Файл: Гликман Б.Ф. Автоматическое регулирование жидкостных ракетных двигателей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 188
Скачиваний: 2
и из второго граничного условия (3.38)
D = а' + —- е2/йС- |
Т2 |
(3.44) |
а' — ф2 |
а' — 4-2 |
|
Здесь а' = і ^ - А = а і _ .
РCO
Для свободных колебаний жидкости, т. е. колебаний .без внеш них возмущающих воздействий, если в соотношениях (3.43) и (3.44) принять буі=бу2 = 0, то из них определяется связь между параметрами на входе и выходе тракта:
а' + Фі _ а' 4- Ф2 e2,.fe |
(3.45) |
||
а' — фі |
а' — Фг |
||
|
|||
Разрешив уравнение (3.45) |
относительно входного импеданса |
трі, находим соотношение для входного сопротивления тракта длиной I:
|
|
2ik |
|
|
= Ф і: |
1 + рр,* |
(3.46) |
|
1 —Рп е2 Ik |
||
|
|
||
Здесь Р.р* ■ |
ф2 — Д |
|
|
ф2 + Д' |
|
|
Из уравнений (3.43) и (3.44) определяем соотношения для коэффициентов С и D:
Тг (д' — Фі) ву2 — Ті (а' —г Фг) е !Нуі . (а' + Фі) (а' - ф2) е~/й - (а' - <h) (а' + Фг) е,й ’
Т2 (а' + Фі) 8#г — Ті (Д' + ф2) егй8ух_____
(а' + Фі) (“' — Фг) е~г* — (а' — фц) (а' + ф2) е/й
Подставив значения коэффициентов С и fl в решения (3.34) и (3.35), после преобразований получаем
= |
Т2 |
[(Д' — Фі) е ш ' + |
(a' + Фі) e ~ i k x ] |
Ь у 2 |
_ |
|
(Д' + |
Фі) (Д' — фг) e "'ft — (д' — фі) (Д' + ф2) е‘й |
|
||
|
Ті [(Д' — Фг) |
+ (Д' + ф2) |
8р~і . |
(3.47) |
|
|
(а ' + фі) (а ' — ф2) е_,й — (а ' — фг) ( а ' + ф2) е ій |
|
|||
|
Д'Т2 [(Д' + фі) е~1кх — (о' - - фх) е;й-с] Ъу2 |
|
|||
|
(Д' + Фі) (а' — Фг) е~ік— (Д' — Фі) (Д' + фг) егй |
|
|||
_ |
а'Ті [(Д' + ф2)е'й(1~-° — (а' — ф2) е~/й(1~Л)] Щ |
(3.48) |
|||
|
|
|
|
|
(Д' + Фі) (а' — Фг) е~'й —.(а' — Фі) (а' + фг) еій
117
Выражения (3.47) и (3.48) описывают распространение вынуж денных колебаний скорости и давления в однородном гидравли ческом тракте.
Характер распределения амплитуд колебаний давления и ско рости вдоль тракта определяется параметрами а', г|),, а|з2 и k. В общем случае все эти параметры являются величинами ком
плексными, зависящими |
от частоты. В частном случае относи |
||
тельно |
малого |
влияния |
вязкого трения, когда [см. формулу |
(3.31)] |
—гз <С 1, |
молено |
принять Ь'ж0, волновое число /е = со |
|
арш |
|
|
оказывается величиной вещественной, а вслед за этим и приве денное волновое сопротивление
, |
рa w k |
p a w |
|
ры |
Р |
также оказывается величиной вещественной, независящей от частоты. В наиболее простом и в то лее время наиболее распро страненном случае, граничных условий (3.37) и (3.38) граничные импедансы фч и ф2 и коэффициенты усиления уі и у2— величины вещественные.
Частные случаи упрощения общих зависимостей (3.47) и (3.48) рассматриваются ниже.
3.3. СОБСТВЕННАЯ ЧАСТОТА КОЛЕБАНИЙ ЖИДКОСТИ В ТРАКТЕ. УСТОЙЧИВОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ж и д к о с т и
Для анализа динамических характеристик двигателя в пер вую очередь представляют интерес вынужденные колебания сре ды в его элементах. В связи с этим основное .внимание в данной главе, посвященной динамике гидравлических трактов, сосредо точено на рассмотрении вынужденных колебаний жидкости в тракте.
