Файл: Ден Г.Н. Механика потока в центробежных компрессорах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 14
как при фс2 < Фг2 . как правило, Т > 0. Следовательно, при из менении производительности нагнетателя осевое усилие Т может изменять знак. Изменение знака осевого усилия неизбежно при водит к «переброске» ротора с рабочих колодок упорного под шипника на установочные или наоборот. При стоянке нагнетателя под давлением ротор всегда прижат к установочным колодкам.
Результаты исследований влияния таких факторов, как ве личина радиальных зазоров в лабиринтных уплотнениях колеса,
соотношения |
между |
величинами |
осе |
|
|
|
|
||||||
вых зазоров |
у рабочего и покрываю |
|
|
|
|
||||||||
щего |
дисков, |
угол |
|
выхода |
лопаток |
|
|
|
|
||||
колеса, конструкция диффузорно-ули |
|
|
|
|
|||||||||
точной части и число М„, на осевые |
|
|
|
|
|||||||||
усилия приведены |
в |
работах |
[66, 67]. |
|
|
|
|
||||||
Эти исследования |
показали, |
что вели |
|
|
|
|
|||||||
чина осевого |
усилия |
существенно |
за |
|
|
|
|
||||||
висит |
от |
направления |
расходного |
те |
|
|
|
|
|||||
чения в осевом зазоре около рабочего |
|
|
|
|
|||||||||
диска, |
вызванного |
протечками через |
|
|
|
|
|||||||
лабиринтные |
уплотнения |
вала. |
При |
|
|
|
|
||||||
течении от центра к периферии, что |
|
|
|
|
|||||||||
характерно для промежуточных ступе |
|
|
|
|
|||||||||
ней, давление в зазоре у рабочего диска |
|
|
|
|
|||||||||
изменяется в меньшей степени, чем при |
|
|
|
|
|||||||||
течении |
к центру |
у |
покрывающего |
|
|
|
|
||||||
диска. Различие в характере изменения |
|
|
|
|
|||||||||
давления вдоль радиуса дисков при |
|
|
|
|
|||||||||
водит к тому, что при течении от центра |
|
|
|
|
|||||||||
к периферии |
у рабочего |
диска коэф |
|
|
|
Т |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 8.5. Составляющие коэф |
|||
фициент осевого усилия Т оказывается |
фициента осевого |
усилия |
|
||||||||||
существенно большим, чем при течении |
для ступени |
с бездиффузор- |
|||||||||||
к центру. |
В концевой |
ступени много |
1 — Т; 2 — |
при |
3 — А ?; |
||||||||
ной улиткой |
ß2n = 32°: |
||||||||||||
ступенчатой проточной части протечки |
--------- — расчет по |
формуле |
|
||||||||||
через уплотнения со стороны рабочего |
(8.17) |
|
|
диска, определяющиеся разностью давлений за последним колесом и перед проточной частью, могут быть настолько сущест венными, что падение давления в зазоре оказывается более интенсивным, чем у покрывающего диска, где перепад давлений меньше. В этом случае коэффициент осевого усилия ступени может быть в действительности меньшим, чем расчетная величина, да ваемая формулой (8.17).
«. На величину осевого усилия может существенно влиять ши рина осевых зазоров между дисками колеса и корпусом. Возмож ность влияния ширины осевого зазора между вращающимся диском и неподвижной стенкой корпуса на распределение давлений вдоль радиуса диска становится совершенно очевидной после рассмотре ния двух предельных случаев: вращения диска в свободном про
247
странстве и при малом осевом зазоре s. Если диск вращается в не ограниченном пространстве, то из решения задачи о ламинарном течении около диска следует, что давление может изменяться только в направлении, перпендикулярном поверхности диска, т. е. по z. Вдоль радиуса давление не изменяется. Поэтому в слу чае очень большого осевого зазора во всем пространстве около диска устанавливается такое же давление, как около его наруж ного края, т. е. р — р2При малом осевом зазоре и отсутствии
радиального расходного течения р = р2 — 0,125pu2(l — г2). Сле довательно, уменьшение ширины осевого зазора s между диском и стенкой корпуса приводит к уменьшению среднего значения давления в зазоре и уменьшению силы, действующей со стороны потока в зазоре на поверхность диска. Поэтому, если диск вра щается в кожухе и осевые зазоры с обеих сторон диска различны, то появляется осевое усилие, стремящееся сдвинуть диск в сто рону меньшего зазора.
Согласно опытным данным [22, 68], ширина осевого зазора влияет на среднюю величину давления в нем при s < 0,03г2, причем это влияние тем существеннее, чем меньше ширина зазора. Сдвиг колеса в сторону всасывания, т. е. увеличение осевого за зора у рабочего диска sp и уменьшение зазора у покрывающего диска sn приводит к увеличению осевого усилия. Сдвиг колеса в сторону нагнетания позволяет уменьшить осевое усилие. Коэф
фициенты Т 1 и АТ, полученные при различных соотношениях между ширинами осевых зазоров sp и sn, приведены на рис. 8.6 и 8.11.
Влияние радиальных зазоров в уплотнениях центробежных насосов на осевые усилия рассмотрено в работах А. А. Ломакина [33]. Увеличение радиальных зазоров sr в лабиринтных уплот нениях покрывающего диска приводит к возрастанию протечек через уплотнения и уменьшению давлений в осевом зазоре, а следовательно, и к росту осевого усилия. Согласно опытным данным, приведенным в работе [66], увеличение радиального зазора sr с 0,4 до 0,8 мм при D2 — 0,305 м приводит к возрастанию
величины АТ в концевой ступени примерно в 2,5 раза. Увеличение радиальных зазоров в межступенчатых уплотнениях вала ступени промежуточного типа также приводит к росту осевого усилия.
Как было указано в п. 2.4, уровень давления в осевом зазоре между диском колеса и корпуса зависит от закрутки потока в за зоре У. Поэтому на среднюю величину давления в зазоре можно воздействовать изменением закрутки потока в зазоре. А. В. Клуб- -ничкин предложил использовать изменение закрутки потока около дисков для уменьшения осевого усилия в нагнетателях природного газа [19]. Изменение закрутки осуществляется специальными неподвижными направляющими ребрами, устанавливаемыми у по крывающего диска и уменьшающими закрутку в зазоре, за счет чего уровень давления возрастает и осевое усилие уменьшается.
248