Файл: Ден Г.Н. Механика потока в центробежных компрессорах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

давлений по дискам рп (г, Ѳ) и рр (/', Ѳ). Однако при небольшой конусности дисков ("0-р и 'д'п малы) учет добавок практически не требуется, так как они составляют не более 2—3% от величин, получаемых по формулам (8-3).

Если при отсутствии осевой симметрии в распределениях дав­ лений около дисков колеса разность рррп при одинаковых зна­ чениях г изменяется по окружности, то линия действия осевого усилия Т не совпадает с осью ротора и возникает момент М, из­ гибающий вал (рис. 8.1). Различие в осевой несимметрии полей давлений у рабочего и покрывающего дисков вызывается неодно­ родностью потока за колесом, различием в протечках через уплот­ нения рабочего и покрывающего дисков и различием в размерах полостей около них. Составляющие момента М, изгибающего вал, можно вычислить по распределениям давлений около дисков:

Мх = [ гл

Гл. 1

+1

л.р

м„ =

- J

f (Рр— Рп) cos 0 dQ r2 dr +

)

J (Рр — Po) cos ѲdQ r2 dr:

(8.4)

j

(Pp—Pn)sin0d0

r2dr +

0

 

 

71

r2 dr.

J (Pp —Po)sin0d0

л.-р

Для упрощения анализа выражений (8.1)—(8-4) и обобщения ■опытных данных вместо размерных величин Т, R и М удобнее использовать безразмерные коэффициенты сил и моментов Т,

R, М,

связанные

с размерными величинами

соотношениями:

 

Т = P0

U2 D2

T) R = роU0 D2 R] -44 =

(8.5)

Введя

безразмерный

коэффициент давления

р = (р — ро)/ро«І>

для определения коэффициентов радиальной нагрузки получим

формулы:

- 1

+

кѵЦ>г)dz cos 0-f- J

 

 

0 dQ-

1

 

Rx = 0,5^2 j

J

Kuyr(pudz sin

0

.0

 

0

 

 

 

f

- 1

 

 

1

udzcos

 

^ = 0,502 j

J(p +

Ku(p2r)dz sin 0 -j- J/c„ r

 

dQ,

0

.0

 

0

 

 

 

 

где кѵ = р2/р0; ф, =

с>/«2; ф„ = с„/ц2; z =

г/Ь’2.

 

 

 

237


<

Коэффициенты изгибающих моментов:

 

 

 

 

 

 

 

гл. п 2п _

 

 

 

Мх = 0,125

 

 

I

J

 

 

 

 

 

 

 

p p'cosQdQr2dr -\-

 

+

1 2я _

рп) COS QdQr2 dr ;

 

 

J

(ррj

 

 

 

 

 

гл. п 2it _

_

_

(8.7)

Му = 0,125

 

 

J

j

Pp sin QdQr2dr +

 

+

1 J

 

_J

(Pp—_

Pn)sin0d0r2dr

,

причем r = r/r2.

 

 

 

гл. p, то формуле, определяющей коэф­

Если принять, что r„ =

фициент осевого усилия, можно придать вид

 

Т = 7і + ЛГ — 0,25

 

 

 

(8 .8)

где

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гл. п

ppdQdr;

 

ДГ = 0,25

1

(рр —p j dOdr.

Т\ — 0,25 j

r j

 

j

г j

л. p

Для подсчета. усилий по приведенным выше формулам необ­ ходимо знать распределения давлений вокруг колеса и распределе­ ния скоростей перед и за ним. Величины усилий можно определить также непосредственно по результатам измерений реакций в опо­ рах вала или по измерениям напряжений в вале тензодатчиками [40]. Два последних метода определения усилий избавляют от необходимости производить кропотливые промежуточные вычисле­ ния сил и измерять поля скоростей и давлений, но при этом труд­ нее выяснять причины появления самих усилий и искать пути их снижения. Для оценки усилий в выполненных конструкциях предпочтительны методы, позволяющие сразу получать инте-. тральные величины, а для выяснения причин появления сил и мо­ ментов удобнее пользоваться результатами измерений скоростей и давлений. Однако такие измерения практически выполнимы только на специальных экспериментальных установках. При определении усилий в натурных машинах, работающих в условиях

238


эксплуатации, наиболее целесообразно использовать тензометри­ ческие методы.

