Файл: Гликман Б.Ф. Автоматическое регулирование жидкостных ракетных двигателей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 189
Скачиваний: 2
обычно в акустике. Например, если на входе в тракт из баллона или бака (рис. 3.5) отсутствует местное сопротивление (ворон когаситель, фильтр, шайба, клапан и т. д.), то в первом приближении * можно принять, что при х = 0 öp « 0 , т. г. фі « 0 .
Другой случай — закрытого конца тракта (сфг->-оо) — осуще ствляется во входных трактах перед насосом (рис. 3.6). Так как насос создает большой напор и давление за насосом существен но больше, чем давление перед насосом, то колебания давления
4
3 =
=2=^1 |
-2— J - 4 <f/2 |
|
|
|
а |
|
|
-2Е |
|
|
|
■-J- |
|
|
|
ш-П 7Т(п = 1,2,3,...) |
|
|
|
Щ ы =(2п + Г ) 2 ( п =0.1,2,3....) ^ |
|
|
|
Рис. 3.4. Области различных значе |
Рис. 3.5. Гидравлнче- |
||
ний собственной |
частоты колебаний |
скш'і тракт с откры |
|
жидкости в тракте |
тым (в |
акустическом |
|
|
|
смысле) |
концом на |
|
|
|
входе |
іперед насосом (сечение х = 1), передаваясь по тракту в насосе на выход, оказываются очень маленькими по сравнению со средним уровнем давления за насосом. Так как расход через насос опре деляется условиями за насосом, то при малом уровне колебаний давления за насосом соответственно будут малы и колебания рас хода и скорости жидкости на входе в насос. Благодаря этому в первом приближении ** можно_принять, что на входе в насос
(х=1) выполняется условие бау»0, т. е. ф2-ѵоо. При определен ном сочетании параметров фі/а и ф2/а система может потерять
* |
П ренебрегая гидравлическим |
сопротивлением и з -за |
ускорения ж и д к о |
сти на |
в ход е в тракт. |
|
|
** Так как н е учиты вали податли вости кавитационной |
каверны на Входе |
||
&• насос, которая м ож ет сущ ественно |
влиять н а колебания, |
скорости. |
152
устойчивость [27], т. е. амплитуда одной из гармоник начнет не ограниченно (в линейном приближении) возрастать. •
Приведенное выше соотношение (3.54) определяет условия устойчивости системы, т. е. условия устойчивого течения жидко
сти в тракте. Так как величина ѵ определяет затухание свобод
ных колебаний жидкости в тракте, то ѵ = 0 соответствует границе устойчивости системы — в этом случае свободные колебания не
затухают. При ѵ>0 система неустойчива, амплитуда колебаний увеличивается; при ѵ< 0 система устойчива, так как свободные колебания затухают.
Рис. |
3.6. |
Гидравлический тракт |
Рис. 3.7. Границы устойчивости |
|||
с |
закрытым |
(в |
акустическом |
дл я гидравлического |
тракта в об- |
|
смы сле) |
кон цом |
на вы ходе |
ласти параметров |
т|)і/а и |
Из соотношения (3.54), приравняв ѵ нулю, находим условие на границе устойчивости
Выражение (3.55) распадается на два равенства, определяющие границу устойчивости гидравлического тракта в плоскости па раметров дрі/а и фг/а:
а. Ф1 Ф2 . . 1
а |
а |
’ |
а2 |
На рис. 3.7 приведены кривые границ устойчивости в параметрах
123
фі/а и фг/а, причем штриховка направлена в сторону области ус тойчивости. Здесь же пунктиром проведены прямые
ЬІа = ± [ и ф2/а — ± 1 ,
отделяющие области с одной формой и собственной частотой колебаний от областей с другими формами и собственными час
тотами (см. рис. 3.4). |
Система всегда неустойчива при фі>0 |
и |
одновременно фг< 0 |
и всегда устойчива при фі< 0 |
и |
фг>0. Неустойчивые режимы возможны также при одинаковых знаках граничных импедансов фі и ф2 — положительных или от рицательных.