Однако для объяснения некоторых особенностей динамиче ских характеристик гидравлического тракта необходимо прив лечь решения для свободных колебаний жидкости, в частности, понятие с собственной частоте колебаний жидкости в тракте. Рассмотрим свободные колебания жидкости, т. е. колебания, воз никающие в тракте после окончания действия внешних возмуще ний.
Уравнения двилсения (3.21) и (3.22) имеют решения, удов летворяющие граничным условиям (3.37) и (3.38), в которых принято öz/i = 6 z/ 2 = 0 , только при определенных значениях часто ты колебаний со. Другими словами, в магистрали могут происхо дить свободные колебания жидкости только с определенными частотами, которые называются собственными частотами коле баний лшдкости в данном тракте. Значения собственных частот
П 8
зависят от свойств жидкости, длины тракта и граничных импедансов -фі « фг-
При свободных колебаниях öyi = 6 г/ 2 = 0, и в то же время ам плитуды колебаний давления и скорости в общем случае отлич ны от нуля. Это возможно, если знаменатель в решениях (3.47) и (3.48) равен нулю. Условие равенства нулю характеристического
уравнения системы (знаменателя) |
определяет собственные час |
||||
тоты тракта. |
|
|
|
_ |
_ |
Примем, что трение относительно мало, т. е. ш |
b, [и соот |
||||
ветственно ü/ = w и Ь — — , |
— |
ш |
— |
— і |
Тогда’ха- |
а |
|
\ |
“ / |
і |
рактеристическое уравнение (знаменатель уравнений (3.45) и (3.46)) запишется так:
а ^ 1 — г — ^ -)- <!> |
а 1 - г — — ф,2 |
Фі |
X |
|
Т |
|
|
X |
е2,'е= 0 , |
|
(3.49) |
где ß — собственное число. |
_ |
||
Если учитывать распределенное трение, т. е. считать |
5/© ^ 0, |
||
то уравнение (3.49) |
сводится к двум уравнениям для. |
действи |
тельной и мнимой частей, решение которых возможно только чис ленно. Оценим величину
Ь = — Ар |
р |
Ар |
а р |
рw a |
р |
Для входных трактов двигателя потери на трение составляют |
обычно сотые доли от общего давления, |
т. е. Д /?/р«0 ,0 1 —0 ,1 , а |
||||||||||
для трактов внутри двигателя — десятые |
доли, т. е. ориентиро |
||||||||||
вочно Д/?/р«0,1—0,3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
П риняв |
дл я входны х тр убоп роводов ю = 10 м /с, |
а = 1000 |
м /с, р = |
10е Н /м 2, |
||||||
р = |
1000 к г /м 3, находим^ |
что |
а = 1 0 . |
Аналогично |
для трактов |
внутри двигателя' |
|||||
при |
ш = 20 |
м /с, а = 1 0 0 0 |
м /с, |
р = 1000 кг/м3, р = 2 -ІО7 |
Н /м 2 получаем |
величину |
|||||
а=1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом, параметр распределенного трения 5 для трак |
||||||||||
тов от баков до двигателя имеет порядок |
5=0,001—0,01, а |
для |
|||||||||
трактов внутри двигателя 5= 0,1—0,3. |
Так |
как |
при резонансе |
||||||||
— , л |
’> то в большинстве случаев оказывается, что |
~ь |
. |
||||||||
ш |
|
т г |
1 - |
||||||||
Благодаря этому влиянием |
трения |
на |
собственную |
О) |
|
||||||
частоту |
жидкости можно пренебречь. Этот факт хорошо известен в тео рии колебаний [75]. Без учета трения характеристическое урав нение существенно упрощается. Если принять, что собственные
числа системы — величины комплексные ß= v-t-ico, то после
119
разделения характеристического |
уравнения |
на действительные |
|||
и мнимые части получаем |
|
|
|
|
|
e - c o s 2 « = ( l |
+ * • ) ( ! - £ ) / ( > - * • ) ( ■ + £ ) ; |
(3.50) |
|||
|
e2 vsin2 co = |
0. |
|
(3.51) |
|
Из соотношения |
(3.51), так |
как |
е2ѵФ 0, |
находим, |
что ш= |
— п — , где ( п = 0 , 1 , 2 ,...), но не |
все значения |
п удовлетворяют |
соотношению (3.50). Так как экспоненциальная |
функция всегда |
|
положительна, то знак косинуса |
должен совпадать со знаком |
правой части, причем cos«— |
положителен |
для |
четных |
значе |
|
ний ѣ и отрицателен при нечетных его значениях. |
Для |
нахож |
|||
дения величины V необходимо |
учитывать, |
что |
J |
соэ2ш [ = 1 . |
|
Учтя указанные факты, находим соотношения для |
собственной |
||||
частоты магистрали [27]: |
|
|
|
|
|
п = 0, 2, 4,.. |
|
|
> 0 ; |
(3.52) |
|
ля |
|
|
|
|
|
~~2
« = 1 , 3, 5,..
