Файл: Ден Г.Н. Механика потока в центробежных компрессорах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 144

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЧА.

ВСАСЫ ВАЮ Щ ИЕ

П А ТРУБК И

И

И Х ВЛ И Я Н И Е

НА

ХА РА К ТЕРИ СТИ К И ЦЕНТРОБЕЖ НОЙ СТУП ЕН И

В

стационарных

ц. к. м.

газ

подводится к проточной

части, как правило, через достаточно длинный трубопровод. Только в вентиляторы воздух иногда всасывается из окружающего машину пространства. К высоконапорным нагнетателям и ком­ прессорам поток подается всасывающим трубопроводом, скорость газа в котором обычно в два—четыре раза меньше, чем средняя скорость потока при входе в рабочее колесо. Поэтому всасываю­ щие патрубки всегда имеют сравнительно большую конфузор-

ность.

В одноступенчатых нагнетателях с осевым подводом газа к ко­ лесу всасывающий патрубок чаще всего выполняется в виде кони­ ческого конфузора, потери в котором невелики и могут быть на­

дежно оценены с помощью данных, содержащихся,

например,

в работе

[26]. Недостатком простейшей конструкции

патрубка

является

неплавность перехода от конического участка

к цилин­

дрическому около выхода из патрубка. Согласно работе [62], профилирование стенок конфузора позволяет уменьшить потери в осевом патрубке и повысить к. п. д. ступени также и за счет улучшения однородности потока перед рабочим колесом.

Значительно более сложными по конфигурации являются всасывающие патрубки многоступенчатых машин. В некоторых типах одноступенчатых нагнетателей дополнительные требова­ ния к размещению подшипников или к разводке всасывающего и нагнетательного трубопроводов также не позволяют выполнить всасывание осевым. Например, у нагнетателей природного газа для компрессорных станций магистральных газопроводов жела­ тельно обеспечивать соосность всасывающего и нагнетательного трубопроводов, поэтому всасывающий патрубок приходится де­ лать тангенциальным. При этом ось входного участка патрубка не лежит в плоскости, проходящей через ось ротора, и при отсут­ ствии специальных спрямляющих ребер или неправильной их установке в патрубке может возникнуть закрутка потока, отри­ цательно влияющая на газодинамические характеристики машины (рис. 7.19). В патрубке, имеющем плоскость симметрии, отсутст­ вие центрального разделительного ребра также может повести к появлению закрутки потока в сторону вращения колеса и су­ щественному снижению напора и к. п. д. ступени-

В отличие от других неподвижных элементов ступени — диф­ фузоров и улиток, на течение в которых влияет режим работы колеса, — поток в патрубке при небольших числах М практиче­ ски не зависит от работы колеса, обратное влияние колеса на те­ чение во всасывающем патрубке в зоне расчетных режимов ступени невелико. Поэтому исследование работы самих патрубков, изу­ чение структуры потока в них, определение коэффициентов потерь £н-о можно производить путем статических продувок отдельно

223


от ступени. Однако величина £н_0 не может полностью характе­ ризовать свойства патрубка. Структура потока в выходном сече­ нии патрубка влияет на работу колеса, и по величине коэффици­ ента потерь всасывающего патрубка не всегда можно судить о величине потерь энергии в ступени, вызываемых этим патрубком.

При отработке всасывающих патрубков приходится руковод­ ствоваться двумя основными критериями: величина £н_0 должна быть наименьшей, а поток в выходном сечении должен быть как

 

 

 

 

 

 

можно

ближе

к

осесимметричному.

 

 

 

 

 

 

Неравномерность

распределения

ско­

 

 

 

 

 

 

ростей

вдоль

радиуса

г,

при

которой

 

 

 

Ребро

 

скорость убывает

при увеличении ра­

X

 

 

 

 

 

диуса, согласно

данным

работы

[54],

А

 

 

 

 

отрицательно

сказывается

на работе

VnorJ

 

 

 

 

 

 

Ѵпоп

колеса.'