Для вычисления осевого усилия Т и изгибающего вал момента М достаточно располагать распределениями давлений вокруг дисков; колеса. Как показывают расчеты, интеграл, содержащий вели­ чину с0 в формуле (8.8), при расчетном режиме работы ступени значительно меньше двух предыдущих членов. Поэтому последний член в формуле (8.8) вполне допустимо вычислять по средней ско­

рости потока перед колесом с0. Распределения скоростей за коле­ сом требуются только для подсчета радиального усилия R. Однако, если ввести ряд допущений, средние по ширине канала:

значения сг и си за колесом можно определить по опытным рас­ пределениям давлений при г = г2, получить которые значительнопроще, чем распределения составляющих скорости сг (z, Ѳ)иcu(z, Ѳ> за колесом.

При отыскании распределений скоростей за колесом по окруж­ ности по опытным распределениям давлений приходится пользо­ ваться методом последовательных приближений. Еслй'пренебречь, вязкостью и нестационарностью потока за колесом, то, согласно-

уравнению (7.18), при выполнении условия гси =

idem

р-Ь0,5рЙ = f(r).

(8.9)*

Проинтегрируем уравнение (8.9) по Ѳ в пределах от 0 до 2лг.

ивычтем результат из исходного уравнения (8.9). Тогда при г —

=г2

 

 

 

Р(ѳ) =

Р* + 4 г ІО 0,5р?иЙѲ_0,5р?и(Ѳ),

(8.10>

причем р2 = -gj-

2JЯ

р (Ѳ)dB.

 

 

о

 

 

Из уравнения (8.10) найдем зависимость си (Ѳ):

2 я

 

 

/- f IP,- Р (Ѳ)] + -gj-J

0,5pc„dB.

(8.11>

Положим, что са (Ѳ) = си2 + бСц (Ѳ), где

си2— среднее

зна­

чение окружной составляющей скорости за колесом, определенное по суммарным газодинамическим характеристикам ступени, т. е-

 

2тс

ои2 = и2% 2. Примем также, что J

бcudB = 0. В этом случае

 

о

 

2 я

,

- i - J

0,5pCy e « ,0 ,5 p !t, ^ ! +

^ r J 0,5р(6c„ym .

о

 

о

239-



В первом приближении примем, что интеграл, содержащий (бсц)3, равен нулю, и найдем распределение окружной составляющей ско­

рости по окружности си (Ѳ), полагая р = р2,

с«}(Ö) = У ~

ІР2 ~ Р(Ѳ)] +

Ä 2 .

(8.12)

Определим теперь б си = с\Р и

г

и

в ы ч и с л и м

 

 

 

 

_________________________

I (6c„)2d0 =

2ф22«2 —2цофи2

J

I f

- у

[Рч — Р(Ѳ)] + uly^dQ.

о

 

 

 

о

 

2

 

 

Тогда во втором приближении

 

 

 

 

 

 

 

СиП(Ѳ) =

Ы2ф«2 X

 

 

2

Рг— Р(Ѳ )

2

 

 

 

2

Рг— Р(9) de .

 

 

 

 

<р«2

РД

 

 

 

 

 

Фі2

Р“з

 

 

 

 

 

 

 

 

(8.13)

Для определения радиальной

составляющей скорости сг (0)

гиспользуется уравнение

(7.23), на основании которого

 

с'П)(Ѳ)

= 4 г [ Г с П

 

(8.14)

■Формула (8.14) справедлива при условии, что непосредственно

за колесом гси = / (Ѳ). В действительности это соотношение яв­ ляется лишь приближенным, особенно вблизи колеса. Поэтому величина

о

вычисленная с помощью соотношений (8.13) и (8.14), не совпадает

со средней скоростью сг%= иафг2, определенной по суммарным газодинамическим характеристикам ступени. Для выполнения условия

2Л _

о

,в формулу (8.14) необходимо вводить поправочный коэффициент

X = Ц 2ф г2/сйП

я окончательно определять сГ(Ѳ) по формуле

. сг(Ѳ) = х-^-[сУІѴ].

(8.15)

240