Файл: Ден Г.Н. Механика потока в центробежных компрессорах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 14
давлений по дискам рп (г, Ѳ) и рр (/', Ѳ). Однако при небольшой конусности дисков ("0-р и 'д'п малы) учет добавок практически не требуется, так как они составляют не более 2—3% от величин, получаемых по формулам (8-3).
Если при отсутствии осевой симметрии в распределениях дав лений около дисков колеса разность рр— рп при одинаковых зна чениях г изменяется по окружности, то линия действия осевого усилия Т не совпадает с осью ротора и возникает момент М, из гибающий вал (рис. 8.1). Различие в осевой несимметрии полей давлений у рабочего и покрывающего дисков вызывается неодно родностью потока за колесом, различием в протечках через уплот нения рабочего и покрывающего дисков и различием в размерах полостей около них. Составляющие момента М, изгибающего вал, можно вычислить по распределениям давлений около дисков:
Мх = [ гл
Гл. 1
+1
л.р
м„ =
- J
2я
f (Рр— Рп) cos 0 dQ r2 dr +
)
J (Рр — Po) cos ѲdQ r2 dr:
2Л |
(8.4) |
|
j |
(Pp—Pn)sin0d0 |
r2dr + |
0 |
|
|
71 |
r2 dr. |
J (Pp —Po)sin0d0 |
л.-р
Для упрощения анализа выражений (8.1)—(8-4) и обобщения ■опытных данных вместо размерных величин Т, R и М удобнее использовать безразмерные коэффициенты сил и моментов Т,
R, М, |
связанные |
с размерными величинами |
соотношениями: |
|
|
Т = P0 |
U2 D2 |
T) R = роU0 D2 R] -44 = |
(8.5) |
Введя |
безразмерный |
коэффициент давления |
р = (р — ро)/ро«І> |
для определения коэффициентов радиальной нагрузки получим
формулы: |
- 1 |
(р + |
кѵЦ>г)dz cos 0-f- J |
|
|
0 dQ- |
|
2л |
1 |
|
|||||
Rx = 0,5^2 j |
J |
Kuyr(pudz sin |
|||||
0 |
.0 |
|
0 |
|
|
|
f |
2л |
- 1 |
|
|
1 |
udzcos |
|
|
^ = 0,502 j |
J(p + |
Ku(p2r)dz sin 0 -j- J/c„ r |
|
dQ, |
|||
0 |
.0 |
|
0 |
|
|
|
|
где кѵ = р2/р0; ф, = |
с>/«2; ф„ = с„/ц2; z = |
г/Ь’2. |
|
|
|
237
<
Коэффициенты изгибающих моментов: |
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
гл. п 2п _ |
|
|
|
|||
Мх = 0,125 |
|
|
I |
J |
|
|
|
|||
|
|
|
|
p p'cosQdQr2dr -\- |
||||||
|
+ |
1 2я _ |
— рп) COS QdQr2 dr ; |
|
||||||
|
J |
(ррj |
|
|||||||
|
|
|
|
гл. п 2it _ |
_ |
_ |
(8.7) |
|||
Му = 0,125 |
|
|||||||||
|
J |
j |
Pp sin QdQr2dr + |
|||||||
|
+ |
1 J2Я |
|
_J |
(Pp—_ |
Pn)sin0d0r2dr |
, |
|||
причем r = r/r2. |
|
|
|
гл. p, то формуле, определяющей коэф |
||||||
Если принять, что r„ = |
||||||||||
фициент осевого усилия, можно придать вид |
|
|||||||||
Т = 7і + ЛГ — 0,25 |
|
|
|
(8 .8) |
||||||
где |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
гл. п |
2я |
ppdQdr; |
|
ДГ = 0,25 |
1 |
2я |
(рр —p j dOdr. |
|||
Т\ — 0,25 j |
r j |
|
j |
г j |
л. p
Для подсчета. усилий по приведенным выше формулам необ ходимо знать распределения давлений вокруг колеса и распределе ния скоростей перед и за ним. Величины усилий можно определить также непосредственно по результатам измерений реакций в опо рах вала или по измерениям напряжений в вале тензодатчиками [40]. Два последних метода определения усилий избавляют от необходимости производить кропотливые промежуточные вычисле ния сил и измерять поля скоростей и давлений, но при этом труд нее выяснять причины появления самих усилий и искать пути их снижения. Для оценки усилий в выполненных конструкциях предпочтительны методы, позволяющие сразу получать инте-. тральные величины, а для выяснения причин появления сил и мо ментов удобнее пользоваться результатами измерений скоростей и давлений. Однако такие измерения практически выполнимы только на специальных экспериментальных установках. При определении усилий в натурных машинах, работающих в условиях
238
эксплуатации, наиболее целесообразно использовать тензометри ческие методы.