Кинетическая

энергия потока

 

 

 

около покрывающего диска в этом

0,8

 

 

 

\ р

случае меньше, чем при

других

рас­

 

 

 

 

 

 

пределениях

скоростей,

что

способст­

 

 

 

 

 

 

вует отрыву

потока в месте

перехода

 

 

 

 

 

 

от криволинейной образующей покры­

0,8

 

 

 

 

 

вающего диска к прямолинейной и

 

 

 

 

 

 

образованию застойной зоны в каналах

 

 

 

 

 

 

колеса.

Неоднородность

 

потока

по

ОА

 

О,!

 

 

окружности при выходе из всасываю­

о

 

 

 

щего патрубка

приводит к тому,

что

Рис.

7.19.

Влияние

уста­

относительный

поток

перед

колесом

Получение осесимметричного

тече­

новки разделительного

ребра

оказывается

наустановившимся.

 

в тангенциальном

всасываю­

ния за

патрубком без существенного

щем

патрубке

на

характе­

увеличения

его

габаритов

является

ристики ступени

при

Р„л =

весьма

сложной

задачей.

Например,

1 — с

ребром;

2 — без

ребра

в патрубках, подобных показанному на

 

= .2 2 ,5 °:

 

 

рис. 7.20,

в

выходном сечении поток

при

Ѳ=

90

 

и 270°,

как

правило, оказывается скошенным по отношению к меридиональ­ ной плоскости на 8—10°. Патрубок поворачивает поток на меньший угол, чем угол между осью входного участка патрубка и осью ротора. В одной половине выходного сечения поток имеет закрутку в сторону вращения колеса, а в другой —■в противоположную. Наибольший расход приходится на ту часть выходного сечения, которая расположена ближе ко входу в патрубок.

На равномерность потока перед колесом, потери в патрубке и к. п. д. колеса заметное влияние оказывает радиус закругления стенки кольцевого конфузора Чем меньше при неизменных остальных параметрах патрубка, тем больше неравномерность по­

тока по окружности и выше £н_0.

Коэффициент потерь всасывающего патрубка срн_0, располо­ женного надостаточно большом удалении от дроссельной заслонки или задвижки, положение которых может менять структуру по-

224


тока перед всасывающим патрубком, оказывается постоянным, не зависящим от. режима работы ступени, по крайней мере при умеренных числах Мс0 (рис. 7.20, б).

Влияние коэффициента потерь патрубка £н-о на к. п. д. сту­ пени зависит от коэффициента расхода при входе в колесо ср0 и коэффициента %. Согласно формуле (1-44), чем больше ср0 и чем

Рис. 7.20. Влияние формы стенок всасывающего патрубка (а) на его коэффициент потерь (б) и распределения скоростей перед колесом

(в) (-----------

г = 0,5D0; --------------

г = 0,5d0)

меньше %, тем более существенно уменьшается к. п. д. ступени при,неизменной величине £н_0. Суммарные газодинамические ха­ рактеристики ступеней, имеющих различные расчетные значе­

ния фо, испытанных с осевым всасыванием и всасывающим па­

трубком, показывают, что при сро^О,1 переход от осевого всасывания к всасыванию через патрубок, аналогичный показанному на рис. 7.22, не влияет на характеристики сту­

пени, тогда как при фо^О.З это влияние ощутимо [45 3, В среднем,

15 г. Н . Ден

225

для достаточно хорошо отработанных патрубков £в_о«=<0,15 При недостаточном совершенстве патрубка £н_0 может достигать 0,4—0,6 и даже больших значений. Принимая %= 0,55 и £н_0 =

—0,15, при Фо = 0,1 по формуле (1.44) Дт)„_0 = 0,0013. При современной технике эксперимента такое изменение к. п. д.

ступени уловить не удается. Если при тех же условиях фо =

0,35,

то Лі]н_о = 0,017, что является вполне ощутимой

величиной.

Следовательно,

наиболее

тщательной

отработке

дол­

жны подвергаться

всасываю­

щие

камеры

для

ступеней

с большими

фо.

