Файл: Ден Г.Н. Механика потока в центробежных компрессорах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изложенный грубый, но достаточно простой^ способ подсчета

средних по ширине колеса значений сг (Ѳ) и си (0) при г = г2 по измеренным распределениям^давлений вдоль окружности г =

г2 позволяет вычислить Rx и Ry по формулам (8.6). Измерения давлений на стенках корпуса в сечении 2—2 особых затруднений не вызывают.

Чем больше неоднородность распределений давлений вокруг колеса в окружном направлении, тем больше круговая несимметрия полей скоростей за колесом и тем больше величины М и R. Поэтому качественная оценка влияния типа диффузора и выход­ ного устройства н а М и ^ может быть сделана по распределениям давлений за колесом и около его дисков.

Измерения, выполненные А. Н. Шершневой [67], показывают, что при обычном классе чистоты обработки поверхности корпуса

идисков статическое давление на вращающихся дисках колеса

ипротиволежащих стенках корпуса практически одинаковы

при относительных осевых зазорах 0,007 <7 s < 0,07, т. .е. давление не меняется по ширине осевых зазоров между колесом и корпусом. Следовательно, для получения распределения давле­ ний вокруг колеса достаточно измерить давления на стенках Кор­ пуса-

Распределения давлений около рабочего колеса в ступенях, схемы которых приведены на рис. 7.2, показаны на рис. 8-2. Наибольшие нарушения круговой симметрии давлений вокруг колеса при нерасчетных режимах работы наблюдаются в ступенях с улитками, расположенными сразу после колеса. Простое объяс­ нение этого явления было дано В. Ф. Рисом [43]. При расчетном

режиме работы.ступени, когда а7 = <х7, поверхность улитки сов­ падает с расчетной поверхностью тока, при которой течение перед

улиткой осесимметрично. При увеличении угла а7 для сохране­ ния осевой симметрии течения перед улиткой необходимо было бы увеличить размеры сечений, а так как на выполненной улитке сделать это нельзя, то существующие сечения оказываются мень­

шими, чем следовало бы иметь при увеличенном угле а7. Поэтому средняя скорость потока в улитке возрастает вдоль окружности по мере увеличения угла 0, отсчитываемого от языка улитки, а давление в улитке уменьшается по мере роста средней скорости

в поперечных сечениях. При а7 < а7 размеры сечений оказываются большими, чем требуется для обеспечения осесимметричного те­ чения за колесом. В результате этого средние скорости в попереч­ ных сечениях улитки убывают по мере увеличения угла 0, а давле­ ния возрастают.

При отсутствии осевой симметрии потока за колесом под дей­ ствием разницы в давлениях около периферии дисков в полостях между дисками колеса и стенками корпуса возникают потоки,

направленные в сторону зон с пониженнымдавлением. Приа7 <

а7

16 г. Н. Ден

241


Рис. 8.2. Распределение давлений вокруг колеса около покрывающего (!) и рабо­

чего (//) дисков

(---------

7

=

1 ;------------ г

= 0 ,7 ) :

а

— ступень с улиткой

вблизи колеса;в

б

— безлопаточный диффузор и улитка трапециевидного сечения;

 

— безлопаточный диффузор и внутренняя улитка

 

 

 

 

Кривые

 

фГ2

 

 

 

 

 

 

 

а

б

 

ѳ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

0,307

0,282

0,331

 

 

 

 

 

 

 

2

0,214

0,209

0,246

 

 

 

 

 

 

 

3

0,097

0,091

0,106

 

 

242


область повышенного давления за колесом расположена около выходного сечения улитки, а пониженного (при малых углах Ѳ)—

около языка. При ос7 >> сс7 область низкого давления располо­ жена около выходного сечения улитки. В зазоре около рабочего диска поток, вызванный неравномерностью давлений за колесом, обтекает вал, диаметр которого значительно меньше диаметра «башмака» покрывающего диска. Поэтому вал, загромождая зазор между рабочим диском и корпусом, возмущает поток, на­ правленный поперек оси ротора, значительно меньше, чем «баш­ мак» покрывающего диска. Около рабочего диска при уменьше­ нии радиуса г неравномерность в распределении давлений вдоль

