||||
Примем, |
|
что |
в |
рассматриваемом |
|
|
|
|
|||||
случае при умеренных числах Рей |
|
|
|
|
|||||||||
нольдса |
|
|
|
'V*y\'h |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
(5.17) |
|
|
|
|
|||
|
t |
= |
8•74( ¥ ) |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
причем у — расстояние |
от |
стенки; |
|
|
|
|
|||||||
рѴ? = |
|
при у |
= |
0 . |
|
|
(5.17) |
|
|
|
|
||
|
Использование |
формулы |
|
|
|
|
|||||||
для определения xRu равносильно до |
|
|
|
|
|||||||||
пущению о малом влиянии кривизны |
|
|
|
|
|||||||||
стенки |
и |
меридиональных |
состав |
|
|
|
|
||||||
ляющих скорости |
потока |
в |
колене |
|
|
|
|
||||||
cR и Сф на потери |
момента |
количе |
|
|
|
|
|||||||
ства движения. Тогда |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
^Ru |
|
|
|
Р и с . 5.7. Зависимость |
СmaxI Lm in |
||
|
— 0,034рс£ CU( ^ 2 |
^l) -0,25 |
коэффи-. |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
V |
|
|
(5.18) |
циента потерь кольцевого |
ко |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лена от неравномерности |
ско |
||
где |
с„— среднее |
значение |
окруж- |
ростей при потенциальном |
тече |
||||||||
|
составляющей скорости. |
|
нии по данным работы [25] |
||||||||||
НОЙВ формуле (5.18) знак минус поставлен потому, что |
xRu < 0 |
||||||||||||
при R = |
R 2. Полагая, что потери момента количества движения |
||||||||||||
в кольцевом, колене невелики, можно принять |
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
(г4 |
+ |
7?sim|j)cu*=« г4 сц1. |
(5.19) |
После подстановки (5.18) и (5.19) в уравнение (5.16) и интегрирова ния его по ф в-пределах от 0 до я, т. е. отсечения 4—4 до сечения 5—5, получим изменение момента количества движения в колене
5 |
Л4,\= |
— 0,068л 2Р4Г4СЙ4 (Ri -ф* Ro) |
cui (R2 — Ri) |
-0.25 |
(5.20) |
М — |
|
|
|
или после перехода к средней по расходу окружной составляющей скорости
ёц5= ^ Г - 0 ,0 3 4 я А + % |
V |
0 ’ 2 5 ctg ä5 }. (5.21) |
|
|
167