 

 

Для

упрощения анализа

работы

всасывающих

уст­

ройств,

согласно

предложе­

нию

авторов

работы

[35],

проточную

часть

патрубка

целесообразно

подразделять

на три участка: подводящий

конфузорный

канал,

спи­

ральную часть и осесиммет­ ричный криволинейный конфузор, или кольцевое колено. Очевидноt что течение в каж­ дом из этих участков влияет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на поток

в

последующем,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

причем

кольцевое колено,

 

 

 

 

 

 

 

 

закругления

расположенное

после

спи­

 

 

 

 

 

 

 

 

ральной

части,

находится

 

 

 

 

 

R i

 

в более

тяжелых

условиях,

 

 

 

 

 

 

чем колена,

входящие в со­

Рис. 7.21. Влияние радиуса

 

 

R

 

 

 

 

Ь

 

 

став о.

н.

а.

Перед

коле:

кольцевого конфузора

 

 

на коэффициент

 

 

 

 

 

 

потерь входного

устройства

по данным

ном, расположенным

за ло­

R J a

 

 

2

 

 

R J a

 

3 —

 

 

 

 

 

 

1 -[35] при

гR=i / a1,25а; =

0,555Д0:

патками о- н. а., имеется лишь

 

=

0.1875;

=

 

 

= 0,375;

 

 

 

 

 

0,625 .

 

шаговая неравномерность по­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тока, вызванная следами от лопаток, тогда как во всасывающих патрубках поток за спиральной частью, как правило, более неодно­ роден по окружности. Сдругой стороны, конфузорность кольцевого колена ^всасывающего патрубка может быть сделана значительно большей, чем в колене за лопатками о. н. а. В работе [35 ] указано, что именно на кольцевое колено приходится основная доля потерь

всасывающего патрубка, причем наибольшее влияние на

 

оказывает коэффициент конфузорности

колена

 

4Дка

(7.57)

D2o - 4

 

226


Здесь DK и а — входные диаметр и ширина кольцевого колена (рис. 7.21).

На потери влияет также отношение RJa. Влияние парамет­

ров KF и RJa на £н_0 показано на рис. 7.21. Опытные данные о влиянии Кр на потери во всасывающем устройстве, получен­

ные В. Е. Евдокимовым, согласуются с данными

работы [35].

Значения RJa = 0,1875; 0,375 и 0,625, для которых

в работе [35]

приведены величины £н_0

в зависимости от кР,

соответствуют

значениям параметра е =

R J R 2 (см. п. 5.2), равным 0,15; 0,27

и 0,39. При таких значениях е отношения стах/сср

оказываются

большими, что приводит к большим коэффициентам потерь колен. Сопоставление коэффициентов потерь патрубков с данными Нипперта для плоских колен с такими же значениями кР и RJa показывает, что потери в патрубках существенно выше, чем в пло­

ских коленах. Например, при кр

1,8 и

R Ja = 0,625 для

па­

трубка £н_0 = 0,34, а для плоского

колена

£=0,18. Такая

раз­

ница в коэффициентах потерь объясняется отсутствием осевой симметрии потока перед кольцевым коленом патрубка и потерями в спиральной части.

Условия работы кольцевого колена всасывающего патрубка оказываются несколько лучшими, если перед коленом распола­ гается входной регулирующий аппарат, лопатки которого вырав­ нивают поток перед коленом по окружности.

7.5. ВХОДНЫЕ РЕГУЛИРУЮ Щ ИЕ АППАРАТЫ

Согласование газодинамических характеристик компрессора с характеристиками внешней сети, на которую работает машина, может быть произведено либо за счет внесения изменений в харак­ теристики сети, либо за счет изменения характеристик компрес­ сора. Регулирование работы компрессора дросселированием на всасывании позволяет уменьшить удельную мощность за счет перевода компрессора на работу при больших коэффициентах расхода (при углах ß2jl <90°). Однако более экономичными яв­ ляются методы регулирования, основанные на изменении газоди­ намических характеристик собственно компрессора без внесения дополнительных сопротивлений во внешнюю сеть, — воздей­ ствием на скорость вращёния ротора или закруткой потока перед колёсами. Глубокое регулирование работы компрессора закрут­ кой потока перед одним или несколькими колесами несколько менее экономично, чем при изменении скорости вращения роторов, но при закрутке потока получается большая зона устойчивой работы.

