Файл: Гликман Б.Ф. Автоматическое регулирование жидкостных ракетных двигателей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 186
Скачиваний: 2
Произведем замену переменных в уравнениях |
(3.11) |
и (3.15): |
|||||||||
&w cp |
d w |
I WcP |
— |
d w |
, |
Pep |
d p I 0 |
ДРср^ср |
— |
л |
|
----------------------- |
d;; |
1------------ |
да _ _ _ ] |
----------------- |
Р^ |
Г Г - + 2 |
-----------------2pie)cp/ |
W = 0\ |
|||
2 |
I |
I1 |
д х |
да— |
0ДГ |
|
|
||||
|
a P c p |
-dpL- |
^cpPcp1 |
|
2 |
dw |
n |
|
|||
|
/ |
—PnЦ—-|.------------a P®cp |
3 |
—= 0 |
|
||||||
|
dt |
|
I |
|
âx |
I |
dx |
|
|
Разделив первое из получившихся уравнений на величину коэф фициента при его третьем члене, а второе — на коэффициент при первом члене, находим
Р®сра |
â w |
1 |
Рw cpa — d w |
, |
d p |
1 hPcp — Л |
(3.19) |
|
Рср |
— |
1 |
Pc p |
_ |
i — |
d x |
P cp |
|
dt |
|
d x |
|
|
||||
|
d p |
• + |
МЙ; 0/7 |
- |_ |
P®cpa |
d w |
— 0 . |
(3.20) |
|
d t |
|
d x |
|
p cv |
d x |
|
|
Здесь M = wcv[a — число Маха.
Так как для гидравлических трактов М<С 1, то соответствую щими конвективными членами в уравнениях (3.19) и (3.20) мож но пренебречь. В оставшиеся члены входят два безразмерных параметра: ршСра/Рср='а и Арсрірср. Параметр а является без размерным приведенным волновым сопротивлением, характери зующим при акустических колебаниях связь между изменениями скорости и давления.
Понятие «сопротивления» используется по аналогии с электротехникой, в которой сопротивление—коэффициент связи между изменением тока и на пряжения. Для акустических колебаний коэффициент связи между изменением скорости (тока) и давления (напряжения) в акустической волне также назы вается сопротивлением.
После приведения уравнений (3.11) и (3.15) к безразмерному виду волновое сопротивление pa стало -безразмерным рwa/p и этот параметр приобрел свойства критерия подобия. Течения с одинаковыми значениями а и Ар/р (с учетом граничных усло
вий — см. § 3.9) |
будут в |
акустическом смысле подобными. |
Другой безразмерный |
параметр Дрср/Рср характеризует роль |
|
вязкого трения. |
При (Дрср/Рср) <С (p w c v a l p Cp ) трением можно |
|
пренебречь. При |
{ А р с р / Р с р ) > (ршсра/рСр), наоборот, течение в |
первую очередь определяется силами трения жидкости о стенки, а акустические эффекты имеют меньшее значение. Для Ж РД по добный анализ имеет определенный смысл, так как в гидравли ческом тракте двигателя есть участки (зарубашечная полость камеры сгорания), на режим течения компонента в которых большое влияние оказывает распределенное вязкое трение о
стенки тракта.