Рис. 8.3. Схема поперечного потока в зазорах около дисков колеса при отсутствии круговой симметрии в распределении давления за колесом прис&7 < а 7: а — у по­ крывающего; б у рабочего диска

окружности несколько уменьшается. При г = гл. р давление почти не изменяется в окружном направлении. Около покрывающего диска уменьшение радиуса г не приводит к выравниванию распре­ делений давлений по окружности. Качественная схема течения

в зазоре между колесом и стенками корпуса при а7 <<а7 показана на рис. 8.3.

Зависимости коэффициента момента М и коэффициента ради­

ального усилия R от режима работы ступеней приведены на рис. 8.4. В ступенях с улитками, расположенными сразу после

колеса, величины М и R минимальны на расчетных режимах

работы улиток. Так как при одинаковых значениях а7 размеры улитки гси — const вблизи выхода несколько больше, чем в улит­

ках си = const, то зависимости М (срг2) и R (срг2) в ступени с улит­ кой rca = const располагаются правее, чем при улитке си = const.

В ступени с безлопаточным диффузором и улиткой с переменным наружным радиусом спирали вследствие удаленности языка

16*

243

улитки от колеса осевая неравномерность потока за колесом не­ сколько меньше, чем при расположении улитки непосредственно

после колеса. Поэтому коэффициенты і^ и М в этом случае также несколько меньше, чем в ступени с бездиффузорной улиткой.

Спиральная камера с постоянным наружным радиусом R или внутренняя улитка (рис. 7.2, в) в ступени с безлопаточным диффузором вызывает значительно меньшее нарушение симметрии потока вокруг колеса, чем улитка с переменным наружным ра­ диусом спирали R (Ѳ). Неравномерность в распределении давле-

Рис. 8.4. Коэффициенты изгибающего момента (а) и радиального усилия (б):

I — улитка тс — const вблизи колеса; 2 — то же сц = const; 3 — безло­ паточный диффузор и улитка тс — const

ний по окружности при этом примерно одинакова при всех

режимах работы ступени. Коэффициент М для такой проточной части был минимален при большем значении q>r2, чем для других вариантов ступеней, так как внутренняя улитка была рассчитана

на больший угол На малое обратное влияние внутренней улитки на поток за колесом впервые, по-видимому, было указано в ра­ боте [55].

Кольцевая камера, расположенная за" безлопаточным диффу­ зором, примерно также возмущает поток за колесом, как вну­ тренняя улитка.

Лопаточный диффузор практически устраняет обратное влия­ ние улитки на поток за колесом в том случае, когда расчетный угол входа потока в улитку соответствует углу выхода потока из диффузора, но лопаточный диффузор вызывает шаговую неравно­ мерность потока. Радиальное усилие R и момент М при правиль­

244


ном согласовании угла выхода лопаток диффузора и улитки не­ значительны при всех режимах работы ступени.

Нарушение осевой симметрии течения вокруг ротора вызывает не только появление силы R й момента М, но и приводит к появ­ лению динамических напряжений в деталях колеса — дисках и лопатках, так как колесо при этом вращается в нестационарном по отношению к нему поле давлений. При совпадении числа им­ пульсов, вызванных неравномерностью поля давлений за колесом по окружности, с одной из собственных частот колебаний какойлибо детали колеса в этом элементе конструкции могут возникать опасные динамические напряжения. Уровень динамических напря­ жений зависит от амплитуды вынуждающей силы. Так как не­ равномерность поля давлений за колесом в ступенях с бездиффузорной улиткой оказывается наименьшей при расчетном режиме работы, то при постоянной скорости вращения ротора отклонение режима работы ступени от расчетного приводит к увеличениюдина­ мических напряжений в колесе. Обычно при «2 — const допусти­ мые отклонения режима работы ступени от расчетного в сторону меньших производительностей определяются опасениями при­ близиться к границе помпажа или вращающегося срыва. Допу­ стимые отклонения производительности от расчетной при фг21>

Р> ф* 2 диктуются именно соображениями динамической прочности ротора.