Возможность воздействия на удельную работу путем закрутки потока перед колесом следует из уравнения Эйлера (1.11), Если

поток перед лопатками колеса закручен на угол Ѳх, то

си1 —

— сг1 tg Ѳг При закрутке потока в сторону вращения

колеса

15*

227


Ѳх > 0 и си1 > 0, поэтому в соответствии с уравнением (1.11) удельная мощность Ііэ уменьшается. При Ѳх < 0 , т. е. при отри­

цательной закрутке, ск1 > 0 и Ігэ возрастает. Используя уравне­ ние сохранения массы в колесе, уравнение (1.11) можно предста­ вить в виде

(7.58)

При большой густоте круговых решеток, характерной для колес ц. к. м., коэффициент срц2 зависит только от коэффициента расхода фл2 и геометрии колеса и практически не зависит от угла

Рис. 7.22. Схема в. р. а. радиального типа и треугольники скоростей за .в. р. а.

ßu т. е. от закрутки потока перед колесом. Если /іэ0— напор при отсутствии закрутки, т. е. при Ѳ= 0, то

(7.59)

Формула (7.59) показывает, что влияние закрутки потока на

напор тем существеннее, чем больше угол выхода из колеса ссг Оптимальным значениям коэффициента расхода ф г2 — 0,12-э-0,14 в ступенях с малыми углами выхода лопаток ß2jl = 20-4-22° соот­

ветствуют углы а 2 = 12-4-14°, тогда как при ß2JI = 45° оптималь­

ным значениям ф г2 = 0,24ч-0,26 соответствуют углы а 2 = 20-н- -4- 22°.'Так как в области оптимальных значений ф г2 ступени с ма­ лыми углами выхода лопаток ß2jI имеют меньшие значения углов

выхода потока из колеса а 2, то такие ступени оказываются менее чувствительны к закрутке потока на входе, чем ступени с большими углами ß2jI.

Угол закрутки потока перед лопатками колеса Ѳх, определяю­ щий изменение напора ступени, не совпадает с углом поворота лопаток входного регулирующего аппарата Ѳл. Связь между

228

углами Ѳл и Ѳх зависит от конструкции входного регулирующего аппарата (в. р. а.) и геометрии участка, расположенного между в. р. а. и лопатками колеса. Если пренебречь изменением момента количества движения газа между выходным сечением в. р. а. радиального типа 9—9 и сечением 1— 1 (рис. 7.22) и допустить, что окружная составляющая скорости потока в этих сечениях неизменна по ширине канала, то

flblPlCnCul = ГІЬэРэСгзСид-

Тогда, учитывая уравнение сохранения массы,

=

< 7 ' 6 0 >

Здесь Ѳв — среднее значение угла выхода потока из в. р. а.

При Ьд > Ьг закрутка потока перед колесом оказывается мень­ шей, чем за лопатками регулирующего аппарата. Потери момента количества движения между сечениями 9—9 и 1— 1 уменьшают

угол 0ц поэтому действительное значение угла Ѳх меньше полу­ чаемого по формуле (7.60).

Если известны газодинамические характеристики ступени при различных углах поворота лопаток в. р. а. Ѳл, то угол закрутки потока перед колесом можно определить с помощью соотношения (7.59). Если принять, что закрутка потока перед колесом не вли­ яет на относительные протечки через уплотнения ßnp и относитель­ ные потери на дисковое трение ßTp, то величины Ігэ и йэ0 в фор­ муле (7.59) можно заменить коэффициентами %и Хо> причем Хо—

коэффициент мощности при 0J = 0. Тогда

tgë1 = l»I=JLA J i . ctgâ2.

(7.61)

Отношение плотностей в (7.61) может быть определено по фор­

муле _

i + (A-i)QMfo

0—1

Рг

(7.62)

l _ ( A_ l )M2Bq>21(l + tg2S1)

Рі

 

где Q— коэффициент реакции колеса; а — число политропы, связанное с политропическим к. п. д. формулой (1.16); <рг1 — коэф­

фициент расхода, определенный по средней расходной скорости сГ в сечении 11.

Величина tg Ѳх входит как в формулу (7.61), так и в (7.62), поэтому для ее определения необходимо использовать метод

последовательных приближений: положив в (7.62) Ѳх = 0 и вы­ числив отношение плотностей, найти затем 0Хпо формуле (7.61); снова определить р2/рх и вычислить уточненное значение Ѳи Результаты подсчета углов Ѳх изложенным способом приведены

229