Вернемся к решению уравнений динамики -гидравлического тракта. Для задач регулирования в большинстве случаев можно
108
ограничиться малыми отклонениями (вариациями) параметров (см. § 2.1). Малость отклонения определяется тем, что квадра том и более высокими степенями вариаций можно пренебречь по сравнению с самой вариацией. Выделив малую переменную со ставляющую параметров w = wcp+ 8w'; öp = pCp+èp', где wcp и Pep — средние стационарные значения параметров, приведем вариации скорости бw' и давления öp' к безразмерному виду, отнеся их передним значениям варьируемых величин бр = 6 р7 Рср; öw = öw'/wcp. Тогда й; = 1 + б«і, р=<1 +8р. Подставив эти значения параметров в уравнения (3.19) и (3.20), отбросив конвективные члены, находим уравнения движения жидкости в малых отклоне ниях *:
p w a |
d b w |
I дЪр |
^ А р ш = 0 |
(3.21) |
|
|
|
|
|
Р |
d t |
д х |
Р |
|
|
дЪр |
_|_ p w a |
â b w ' _Q |
(3.22) |
|
д Т |
Р д |
х |
|
|
|
Для анализа динамических характеристик и устойчивости сис- -темы наибольший интерес представляют вынужденные колеба ния в элементах системы. Динамические (частотные) характери стики системы определяют реакцию системы на гармоническое возмущение из внешнего источника. При анализе устойчивости системы также используются частотные характеристики элемен тов.
Рассмотрим случай, когда внешние воздействия приложены в виде гармонических (синусоидальных) возмущений на концах тракта. Для проведения промежуточных преобразований удобно задать возмущение в виде комплексного выражения— экспонен
циальной функции Ъу — Ь у е іа1. Так как над этими функциями будут совершаться только линейные операции, то действитель ную их часть можно при необходимости выделить из окончатель ного выражения. Частное периодическое решение системы урав нений (3.21) — (3.22) ищем в формуле установившихся гармони ческих колебаний:
Ьр=ЬреіаГ' bw= bw£iat. |
(3.23) |
Здесь бр и öiv — амплитуды колебаний давления и скорости. Амплитуды — величины комплексные, зависящие от частоты. В решении (3.23) присутствуют только члены, определяющие колебания давления и скорости жидкости с одной безразмерной
частотой со = со1/а, т. е. установившиеся гармонические колебания, после завершения переходных процессов. Таким образом на чальные условия, которые определяют переходные процессы в
* Здесь и далее будем опускать индекс «ср» для средних значений пара метров р, w и Др.
109
системе, можно не учитывать. Это существенно облегчает реше ние задачи.
Подставив соотношения для бр и бш из решения (3.23), полу чаем дифференциальные уравнения для амплитуды колебаний давления и скорости:
*Р —[—Іиі 9 W a \ i w + |
аЬр - 0 ; |
(3.24) |
||
Р |
I |
|
d x |
|
1 |
рw a |
d b w |
^ |
(3.25) |
ÜoSр |
Р |
d x |
|
|
|
|
|
Из сопоставления слагаемых в скобках в уравнении (3.24) мож но установить, что относительное влияние трения и акустических эффектов зависит от частоты колебаний. При очень низких час тотах определяющую роль играет трение, при более высоких частотах роль трения уменьшается.
Если в уравнения (3.24) и (3.25) перенести производную в ле вую часть:
— |
|
/ша) bw= Z (со) 8 да; |
(3.26) |
d x |
|
|
|
- |
= |
g- = r (-■)§- |
(3.27) |
d x |
|
a |
|
где а =pwajp-, h — Apjp,
то уравнения принимают вид, обычный в электротехнике для опи сания распространения колебаний напряжения (аналог давле ния) и тока (аналог скорости) в длинных электрических лини ях [28]. По аналогии можно назвать Z(a) комплексным сопро тивлением гидравлического тракта, а У (со) — комплексной про водимостью гидравлического тракта. Подобный подход попользу ется некоторыми авторами [31].
Подставив бр из уравнения (3.27) в выражение (3.26), нахо дим дифференциальное уравнение второго порядка для распре деления амплитуды вариации скорости вдоль тракта:
г Й У М 8Й = - ^ . |
(3.28) |
d x - |
|
Волновое уравнение для длинного гидравлического тракта при подстановке в него частного периодического решения (3.23) пре образуется в обыкновенное дифференциальное уравнение по про дольной координате, определяющее форму колебаний скорости и давления. Зависимость же решения от времени уже задана са мой формой решения (3.23). Если перейти вновь к исходным
ПО
величинам, то уравнение (3.28) приобретает следующий вид:
cflbw |
, |
h \ |
dx2 |
1— Ш ---- I ОТ!) = 0, |
|
|
а j |
|
или |
|
|
d2bw |
|
(3.29) |
dx^ |
|
|
|
|
|
где k ~ V — Y (со) Z (iu). Число |
k |
называется волновым числом |
или постоянной распространения. Уравнению (3.29) соответству ет характеристическое уравнение <72 +/г2 = 0 , корни которого
где й= Л/а = Д/?/(ртш).