и коэффициента затухания
н |
- * ) < 0 |
(3.53) |
( - т ) ( ‘ + т )
ѵ = — ln |
(3.54) |
2 |
|
В случае |
^ ^l — ^ -j = 0 уравнение (3.49) не имеет реше |
ния, т. е. система не имеет собственной частоты. Это условие является граничным [см. формулу (3.52)] для перехода * системы от собственной частоты, соответствующей симметричным гра ничным условиям, к собственной частоте, соответствующей несимметричным граничным условиям, т. е. соответствующей пе реходу от тракта с обоими открытыми или обоими закрытыми (в акустическом смысле) концами к трубе с одним открытым, а другим — закрытым концом.
* С качкообразное |
изм енение собствен ной частоты и м еет м есто только при |
чисто активных (т. е. |
вещ ественны х) им педам сах тр(. и о|)2 и волн овом соп р о |
тивлении а. |
|
120
Таким образом, в зависимости от значений ірі/а и ф2/а по сравнению е единицей изменяется собственная частота и форма свободных колебаний жидкости в трубопроводе. Условие равен ства одного из граничных импедансов волновому сопротивлению, т. е. ф2 = а или фі = —а, является одновременно условием полно го выноса из системы (без отражения) акустической энергии. Этот режим работы магистрали аналогичен режиму электриче ской цепи с согласованной нагрузкой [76].
В отличие от электрических цепей в трубопроводе возможен режим с полным выносом колебательной энергии не только в сторону движения жидкости, но и против потока, в сторону вхо да в тракт при совпадении величины — а с входным импедансом фі, который для устойчивой системы обычно имеет отрицатель ный знак.
При согласованной нагрузке и вынужденных колебаниях в системе имеют место колебания с бегущими волнами, амплиту да которых постоянна вдоль тракта. Наиболее простое объясне ние эффекта отсутствия отражения заключается в том, что при совпадении величины волнового сопротивления со значением граничного импеданса (т. е. со значением местного сопротивле ния) на конце падающие волны «не замечают» местной неодно родности и выходят из трубы без отражения на конце. Этот ре жим как раз соответствует случаю бегущих волн, т. е. режиму согласованной нагрузки или полному поглощению колебаний на соответствующем конце трубопровода.
При изменении значений параметров фі/а и ф2/а по сравнению с единицей собственная частота колебаний жидкости скачком изменяется в два раза. В плоскости параметров фі/а и ф2/а можно выделить области с различными значениями собственной частоты .(рис. 3.4).
Собственная частота со = дя (п= 1, 2, 3, ...) в акустике [71] соответствует трубе с обоими открытыми или обоими закрытыми концами. В плоскости параметров фі/а и ф2/а этой частоты соот ветствуют области |ф і/а| < 1 и |ф2/а | < 1 или [фі/а| > 1 и |ф2/ а | > 1 , т. е. также симметричные (по отношению модуля им
педансов к единице) граничные условия. Собственной частоте а — = (2п+1)л/2 (п = 0 , 1 , 2 , 3, ...), так же как и в акустике соответ ствуют несимметричные граничные условия:
I фіja I < 1 и I ф2/а I > 1 или | ф,/а | > 1 и | <]>2/а | < 1.
Это показывает, что для гидравлических трактов с протоком жидкости открытым в акустическом смысле является тот конец, для которого модуль отношения граничного импеданса к волно вому сопротивлению меньше единицы, и закрытым — для кото рого модуль этого отношения 'больше единицы.
В частных случаях (в том числе и в трактах двигателя) воз можны и простейшие граничные, условия, рассматриваемые
121