Файл: Гликман Б.Ф. Автоматическое регулирование жидкостных ракетных двигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 188

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и из второго граничного условия (3.38)

D = а' + —- е2/йС-

Т2

(3.44)

а' — ф2

а' — 4-2

 

Здесь а' = і ^ - А = а і _ .

РCO

Для свободных колебаний жидкости, т. е. колебаний .без внеш­ них возмущающих воздействий, если в соотношениях (3.43) и (3.44) принять буі=бу2 = 0, то из них определяется связь между параметрами на входе и выходе тракта:

а' + Фі _ а' 4- Ф2 e2,.fe

(3.45)

а' — фі

а' — Фг

 

Разрешив уравнение (3.45)

относительно входного импеданса

трі, находим соотношение для входного сопротивления тракта длиной I:

 

 

2ik

 

 

= Ф і:

1 + рр,*

(3.46)

 

1 —Рп е2 Ik

 

 

Здесь Р.р* ■

ф2 — Д

 

 

ф2 + Д'

 

 

Из уравнений (3.43) и (3.44) определяем соотношения для коэффициентов С и D:

Тг (д' — Фі) ву2 — Ті (а' —г Фг) е !Нуі . (а' + Фі) (а' - ф2) е~/й - (а' - <h) (а' + Фг) е,й ’

Т2 (а' + Фі) 8#г — Ті (Д' + ф2) егй8ух_____

(а' + Фі) (“' — Фг) е~г* — (а' — фц) (а' + ф2) е/й

Подставив значения коэффициентов С и fl в решения (3.34) и (3.35), после преобразований получаем

=

Т2

[(Д' — Фі) е ш ' +

(a' + Фі) e ~ i k x ]

Ь у 2

_

 

(Д' +

Фі) (Д' — фг) e "'ft — (д' — фі) (Д' + ф2) е‘й

 

 

Ті [(Д' — Фг)

+ (Д' + ф2)

8р~і .

(3.47)

 

(а ' + фі) (а ' — ф2) е_,й — (а ' — фг) ( а ' + ф2) е ій

 

 

Д'Т2 [(Д' + фі) е~1кх — (о' - - фх) е;й-с] Ъу2

 

 

(Д' + Фі) (а' — Фг) е~ік— (Д' — Фі) (Д' + фг) егй

 

_

а'Ті [(Д' + ф2)е'й(1~-° — (а' — ф2) е~/й(1~Л)] Щ

(3.48)

 

 

 

 

 

(Д' + Фі) (а' — Фг) е~'й —.(а' — Фі) (а' + фг) еій

117


Выражения (3.47) и (3.48) описывают распространение вынуж­ денных колебаний скорости и давления в однородном гидравли­ ческом тракте.

Характер распределения амплитуд колебаний давления и ско­ рости вдоль тракта определяется параметрами а', г|),, а|з2 и k. В общем случае все эти параметры являются величинами ком­

плексными, зависящими

от частоты. В частном случае относи­

тельно

малого

влияния

вязкого трения, когда [см. формулу

(3.31)]

—гз <С 1,

молено

принять Ь'ж0, волновое число /е = со

 

арш

 

 

оказывается величиной вещественной, а вслед за этим и приве­ денное волновое сопротивление

,

рa w k

p a w

 

ры

Р

также оказывается величиной вещественной, независящей от частоты. В наиболее простом и в то лее время наиболее распро­ страненном случае, граничных условий (3.37) и (3.38) граничные импедансы фч и ф2 и коэффициенты усиления уі и у2— величины вещественные.

Частные случаи упрощения общих зависимостей (3.47) и (3.48) рассматриваются ниже.

3.3. СОБСТВЕННАЯ ЧАСТОТА КОЛЕБАНИЙ ЖИДКОСТИ В ТРАКТЕ. УСТОЙЧИВОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ж и д к о с т и

Для анализа динамических характеристик двигателя в пер­ вую очередь представляют интерес вынужденные колебания сре­ ды в его элементах. В связи с этим основное .внимание в данной главе, посвященной динамике гидравлических трактов, сосредо­ точено на рассмотрении вынужденных колебаний жидкости в тракте.

