Файл: Гликман Б.Ф. Автоматическое регулирование жидкостных ракетных двигателей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 187
Скачиваний: 2
степени сведется к условию (at—x)=const. Если в момент і = 0 волна давления имеет какое-то распределение по длине, опреде ляемое коэффициентом D, то в момент t=t\ распределение пара метров в волне давления сохранится, только волна переместится вдоль тракта (рис. 3.2) на расстояние aty в положительном направлении по координате я.
|
8у< ' |
f2,h . |
|
|
1 |
йУг |
|
|
L |
|
|
|
|
1 |
|
|
О |
1 |
X |
Рис. 3.2. Распространение волн |
Ряс. 3.3. |
Расчетная схема гидрав |
|
давления вдоль тракта |
|
лического тракта |
|
С помощью аналогичных рассуждений можно показать, что
второй член Се'(“7+*-г) описывает распространение волны давле ния, бегущей по тракту в обратном направлении. Если учесть относительно небольшое вязкое трение, подставив значение вол нового числа k из соотношения (3.31) .в решение (3.35), то оно приобретает несколько другую форму:
5/7 = Ое~ь'хеіС<»І-ъ7) _ (jeb'xeuât+k7) _ |
(3.36) |
В этом случае, кроме экспоненциальных членов с чисто Мнимым показателем степени, описывающих распространение волн, поя вились члены с вещественными показателями, характеризующи ми затухание волн по длине из-за вязкого трения. Форма коле баний при Ъ'ФО изменяется в процессе движения волны вдоль тракта.
Гидравлические магистрали в двигателе являются основными элементами, связывающими между собой агрегаты двигателя — ТНА, газовые емкости, регуляторы и т. д. При этом параметры на входе и выходе из магистрали (давление, скорость или рас ход 'компонентов) одновременно служат входными или выходны ми параметрами для этих агрегатов. В то же время параметры, характеризующие протекание процессов в агрегатах (уровни давления, расходы, обороты и т. д.), являются внешними возму щающими воздействиями для гидравлической магистрали. При этом в замкнутой системе на магистраль одновременно действу ют возмущения с обоих концов (рис. 3.3): со стороны входа
113
( £ = 0 ) возмущение в виде вариации параметра бг/х агрегата, из которого поступает в магистраль жидкость, и вариация парамет ра öz/ 2 агрегата, в который из магистрали поступает компонент.
В общем случае со стороны каждого из концов может дейст вовать не одно, а несколько внешних возмущающих воздействий, например, изменение частоты вращения ТНА, давления на вхо де в насос и т. д. В этом случае (так как система линейная) воз мущения суммируются.
На входе и выходе магистрали в общем случае могут быть установлены местные гидравлические сопротивления. Из-за со противлений на концах давление в тракте 'будет зависеть и от изменения внешних параметра бух или бт/2 , и от изменения ско рости (расхода) жидкости. Аналогичное положение имеет место и на выходе из насоса, так как создаваемое центробежным насо сом давление зависит как от его частоты вращения и давления на входе (внешние параметры), так и от расхода жидкости через насос, т. е. через магистраль.
Учитывая отмеченные особенности, удобно записать гранич ные условия в следующей форме, описывающей поведение сис темы как при вынужденных, так и при свободных колебаниях:
Л = 0 Ь р = |
(3.37) |
|
х = \ |
bp=ty2bw-\-y2by2, |
(3.38) |
где фр $2— граничные |
импедансы (безразмерное |
сопротивле |
ние) на входе и выходе из магистрали;
Yj, Y2— коэффициенты усиления для вариаций внешних воз мущений на входе (бу і) и выходе (бі/г);
Ъуг, Ьуо— вариации внешних возмущающих воздействий. В общем случае как граничные импедансы, так и коэффициенты усиления для внешних возмущений могут, быть комплексными величинами, зависящими от частоты. Внешними возмущениями бі/і или бі/ 2 для гидравлического тракта являются колебания параметров в агрегатах, связанных между собой гидравлическим трактом (давления в газовых емкостях) частота вращения насо сов и т. д.). В частных случаях при анализе особенностей дина мических характеристик тракта или при экспериментальном их определении в качестве внешнего возмущения удобно принять амплитуду колебаний параметра потока в какой-либо проме жуточной точке тракта.
При свободных колебаниях внешние возмущения отсутству ют*., т. е. б|/і = бу2 = 0 .
В качестве примера граничного импеданса рассмотрим усло вия на конце магистрали, из которой компонент поступает в фор
* Вернее, уже отсутствуют, так как причиной свободных колебаний явля ются возмущения, которые действовали на систему раньше.