С точки зрения равномерности полей давлений вокруг колеса наилучшей является конструкция с безлопаточным диффузором и внутренней улиткой или кольцевой камерой, при которой дина­ мическое воздействие потока на ротор при отсутствии вращающе­ гося срыва оказывается минимальным. Однако экономичность такой ступени при одних и тех же радиальных габаритах диффу­ зора оказывается хуже, чем при лопаточном диффузоре. Появ­ ление вращающегося срыва в ступени с безлопаточным диффузором может вызвать такие же опасные динамическиенапряжения в ро­ торе, как и наличие неоднородного поля давлений, стационарного по отношению к корпусу, но нестационарного по отношению к колесу.

Как уже указывалось в гл. 4, величина шаговой неравномер­ ности давлений за колесом в ступени с лопаточным диффузором довольно существенно зависит от расстояния между колесом и лопатками и заметно снижается при увеличении этого расстояния. В отличие от ступени с улиткой, расположенной вблизи колеса, или с безлопаточным диффузором и улиткой, где неоднородность потока вызывает вынуждающую силу, основная гармоника ко­ торой имеет частоту вращения п, в ступени с лопаточным диффу­ зором частота вынуждающей силы более высокая и- равна nz3. Изменение числа лопаток диффузора изменяет частоту вынуждаю,- щей силы, что позволяет в некоторых случаях отстраиваться от резонансных частот рабочего колеса.

245


При расчете осевого усилия, действующего на ротор центро­ бежной компрессорной машины, обычно принимается ряд упро­ щающих допущений. Определение осевого усилия производится для расчетного режима, при котором течение за колесом в наи­ меньшей степени отличается от осесимметричногоПри расчете принимается, что в зазорах около дисков колеса газ вращается с угловой скоростью, равной половине скорости ротора, и давле­ ние в зазорах изменяется вдоль радиуса по квадратичной зависи­ мости. Это допущение справедливо лишь при небольших ширинах зазоров и малых расходах газа через лабиринтные уплотнения дисков колеса. Если считать, что давление за колесом по ширине канала неизменно, т. е. р2р = р2п, то силы давления, приложенные к кольцевым площадкам, ограниченным радиусами гл. п и г2, рабочего и покрывающего дисков, будут уравновешивать друг

друга и в формуле (8.8) величина АТ = 0. Тогда, если поток перед входом в колесо однороден, т. е. скорость и давление не меняются по сечению 00,

Т = 0,25л; {?п.п- 7 1 . р) |р2 - 0,125/с„ [1 -

0,5 (?л. п + ?л. р)]) -

—0,25я(го— Гв) фо>

(8.16

где кѵ— отношение среднего значения плотности газа в зазоре

кРн-

Вдействительности распределения давлений в зазорах около

рабочего и покрывающего дисков, различны и АТ Ф 0, поэтому формула (8.16) позволяет подсчитать лишь часть осевого усилия. На рис. 8.5 показаны зависимости опытных значений коэффи­

циентов Т г и АТ от режима работы ступени, изображенной на

рис. 7-2, а; там же нанесена расчетная величина Т определенная по формуле

Ті = 0,25я(і*. п—Н.р)(р2-0,1251/^[1 -Ь,5(?*. „ + 7S. р)]).(8.17)

Опытная зависимость Т г (срг2) удовлетворительно согласуется с расчетной, однако неучитываемая в расчетной формуле (8.16)

величина АТ соизмерима с Т1 (на рис. 8.5 величина АТ1достигает

50% от Т ])• Неучет величины АТ может привести к ощутимой погрешности в определении удельного давления на колодки упор­ ного подшипника.

В нагнетателях природного газа с консольным расположением колеса на валу вследствие существенной разницы в давлениях ра и ро большой величины достигает составляющая осевого усилия

Я/-Л. р (ро — ра), направленная в сторону нагнетания. При ука­ занных на рис. 8.1 знаках усилий эта составляющая отрицательна.

При больших значениях срг2 суммарное осевое усилие также может на некоторых режимах оказываться отрицательным, тогда

246