Файл: Гликман Б.Ф. Автоматическое регулирование жидкостных ракетных двигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 186

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Произведем замену переменных в уравнениях

(3.11)

и (3.15):

&w cp

d w

I WcP

d w

,

Pep

d p I 0

ДРср^ср

л

-----------------------

d;;

1------------

да _ _ _ ]

-----------------

Р^

Г Г - + 2

-----------------2pie)cp/

W = 0\

2

I

I1

д х

да

0ДГ

 

 

 

a P c p

-dpL-

^cpPcp1

 

2

dw

n

 

 

/

PnЦ—-|.------------a P®cp

3

—= 0

 

 

dt

 

I

 

âx

I

dx

 

 

Разделив первое из получившихся уравнений на величину коэф­ фициента при его третьем члене, а второе — на коэффициент при первом члене, находим

Р®сра

â w

1

Рw cpa d w

,

d p

1 hPcp — Л

(3.19)

Рср

1

Pc p

_

i —

d x

P cp

dt

 

d x

 

 

 

d p

• +

МЙ; 0/7

- |_

P®cpa

d w

0 .

(3.20)

 

d t

 

d x

 

p cv

d x

 

 

Здесь M = wcv[a — число Маха.

Так как для гидравлических трактов М<С 1, то соответствую­ щими конвективными членами в уравнениях (3.19) и (3.20) мож­ но пренебречь. В оставшиеся члены входят два безразмерных параметра: ршСра/Рср='а и Арсрірср. Параметр а является без­ размерным приведенным волновым сопротивлением, характери­ зующим при акустических колебаниях связь между изменениями скорости и давления.

Понятие «сопротивления» используется по аналогии с электротехникой, в которой сопротивление—коэффициент связи между изменением тока и на­ пряжения. Для акустических колебаний коэффициент связи между изменением скорости (тока) и давления (напряжения) в акустической волне также назы­ вается сопротивлением.

После приведения уравнений (3.11) и (3.15) к безразмерному виду волновое сопротивление pa стало -безразмерным рwa/p и этот параметр приобрел свойства критерия подобия. Течения с одинаковыми значениями а и Ар/р (с учетом граничных усло­

вий — см. § 3.9)

будут в

акустическом смысле подобными.

Другой безразмерный

параметр Дрср/Рср характеризует роль

вязкого трения.

При (Дрср/Рср) <С (p w c v a l p Cp ) трением можно

пренебречь. При

{ А р с р / Р с р ) > (ршсра/рСр), наоборот, течение в

первую очередь определяется силами трения жидкости о стенки, а акустические эффекты имеют меньшее значение. Для Ж РД по­ добный анализ имеет определенный смысл, так как в гидравли­ ческом тракте двигателя есть участки (зарубашечная полость камеры сгорания), на режим течения компонента в которых большое влияние оказывает распределенное вязкое трение о

стенки тракта.

Вернемся к решению уравнений динамики -гидравлического тракта. Для задач регулирования в большинстве случаев можно

108


ограничиться малыми отклонениями (вариациями) параметров (см. § 2.1). Малость отклонения определяется тем, что квадра­ том и более высокими степенями вариаций можно пренебречь по сравнению с самой вариацией. Выделив малую переменную со­ ставляющую параметров w = wcp+ 8w'; öp = pCp+èp', где wcp и Pep — средние стационарные значения параметров, приведем вариации скорости бw' и давления öp' к безразмерному виду, отнеся их передним значениям варьируемых величин бр = 6 р7 Рср; öw = öw'/wcp. Тогда й; = 1 + б«і, р=<1 +8р. Подставив эти значения параметров в уравнения (3.19) и (3.20), отбросив конвективные члены, находим уравнения движения жидкости в малых отклоне­ ниях *:

p w a

d b w

I дЪр

^ А р ш = 0

(3.21)

 

 

 

 

Р

d t

д х

Р

 

 

дЪр

_|_ p w a

â b w ' _Q

(3.22)

 

д Т

Р д

х

 

 

Для анализа динамических характеристик и устойчивости сис- -темы наибольший интерес представляют вынужденные колеба­ ния в элементах системы. Динамические (частотные) характери­ стики системы определяют реакцию системы на гармоническое возмущение из внешнего источника. При анализе устойчивости системы также используются частотные характеристики элемен­ тов.

Рассмотрим случай, когда внешние воздействия приложены в виде гармонических (синусоидальных) возмущений на концах тракта. Для проведения промежуточных преобразований удобно задать возмущение в виде комплексного выражения— экспонен­

циальной функции Ъу — Ь у е іа1. Так как над этими функциями будут совершаться только линейные операции, то действитель­ ную их часть можно при необходимости выделить из окончатель­ ного выражения. Частное периодическое решение системы урав­ нений (3.21) — (3.22) ищем в формуле установившихся гармони­ ческих колебаний:

Ьр=ЬреіаГ' bw= bw£iat.

(3.23)

Здесь бр и öiv — амплитуды колебаний давления и скорости. Амплитуды — величины комплексные, зависящие от частоты. В решении (3.23) присутствуют только члены, определяющие колебания давления и скорости жидкости с одной безразмерной

частотой со = со1/а, т. е. установившиеся гармонические колебания, после завершения переходных процессов. Таким образом на­ чальные условия, которые определяют переходные процессы в

* Здесь и далее будем опускать индекс «ср» для средних значений пара­ метров р, w и Др.

109


системе, можно не учитывать. Это существенно облегчает реше­ ние задачи.