Волновое число_можно разбить на веіцгственную и мнимую
составляющие: £ = о/—ib', которые определяются зависимостя ми [79]:
“' “ “ / т І / '+ 'М - т У + Ф
___ |
____І |
(3.30) |
т [ і / 1+ 4 (т )2_1]- .
При /?/а<Ссо эти соотношения.упрощаются:
b ' ^ b = — ;
а
а для волнового члена можно записать
/г = с |
— — |
(3.31) |
|
а |
|
где h — а=ртюа(р\ b= hja = Apl(pwa).
Дігфференциальное уравнение для амплитуды колебаний давле ния имеет точно такую же форму, как и уравнение для колеба ний скорости (3.29), и соответственно — одинаковое характери стическое уравнение. Решение для уравнения 2-го порядка (3.29) имеет, как известно, вид
= Сеч^х _|_ |
_ Се!к7 -(-De-''*1 . |
(3.32) |
Волновое число k в общем случае при А р ф ®— величина ком плексная. Лишь при /гсо/аСю2, т. е. при относительно малом
111
гидравлическом сопротивлении и достаточно большой частоте, вторым слагаемым в соотношении (3.31) можно пренебречь, и в
этом случае величина k оказывается вещественной. |
колебаниях |
В теории регулирования задачи о вынужденных |
|
принято решать с помощью преобразования Лапласа |
[67]. Одна |
ко применение метода Лапласа целесообразно, если |
затем, ис |
пользуя обратные преобразования, можно получить решение. При анализе вынужденных колебаний обратные преобразования не используются и кажется, что более наглядным является использование частного периодического решения в форме зависи
мостей (3.23). Система уравнений (3.21) — (3.22) |
имеет реше |
|
ния в форме соотношения (3.32) с произвольными постоянными, |
||
зависящими от граничных условий: |
|
|
8/7= |
8/7е''“г = (Ле'й -f Be~lkT) е!*‘ ; |
(3.33) |
8'ги = |
8‘вае|‘“<= (С е ш ' -j-De-;ft-r ) е'ш*. |
(3.34) |
Подставив соотношения |
(3.33) |
и (3.34) во второе уравнение сис |
|
темы (3.22), имеем |
|
|
|
- |
+ |
= |
(Ce'*7 -D e~ '* 7 ). |
|
|
|
P |
Так как параметры k и х в общем случае величины произволь ные, то для соблюдения последнего равенства необходимо, чтобы
коэффициенты при е'А'-г и е~ікх были одинаковыми в левой и правой частях равенства. Из этого условия определяется связь
между постоянными в решениях (3.33) |
и (3.34): |
В |
D. |
Ыр |
шр |
Учитывая эти соотношения, запишем в новой форме уравнение для вариации давления
Ь р = Ш^_ (£)е-'й7 - С е « г ) е г“С |
(3.35) |
шр |
|
В полученных решениях (3.34) и (3.35) вариации скорости и давления зависят как от координаты х, так и от времени_7. Одна ко при постоянном значении показателя экспоненты шt + kx =
= const для первых слагаемых в решениях и -со?—kx = const для вторых слагаемых в решениях эти члены остаются посто_янными.
Если влияние трения невелико и можно принять, что Ъ'~ 0, то
слагаемые и описывают распространение волн постоянной формы, бегущих вдоль тракта в разных направ лениях. Действительно, если вернуться к размерным параметрам
в показателе wt — kx — — (at —x), то постоянство показателя
П2