Рассмотрим более подробно область, в которой фі>0 |
и ф2 >0. |
|||||
|
|
|
При увеличении фі/а от нуля до еди |
|||
|
|
|
ницы область устойчивости по ф2/а |
|||
|
|
|
расширяется. Это естественно, так как |
|||
|
|
|
при таких значениях і|ч/а у тракта аку |
|||
|
|
|
стически открытый конец на выходе н |
|||
|
|
|
по мере увеличения ф2/сі растет вынос |
|||
|
|
|
акустической энергии в связи с ростом |
|||
|
|
|
колебаний давления на выходе. |
|||
|
|
|
При ф2/а=1 имеет |
место |
полное |
|
|
|
|
поглощение |
(вынос) |
акустической |
|
|
|
|
энергии на |
выходе из тракта — режим |
||
Рис. 3.8. Н апорная |
х а |
с чисто бегущими волнами при согла |
||||
рактеристика |
центро |
сованной нагрузке на конце. В этом |
||||
беж н ого н асоса |
|
|||||
|
наименее благоприятном для возникно- |
|||||
|
|
|
||||
|
|
|
аения колебаний случае область устой |
|||
чивости по параметру ф2/а имеет максимальную ширину. |
||||||
При дальнейшем |
увеличении фг/а, |
т. е. при фг/а>1, |
изменя |
ется форма колебаний, так как выходное сечение трубопровода оказывается в акустическом -смысле закрытым концом. По мере роста ф2/а уменьшается амплитуда колебаний скорости, а вместе с ней уменьшается и вынос акустической энергии, что приводит к сужению области устойчивости по ф2/а. Аналогичные рассуж дения можно провести и для области, в .которой
ф]/а< ^ 0 и Ф2/а< ^ 0 .
Примером неустойчивой системы может служить гидравличе ский тракт с центробежным насосом на входе. При работе насоса на небольшом расходе G тангенс угла наклона напорной харак теристики иногда бывает положительным (рис. 3.8). Согласно граничному условию на входе в тракт (3.42) для этого случая входной импеданс фі оказывается положительным. При малом гидравлическом сопротивлении на выходе, т. е. при малом зна чении выходного импеданса фг, как это видно по кривым границ устойчивости (см. рис. 3.7), в системе возможно возникновение колебаний. Природа этих колебаний аналогична природе помпажных автоколебаний в вентиляторах и компрессорах [40].
124
3.4.ВЫНУЖДЕННЫЕ КОЛЕБАНИЯ ВЯЗКОЙ ЖИДКОСТИ
ВДЛИННЫХ ИМПУЛЬСНЫХ г и д р а в л и ч е с к и х линиях
Вприведенных выше уравнениях (3.47) -4- (3.48) для вынуж денных колебаний жидкости в гидравлическом тракте учитыва ются потери энергии, связанные с вязкостью жидкости, однако при этом используется зависимость величины трения от скорости
для стационарного потока жесткости.
Имеющиеся экспериментальные данные по распространению колебаний в гидравлическом тракте показывают, что гармоники более высокого порядка затухают быстрее, чем низкочастотные
■составляющие волн.
На рис. 3.9 приведены результаты экспериментов Холмбоу и Руло [39, 77] проведенные на гидравлическом тракте диаметром 25,4 мм и длиной 36,1 м, заполненном маслом. На конце трубы
Рис. 3.9. Колебания давления в длинном Гидравлическом трак те после мгновенного закрытия клапана
был установлен быстродействующий клапан. Изменение давле ния Ар отнесено к росту давления при прямом гидроударе awo, а время — к длительности прохождения волной всего тракта Ца. Кривая пульсаций давления после мгновенного закрытия клапа на (кривая 1) резко (кроме первого периода) отличается от теоретической кривой 2, полученной путем расчета методом характеристик с использованием квазистатического трения, в соответствии с которой волна, вызванная гидроударом, после многократного отражения не меняет своей формы, а из-за трения уменьшается только амплитуда.
Форма волны в эксперименте заметно изменяется, так как высокочастотные составляющие затухают быстрее, чем низкочас тотные. Кривая 3 представляет собой теоретическое решение Зилке [39] для неустановившегося ламинарного движения с уче том зависимости трения от частоты. Введение в уравнения коэф фициента трения, зависящего от частоты, позволяет достаточно точно учесть особенности искажения формы волны в силу зату хания гармоник высокого порядка.' Ниже будет показано, что
125
аналогичное положение имеет место с вынужденными колебани ями жидкости.