114
суночную головку камеры сгорания или газогенератора. В об щем случае необходимо учитывать изменение количества жидкости в головке за счет сжимаемости жидкости и податли вости стенок. Кроме того, в каналах форсунок жидкость имеет достаточно большую скорость и соответственно ощутимую инер ционность.
Если учесть все эти эффекты, граничный импеданс оказывает ся величиной комплексной, зависящей от частоты. Для простоты в первом приближении, пренебрегая указанными факторами, будем считать форсуночную головку как чистое (активное) гид равлическое сопротивление, для которого связь между расходом G и перепадом давления описывается обычной формулой гид равлики:
0 = рРфѴ2?{Р2 — Рк), |
(3.39) |
где р.Е'ф—площадь проходного сечения форсунок с учетом коэф фициента расхода р,;
f t и рк — давление перед форсунками (выходное сечение гид равлического тракта) и в камере сгорания.
Линеаризовав уравнение гидравлики (3.39) и приведя вариа ции к безразмерному виду, находим граничное условие на выходе
из магистрали (.т= 1 ) |
в амплитудах' |
|
|
|
|
оО — 8ку |
------ —------- 8п, |
Рк |
ЪРк |
||
2(Р2— Рк) |
|||||
|
2 ( Р 2 ~ Р к) |
|
|
||
или, приведя к форме соотношения (3.38), |
|
|
|||
Ь р 2 |
- 1 І Р 2 — Рк) - |
Ь р к . |
|
(3.40) |
|
|
Р2 |
Р2 |
|
|
|
Здесь 2(р2— рк)1ро= ^ 2 — граничный |
импеданс выходного сече |
||||
|
ния гидравлического тракта; |
||||
РкІР2 = У2— коэффициент усиления |
|
для внешнего |
|||
|
(по отношению к тракту) |
воздействия; |
Ър2 — колебания давления в камере сгорания
самплитудой 8рк.
Вкачестве другого примера граничных условий рассмотрим условия на входе в магистраль, в которую компонент подается центробежным насосом. Вопрос о динамике движения жидкости
впроточной части центробежного насоса будет рассматриваться подробно ниже, в гл. V. Там будет показано, что, если прене бречь инерцией жидкости и кавитационными явлениями в про точной части насоса, то в линеаризованном виде уравнение насо са имеет вид ■
(3.41)
&Ря
115
где 8 Д р н , Д/’н— амплитуда 'безразмерной вариации напора и на пор, развиваемый насосом;
8д , Ьро— амплитуды безразмерных вариаций давления на выходе из насоса (во входном сечении гидравли ческого, тракта) и на входе в насос;
Ьп— амплитуда безразмерной вариации частоты вра щения ТНА;
ф0 = — ——— безразмерный |
коэффициент наклона |
напорной |
||
Арн |
ÖG |
|
|
|
|
характеристики насоса по расходу; |
|
|
|
фл = — —^ — безразмерный |
коэффициент наклона |
напорной |
||
А р к |
д п |
|
|
|
|
характеристики насоса по частоте вращения |
|||
|
ТНА. |
|
|
|
Заметив, |
что бG= bw и приведя соотношение (3.41) |
к |
виду |
|
уравнения 1(3.37), находим граничное условие для случая, |
если |
жидкость подается на вход в магистраль центробежным насосом
(х = 0):
Sa = — |
— |
ЪРо, |
(3-42) |
Р1 |
Р1 |
Р\ |
|
где — граничный импеданс входного сечения гидрав-
Рі
личеокого тракта;
-Eli- (і)л = уі— коэффициент усиления для колебаний частоты
Р\
вращения ТНА;
— = Y i— коэффициент усиления для колебаний давле-
Р1
ния перед входом в насос.
В данном случае во входном сечении гидравлического тракта действуют одновременно два независимых внешних возмущаю щих воздействия: колебания частоты вращения в ТНА с ампли тудой Ьп и колебания давления на входе в насос с амплиту
дой бр0.
Для других вариантов условий на концах трубопроводов со отношения граничных имледансов находятся аналогичным путем.
Подставив в граничные условия (3.37) и (3.38) решения для
вариации скорости (3.34) и вариации давления |
(3.35), находим |
|||
из первого граничного условия (3.37) |
|
|
||
В = а' + ^ -С + |
7і |
■*Уѵ |
(3.43) |
|
а' —фі |
||||
а '-ф х |
|
116