Однако для объяснения некоторых особенностей динамиче­ ских характеристик гидравлического тракта необходимо прив­ лечь решения для свободных колебаний жидкости, в частности, понятие с собственной частоте колебаний жидкости в тракте. Рассмотрим свободные колебания жидкости, т. е. колебания, воз­ никающие в тракте после окончания действия внешних возмуще­ ний.

Уравнения двилсения (3.21) и (3.22) имеют решения, удов­ летворяющие граничным условиям (3.37) и (3.38), в которых принято öz/i = 6 z/ 2 = 0 , только при определенных значениях часто­ ты колебаний со. Другими словами, в магистрали могут происхо­ дить свободные колебания жидкости только с определенными частотами, которые называются собственными частотами коле­ баний лшдкости в данном тракте. Значения собственных частот

П 8


зависят от свойств жидкости, длины тракта и граничных импедансов -фі « фг-

При свободных колебаниях öyi = 6 г/ 2 = 0, и в то же время ам­ плитуды колебаний давления и скорости в общем случае отлич­ ны от нуля. Это возможно, если знаменатель в решениях (3.47) и (3.48) равен нулю. Условие равенства нулю характеристического

уравнения системы (знаменателя)

определяет собственные час­

тоты тракта.

 

 

 

_

_

Примем, что трение относительно мало, т. е. ш

b, [и соот­

ветственно ü/ = w и Ь — — ,

ш

— і

Тогда’ха-

а

 

\

“ /

і

рактеристическое уравнение (знаменатель уравнений (3.45) и (3.46)) запишется так:

а ^ 1 — г — ^ -)- <!>

а 1 - г — — ф,2

Фі

X

 

Т

 

X

е2,'е= 0 ,

 

(3.49)

где ß — собственное число.

_

Если учитывать распределенное трение, т. е. считать

5/© ^ 0,

то уравнение (3.49)

сводится к двум уравнениям для.

действи­

тельной и мнимой частей, решение которых возможно только чис­ ленно. Оценим величину

Ь = — Ар

р

Ар

а р

рw a

р

Для входных трактов двигателя потери на трение составляют

обычно сотые доли от общего давления,

т. е. Д /?/р«0 ,0 1 0 ,1 , а

для трактов внутри двигателя — десятые

доли, т. е. ориентиро­

вочно Д/?/р«0,1—0,3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П риняв

дл я входны х тр убоп роводов ю = 10 м /с,

а = 1000

м /с, р =

10е Н /м 2,

р =

1000 к г /м 3, находим^

что

а = 1 0 .

Аналогично

для трактов

внутри двигателя'

при

ш = 20

м /с, а = 1 0 0 0

м /с,

р = 1000 кг/м3, р = 2 -ІО7

Н /м 2 получаем

величину

а=1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, параметр распределенного трения 5 для трак­

тов от баков до двигателя имеет порядок

5=0,001—0,01, а

для

трактов внутри двигателя 5= 0,1—0,3.

Так

как

при резонансе

— , л

’> то в большинстве случаев оказывается, что

.

ш

 

т г

1 -

Благодаря этому влиянием

трения

на

собственную

О)

 

частоту

жидкости можно пренебречь. Этот факт хорошо известен в тео­ рии колебаний [75]. Без учета трения характеристическое урав­ нение существенно упрощается. Если принять, что собственные

числа системы — величины комплексные ß= v-t-ico, то после

119


разделения характеристического

уравнения

на действительные

и мнимые части получаем

 

 

 

 

e - c o s 2 « = ( l

+ * • ) ( ! - £ ) / ( > - * • ) ( ■ + £ ) ;

(3.50)

 

e2 vsin2 co =

0.

 

(3.51)

Из соотношения

(3.51), так

как

е2ѵФ 0,

находим,

что ш=

— п — , где ( п = 0 , 1 , 2 ,...), но не

все значения

п удовлетворяют

соотношению (3.50). Так как экспоненциальная

функция всегда

положительна, то знак косинуса

должен совпадать со знаком

правой части, причем cos«—

положителен

для

четных

значе­

ний ѣ и отрицателен при нечетных его значениях.