Для вычисления осевого усилия Т и изгибающего вал момента М достаточно располагать распределениями давлений вокруг дисков; колеса. Как показывают расчеты, интеграл, содержащий вели чину с0 в формуле (8.8), при расчетном режиме работы ступени значительно меньше двух предыдущих членов. Поэтому последний член в формуле (8.8) вполне допустимо вычислять по средней ско
рости потока перед колесом с0. Распределения скоростей за коле сом требуются только для подсчета радиального усилия R. Однако, если ввести ряд допущений, средние по ширине канала:
значения сг и си за колесом можно определить по опытным рас пределениям давлений при г = г2, получить которые значительнопроще, чем распределения составляющих скорости сг (z, Ѳ)иcu(z, Ѳ> за колесом.
При отыскании распределений скоростей за колесом по окруж ности по опытным распределениям давлений приходится пользо ваться методом последовательных приближений. Еслй'пренебречь, вязкостью и нестационарностью потока за колесом, то, согласно-
уравнению (7.18), при выполнении условия гси = |
idem |
р-Ь0,5рЙ = f(r). |
(8.9)* |
Проинтегрируем уравнение (8.9) по Ѳ в пределах от 0 до 2лг.
ивычтем результат из исходного уравнения (8.9). Тогда при г —
=г2
|
|
2Л |
|
Р(ѳ) = |
Р* + 4 г ІО 0,5р?иЙѲ_0,5р?и(Ѳ), |
(8.10> |
|
причем р2 = -gj- |
2JЯ |
р (Ѳ)dB. |
|
|
о |
|
|
Из уравнения (8.10) найдем зависимость си (Ѳ):
2 я |
|
|
/- f IP,- Р (Ѳ)] + -gj-J |
0,5pc„dB. |
(8.11> |
Положим, что са (Ѳ) = си2 + бСц (Ѳ), где |
си2— среднее |
зна |
чение окружной составляющей скорости за колесом, определенное по суммарным газодинамическим характеристикам ступени, т. е-
|
2тс |
|
ои2 = и2% 2. Примем также, что J |
бcudB = 0. В этом случае |
|
|
о |
|
2 я |
, |
2я |
- i - J |
0,5pCy e « ,0 ,5 p !t, ^ ! + |
^ r J 0,5р(6c„ym . |
о |
|
о |
239-
В первом приближении примем, что интеграл, содержащий (бсц)3, равен нулю, и найдем распределение окружной составляющей ско
рости по окружности си (Ѳ), полагая р = р2,
с«}(Ö) = У ~ |
ІР2 ~ Р(Ѳ)] + |
Ä 2 . |
(8.12) |
|||||
Определим теперь б си = с\Р — и |
г |
и |
в ы ч и с л и м |
|||||
2л |
|
|
|
2л |
|
_________________________ |
||
I (6c„)2d0 = |
2ф22«2 —2цофи2 |
J |
I f |
- у |
[Рч — Р(Ѳ)] + uly^dQ. |
|||
о |
|
|
|
о |
|
2 |
|
|
Тогда во втором приближении |
|
|
|
|
|
|||
|
|
СиП(Ѳ) = |
Ы2ф«2 X |
|
|
|||
2 |
Рг— Р(Ѳ ) |
2 |
|
|
2я |
|
2 |
Рг— Р(9) de . |
|
|
|
|
|||||
<р«2 |
РД |
|
|
|
|
|
Фі2 |
Р“з |
|
|
|
|
|
|
|
|
(8.13) |
Для определения радиальной |
составляющей скорости сг (0) |
|||||||
гиспользуется уравнение |
(7.23), на основании которого |
|||||||
|
с'П)(Ѳ) |
= 4 г [ Г с П |
|
(8.14) |
■Формула (8.14) справедлива при условии, что непосредственно
за колесом гси = / (Ѳ). В действительности это соотношение яв ляется лишь приближенным, особенно вблизи колеса. Поэтому величина
о
вычисленная с помощью соотношений (8.13) и (8.14), не совпадает
со средней скоростью сг%= иафг2, определенной по суммарным газодинамическим характеристикам ступени. Для выполнения условия
2Л _
о
,в формулу (8.14) необходимо вводить поправочный коэффициент
X = Ц 2ф г2/сйП
я окончательно определять сГ(Ѳ) по формуле
. сг(Ѳ) = х-^-[сУІѴ]. |
(8.15) |
240