Рассмотренная ранее модель течения жидкости в тракте — одномерная, учитывающая изменения параметров потока только вдоль тракта и во времени. В действительности течение жидко сти в гидравлическом тракте заведомо неодномерное. Из-за дей ствия вязкости скорость жидкости уменьшается по мере .прибли жения к стенке и на самой стенке равна нулю. Кроме того, эпюра скорости зависит от условий течения. При ламинарном устано вившемся течении эпюра скорости параболическая, при разви том стационарном турбулентном течении в ядре потока скорость изменяется незначительно, а у стенки резко падает. При неуста новившемся режиме эпюра скорости изменяется, а вместе с ней — и силы .вязкого трения жидкости о стенки.
Задача о неустановнвшемся течении вязкой жидкости в тракте впервые была поставлена И. С. Громека [33]. Вынужденные колебания несжимаемой
вязкой |
жидкости в цилиндрической трубе рассматривались П. Лнмбоси [54], |
||
а затем |
более |
подробно — С. Ушида [87]. Теоретическое п экспериментальное |
|
исследование |
динамических характеристик длинных |
гидравлических трактов |
|
с ламинарным |
-режимом течения было выполнено |
Д ’Суза и Олденбургером |
[36]. Некоторые особенности распространения колебаний в длинных трактах рассмотрены в работе [6].
С вынужденными колебаниями жидкости в длинных гидрав лических трактах при ламинарном режиме течения приходится сталкиваться при анализе особенностей динамических характери стик импульсных трубок, идущих к регуляторам и измеритель ным приборам, а также в линиях питания гидропривода поворот ных двигателей или камер.
3.4.1. Исходные уравнения
Движение сжимаемой жидкости с постоянной вязкостью * в однородной цилиндрической трубе с жесткими стенками описы вается уравнениями Навье-Стокса в цилиндрических координа тах (пренебрегая окружной составляющей скорости) [52].
Уравнения двиоюения
(3.56)
(3.57)
* Вязкость можно принимать постоянной, если колебания температуры жидкости невелики.
126
Уравнение неразрывности
dp I |
dwr |
w. |
p |
d w r |
wr |
l L = o. |
(3.58) |
—1- 4 - р |
d r |
£.+ |
d x |
||||
ді |
|
|
dr |
' x d x |
v |
||
Здесь wx, wr— 'продольная |
и |
радиальная |
составляющие |
ско |
|||
|
рости; |
|
|
|
|
|
|
|
г — радиус; |
|
|
|
|
|
|
р, — коэффициент динамической вязкости. |
|
||||||
К уравнениям движения и неразрывности |
необходимо добавить |
уравнение состояния, которое в данном случае удобно записать в следующей форме:
ор. __ __ d p (3.59)
Рdp
где К;К— модуль объемного сжатия жидкости.
Для упрощения исходной системы уравнений введем безразмер ные переменные-.
w |
— |
Wг |
wx ----- ■ 'IQJ = |
___ ._ |
Wcp
~~L
Xr
x= - r
~R
t = —r ,— ; |
p = —— . причем / ? « ! . |
L / a |
p cp |
Уравнение (3.56) после введения безразмерных переменных и деления всех членов на рaycpa/L (коэффициент при первом члене) принимает вид
|
dwx |
I ®ср |
— |
dwr |
I |
wcp |
— |
âwx |
|
|
|
—— |
-|------- Wx |
dx |
--------- |
Wr |
zP-= |
||||
|
dt |
a |
|
|
|
a |
|
dr |
|
|
__ |
Pcp |
dp |
|
|л |
d-wx |
|
L |
p |
â2wx |
|
|
pwcpa |
dx |
|
?aL |
d ir |
|
R |
P a-R |
d72 |
|
|
|
I |
L |
p |
1 |
‘ |
dwx |
|
|
|
|
|
|
R |
paR |
у |
dJ |
|
|
|
При втором и третьем членах в левой части последнего уравне ния стоит множитель ауср/а = М, и так как число Маха в потоке очень мало, т. е. М<СІ, то этими двумя конвективными членами можно пренебречь. _
В правой части коэффициентом при производной от давления является обратная величина приведенного волнового сопротивле ния, имеющая обычно порядок единицы. Члены, учитывающие вязкое трение, имеют коэффициенты р,/(ра£) или р/ {paR). Так как Д<СТ, то члены с коэффициентом p/(paL) пренебрежимо малы по сравнению с членами с коэффициентом р,/{paR). Итак,
127