Для

нахож­

дения величины V необходимо

учитывать,

что

J

соэ2ш [ = 1 .

Учтя указанные факты, находим соотношения для

собственной

частоты магистрали [27]:

 

 

 

 

 

п = 0, 2, 4,..

 

 

> 0 ;

(3.52)

ля

 

 

 

 

 

~~2

« = 1 , 3, 5,..

и коэффициента затухания

н

- * ) < 0

(3.53)

( - т ) ( ‘ + т )

ѵ = — ln

(3.54)

2

 

В случае

^ ^l — ^ -j = 0 уравнение (3.49) не имеет реше­

ния, т. е. система не имеет собственной частоты. Это условие является граничным [см. формулу (3.52)] для перехода * системы от собственной частоты, соответствующей симметричным гра­ ничным условиям, к собственной частоте, соответствующей несимметричным граничным условиям, т. е. соответствующей пе­ реходу от тракта с обоими открытыми или обоими закрытыми (в акустическом смысле) концами к трубе с одним открытым, а другим — закрытым концом.

* С качкообразное

изм енение собствен ной частоты и м еет м есто только при

чисто активных (т. е.

вещ ественны х) им педам сах тр(. и о|)2 и волн овом соп р о ­

тивлении а.

 

120


Таким образом, в зависимости от значений ірі/а и ф2/а по сравнению е единицей изменяется собственная частота и форма свободных колебаний жидкости в трубопроводе. Условие равен­ ства одного из граничных импедансов волновому сопротивлению, т. е. ф2 = а или фі = —а, является одновременно условием полно­ го выноса из системы (без отражения) акустической энергии. Этот режим работы магистрали аналогичен режиму электриче­ ской цепи с согласованной нагрузкой [76].

В отличие от электрических цепей в трубопроводе возможен режим с полным выносом колебательной энергии не только в сторону движения жидкости, но и против потока, в сторону вхо­ да в тракт при совпадении величины — а с входным импедансом фі, который для устойчивой системы обычно имеет отрицатель­ ный знак.

При согласованной нагрузке и вынужденных колебаниях в системе имеют место колебания с бегущими волнами, амплиту­ да которых постоянна вдоль тракта. Наиболее простое объясне­ ние эффекта отсутствия отражения заключается в том, что при совпадении величины волнового сопротивления со значением граничного импеданса (т. е. со значением местного сопротивле­ ния) на конце падающие волны «не замечают» местной неодно­ родности и выходят из трубы без отражения на конце. Этот ре­ жим как раз соответствует случаю бегущих волн, т. е. режиму согласованной нагрузки или полному поглощению колебаний на соответствующем конце трубопровода.

При изменении значений параметров фі/а и ф2/а по сравнению с единицей собственная частота колебаний жидкости скачком изменяется в два раза. В плоскости параметров фі/а и ф2/а можно выделить области с различными значениями собственной частоты .(рис. 3.4).

Собственная частота со = дя (п= 1, 2, 3, ...) в акустике [71] соответствует трубе с обоими открытыми или обоими закрытыми концами. В плоскости параметров фі/а и ф2/а этой частоты соот­ ветствуют области |ф і/а| < 1 и |ф2| < 1 или [фі/а| > 1 и |ф2/ а | > 1 , т. е. также симметричные (по отношению модуля им­

педансов к единице) граничные условия. Собственной частоте а — = (2п+1)л/2 (п = 0 , 1 , 2 , 3, ...), так же как и в акустике соответ­ ствуют несимметричные граничные условия:

I фіja I < 1 и I ф2/а I > 1 или | ф,/а | > 1 и | <]>2/а | < 1.

Это показывает, что для гидравлических трактов с протоком жидкости открытым в акустическом смысле является тот конец, для которого модуль отношения граничного импеданса к волно­ вому сопротивлению меньше единицы, и закрытым — для кото­ рого модуль этого отношения 'больше единицы.

В частных случаях (в том числе и в трактах двигателя) воз­ можны и простейшие граничные, условия, рассматриваемые

121