Подставив соотношения для бр и бш из решения (3.23), полу­ чаем дифференциальные уравнения для амплитуды колебаний давления и скорости:

*Р —[—Іиі 9 W a \ i w +

аЬр - 0 ;

(3.24)

Р

I

 

d x

 

1

рw a

d b w

^

(3.25)

ÜoSр

Р

d x

 

 

 

 

Из сопоставления слагаемых в скобках в уравнении (3.24) мож­ но установить, что относительное влияние трения и акустических эффектов зависит от частоты колебаний. При очень низких час­ тотах определяющую роль играет трение, при более высоких частотах роль трения уменьшается.

Если в уравнения (3.24) и (3.25) перенести производную в ле­ вую часть:

 

/ша) bw= Z (со) 8 да;

(3.26)

d x

 

 

 

-

=

g- = r (-■)§-

(3.27)

d x

 

a

 

где а =pwajp-, h — Apjp,

то уравнения принимают вид, обычный в электротехнике для опи­ сания распространения колебаний напряжения (аналог давле­ ния) и тока (аналог скорости) в длинных электрических лини­ ях [28]. По аналогии можно назвать Z(a) комплексным сопро­ тивлением гидравлического тракта, а У (со) — комплексной про­ водимостью гидравлического тракта. Подобный подход попользу­ ется некоторыми авторами [31].

Подставив бр из уравнения (3.27) в выражение (3.26), нахо­ дим дифференциальное уравнение второго порядка для распре­ деления амплитуды вариации скорости вдоль тракта:

г Й У М 8Й = - ^ .

(3.28)

d x -

 

Волновое уравнение для длинного гидравлического тракта при подстановке в него частного периодического решения (3.23) пре­ образуется в обыкновенное дифференциальное уравнение по про­ дольной координате, определяющее форму колебаний скорости и давления. Зависимость же решения от времени уже задана са­ мой формой решения (3.23). Если перейти вновь к исходным

ПО


величинам, то уравнение (3.28) приобретает следующий вид:

cflbw

,

h \

dx2

1Ш ---- I ОТ!) = 0,

 

а j

или

 

 

d2bw

 

(3.29)

dx^

 

 

 

где k ~ V Y (со) Z (iu). Число

k

называется волновым числом

или постоянной распространения. Уравнению (3.29) соответству­ ет характеристическое уравнение <72 +/г2 = 0 , корни которого

где й= Л/а = Д/?/(ртш).

Волновое число_можно разбить на веіцгственную и мнимую

составляющие: £ = о/—ib', которые определяются зависимостя­ ми [79]:

“' “ “ / т І / '+ 'М - т У + Ф

___

____І

(3.30)

т [ і / 1+ 4 (т )2_1]- .

При /?/а<Ссо эти соотношения.упрощаются:

b ' ^ b = — ;

а

а для волнового члена можно записать

/г = с

— —

(3.31)

 

а

 

где h — а=ртюа(р\ b= hja = Apl(pwa).

Дігфференциальное уравнение для амплитуды колебаний давле­ ния имеет точно такую же форму, как и уравнение для колеба­ ний скорости (3.29), и соответственно — одинаковое характери­ стическое уравнение. Решение для уравнения 2-го порядка (3.29) имеет, как известно, вид

= Сеч^х _|_

_ Се!к7 -(-De-''*1 .

(3.32)

Волновое число k в общем случае при А р ф ®— величина ком­ плексная. Лишь при /гсо/аСю2, т. е. при относительно малом

111


гидравлическом сопротивлении и достаточно большой частоте, вторым слагаемым в соотношении (3.31) можно пренебречь, и в

этом случае величина k оказывается вещественной.

колебаниях

В теории регулирования задачи о вынужденных

принято решать с помощью преобразования Лапласа

[67]. Одна­

ко применение метода Лапласа целесообразно, если

затем, ис­

пользуя обратные преобразования, можно получить решение. При анализе вынужденных колебаний обратные преобразования не используются и кажется, что более наглядным является использование частного периодического решения в форме зависи­

мостей (3.23). Система уравнений (3.21) — (3.22)

имеет реше­

ния в форме соотношения (3.32) с произвольными постоянными,

зависящими от граничных условий:

 

8/7=

8/7е''“г = (Ле'й -f Be~lkT) е!*‘ ;

(3.33)

8'ги =

8‘вае|‘“<= (С е ш ' -j-De-;ft-r ) е'ш*.

(3.34)

Подставив соотношения

(3.33)

и (3.34) во второе уравнение сис­

темы (3.22), имеем

 

 

 

-

+

=

(Ce'*7 -D e~ '* 7 ).

 

 

 

P

Так как параметры k и х в общем случае величины произволь­ ные, то для соблюдения последнего равенства необходимо, чтобы

коэффициенты при е'А'-г и е~ікх были одинаковыми в левой и правой частях равенства. Из этого условия определяется связь

между постоянными в решениях (3.33)

и (3.34):

В

D.

Ыр

шр

Учитывая эти соотношения, запишем в новой форме уравнение для вариации давления

Ь р = Ш^_ (£)е-'й7 - С е « г ) е г“С

(3.35)

шр

 

В полученных решениях (3.34) и (3.35) вариации скорости и давления зависят как от координаты х, так и от времени_7. Одна­ ко при постоянном значении показателя экспоненты шt + kx =

= const для первых слагаемых в решениях и -со?—kx = const для вторых слагаемых в решениях эти члены остаются посто_янными.

Если влияние трения невелико и можно принять, что Ъ'~ 0, то

слагаемые и описывают распространение волн постоянной формы, бегущих вдоль тракта в разных направ­ лениях. Действительно, если вернуться к размерным параметрам

в показателе wt — kx — — (at —x), то постоянство показателя

П2